г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Организация работы юридического отдела на предприятии

Какой юрист лучше

Традиционно существует три формы взаимодействия компании и юриста. Первая-найм штатных специалистов. «Под рукой у директора всегда есть человек, состоящий в штате компании, с которым можно в любой момент посовещаться и поручить работу», - объясняет юрист юридической фирмы «Московские юристы» Константин Егоров.

Юрист на предприятииОн добавляет-штатный юрист всегда находится в курсе деятельности компании, ведь он контактирует с другими работниками ежедневно. Этот юрист участвует в процессе документооборота и знает историю процессов, происходящих в компании. Однако у такого сотрудничества есть и минусы. Как правило, штатный юрист находится на постоянной оплате труда. «Он редко заинтересован в том, чтобы сделать свою работу максимально оперативной и эффективной», - говорит Егоров. По его мнению, ежедневно работая в одном направлении, юрист предприятия имеет незначительный кругозор. В случае возникновения нештатной ситуации, выходящей за рамки ежедневных обязанностей, он может не справиться с возникшей проблемой.

Например, на предприятии, занимающемся оптовой торговлей, возникли проблемы с оформлением аренды земельного участка под одним из складов. Юрист, который доселе занимался лишь рутинной работой по составлению договоров по покупке и продаже товаров, может просто не сориентироваться в проблеме, с которой ему прежде сталкиваться не приходилось.

Второй вариант – использование привлеченных специалистов сторонних юридический фирм. Здесь можно регулировать оплату труда привлеченных юристов в зависимости от объема и сложности выполняемой ими работы. А отсюда уже появляется и личная заинтересованность юриста.

Руководитель предприятия получает возможность обращаться к сотрудниками юридических фирм время от времени – за оказанием юридических консультаций, услуг, составлением документов. Это может значительно снизить финансовую нагрузку, особенно на небольшое предприятие. Сторонние юристы могут быть опытней юристов, работающих на постоянной основе, так как у них шире кругозор, богаче судебная практика и опыт разрешения разных споров.

Но и тут не обходится без минусов. «Кто-то должен потратить время, чтобы объяснить предстоящую задачу привлеченному юристу и сделать это максимально корректно. Соответственно, опять теряется время. При этом привлеченный юрист может упустить «тонкие» моменты ситуации, – рассуждает Егоров. По его подсчетам, на единицу затраченного времени на работу такой юрист обойдется дороже юриста, работающего в штате. Ведь он «кормит» не только себя, но и инфраструктуру своей юридической фирмы.

Оптимальным вариантом, как обычно, является золотая середина – участие в работе компании и штатных, и временно привлеченных специалистов юридических фирм. «На предприятии работают штатные юристы, а специалисты юридических фирм привлекаются лишь время от времени, для решения специфических задач. А эти самые задачи им может поставить штатный юрист, который будет контролировать выполнение работ, являясь доверенным лицом директора предприятия», - объясняет Егоров.

Старая русская пословица «Закон, что дышло, куда повернул, туда и вышло!» хорошо известна всем. Рано или поздно, об усовершенствовании работы своего юридического отдела задумывается любая компания. И ваша тоже? Журнал «Почта России» выяснил, как сделать работу юристов идеальной.

Без вины виноватые

Даже если идеальная форма сотрудничества с юридическим отделом найдена, вздыхать с облегчением все равно рано. За горизонтом вас могут поджидать новые проблемы. «Юрист на предприятии находится в одном из первых эшелонов ответственности. Но в российской практике этот статус приобретается не в силу ключевой значимости правового сопровождения, а в силу сложившегося постулата – за все проблемы ответственен юрист», - рассказывает юрист группы юридических компаний «Лекс» Владимир Кулебакин.

В итоге к штатному юристу обращаются уже после возникновения негативной ситуации, а не до нее. Помимо этого, в российском бизнесе роль юриста зачастую настолько нивелирована, что руководитель или иные отделы о нем забывают.

Кулебакин сетует на то, что частенько юрист «варится в своем соку» - занимается претензионной работой, ходит в арбитражный суд, что вообще является прерогативой специализированных консультантов. Вспоминают о нем только тогда, когда проблема уже возникла. А если из уже возникших ситуаций юрисконсульт не может найти приемлемый для руководителя выход, юриста обвиняют в некомпетентности.

Кроме того, юристы жалуются – их редко привлекают к разработке документов «от» и «до». «Это отрицательно сказывается на их инициативе и результате работы. Постоянно встречаются ситуации, когда в разработке концепции участвуют не «юристы», а к юристу документы попадают в последнюю очередь на «устранение шероховатостей», - замечает Константин Егоров. По его словам, часто к юристам на предприятиях относятся формально, как к наемным работникам, не советуясь с ними, а лишь навязывая им волю.

«Правовой отдел носит характер придатка, о котором вспоминают в случае возникновения правовых или смежных с ним вопросов», - соглашается Кулебакин. Роль юридического подразделения в общей организационной системе большинства компаний крайне неопределенная. Даже на большинстве схем подразделений предприятия правовой отдел стоит особняком где-то на уровне функциональных замов и редко увязывается с остальными подразделениями.

Более того, многие компании даже не имеют положения о юридической службе – формально не определены формы ее взаимодействия с другими отделами, контрольные полномочия и прочие важные вопросы. В результате руководитель получает вечно загруженный и малоэффективный юридический отдел. У работников этого подразделения напрочь испорчены отношения с другими отделами, их обвиняют в торможении проектов.

Делегирование – отдельная проблема для корпоративного юриста. «В правовой отдел «скидывают» все. И зачастую с одной целью – в случае невыполнения иметь возможность сослаться на юриста как на единственную причину задержки проекта. Такая ситуация сводит на нет основную задачу правового отдела – осуществлять правовое сопровождение бизнеса, а не принимать на себя функции других отделов», - говорит Кулебакин.

Он приводит в пример конфликт с уволенным работником в результате нарушения порядка его увольнения отделом кадров. «Подразделение, допустившее оплошность, будет ссылаться на то, что правовой отдел во время не проконтролировал его действия. Возникнет конфликт, который выльется в дополнительную работу для юриста, ухудшение отношений с «провинившимся» подразделением. Проиграв на ниве сражений с функциональными директорами, юрист решит одну проблему, но не обеспечит системности.

Руководитель посчитает, что проблема решена, профилактика проведена, ситуация не повторится. Однако это не так: подобные ситуации будут повторяться», - сетует Кулебакин. Дальше – больше. Руководители структурных подразделений воспринимают инициативу юристов по наведению порядка на предприятии как упрек в плохом управлении и лишают их поддержки.

С поправкой на кризис:

Финансовый кризис привел к дефициту оборотных средств у многих предприятий.
«В этих условиях борьбы за выживание будут являться важнейшими такие качества юриста, как опыт, стрессоустойчивость, профессиональное применение ранее приобретенных навыков. Здесь играет роль способность разрешения юристом назревающих неблагоприятных ситуаций для предприятия в зачаточном уровне, не давая шанса им перерасти в судебный спор – это и грамотное составление документов, и правовой анализ работы предприятия», - говорит Константин Егоров.
И добавляет: практически любой суд – это, по сути, приостановка деятельности предприятия в той или иной форме, а значит, и «подвешенные деньги». Поэтому в кризисные дни работа юриста должна быть безупречна.

За профилактику

Вот и получается, что на современных предприятиях функция штатных юристов чаще сводится к «подчистке» работы остальных подразделений предприятия, в том числе руководителя, и исправлению допущенных ими ошибок. При этом профилактическая роль юриста не является приоритетной, и в остальной деятельности предприятия он практически не участвует.

«Такую практику никак нельзя назвать успешной. На зарубежных предприятиях деятельность юристов настолько интегрирована в работу всего предприятия, что без них не принимается ни одного управленческого решения. Они являются участниками всех совещаний и переговоров с партнерами. Более того, юристы являются инициаторами внутренних проверок – для исключения как внутренних, так и внешних убытков», - говорит Кулебакин.

Он уверен – решить проблему может детальная регламентация функций юридической службы, их места в структуре, порядка взаимоотношений и согласования вопросов. Особое внимание следует уделить разделению полномочий с другими службами, чтобы избежать «перекидывания» задач и дублирования полномочий.

От четкого интегрирования правового отдела в организацию зависит правовое сопровождение деятельности всего предприятия. «Поможет всестороннее стимулирование предложений по системному повышению эффективности предприятия. При этом руководитель, выслушав предложение, не должен возлагать его внедрение или разработку только на инициатора, а должен сам принимать активное участие в этом, так как этот вопрос неизбежно будет затрагивать задачи управления.

Также, с одной стороны, следует исключить нездоровый климат, когда работники подразделений обвиняют друг друга в плохой работе. С другой – нужно открыто поощрять здоровую активность по внесению конструктивных предложений по оптимизации производственных процессов», - говорит Кулебакин.

«Только путем взаимного доверия между руководителем предприятия и юристом этого предприятия от юриста можно будет добиться по-настоящему плодотворной работы. Кроме того, руководителям предприятий не стоит экономить на технической оснащенности юриста», - говорит Константин Егоров. Поэтому обеспечьте вашего юриста свежими электронными правовыми системами, свежей подпиской на юридические издания. Все это – основа плодотворной работы.

Обратите внимание на свою юридическую службу, узнайте, чем недовольны ее работники и что хотят изменить, продемонстрируйте, что вы окажете всяческую поддержку в вопросах повышения эффективности работы предприятия, не оставляйте их один на один с нереализованными инициативами. Кулебакин предлагает помнить, что правовой отдел нужен не только для защиты предприятия от внешних угроз. Он также выступает как источник постоянного контроля за внутренним состоянием производственных процессов. В связи с этим юридическая служба играет важную роль в деятельности предприятия.

Как создать идеальный юридический отдел:

1) Определитесь с формой сотрудничества. Оптимальным будет сочетание штатных юристов и привлеченных.

2) Присмотритесь - не перекладывают ли другие отделы часть своей работы на юристов. Если же это происходит, постарайтесь четче описать сферу деятельности юридического отдела.

3) Одновременно следите, чтобы юристы не варились в «собственном соку». По мере возможности привлекайте их к разработке стратегии компании.

4) Не забывайте о постоянных тренингах и аттестации своих юристов. Это позволит им оставаться в хорошей профессиональной форме.

Предотвращаем споры

Теперь, когда все проблемы устранены, ваш юридический отдел заработает на славу и избавит вас от многих проблем. Ведь хороший юрист правового отдела на предприятии не только может, но и должен предотвращать саму возможность возникновения судебных споров. Для этого нужно проводить тренинги и аттестацию юристов на предмет их знания сложившейся судебной практики по тем категориям дел, с которыми ежедневно имеет дело это предприятие.

«В противном случае может сложиться ситуация, при которой юрист, не знающий судебной практики, может составить проект договора и не прописать детально порядок урегулирования спора. Такие недочеты в неграмотно составленном договоре могут спровоцировать конфликт между предприятиями и привести к судебному спору. Опасность может еще заключаться и в том, что подобные недочеты могут проявиться не сразу, а по прошествии времени, когда предприятие уже будет «по уши» втянуто в неправильно регулируемую деятельность», - предостерегает Егоров.

Если же в договоре четко будет отражен порядок разрешения возникших между сторонами споров без обращения в суд, а также прописаны серьезные санкции за нарушение договора (что делает невыгодным для одной из сторон нарушение этого договора), то судебной тяжбы можно будет избежать. То есть уладить возникший спор на этапе переговоров, еще до обращения в суд.

Всегда помните: задачи штатного юрисконсульта имеют внутреннюю и внешнюю сторону. «Внутренняя работа ориентирована на правовой контроль и правовое сопровождение бизнес-процессов внутри предприятия. Он обеспечивает снижение потерь в виде убытков и ущерба, которые предприятие может причинить самому себе», - говорит Кулебакин.

Это направление неразрывно связано с вопросами внешнего управления. Внешняя составляющая направлена на защиту предприятия от внешних угроз: от недобросовестных контрагентов и конкурентов, враждебных поглощений, необоснованных притязаний, налоговых, контролирующих, правоохранительных органов. Это направление обеспечивает устойчивость предприятия к неблагоприятным внешним факторам.

«Обе составляющие взаимосвязаны и имеют крайне важное значение. В связи с этим развиваться они должны одновременно, в соответствии с текущими потребностями предприятия и с учетом стратегии его роста и поведения на рынке. В противном случае дисбаланс правовой защиты в одном из направлений может привести к ее «раскачиванию», то есть вынужденному и оперативному перераспределению ресурсов юридической службы с одной проблемы на другую. Сформированная ситуация, в свою очередь, приведет к потере устойчивости предприятия и серьезным негативным последствиям», - говорит Кулебакин.

Журнал «Почта России»
№2 (72) 2010 г.

0

Оставить комментарий