г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Порядок реализации имущественных прав участников долевой собственности на земельные участки

1. В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Федеральный закон N 101-ФЗ) к сделкам с долями в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения применяются правила ГК. Следовательно, имущественные права участников долевой собственности реализуются в полной мере.

Участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, обменять, завещать, отдать в залог, внести в уставный (складочный) капитал юридического лица свою долю или распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК. Кроме того, участник долевой собственности вправе передать долю в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в доверительное управление. При этом в случае, если участников общей собственности более пяти, правила ГК применяются с учетом особенностей, установленных статьей 12, а также статьями 13 и 14 Федерального закона N 101-ФЗ.

2. Утверждение о том, что после выдела земельного участка в счет долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения земельный участок, оставшийся после выдела как объект права собственности, прекращает свое существование, не правомерно.

Обусловлено это следующими положениями.

Во-первых, в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона N 101-ФЗ для выдела земельного участка в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения участник долевой собственности обязан известить о намерении выделить земельный участок в счет доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения в письменной форме остальных участников долевой собственности или опубликовать сообщение в средствах массовой информации, определенных субъектом РФ, с указанием предполагаемого местоположения выделяемого земельного участка и размера компенсации остальным участникам долевой собственности в случаях, установленных статьей 13 указанного Федерального закона. В случае если в течение месяца со дня надлежащего уведомления участников долевой собственности или опубликования сообщения, указанного в части 1 статьи 13 Федерального закона N 101-ФЗ, не поступят возражения от участников долевой собственности, предложение о местоположении земельного участка и размере компенсации в случаях, установленных указанной статьей, считается согласованным.

Споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации разрешаются участниками долевой собственности с использованием согласительных процедур, порядок проведения которых устанавливается Правительством Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения споры о местоположении выделяемого земельного участка и размере компенсации рассматриваются в суде (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 101-ФЗ).

Во-вторых, решение о порядке владения и пользования земельным участком, находящимся в долевой собственности, а также о местоположении его части, в границах которой в первоочередном порядке выделяются земельные участки в счет доли в праве общей собственности на земельный участок, принимается общим собранием участников долевой собственности (часть 1 статьи 14 Федерального закона N 101-ФЗ).

В-третьих. В случае если согласие участников долевой собственности на совершение сделки-аренды, купли-продажи или другой сделки с земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, находящимся в долевой собственности, не достигнуто, часть участников долевой собственности, выразивших несогласие с совершением указанной сделки, вправе выделить земельный участок или земельные участки в счет своих долей с соблюдением правил, установленных статьей 13 Федерального закона N 101-ФЗ, и распорядиться выделенным земельным участком по своему усмотрению (часть 2 статьи 14 Федерального закона N 101-ФЗ).

На основании вышеизложенного внесение изменений в законодательные акты РФ, регулирующие порядок государственной регистрации и оборота земель сельскохозяйственного назначения, с целью сохранения и защиты обозначенных в обращении прав и законных интересов граждан, представляется избыточным.

Читайте ещё по этой теме:

Разъяснения Комитета Государственной Думы
по местному самоуправлению

0

Оставить комментарий