г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Переселение из закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО)

При переселении из закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) граждане получают на новом месте квартиры в собственность как участники долевого строительства (по договору уступки права требования с администрацией ЗАТО, подписавшей контракт с застройщиком). При этом некоторые из отселяемых граждан занимают квартиры в ЗАТО на условиях найма, а другие являются собственниками приватизированных квартир.

Применима ли норма ч. 2 ст. 51 ЖК РФ в данном случае вообще и к собственникам квартир в ЗАТО в частности (особенно если они не состоят на учете в ЗАТО как нуждающиеся в улучшении жилищных условий)?

Как определяется предельная цена 1 кв. м жилья при выборе места для переселения?

Как должно определяться само это место?

Может ли житель Архангельской области претендовать на приобретение для него жилья, например, в Москве или его выбор ограничен теми регионами, где цена 1 кв. м жилья не превышает некоего предельного значения?

Е.Смолякова, г. Москва

Порядок и условия обеспечения жилыми помещениями переселяемых из ЗАТО граждан не урегулирован действующим федеральным законодательством и законодательством субъектов РФ, а согласно п. 8 Постановления Правительства РФ от 11.01.2001 N 23 "Об обеспечении жильем граждан, переезжающих из ЗАТО на новое место жительства, или выплате компенсаций этим гражданам" органам местного самоуправления рекомендовано принять нормативно-правовые акты во исполнение указанного Постановления.

В связи с этим органы местного самоуправления разработали порядок и условия предоставления жилых помещений, включив в Постановление о переселении нормы ч. 2 ст. 51 ЖК РФ. Представляется, что органы местного самоуправления руководствовались нормами ч. 1 ст. 7 ЖК РФ ("если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона)").

Иными словами, органы местного самоуправления применили аналогию закона к сходным жилищным правоотношениям.

Судебная практика подтверждает законность применения ч. 2 ст. 51 ЖК РФ при предоставлении жилых помещений переселяемым из ЗАТО гражданам. Так, в соответствии с решением Верховного Суда РФ от 23.12.2009 N ГКПИ09-1447 "сам по себе факт наличия у гражданина или членов его семьи другого жилого помещения за пределами закрытого административно-территориального образования может иметь значение при определении степени нуждаемости в жилом помещении и размера жилого помещения, предоставляемого по новому месту жительства с учетом суммарной общей площади всех жилых помещений (часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации)".

При этом ни действующее законодательство, ни судебная практика, ни постановления органов местного самоуправления (например, Положение о порядке переселения из ЗАТО г. Североморска граждан, утративших связь с организациями и объектами ЗАТО (утверждено Постановлением главы муниципального образования ЗАТО г. Североморска от 28.07.2008 N 6) не устанавливают каких-либо различий в предоставлении жилых помещений гражданам-нанимателям или гражданам - собственникам приватизированных квартир.

Законодатель, в отличие от органов судебной системы, не конкретизирует способы решения жилищной проблемы переселяемых из ЗАТО граждан. Так, согласно Постановлению ФАС УО от 19.11.2008 N Ф09-8525/08-С6 "суды пришли к правомерному выводу о том, что обеспечение граждан жильем при переселении их из закрытого административно-территориального образования возможно путем:

  • выделения средств федерального бюджета на эти цели с последующей передачей этих средств в порядке долевого участия на строительство органам местного самоуправления в местах предполагаемого расселения;
  • предоставления гражданам субсидий на строительство или приобретение жилья;
  • предоставления денежной компенсации за сдаваемое жилье из средств, предусмотренных на строительство жилья в закрытом административно-территориальном образовании".

Указанный вывод подтверждается также в п. 2 письма Министерства финансов РФ от 13.10.2006 N 06-04-08/02-109.

Согласно абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона РФ "О закрытом административно-территориальном образовании" граждане, переезжающие на другое место жительства, получают компенсацию за сданное ими в федеральную или муниципальную собственность жилье по сложившимся в данном регионе ценам за 1 кв. м жилой площади либо обеспечиваются жильем по установленным нормам на новом месте жительства в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Исходя из изложенного, законодатель не регламентирует цены за 1 кв. м, по которым предоставляются жилые помещения с использованием механизма долевого участия, ссылаясь лишь на установленные нормы. Цены, по которым могут быть заключены договоры долевого участия, регламентируются Государственным комитетом РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу (также могут быть закреплены и в Положении о переселении конкретного ЗАТО).

Однако они устанавливаются только для расчета средств, подлежащих выделению из федерального бюджета (п. 2 Постановления Правительства РФ от 18.04.2005 N 232 "Об утверждении правил компенсации дополнительных расходов и (или) потерь бюджетов закрытых административно-территориальных образований, связанных с особым режимом безопасного функционирования"). При превышении указанных цен ЗАТО к ответственности не привлекается (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2006 N А42-11062/2005). Кроме того, согласно письму Министерства регионального развития РФ от 23.09.2005 N 5634-ВЛ/20 Постановление Правительства РФ от 11.01.2001 N 23 не ограничивает права администрации ЗАТО по заключению договоров на строительство жилья.

При этом действующее законодательство закрепляет, что "вопросы переселения и обеспечения жильем" решаются по согласованию с гражданами (п. 2 ст. 7 Закона "О закрытом административно-территориальном образовании"), однако на практике у каждого конкретного ЗАТО, как правило, свои "места расселения", которые определяются в том числе имеющимися в их распоряжении денежными средствами.

Можно сделать вывод, что предельная цена 1 кв. м предоставляемого жилого помещения при переселении из ЗАТО регламентирована, только если гражданам предоставляется денежная компенсация (абз. 2 п. 2 ст. 7 Закона о ЗАТО). При данном способе удовлетворения жилищной потребности вопрос о выборе нового места жительства решается гражданином самостоятельно.

Используя такую форму решения жилищной проблемы, как получение субсидии, в частности, с помощью государственного жилищного сертификата, гражданин сам вправе выбрать свое ПМЖ (Определение N 5Н-266/04 // Обзор судебной практики Верховного суда РФ от 29.11.2006 за III квартал 2006 г.; согласно Определению ВС РФ от 19.11.2002 N 33-Впр02-10 "С. правомерно был поставлен на очередь на получение жилищного сертификата по месту избранного им места жительства").

При этом расчетная стоимость жилого помещения определяется исходя из норматива стоимости 1 кв. м общей площади жилья по РФ или средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади жилья в соответствующем субъекте РФ (п. 13 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153).

Автор: Е. Шипунова

0

Оставить комментарий