г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

О градостроительном зонировании территории города Москвы

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

(в ред. Законов г. Москвы от 01.12.1999 N 41,
от 12.02.2003 N 5, от 27.04.2005 N 14)

Настоящий Закон является частью градостроительного законодательства города Москвы, устанавливает назначение градостроительного зонирования территории города Москвы, типы функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, порядок разработки и утверждения документации по градостроительному зонированию, а также порядок ее применения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.

Статья 1. Градостроительное зонирование территории города Москвы

Градостроительное зонирование территории города Москвы (далее - градостроительное зонирование) - установление обязательных требований к функциональному использованию (функциональному назначению), застройке (строительному назначению), ландшафтной организации (ландшафтному назначению) планировочных районов, кварталов, участков территории города.
Установленные градостроительным зонированием требования распространяются на все объекты недвижимости независимо от форм собственности на указанные объекты, а также сохраняют действие при перемене собственника, владельца, пользователя, арендатора недвижимого имущества.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Градостроительное зонирование осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов города Москвы.
Градостроительная деятельность, противоречащая установленному функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, запрещается.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- государственный градостроительный кадастр - государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Планировочными единицами государственного градостроительного кадастра города Москвы являются планировочный район, квартал, участок территории;
- планировочный район - часть территории города Москвы, ограниченная границами территориальных единиц города Москвы, красными линиями магистральных улиц, другими границами. Планировочный район включает в себя несколько кварталов, а в отдельных случаях - один квартал;
- квартал - часть территории города Москвы в пределах планировочного района, ограниченная красными линиями улиц и переулков, другими границами. Квартал включает в себя несколько участков территории, а в отдельных случаях - один участок территории;
- участок территории - часть территории города Москвы в пределах квартала, ограниченная границами земельного участка, другими границами;
- устойчивое развитие города Москвы - развитие города при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений;
- функциональное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип функционального назначения указанной территории, характеризуемый разрешенным использованием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости;
- строительное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип застройки, характеризуемый показателями плотности застройки и высоты зданий и сооружений в пределах указанной территории;
- ландшафтное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип организации поверхности земли, характеризуемый соотношением площадей застроенной поверхности, поверхности с растительным покровом, незастроенной поверхности с искусственным покрытием в пределах указанной территории.

Статья 3. Типы функционального назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы функционального назначения участков территории:
- природные (А), в том числе природоохранные (А1) и природно-рекреационные (А2);
- общественные (Б), в том числе административно-деловые (Б1), учебно-образовательные (Б2), торгово-бытовые (Б3), культурно-просветительные (Б4), спортивно-рекреационные (Б5), лечебно-оздоровительные (Б6), учебно-воспитательные (Б7);
- жилые (В), в том числе многоквартирных жилых домов (В1) и индивидуальных жилых домов (В2);
- производственные (Г), в том числе промышленные (Г1), коммунально-складские (Г2), жилищно-коммунальные (Г3) и специального назначения (Г4).
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, относящихся к указанным в части 1 настоящей статьи типам функционального назначения участков территории, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанные в скобках в части 1 настоящей статьи буквенные и цифровые обозначения используются в документации по градостроительному зонированию для обозначения типов функционального назначения участков территории.

Статья 4. Типы функционального назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы функционального назначения кварталов и планировочных районов, представляющие собой комбинации участков территории разных типов функционального назначения, и их обозначения:
- природные (А);
- общественные (Б);
- жилые (В);
- производственные (Г);
- общественно-жилые (БВ);
- общественно-производственные (БГ);
- производственно-жилые (ГВ);
- природно-общественные (АБ);
- природно-жилые (АВ);
- природно-производственные (АГ);
- природно-общественно-жилые (АБВ);
- природно-общественно-производственные (АБГ);
- природно-производственно-жилые (АГВ);
- общественно-производственно-жилые (БГВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов функционального назначения, если более 25 процентов его площади занимают участки каждого из обозначенных в скобках типов функционального назначения участков территории, указанных в статье 4 настоящего Закона, а участки каждого из остальных типов занимают менее 25 процентов площади района.
Для каждого типа функционального назначения квартала, планировочного района устанавливаются следующие непрофильные типы функционального назначения участков территории, обозначения которых даны в квадратных скобках:
- природные (А) - [Г1 и Г2]
- общественные (Б) - [Г1 и Г4]
- жилые (В) - [Г1, Г2 и Г4]
- производственные (Г) - [Б6 и Б7]
- общественно-жилые (БВ) - [Г1 и Г4]
- общественно-производственные (БГ) - [В2 и Б7]
- производственно-жилые (ГВ) - [Б6]
- природно-общественные (АБ) - [Г1 и Г2]
- природно-жилые (АВ) - [Г1 и Г2]
- природно-производственные (АГ) - [Б6 и Б7]
- природно-общественно-жилые (АБВ) - [Г1]
- природно-общественно-производственные
(АБГ) - [Б7]
- природно-производственно-жилые (АГВ) - [Б6]
- общественно-производственно-жилые (БГВ) - [В2]
Наличие в границах квартала, планировочного района участков непрофильных типов допускается, если все участки непрофильных типов занимают в сумме менее 10 процентов площади квартала, планировочного района.

Статья 5. Типы строительного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по плотности застройки и их обозначения:
- низкоплотной застройки (I) с допустимой плотностью застройки не более 0,5;
- среднеплотной застройки (II) с допустимой плотностью застройки более 0,5 и не более 1,0;
- высокоплотной застройки (III) с плотностью застройки более 1,0.
Плотность застройки определяется как отношение общей площади поэтажных планов зданий, сооружений, расположенных на участке территории, к площади участка.
Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по высоте застройки и их обозначения:
- застройка с высотой не более 15 м (А);
- застройка с высотой не более 35 м (Б);
- застройка с высотой более 35 м (В).
Высота застройки участка определяется высотой основного объема наиболее высокого здания или сооружения, расположенного на участке, а в случае, когда основной объем указанного здания или сооружения не выявлен, - его максимальной высотой.

Статья 6. Типы строительного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы строительного назначения кварталов и планировочных районов с разной плотностью застройки и с разными комбинациями составляющих их участков разных типов высоты застройки и их обозначения:
- низкоплотной с высотой застройки не более 15 м (IА);
- среднеплотной с высотой застройки не более 15 м (IIА);
- высокоплотной с высотой застройки не более 15 м (IIIА);
- низкоплотной с высотой застройки не более 35 м (IБ);
- среднеплотной с высотой застройки не более 35 м (IIБ);
- высокоплотной с высотой застройки не более 35 м (IIIБ);
- низкоплотной с высотой застройки более 35 м (IВ);
- среднеплотной с высотой застройки более 35 м (IIВ);
- высокоплотной с высотой застройки более 35 м (IIIВ);
- низкоплотной с пониженной высотностью застройки (IАБ);
- среднеплотной с пониженной высотностью застройки (IIАБ);
- высокоплотной с пониженной высотностью застройки (IIIАБ);
- низкоплотной с контрастной высотностью застройки (IАВ);
- среднеплотной с контрастной высотностью застройки (IIАВ);
- высокоплотной с контрастной высотностью застройки (IIIАВ);
- низкоплотной с повышенной высотностью застройки (IБВ);
- среднеплотной с повышенной высотностью застройки (IIБВ);
- высокоплотной с повышенной высотностью застройки (IIIБВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов, если:
- плотность застройки территории квартала, планировочного района соответствует показателям типов низкоплотной (I), среднеплотной (II), высокоплотной (III) застройки;
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- более одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района занимают участки каждого из типов высоты застройки, обозначенных буквами в скобках, а участки каждого из остальных типов высоты застройки занимают менее одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района.

Статья 7. Типы ландшафтного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения участков территории, их обозначения и соответствующие им допустимые значения использования поверхностей земли - поверхностей под "подошвами" зданий, поверхностей с искусственным покрытием, поверхностей с растительным покровом и водных поверхностей в процентах (%) от площади участка:
- застроенные слабоозелененные (А): 10-100, 0-90, 0-30 (%);
- застроенные озелененные (Б): 10-70, 0-60, 30-70 (%);
- незастроенные слабоозелененные (В): 0-10, 60-100, 0-30 (%);
- незастроенные озелененные (Г): 0-10, 20-70, 30-70 (%);
- озелененные (Д): 0-30, 0-30, 70-90 (%);
- природные (Е): 0-10, 0-10, 90-100 (%).

Статья 8. Типы ландшафтного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения и обозначения кварталов и планировочных районов с разными комбинациями составляющих их участков разного типа:
- застроенные слабоозелененные (А);
- застроенные озелененные (Б);
- незастроенные слабоозелененные (В);
- незастроенные озелененные (Г);
- озелененные (Д);
- природные (Е);
- застроенные смешанные (АБ);
- незастроенные смешанные (ВГ);
- неурбанизированные смешанные (ДЕ);
- урбанизированные смешанные (А + Б, В + Г);
- частично урбанизированные смешанные (В + Г, Д + Е);
- контрастные смешанные (А + Б, Д + Е).
Квартал, планировочный район относится к одному из указанных выше типов, если более одной трети его площади занимают участки каждого из типов ландшафтного назначения, обозначенных буквами в скобках, а квартал, планировочный район урбанизированного, слабоурбанизированного, контрастного типов - если более одной трети его территории занимают суммы площадей каждой пары типов участков, обозначенных буквами и объединенных знаком "+" в скобках. При этом участки каждого из остальных типов занимают менее одной трети площади квартала, планировочного района.

Статья 9. Обязательные требования к установлению функционального, строительного, ландшафтного назначения территории

Установленный тип функционального, строительного, ландшафтного назначения территории не может противоречить режимам особой охраны особо охраняемых природных территорий, режимам регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса, режимам охраны памятников истории и культуры.
Часть исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 10. Виды документации по градостроительному зонированию

Назначение территории устанавливается документацией по градостроительному зонированию следующих видов:
- Генеральная схема градостроительного зонирования территории города Москвы (далее - Генеральная схема зонирования), устанавливающая функциональное, строительное, ландшафтное назначение планировочных районов на территории Москвы;
- схемы градостроительного зонирования территорий административных округов города Москвы (далее - схемы зонирования), устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение кварталов на территориях округов;
- планы градостроительного зонирования территорий районов города Москвы, территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы, устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение участков территории.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
Документация по градостроительному зонированию должна содержать:
- характеристики устанавливаемого функционального, строительного, ландшафтного назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида;
- картографические материалы с нанесенными на них границами территориальных единиц города Москвы, единиц градостроительного кадастра с обозначениями устанавливаемого назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида.

Статья 11. Разработка и утверждение Генеральной схемы зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Генеральная схема зонирования является частью Генерального плана города Москвы, утверждается в составе Генерального плана города Москвы.
2. Правительство Москвы может вносить изменения в Генеральную схему зонирования, не противоречащие градостроительным требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 12. Разработка и утверждение схем зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Схема зонирования является частью градостроительного плана развития территории административного округа, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной схемой зонирования в составе градостроительного плана развития территории административного округа в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки схем зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденную им ранее Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 13. Разработка и утверждение планов зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. План зонирования является частью градостроительного плана развития территории района города Москвы, частью проекта планировки, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии со схемой зонирования соответствующего административного округа города Москвы в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки планов зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденные ранее схемы зонирования, в Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".
3. По результатам разработки плана зонирования территории квартала, микрорайона, другой части территории, расположенной на территории района города Москвы, Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденный ранее план зонирования территории района Москвы.
4. Для целей разработки планов зонирования типы функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории, установленные статьями 3, 5 и 7 настоящего Закона, могут быть детализированы путем выделения в каждом из указанных выше типов соответствующих им видов функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории. Виды функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории и соответствующие им характеристики устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы.

Статья 14. Разработка и утверждение планов градостроительного зонирования территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы.

Исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 15. Обязательные требования к разработке документации по градостроительному зонированию

Документация по градостроительному зонированию до ее утверждения подлежит:
- публикации и общественному обсуждению с участием жителей Москвы и иных заинтересованных лиц в составе градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы в соответствии с законодательством;
- государственной экологической экспертизе;
- согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей природной среды, по охране и использованию памятников истории и культуры, по земельным отношениям.
Выполнение указанных требований обеспечивают заказчик и разработчик документации по градостроительному зонированию.

Статья 16. Мониторинг и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением

Мониторинг (наблюдение) и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением, установленным документацией по градостроительному зонированию, осуществляют орган Московской городской администрации по архитектуре и градостроительству, иные уполномоченные органы городской администрации, а в части требований, установленных планами зонирования территорий районов Москвы, также районные Управы.
Порядок мониторинга и контроля устанавливается Правительством Москвы.

Статья 17. Актуализация документации по градостроительному зонированию

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Актуализация документации по градостроительному зонированию может осуществляться только в составе соответствующих работ по актуализации Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий административных округов, районов города Москвы, а также при корректировке утвержденных ранее проектов планировки.
2. Актуализация документации по градостроительному зонированию осуществляется в том же порядке, что и разработка и утверждение указанной документации.

Статья 18. Государственный учет документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения подлежат учету в государственном градостроительном кадастре территории города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 19. Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения должны быть опубликованы и доступны гражданам, юридическим лицам, органам власти и управления всех уровней.
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию, а также о всех внесенных в нее изменениях осуществляют Правительство Москвы, префекты административных округов, главы районных Управ.

Статья 20. Разрешение на осуществление градостроительной деятельности

Разрешение на размещение, строительство, реконструкцию объектов, благоустройство территории, использование в этих целях земельных участков выдается уполномоченными органами Московской городской администрации в соответствии с утвержденной документацией по градостроительному зонированию.
Устанавливаемые разрешительной документацией характеристики объекта строительства (реконструкции) и требования к использованию земельного участка не могут противоречить функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, установленному утвержденной документацией по градостроительному зонированию.

Статья 21. Меры стимулирования требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда утвержденная документация по градостроительному зонированию требует изменения существующего использования территорий, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством применять следующие меры стимулирования землепользователей, обладателей иных вещных прав к осуществлению указанных выше изменений:
- устанавливать понижающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
- предоставлять налоговые кредиты;
- предоставлять гарантии под поручительство города Москвы для исполнения обязательств перед третьими лицами;
- оказывать иные виды поддержки со стороны города Москвы.

Статья 22. Меры принуждения к осуществлению требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда землепользователи, обладатели иных вещных прав отказываются от осуществления изменений существующего использования территорий, требуемых утвержденной документацией по градостроительному зонированию, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы применять к указанным выше лицам следующие меры:
- устанавливать повышающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
(дефис 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- применять штрафные санкции;
- требовать в судебном порядке возмещения вреда, причиненного при использовании территории, противоречащем требованиям градостроительного зонирования;
- прекращать действие договоров аренды земельных участков, осуществлять изъятие земельных участков;
- применять иные законные способы воздействия.

Статья 23. Особенности реализации изменений функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, являющихся объектами городских государственных градостроительных программ

Планировочные районы, кварталы, иные части территории города Москвы, для которых Генеральной схемой зонирования, схемой зонирования предусмотрены изменения типа функционального, строительного, ландшафтного использования на иной тип, могут быть по решению органов государственной власти города Москвы и в соответствии с законодательством Москвы объявлены объектами городских государственных градостроительных программ.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
В указанных выше случаях арендатор земельного участка, собственник недвижимого имущества может по соглашению с Правительством Москвы принять участие в выполнении городской государственной программы на условиях, установленных договором между собственником или арендатором и Правительством Москвы.
В случае отказа собственника или арендатора от участия в выполнении городской государственной программы и при условии, что расположенные на участке территории объекты препятствуют выполнению городской государственной программы, участок территории и (или) находящиеся на нем объекты могут быть выкуплены городом Москвой, а договоры аренды - расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях, являющихся объектами городских государственных программ, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 24. Особенности применения документации по градостроительному зонированию на территориях памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территориях

Если на территории (или на части территории) памятника истории и культуры, его охранной зоны, особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством установлены более конкретные требования и показатели функционального, строительного, ландшафтного назначения территории, чем требования и показатели, определяемые типами функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, то в этом случае действуют указанные выше более конкретные требования и показатели. В иных случаях действуют требования и показатели, устанавливаемые документацией по градостроительному зонированию.

Статья 25. Особенности изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности

Изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности, осуществляются по согласованию с органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в редакции от 18 июля 1995 года), иными федеральными законами и законами города Москвы.

Статья 26. Ответственность за нарушение документации по градостроительному зонированию

Должностные лица, предоставившие земельные участки для осуществления градостроительной деятельности с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несут дисциплинарную или административную ответственность в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Разработчик градостроительной, проектной документации, разработавший указанную документацию с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несет административную ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и законами города Москвы, а также может быть лишен лицензии в соответствии с законодательством.
Привлечение виновных в указанных нарушениях к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного вреда.
Здание или сооружение, созданное или строящееся с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, является в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации самовольной постройкой и подлежит сносу за счет лица, осуществляющего самовольную постройку, кроме случая, указанного в последней части настоящей статьи. Лицо, осуществившее самовольную постройку, обязано по решению суда возместить вред, причиненный самовольной постройкой.
Здание или сооружение, строящееся в нарушение установленного функционального назначения территории, может быть по решению суда перепрофилировано в процессе строительства с учетом утвержденной документации по градостроительному зонированию.

Статья 27. Разрешение споров по вопросам градостроительного зонирования

Споры по вопросам градостроительного зонирования рассматриваются органами исполнительной власти города Москвы, судом в пределах их компетенции.
Утвержденная документация по градостроительному зонированию может быть обжалована в судебном порядке.
Споры по вопросам соответствия проектной и разрешительной документации утвержденной документации по градостроительному зонированию разрешаются уполномоченными органами Московской городской администрации, главами районных Управ либо судом.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".
Генеральные схемы функционального, строительного, ландшафтного зонирования территории Москвы, утвержденные Правительством Москвы, действуют до вступления в силу закона города Москвы о Генеральном плане развития Москвы.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
9 декабря 1998 года N 28

0

Оставить комментарий


О градостроительном зонировании территории города Москвы

4 июня 1997 года N 16

 
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
 
ОБ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ОПЕКЕ, ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ
И ПАТРОНАТУ В ГОРОДЕ МОСКВЕ
 
(в ред. Законов г. Москвы
от 27.06.2001 N 33, от 29.09.2004 N 59)
 
Московская городская Дума, основываясь на предоставленных ей п. "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьями 32, 33, 34 и 41 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 121 Семейного кодекса Российской Федерации и Уставом города Москвы полномочиях, с целью всесторонней защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, и с учетом особенностей города принимает настоящий Закон.
 
Статья 1. Понятия, применяемые в настоящем Законе
 
Для целей настоящего Закона используются следующие понятия:
Ребенок - лицо в возрасте до 18 лет.
Благосостояние ребенка - необходимые материальные и иные ресурсы, обеспечивающие жизнедеятельность ребенка.
Развитие ребенка - физическое, психическое, духовное, социальное, эмоциональное и нравственное развитие.
Права и законные интересы ребенка - совокупность личных неимущественных и имущественных прав и законных интересов ребенка, обеспечивающих его нормальную жизнедеятельность.
Дети, нуждающиеся в государственной защите, - дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в семье, которым не обеспечен или обеспечен в недостаточной степени (либо они не способны достичь, или находятся в условиях, не позволяющих им достичь) необходимый для них уровень нормальной жизнедеятельности без оказания (предоставления) им помощи со стороны органов местного самоуправления.
План по защите прав ребенка - акт органа опеки и попечительства, в котором устанавливаются перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка (определение формы защиты прав ребенка и (или) формы, сроков и места его устройства, организация правовой, медицинской, социально-психологической помощи, обучения, досуга и иные мероприятия) и сроки их выполнения.
(абзац в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также дети, которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной защите.
Опека и попечительство - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными.
Попечительство в форме патронажа - форма обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов совершеннолетних дееспособных лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и исполнять установленные законом обязанности.
Подопечные - лица, в отношении которых либо их имущества установлена опека (попечительство).
Подопечные, находящиеся под патронажем, - совершеннолетние дееспособные лица, в отношении которых установлено попечительство в форме патронажа.
Приемная семья - форма устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью между органами опеки и попечительства и приемными родителями (супругами или отдельными гражданами, желающими взять детей на воспитание в семью).
Попечители - совершеннолетние дееспособные лица, выполняющие попечительские обязанности в отношении несовершеннолетних детей и граждан, ограниченных судом в дееспособности или недееспособных, либо выполняющие попечительские обязанности в части осуществления патронажа над одинокими совершеннолетними дееспособными гражданами, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
Уполномоченная служба (организация) по опеке и попечительству - служба (организация), на которую возложена работа по опеке и попечительству на основании настоящего Закона.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Патронат - воспитание и оказание необходимой помощи нуждающимся в государственной защите детям, осуществляемые в формах патронатного воспитания либо социального патроната.
(абзац введен Законом г. Москвы от 27.06.2001 N 33)
Патронатный воспитатель - совершеннолетнее дееспособное лицо, осуществляющее воспитание и защиту прав и законных интересов ребенка на основании договора с уполномоченной службой (организацией) о патронатном воспитании или о социальном патронате.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Патронатное воспитание - форма устройства ребенка, нуждающегося в государственной защите, в семью патронатного воспитателя при обязательном условии разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.
(абзац введен Законом г. Москвы от 27.06.2001 N 33)
Социальный патронат - оказание необходимой помощи уполномоченной службой (организацией) в воспитании и защите прав ребенка, находящегося в семье, но признанного в установленном порядке нуждающимся в государственной защите.
(абзац введен Законом г. Москвы от 27.06.2001 N 33)
 
Статья 2. Органы опеки и попечительства
 
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Органом опеки и попечительства является орган местного самоуправления внутригородского муниципального образования в городе Москве, наделенный уставом муниципального образования полномочиями по опеке и попечительству.
 
Статья 3. Правовая основа деятельности органов опеки и попечительства
 
Органы опеки и попечительства руководствуются в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 16 апреля 2001 года N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей", Уставом города Москвы, Законом города Москвы от 6 ноября 2002 года N 56 "Об организации местного самоуправления в городе Москве", уставом соответствующего муниципального образования, настоящим Законом и другими нормативными правовыми актами, составляющими правовую основу деятельности органов опеки и попечительства.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 4. Основные задачи органов опеки и попечительства
 
Основными задачами органов опеки и попечительства являются:
1) обеспечение оптимальных условий для жизни и воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) защита имущественных и личных неимущественных прав и охраняемых законом интересов;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) защита личных и имущественных прав и интересов совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными, и дееспособных совершеннолетних лиц, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 5. Организация работы по опеке и попечительству в городе Москве
 
1. Исключена. - Закон г. Москвы от 29.09.2004 N 59.
2. В целях обеспечения эффективной работы органа опеки и попечительства по решению вопросов, относящихся к его компетенции, и по осуществлению его функций в соответствии с настоящим Законом руководитель органа опеки и попечительства вправе возложить выполнение этой работы на уполномоченные им службы (организации).
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Компетенция уполномоченных служб (организаций) по выполнению работы по опеке и попечительству определяется настоящим Законом и уставом соответствующего муниципального образования.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4. К числу уполномоченных служб (организаций) могут относиться учреждения образования, здравоохранения, социальной защиты населения, осуществляющие работу по выявлению, учету и устройству граждан, нуждающихся в государственной защите.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5. В целях координации деятельности по защите прав и законных интересов граждан, проживающих в городе Москве, органы государственной власти города Москвы и органы местного самоуправления могут создавать совместные городские координационные советы как временные, так и постоянно действующие.
В целях координации деятельности в области защиты прав и законных интересов граждан, нуждающихся в помощи государства, территориальными органами исполнительной власти города Москвы и органами местного самоуправления создаются постоянно действующие совместные окружные координационные советы по защите прав детей.
Совместные окружные координационные советы по защите прав детей создаются префектами административных округов города Москвы по согласованию с руководителями соответствующих органов опеки и попечительства.
(часть 5 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6. Методическое обеспечение работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних лиц возлагается на орган исполнительной власти города Москвы в области образования, в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в патронаже, - на орган исполнительной власти города Москвы в области социальной защиты населения, в отношении совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, - на орган исполнительной власти города Москвы в области здравоохранения.
(часть 6 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 6. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
 
1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении детей относится издание распоряжений:
1) о признании ребенка нуждающимся в государственной защите (в соответствии с настоящим Законом);
2) о передаче ребенка на полное государственное обеспечение;
3) о направлении ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
4) об отобрании ребенка без лишения родителей родительских прав;
5) об опеке, попечительстве;
6) о содержании подопечных и распоряжении их текущими доходами и имуществом в соответствии с законом;
7) о разрешении сделок, требующих нотариального удостоверения или регистрации; о разрешении совершения от имени подопечного сделок в случаях, предусмотренных законом, о порядке управления имуществом подопечного;
8) о разрешении на отчуждение, обмен жилой площади, совершение всех сделок, влекущих отказ от принадлежащих ребенку, нуждающемуся в государственной защите, прав или изменение объема указанных прав;
9) о разрешении раздельного проживания попечителя и подопечного;
10) о защите жилищных прав детей, нуждающихся в государственной защите, об их праве на жилое помещение, о выделении им жилого помещения;
11) о присвоении или изменении фамилии, имени несовершеннолетних в случаях, предусмотренных законодательством;
12) о разрешении вступить в брак до достижения брачного возраста;
13) о признании несовершеннолетнего эмансипированным;
14) издание иных правовых актов в отношении защиты прав несовершеннолетних в соответствии с действующим законодательством.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. Руководитель органа опеки и попечительства заключает договоры:
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
1) о передаче ребенка на воспитание в приемную семью;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) о доверительном управлении имуществом.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Руководитель органа опеки и попечительства утверждает план по защите прав ребенка, внесение в него изменений и дополнений на основании результатов проверок его выполнения, утверждает заключение о пересмотре плана по защите прав ребенка с целью возврата ребенка родителям, рассматривает жалобы сторон - исполнителей плана по защите прав ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
В случае признания ребенка нуждающимся в государственной защите комиссией по охране прав детей составляется план по защите прав ребенка с обязательным привлечением специалистов образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, учреждений социальной защиты населения, органов внутренних дел и представителей других организаций, непосредственно работавших с ребенком и обладающих информацией, необходимой для составления плана. План по защите прав ребенка, а равно изменения и дополнения в него принимаются комиссией по охране прав детей и утверждаются руководителем органа опеки и попечительства. Изменения и дополнения в план по защите прав ребенка вносятся по результатам комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка.
(абзац введен Законом г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:
1) организуют и осуществляют выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите, могут заключать договор о социальном патронате, организуют и проводят работу по социальному патронату, ведут учет детей, в отношении которых установлен социальный патронат;
2) проводят работу по профилактике социального сиротства, жестокого обращения с детьми;
3) дают заключение в суд об обоснованности и соответствии усыновления (удочерения) интересам ребенка, отмене усыновления (удочерения), участвуют в заседаниях суда по вопросу усыновления (удочерения);
4) осуществляют защиту прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет;
5) подбирают лиц, изъявивших желание и удовлетворяющих требованиям, предъявляемым к выполнению обязанностей опекуна, попечителя, патронатного воспитателя, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, попечителя, а также об освобождении или отстранении опекуна, попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей, заключают договор о патронатном воспитании (социальном патронате) и осуществляют функции опекуна, попечителя;
6) ведут учет лиц, в отношении которых установлены опека или попечительство, переданных на патронатное воспитание;
7) в установленном законом порядке осуществляют защиту личных и имущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном (попечителем) опеки (попечительства) в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
8) готовят материалы о назначении денежных средств на содержание подопечного в порядке и размере, установленном Правительством Российской Федерации и Правительством Москвы;
9) участвуют в заседаниях судов по делам подопечных в случаях, предусмотренных законодательством;
10) осуществляют надзор за деятельностью опекунов и попечителей, патронатных воспитателей, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения и трудоустройства подопечных;
11) проводят обследование и готовят заключение об условиях жизни и воспитания ребенка;
12) обеспечивают временное устройство нуждающихся в опеке или попечительстве несовершеннолетних лиц, а также сохранность их имущества;
13) осуществляют подготовку документов и устройство детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и несовершеннолетних, не имеющих нормальных условий для воспитания в семье, под опеку (попечительство) граждан, в приемную семью, на патронатное воспитание, усыновление, а при отсутствии такой возможности - в воспитательное учреждение, лечебное учреждение или учреждение социальной защиты населения;
14) ведут учет граждан Российской Федерации, проживающих на территории данного муниципального образования, способных к выполнению обязанностей усыновителя;
15) в установленном порядке готовят материалы, необходимые для усыновления (удочерения) детей, находящихся на территории данного муниципального образования, а также ведут учет детей, в отношении которых произведено усыновление (удочерение);
16) осуществляют подбор лиц, способных к выполнению обязанностей приемных родителей, патронатных воспитателей, дают заключение о возможности быть приемными родителями, патронатными воспитателями, готовят проект договора о создании приемной семьи;
17) проводят подготовку граждан, изъявивших желание взять ребенка на воспитание в семью;
18) оказывают помощь опекунам и попечителям, приемным родителям, патронатным воспитателям в воспитании и организации отдыха подопечных;
19) дают заключение о возможности раздельного проживания попечителя с подопечным;
20) дают заключение о возможности объявления несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипированным);
21) разрешают спорные вопросы между родителями о воспитании детей в пределах своей компетенции;
22) возбуждают в судах дела о лишении родительских прав, ограничении родительских прав, о признании брака недействительным в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации, об отмене усыновления и другие дела в защиту прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних; дают заключения по данным вопросам;
23) дают заключения и участвуют в заседаниях судов по делам, связанным с воспитанием детей и защитой их личных и имущественных прав;
24) проводят обследование условий жизни ребенка, а также лица, претендующего на его воспитание, представляют заключение в суд по спорам, связанным с воспитанием детей;
25) участвуют в исполнении решений судов о передаче или отобрании детей в порядке, установленном Семейным кодексом Российской Федерации;
26) готовят документы для вынесения разрешения вступить в брак лицам, не достигшим совершеннолетия;
27) привлекают общественность к работе органов опеки и попечительства;
28) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним необходимые меры;
29) предоставляют сведения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей и не устроенном на воспитание в семью в соответствии с законодательством Российской Федерации, в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей, в срок, установленный Семейным кодексом Российской Федерации.
(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5. Основанием для признания ребенка нуждающимся в государственной защите является отсутствие родительского попечения над ребенком либо распоряжение органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите. Порядок, в соответствии с которым производится обследование условий жизни и воспитания ребенка для признания его нуждающимся в государственной защите, и порядок организации работы по социальному патронату утверждаются Правительством Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
К числу детей, нуждающихся в государственной защите, относятся дети:
- родители которых неизвестны;
- утратившие вследствие смерти обоих или единственного родителя;
- отобранные у родителей;
- родители которых ограничены в родительских правах;
- родители которых лишены родительских прав;
- безнадзорные дети;
- родители которых страдают длительными заболеваниями, не позволяющими надлежащим образом осуществлять воспитание и содержание детей;
- родители которых признаны недееспособными (либо ограниченно дееспособными) или объявлены безвестно отсутствующими (умершими);
- родители которых находятся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления;
- другие дети, признанные в установленном порядке нуждающимися в государственной защите.
Ребенок признается нуждающимся в государственной защите в случае, если в отношении обоих или единственного родителя, законного представителя ребенка органом опеки и попечительства (уполномоченной службой (организацией) установлены основания, указанные во втором абзаце настоящей части.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
В исключительных случаях при отсутствии оснований для признания ребенка нуждающимся в государственной защите, установленных первым и вторым абзацами настоящей части, вопрос об отнесении ребенка к категории нуждающегося в государственной защите решается руководителем органа опеки и попечительства как главой органа опеки и попечительства.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6. Ребенок, нуждающийся в государственной защите, может быть передан на воспитание в семью патронатного воспитателя уполномоченной службой (организацией) на основании договора о патронатном воспитании.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Ребенок, достигший возраста десяти лет, может быть передан на патронатное воспитание только с его согласия.
Договор о патронатном воспитании заключается между уполномоченной службой (организацией) и патронатным воспитателем при обязательном условии разграничения ответственности по защите прав и законных интересов этого ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем, уполномоченной службой (организацией).
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
При устройстве ребенка должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в воспитании и образовании.
Порядок организации патронатного воспитания детей, нуждающихся в государственной защите, устанавливается Правительством Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
7. Над ребенком, нуждающимся в государственной защите и находящимся в семье, может быть установлен социальный патронат.
Договор о социальном патронате заключается между уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем и родителями при обязательном условии разграничения между ними прав и обязанностей по защите законных интересов этого ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Абзац исключен. - Закон г. Москвы от 29.09.2004 N 59.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
8. Патронат над ребенком может осуществляться до достижения несовершеннолетним возраста 18 лет.
Срок патроната устанавливается в плане по защите прав ребенка и договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) индивидуально исходя из конкретных потребностей несовершеннолетнего.
Патронат над ребенком может устанавливаться:
- краткосрочно - на срок от одного дня до шести месяцев;
- долгосрочно - от шести месяцев и более.
Помещение ребенка на долгосрочный патронат производится в случае, если не представляется возможным передать ребенка на усыновление. При передаче на усыновление ребенка, помещенного на патронатное воспитание в семью, преимущественное право усыновления этого ребенка предоставляется патронатному воспитателю, в семье которого воспитывается ребенок.
В случае отобрания ребенка при непосредственной угрозе его жизни и здоровью он может быть незамедлительно временно устроен в семью патронатного воспитателя до решения вопроса о дальнейшей форме его устройства.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
9. Разграничение прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, - это распределение прав и обязанностей по законному представительству его интересов между родителями (законными представителями) ребенка, уполномоченной службой (организацией), патронатным воспитателем.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Основанием для разграничения прав и обязанностей по защите законных интересов ребенка является постановление (распоряжение) руководителя органа опеки и попечительства о признании ребенка нуждающимся в государственной защите или иные документы, подтверждающие отсутствие родительского попечения над этим ребенком.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Устройство ребенка на патронат не влечет за собой возникновения между патронатным воспитателем и ребенком, переданным на патронат, алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации.
Объем полномочий патронатного воспитателя по законному представительству интересов детей в соответствии со статьями 26, 28, 37 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливается в договоре о патронатном воспитании. При этом на патронатного воспитателя не могут быть возложены:
- полномочия по защите имущественных прав несовершеннолетнего (за исключением права распоряжаться причитающимися несовершеннолетнему денежными средствами на текущее его содержание);
- полномочия по представлению интересов ребенка в суде при рассмотрении судом дел о лишении (ограничении) родителей родительских прав;
- решение вопроса о выезде ребенка за пределы Российской Федерации.
Патронатными воспитателями могут быть совершеннолетние граждане Российской Федерации обоего пола, за исключением:
- лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными;
- супругов, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лиц, лишенных по суду родительских прав или ограниченных судом в родительских правах;
- лиц, отстраненных от обязанностей усыновителя, опекуна (попечителя), приемного родителя, патронатного воспитателя за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;
- лиц, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять родительские права;
- лиц, не имеющих на момент заключения договора о патронатном воспитании постоянного места жительства, а также жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям;
- лиц, имеющих на момент заключения договора о патронате судимость за умышленное преступление против жизни и здоровья граждан.
Лицо, изъявившее желание стать патронатным воспитателем, обязано пройти специальную подготовку. Специальная подготовка и обследование семьи данного лица осуществляются уполномоченной службой (организацией) в индивидуально определяемый для него срок.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
10. Исключена. - Закон г. Москвы от 29.09.2004 N 59.
10. Права ребенка, переданного на патронат, права и обязанности родителей (законных представителей) ребенка, уполномоченной службы (организации), патронатного воспитателя определяются в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате) в соответствии с действующим законодательством, планом по защите прав ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Родители имеют право на участие в составлении плана по защите прав ребенка, на добровольное заключение договора о разграничении прав и обязанностей по защите прав их ребенка между ними и органом опеки и попечительства.
План по защите прав ребенка при достижении ребенком десятилетнего возраста в обязательном порядке должен согласовываться с самим ребенком.
Уполномоченная служба (организация) обязана исполнять функции опекуна (попечителя) ребенка в соответствии с перечнем прав и обязанностей, установленных в договоре о патронатном воспитании (социальном патронате), плане по защите прав ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Патронатный воспитатель обязан отвечать за жизнь и здоровье ребенка, переданного на воспитание в его семью, выполнять условия договора о патронатном воспитании.
Патронатный воспитатель, уполномоченная служба (организация) совместно определяют способы воспитания и форму обучения ребенка с учетом его мнения. Окружное управление образования оказывает содействие в устройстве ребенка в образовательные учреждения и при необходимости в воспитании и образовании ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Договор о патронатном воспитании обязательно содержит положения, предусматривающие ответственность сторон за условия содержания, воспитания и образования ребенка, права и обязанности патронатного воспитателя, права и обязанности уполномоченной службы (организации), а также родителей (законных представителей) ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
В случае переезда на постоянное место жительства патронатного воспитателя за пределы города Москвы и Московской области договор о патронатном воспитании расторгается.
(нумерация части в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
11. Контроль за условиями жизни и воспитания ребенка, переданного на патронат, осуществляется уполномоченной службой (организацией) в виде регулярных посещений ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Устанавливается следующий порядок проведения посещений: 1 раз в месяц в течение первых трех месяцев после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в три месяца в течение первого года после передачи ребенка на патронат, далее - 1 раз в полгода.
Не реже 1 раза в год проводится комплексная проверка, включающая в себя оценку состояния здоровья ребенка, образования ребенка, его умственного развития, самосознания, его внешнего вида и гигиены, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка, отношений в семье.
(нумерация части в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
12. В течение действия договора о патронатном воспитании патронатный воспитатель несет ответственность за нарушение прав и законных интересов ребенка в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
(нумерация части в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 7. Создание условий для организации и осуществления опеки и попечительства
 
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
1. В целях создания условий для организации и осуществления опеки и попечительства устанавливается следующий количественный норматив специалистов органа опеки и попечительства по охране прав граждан:
1) 1 специалист по охране прав детей на 5000 человек детского населения (в возрасте от 0 до 18 лет включительно), проживающего на территории муниципального образования, но не менее 3 на орган опеки и попечительства;
 
Пункт 2 части 1 статьи 7 введен в действие с 1 января 2005 года (статья 2 Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59).
 
2) 1 специалист по охране прав совершеннолетних лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, и лиц, над которыми установлено попечительство в форме патронажа.
Оплата труда указанных специалистов осуществляется за счет средств местных бюджетов.
2. Размер денежных средств, выплачиваемых на питание и текущее содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть ниже норматива, исчисляемого из расчета соответствующих натуральных норм, установленных Правительством Российской Федерации.
3. Устанавливаемый органом опеки и попечительства размер денежных средств, выделяемых как единовременная материальная помощь детям, проживающим в семье и нуждающимся в государственной защите, не должен быть ниже установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации.
 
Статья 8. Комиссия по охране прав детей
(название в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
1. Для подготовки решений органа опеки и попечительства по принятию и пересмотру плана по защите прав ребенка, рассмотрению результатов комплексных проверок условий жизни, воспитания и развития ребенка, иным сложным вопросам организации и деятельности органа опеки и попечительства руководитель органа опеки и попечительства образует комиссию по охране прав детей (далее - Комиссия) и руководит ее работой.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. Положение о Комиссии утверждается муниципальным Собранием.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Комиссия является коллегиальным органом с рекомендательными функциями.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4. Руководитель органа опеки и попечительства как председатель Комиссии определяет численный и персональный состав Комиссии. В состав Комиссии могут входить специалисты муниципалитета по охране прав детей, специалисты социального отдела управы района, работники государственных и муниципальных органов, образовательных учреждений (организаций), учреждений социальной защиты населения, учреждений здравоохранения. Для рассмотрения конкретного дела каждого ребенка в состав Комиссии могут приглашаться работники соответствующих учреждений и организаций, в компетенцию которых входит непосредственная работа с детьми, а также представители общественных организаций.
(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 9. Оплата труда приемных родителей, патронатных воспитателей, материальное обеспечение ребенка, переданного на патронат
 
(в ред. Закона г. Москвы от 27.06.2001 N 33)
 
1. В целях обеспечения преемственности государственной политики в организации работы по охране прав и законных интересов детей, нуждающихся в государственной защите, заработная плата приемного родителя устанавливается в размере 3,5 минимального размера оплаты труда в расчете на одного ребенка, переданного на воспитание в приемную семью.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. На ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите и помещенного на патронатное воспитание в семью патронатного воспитателя, распространяются нормы материального обеспечения и льготы, установленные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданных под опеку, попечительство.
Размер денежных средств, выделяемых на ребенка, в отношении которого установлен социальный патронат, определяется органом опеки и попечительства в плане по защите прав ребенка и в договоре о социальном патронате.
Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя, на питание ребенка, одежду, обувь, мягкий инвентарь, приобретение предметов хозяйственного обихода, учебных пособий, игрушек, на культмассовые мероприятия выплачиваются из средств городского бюджета, выделяемых по установленным нормативам уполномоченной службе (организации), и перечисляются на личные счета патронатным воспитателям в размерах и сроках в соответствии с действующими нормативами, с договором о патронатном воспитании и сроками поступающего бюджетного финансирования.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
Патронатный воспитатель ведет учет расходов по простейшей форме в виде записей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка. Сведения об израсходованных средствах представляются ежеквартально в службу (организацию) по патронату. Материальные ценности, приобретенные за счет выделенных пособий на содержание детей, включаются в письменные отчеты воспитателей по приходу и расходу денежных средств, выделяемых на содержание ребенка.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Труд патронатного воспитателя является социально значимым трудом.
Оплата труда патронатного воспитателя производится в размере не менее 3,5 и не более 5,5 минимального размера оплаты труда в расчете на каждого ребенка, переданного ему на воспитание, в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании.
Оплата труда патронатного воспитателя для работы по социальному патронату производится в размере не менее 3,5 и не более 4,5 минимального размера оплаты труда в зависимости от сложности задач, возлагаемых на патронатного воспитателя договором о патронатном воспитании, и в расчете на 40-часовую рабочую неделю.
Денежные средства на оплату труда патронатного воспитателя ежемесячно выделяются уполномоченной службе по патронату органом, в ведении которого находится учреждение.
Порядок оплаты труда патронатного воспитателя определяется Правительством Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 10. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными
 
1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства в отношении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также лиц, ограниченных судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, относится издание следующих распоряжений:
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
1) об установлении опеки, попечительства;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) об освобождении, отстранении опекуна, попечителя от исполнения им своих обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) о прекращении опеки, попечительства;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) о помещении лица, признанного судом недееспособным вследствие психического расстройства, в психиатрическое или психоневрологическое учреждение;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) о реализации имущества недееспособного в случаях направления его в психоневрологический дом-интернат на полное государственное обеспечение, об учреждении доверительного управления недвижимым или ценным движимым имуществом или о реализации имущества;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) о создании в стационарном учреждении социальной защиты населения опекунской комиссии, об утверждении ее персонального состава и положения.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:
1) устанавливают опеку над лицами, признанными судом недееспособными вследствие психического расстройства, а также попечительство над лицами, ограниченными судом в дееспособности вследствие злоупотребления спиртными напитками или наркотическими веществами, назначают опекунов и попечителей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) назначают опекунов и попечителей над имуществом граждан в случаях, предусмотренных статьями 37 и 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) освобождают и отстраняют опекунов и попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) выносят решение о помещении лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения, в том числе в психоневрологические дома-интернаты на полное государственное обеспечение, предварительно решив имущественные вопросы недееспособного;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) принимают меры по защите жилищных прав подопечных;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) решают вопросы содержания подопечных, распоряжения их текущими доходами и имуществом в соответствии со статьями 28 и 37 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
7) дают разрешение на отчуждение, обмен жилой площади, совершение сделок, влекущих отказ от принадлежащих подопечному прав;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
8) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
9) выносят решение о создании в стационарных учреждениях социальной защиты населения опекунских комиссий, утверждают их персональный состав и положение, осуществляют контроль за их деятельностью;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
10) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и попечительства и принимают по ним меры.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Органы здравоохранения как уполномоченные службы (организации):
1) выявляют и ведут учет лиц с психическими расстройствами, нуждающихся в установлении над ними опеки;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) оказывают необходимую помощь до установления опеки лицам, признанным судом недееспособными вследствие психического расстройства;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) подбирают лиц, способных к выполнению обязанностей опекуна, готовят материалы, необходимые для назначения опекуна, а также об освобождении или отстранении опекуна от выполнения возложенных на него обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) ведут учет лиц, в отношении которых установлена опека;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования опекуном опеки и попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без надзора и необходимой помощи;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) осуществляют надзор за деятельностью опекунов, оказывают им помощь в организации медицинского наблюдения за подопечными;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
7) осуществляют устройство лиц, признанных судом недееспособными вследствие психического расстройства, в психиатрические или психоневрологические учреждения;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
8) возбуждают в судах дела о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным, о признании выздоровевшего дееспособным, об отмене ограничения дееспособности гражданина, о признании брака недействительным в интересах лица, признанного судом недееспособным, и другие дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
9) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам опеки и принимают по ним меры.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4. Стационарные учреждения социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации):
- осуществляют функции опекуна либо попечителя над лицами, признанными судом недееспособными либо ограниченными судом в дееспособности, поступившими к ним на постоянное проживание;
- осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных, через опекунские комиссии распоряжаются текущими доходами в интересах опекаемых лиц.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 11. Организация работы органов опеки и попечительства в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа
 
1. К компетенции руководителя органа опеки и попечительства по осуществлению попечительства в форме патронажа в отношении совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся в этом по состоянию здоровья, относится издание распоряжений по следующим вопросам:
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
1) об установлении попечительства в форме патронажа;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) о разрешении регистрации попечителя на площадь подопечного на время исполнения им попечительских обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) об освобождении или отстранении попечителя от исполнения им своих обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) о прекращении попечительства в форме патронажа.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2. В соответствии с возложенными на них задачами органы опеки и попечительства:
1) устанавливают попечительство в форме патронажа в соответствии со статьей 41 Гражданского кодекса Российской Федерации и назначают попечителей над совершеннолетними дееспособными лицами;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) освобождают и отстраняют попечителей от выполнения возложенных на них обязанностей в случаях, предусмотренных статьей 39 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) выносят решения о прекращении попечительства в форме патронажа в соответствии с п. 4 статьи 41 Гражданского кодекса Российской Федерации;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) принимают меры по защите жилищных прав подопечных, дают разрешение на обмен жилой площади в интересах подопечного;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) возбуждают в судах дела, связанные с защитой прав и охраняемых законом интересов подопечных;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3. Муниципальные управления социальной защиты населения как уполномоченные службы (организации):
1) оказывают до установления попечительства в форме патронажа необходимую помощь совершеннолетним дееспособным лицам, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять свои права и выполнять свои обязанности;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
2) в случае необходимости оказывают содействие в подборе лиц, способных к выполнению обязанностей попечителя, готовят материалы, необходимые для назначения попечителя, а также об освобождении или отстранении попечителя от выполнения возложенных на него обязанностей;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
3) ведут учет лиц, в отношении которых установлено попечительство;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
4) в установленном законом порядке осуществляют защиту имущественных и личных неимущественных прав и интересов подопечных в случае использования попечителем попечительства в корыстных целях, а также в случае оставления подопечного без ухода и необходимой помощи;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
5) осуществляют устройство совершеннолетних дееспособных лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа, в учреждения системы социальной защиты;
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
6) рассматривают предложения, заявления и жалобы граждан по вопросам попечительства в форме патронажа и принимают по ним меры.
(в ред. Закона г. Москвы от 29.09.2004 N 59)
 
Статья 12. Ответственность за неисполнение настоящего Закона
 
Должностные лица органов местного самоуправления, уполномоченных служб (организаций) несут ответственность за несоблюдение положений настоящего Закона в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
 
Статья 13. Вступление в силу настоящего Закона
 
Настоящий Закон вступает в силу со дня его опубликования.
 
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
4 июня 1997 года
N 16
0

Оставить комментарий