14 Ответы
Здравствуйте.
Самое главное – своевременно письменно известить банк об утере (краже) кредитной карты, чтобы банк не начислял проценты за пользование кредитом. Если такое извещение в банк было подано, то теперь нужно будет получить от дознавателя копию постановления о прекращении производства по делу, и предоставить эту копию в банк вместе с сопроводительным письмом, в котором попросить подписать с бывшим держателем карты соглашение о расторжении кредитного договора. В лучшем случае у клиента банка должны остаться на руках:
1) Заявление в банк о краже кредитной карты (с отметкой банка);
2) Копия постановления дознавателя;
3) Копия сопроводительного письма в банк (с отметкой банка);
4) Соглашение о расторжении кредитного договора, в котором должно быть указано про отсутствие задолженности по договору.
В худшем случае должны быть на руках документы, перечисленные в первых трех пунктах, чтобы в случае предъявления банком в суд иска о взыскании задолженности по кредиту, предъявить эти документы в суд и добиться принятия судебного решения против банка.
Здравствуйте, Константин Михайлович! Насколько мне известно, именно в письменном виде банк о краже не уведомляли, а кредит этот человек, который потерял карту, продолжает выплачивать в соответствии с условиями договора, т.е. и начисление % никто не остановил. Но постановление о прекращении производства по делу у нас на руках (факсом передали). Этот кредит еще платить 1.6 года. Получается, что и сейчас не поздно представить в банк соответствующее заявление? Думаю, банк откажет в том, чтобы изменить условия договора. Можно и в судебном порядке? Но я ни разу не слышала, чтобы у нас в городе такая практика была, хотя кражи с кредитных карт явление частое. Подскажите, какого рода мне поискать исковое заявление, и на какие нормы закона опираться?
Основанием может быть существенное изменение обстоятельств (пункты 2 и 3 ст.451 ГК РФ). Сначала Вам нужно подать в банк заявление о расторжении кредитного договора в связи с существенным изменением обстоятельств, к которому приложить постановление из ОВД, а затем (после получения письменного отказа в расторжении договора) – подать в суд соответствующий иск.
Здравствуйте, Константин Михайлович! Я узнала, в банк заявление о том, что кредитная карта украдена, а также подробное описание того, что украдено вместе с ней (водительское удостоверение, кошелек) этот человек подавал. Но взамен, как я это теперь понимаю, всего лишь выпустили новую карту... Еще я подробно посмотрела раздел "ответственность" в "общих условиях выпуска и обслуживания кредитных банковских карт ОАО "ТранскредитБанк" (приложение к карте). Так вот, там указано: " В случае утраты (утери или кражи) Кредитной карты Клиент несет ответственность за все операции с использованием Кредитной карты, совершенные третьими лицами, до момента получения Банком письменного заявления об утрате Кредитной карты, в размере общей суммы проведенных с использованием Кредитных карт операций, а также за все операции, совершенные без Авторизации в течение 14 календарных дней от даты получения банком вышеуказанного письменного заявления в размере общей суммы проведенных с использованием Кредитной карты операций. Клиент несет ответственность за все операции в случаях использования Кредитной карты (Реквизитов Кредитной карты) для заказа товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) по почте, телефону или через сеть Интернет"... Вот, оглядываясь на содержание этого пункта, он и выплачивает уже 1,6 года. А еще вы знаете вот вышеназванные "общие правила выпуска и обслуживания кредитных банковских карт ОАО "ТрансКредитБанк", это ЕДИНСТВЕННЫЙ документ, который как бы регулирует отношения БАНКА и Клиента в нашем случае, и по своей форме этот документ ДАЖЕ не требует подписи сторон!!!! Получается, кредитного договора вообще нет!!! А что тогда просить расторгнуть?
Кредитный договор в указанном случае имеется. Но это, так называемый, договор присоединения, когда клиент соглашается на предложенные ему условия (опубликованные на сайте банка), и с момента получения им банковской карты и снятия первой суммы по ней, считается заемщиком банка. Поэтому карту в банк нужно сдать, и потребовать подписать с заемщиком соглашение, по которому банк признает, что карта ему возвращена, договорные отношения по обслуживанию этой карты прекращены, и у заемщика задолженности по кредиту не имеется.
А как же пункт о том, что клиент несет ответственность в случае утери либо кражи карты, который я дословно писала в предыдущем комментарии? У него еще такой момент ко всему этому был... ПИН-код находился в кошельке, вместе с картой. Поэтому так мало времени для снятия и понадобилось тем, кто нашел этот кошелек (просто он редко картой пользовался и поэтому наизусть этот ПИН не знал, а накануне поездки совершал покупку с этой карты и поэтому все оказалось при нем), т.е. здесь идет речь о том, что НЕ весь лимит карты украден. Частично он использовал его сам. Не верится, что суд, а уж, тем более банк, пойдет на то, чтобы признать, что за этим человеком нет задолженности перед банком.
Указанный вами пункт можно признать в суде недействительным. Однако тот факт, что после кражи карты часть денег со счет снял сам заемщик, и он возместил банку часть украденных с карты денег, скорее всего, не позволит расторгнуть по указанному основанию договор с банком, поскольку заемщик своими действиями, по сути, признал долг перед банком.
Здравствуйте! Кредитная карта была получена летом 2012 года. Сейчас еще не поздно обратиться в суд с иском о признании недействительным пункта условий пользования кредитной картой, о том, что заемщик несет ответственность за денежные средства, которые есть на ссудном счете, в случае кражи этой карты? 1 год или 3 года в этом случае считать сроком исковой давности? И еще. Если, предположим, суд вынесет решение о признании этого пункта незаконным и нарушающим права заемщика, в соответствии с законом о защите прав потребителя, то этот пункт утратит свое действие с момента вступления решения в законную силу??? Т.е. то событие, которое произошло в 2013 году (потеря карты и снятие 30 000 неизвестными лицами, до настоящего времени не установлены следствием), ложится ответственностью на плечи заемщика?
С таким иском можно обратиться в суд в течение трех лет с даты заключения кредитного договора. Если какой-либо пункт кредитного договора признается судом недействительным (ничтожным), то этот пункт считается не порождающим никаких правовых последствий с момента заключения кредитного договора. Соответственно, взыскание с заемщика задолженности по кредиту, со ссылкой на условие этого пункта договора, становится невозможным.
Константин Михайлович, здравствуйте! Воодушевленная Вашими разъяснениями о том, что можно признать пункт об ответственности в случае утраты (утери) кредитной карты не соответствующим ЗоЗПП я "перевернула" уже весь интернет в поисках подобной судебной практики или образцов соответствующих исковых заявлений. Но... ничего похожего вообще нет, практика обращения заемщиков-держателей кредитных карты в суды по вопросам несанкционированного списания денежных средств с карты велика, но случаи совершенно не похожи. К тому же, как я поняла, заемщики и не ставят вопроса о признании этих пунктов недействительными. В общем, на Вас только надеюсь. Помогите, пожалуйста, у нас срок пользования картой "подходит" к 3-м годам. Поэтому время идет на считанные дни, цена вопроса тысяч под 50 000. Поэтому очень важно, если есть ссылка на практику или образец искового заявления, буду очень признательна Вам и бесконечно благодарна!
Здравствуйте, Константин Михайлович! Еще раз внимательно прочитала "общие условия выпуска и обслуживания кредитных банковских карт ОАО "ТрансКредитБанк", нашла вот что: "В случае утраты (утери или кражи) Кредитной карты Клиент несет ответственность за все операции с использованием Кредитной карты, совершенные третьими лицами, до момента получения Банком письменного заявления об утрате Кредитной карты, В РАЗМЕРЕ ОБЩЕЙ СУММЫ ПРОВЕДЕННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИМЕ КРЕДИТНЫХ КАРТ ОПЕРАЦИЙ!!!” Означает ли это, что % на эти самые средства банк начислять не должен??? Связывалась с Роспотребнадзором. Сегодня еду на консультацию по нашему делу. Вчера взяли в банке справку о том, что такого-то числа в такое-то время по телефону "Горячей линии" украденная карта была заблокирована в связи с е утратой/кражей... Получается, заявление об утрате Банк получил, а условия договора для заемщика остались прежними. Хотя в заявлении-извещении этот клиент не просил изменения условий, и не подсказали в банке об этом.
Единой судебной практики по такой категории дел не существует, и Верховным Судом РФ судебная практика по такой категории дел не обобщена. Есть лишь отдельно взятые судебные споры, некоторые из которых ранее вели юристы нашей фирмы.
При ссылке на указанный Вами пункт, банк может заявить, что письменного заявления от клиента они не получали (был лишь звонок на телефон “Горячей линии”), в связи с чем произвели начисление процентов на всю сумму использованных по этой кредитной карте денежных средств.
Кроме Роспотребнадзора Вы также можете обратиться в Общество Защиты прав потребителей, у которых подобных судебных споров с банками было предостаточно.
Спасибо. Кстати сказать, вчера от банка мы получили справку, в которой указано, что такого-то числа в такое-то время была заблокирована данная карты, в связи с утерей/кражей. И также там указано, что через несколько дней эта карта была перевыпущена для клиента по причине как раз кражи. По закону правомерно в данном случае начисление % на украденную сумму. Я сейчас намерена писать в банк письмо-претензию, с требованием произвести перерасчет по выплаченной сумме кредита. В Роспотребнадзоре сказали, что правила пользования картами, в которых указано про ответственность клиента в случае кражи карты, соответствуют действующему законодательству. Предлагают также на этот пункт опираться. Кроме того, почему-то не разделили Вашу рекомендацию обратиться в суд с иском о расторжении кредитного договора по причине существенного изменения обстоятельств. Жаль, что в регионах нет представительств Вашей фирмы.
Здравствуйте! Родственник, находясь в другом городе по делам, потерял кредитную карту. Через 20 минут на телефон пришло смс о том, что с этой карты сняты 30 000 рублей (все эти 20 минут через оператора банка блокировали карту). В общем, пока следственные органы сделали запрос в банк-держатель карты, о том, действительно ли на имя пострадавшего в их банке есть такая карта (ответ получили через месяц, да еще оказалось, что запрос сделали по городу, в котором произошла вся эта ситуация, вместо города, в котором родственник имеет ссудный счет, т.е. в ответе банка было сказано, что у них такого клиента нет, а уже из родного города подтвердили что клиент есть и карта у него есть и что в тот день действительно произошло обналичивание денег), на все это ушло 1,5 месяца приблизительно. Потом, по прошествии еще какого-то промежутка времени, мы позвонили следователю и она сказала, что просто не знает, в какой именно банк делать запрос о выдаче видеосъемки с банкомата (в супермаркете, рядом с которым произошла потеря их 30 штук, якобы). Хотя изначально даже в смс сообщении на телефон о том, что деньги сняты, был указан банк, с банкомата которого снимали, и все это говорили следователям. В общем, нам сказали, что прошло уже много времени и банки не хранят эту информацию. Предварительное следствие приостановили, в связи с не установлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (через 2 месяца, т.е. по истечению срока предварительного следствия, как я понимаю)... Теперь прошло времени еще больше. Что мы еще можем сделать?