Где закреплено право собственника знакомиться с финансовыми документами товарищества собственников жилья, с бюллетенями заочного голосования общего собрания, проверки подсчета голосов?
Объем прав собственника жилого помещения в доме, где создано ТСЖ, зависит прежде всего от того, является ли данное лицо членом ТСЖ. Согласно части 1 ст. 143 ЖК РФ членство в ТСЖ возникает у собственника помещения в многоквартирном доме на основании заявления о вступлении в товарищество. Таким образом, собственник жилого помещения не становится членом ТСЖ автоматически, только из-за наличия права собственности на жилое помещение в данном доме.
Если автор вопроса не является членом ТСЖ, то у него нет и права вмешиваться в его деятельность, он не является лицом, заинтересованным в управлении и деятельности ТСЖ. Его отношения с ТСЖ строятся исключительно на договорных началах, направленных по большей части, как правило, на одну цель - урегулировать условия содержания и ремонта общего имущества, внесения коммунальных платежей. Поэтому право знакомиться с внутренними документами ТСЖ у собственника может возникнуть, только если оно предусмотрено заключенным между ним и ТСЖ договором (что представляется маловероятным) либо если речь идет о документах, затрагивающих права данного лица как собственника (это могут быть протоколы общих собраний собственников помещений в доме о выборе способа управления, о создании ТСЖ, протоколы общих собраний членов ТСЖ по вопросу установления размера платы за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома). Если же речь идет о документах ТСЖ, в которых юридической заинтересованности у собственника жилого помещения нет, то представляется, что доступ к ним является ограниченным, если иное не оговорено уставом ТСЖ.
Если же собственник является членом ТСЖ, то нужно отметить следующее.
Основным нормативным правовым актом, регламентирующим деятельность ТСЖ, является ЖК РФ. Кроме того, важным документом в регулировании организационных вопросов, связанных с деятельностью ТСЖ, а также закрепляющим правовой статус членов ТСЖ, следует назвать устав ТСЖ.
ЖК РФ не регламентирует порядок ознакомления членов товарищества с документами ТСЖ, нигде прямо не закреплено их право требовать предоставления таких документов от правления ТСЖ, равно как и обязанность ТСЖ по предоставлению данных документов своим членам. Поэтому обычно порядок предоставления документов ТСЖ членам товарищества прописывается в уставе ТСЖ. Если устав закрепляет за членами ТСЖ право беспрепятственно знакомиться с внутренними документами ТСЖ, то отказать в предоставлении соответствующих документов правление ТСЖ не вправе.
Если же в уставе ТСЖ о порядке ознакомления членов товарищества с его внутренними документами не упоминается, то для того, чтобы ответить на заданный вопрос, нам необходимо обратиться к структуре самого ТСЖ, принципам организации его деятельности и взаимоотношениям со своими членами.
ТСЖ представляет собой некоммерческую организацию, юридическое лицо со своими органами управления (правление, председатель правления, общее собрание членов ТСЖ, ревизионная комиссия (ревизор)). Именно через данные органы управления и осуществляется участие членов ТСЖ в управлении деятельностью товарищества, главный из которых - общее собрание членов ТСЖ. Предполагается, что в идеальном варианте именно путем участия в общем собрании каждый член ТСЖ получает возможность знакомиться с документами товарищества (решениями, протоколами и т.д.).
Однако если по каким-то причинам член ТСЖ не смог принять участия в общем собрании и соответственно не был ознакомлен с принятыми на нем документами, то вряд ли есть основания утверждать, что его доступ к таким документам может быть ограничен. Ведь не стоит забывать, что каждый член ТСЖ имеет право обжаловать принятое решение общего собрания в судебном порядке. Для реализации такого права ему просто необходимо ознакомиться с данными документами. В этой связи, на наш взгляд, ограничить доступ к решениям, принятым на общем собрании, протоколам голосования и т.д., ТСЖ не вправе (в том числе ссылаясь на наличие таких ограничений в уставе).
Несколько иная ситуация с финансовыми документами ТСЖ.
Контроль за финансовой деятельностью ТСЖ осуществляется ревизионной комиссией, состоящей из числа его членов (ст. 150 ЖК РФ). Данная комиссия:
- проводит не реже чем один раз в год ревизии финансовой деятельности товарищества;
- представляет общему собранию членов товарищества заключение о смете доходов и расходов товарищества на соответствующий год и отчет о финансовой деятельности и размерах обязательных платежей и взносов;
- отчитывается перед общим собранием членов товарищества о своей деятельности.
Следовательно, именно через данный орган осуществляется финансовый контроль за деятельностью ТСЖ, то есть имеется определенное ограничение: такой контроль производится не каждым и не любым членом ТСЖ, а специальной комиссией из числа его членов. Индивидуального ознакомления каждого члена ТСЖ с финансовыми документами товарищества ЖК РФ не предусматривает. Однако если подобное положение закреплено в уставе, то требование члена ТСЖ предоставить эти документы законно. Поэтому, на наш взгляд, если иное не предусмотрено уставом ТСЖ, финансовые документы товарищества могут не предоставляться каждому его члену, но представителям членов ТСЖ в лице ревизионной комиссии они должны предъявляться ежегодно.
Автор: Ю. Терешко