г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Обращение взыскания на средства на лицевых счетах

Общая характеристика обращения взыскания на средства на лицевых счетах. Производство по обращению взыскания на средства на лицевых счетах в Федеральном законе от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) не получило должного правового регулирования. Единственным исключением является ст. 46.1 Закона, содержащая правовые предписания о частном случае правоотношений лицевого счета - денежных средствах клиентов профессионального участника рынка ценных бумаг, находящихся на отдельном банковском счете (специальном счете). Производство по обращению взыскания на средства на лицевых счетах необходимо в тех случаях, когда денежные средства должника находятся у другого лица. При этом последний не является банком и не открывает должнику расчетный или иной счет, на котором находятся безналичные денежные средства. По существу, производство по обращению взыскания на средства на лицевых счетах является частным случаем производства по обращению взыскания на имущество должника, находящегося у других лиц.

Расчетный центр и рассчитываемая организация. Для внесения определенности в отношении обращения взыскания на средства на лицевых счетах необходима специфическая терминология. Субъектов правоотношения лицевого счета мы называем расчетным центром и рассчитываемой организацией. Рассчитываемая организация выступает в исполнительном процессе в процессуальном статусе должника, а расчетный центр - другого лица (ст. 48 Закона). При этом правоотношения лицевого счета могут усложняться за счет "вложенного эффекта", т.е. выступления расчетного центра в качестве рассчитываемой организации по отношению к другой организации.

Расчетный центр представляет собой организацию (юридическое лицо), которая имеет расчетный счет в кредитной организации и осуществляет операции по расчетному счету хотя и от своего имени, но для иной организации. Для осуществления операций по расчетному счету расчетный центр открывает лицевые счета, по которым ведется учет операций между расчетным центром и иной (рассчитываемой) организацией. Следует отметить, что обычным является существование расчетных центров как структурных подразделений, например, бухгалтерии, финансового отдела, финансового директора, главного бухгалтера.

Структурное подразделение расчетным центром не является, поскольку не обладает правосубъектностью ни в форме правоспособности, ни в форме компетенции.

Например, создается юридическое лицо - расчетный центр; оно открывает расчетный счет в коммерческом банке или иной кредитной организации. Создаются и иные юридические лица (рассчитываемые организации), которым расчетные счета не открываются вовсе либо открываются, но операции по этим счетам не проводятся, а если и проводятся, то не в полном объеме. Создание такой схемы может быть вызвано как стремлением уклониться от нежелательных взысканий и платежей, так и жестким контролем за расчетами рассчитываемых организаций.

"Вложенный эффект" может иметь место в случае, если расчетный центр является рассчитываемой организацией и расчетным счетом не обладает. Таким образом, возможно создание расчетных центров многопорядкового характера, однако так или иначе должен быть выход на расчетный счет. Конечно, возможны ситуации, когда расчетный счет отсутствует: например, лица осуществляют взаимную передачу товаров, обмениваются услугами или видами работ (так называемые бартерные, или меновые, сделки). Для взаиморасчетов эти лица вынуждены создавать систему лицевых счетов, иначе им будет трудно вести учет своей деятельности.

Например, юридическое лицо А, имея расчетный счет в коммерческом банке, ведет лицевой счет на юридическое лицо Б, а юридическое лицо Б ведет лицевой счет на юридические лица, скажем, В и Г. При этом юридическое лицо Б не имеет собственного расчетного счета. Рассчитываемые организации В и Г являются организациями второго порядка, а юридическое лицо Б - первого порядка. Юридическое лицо А является так называемым чистым расчетным центром.

Денежные права с позиций права собственности. На практике очень часто ставится вопрос о соотношении обязательственных и вещных прав. ГК РФ оперирует понятием "имущественные права", не используя понятие "обязательственные права". Между тем в отношении обязательственного права можно говорить, что оно принадлежит его обладателю на праве собственности или ином подобном вещном праве (праве хозяйственного ведения, праве оперативного управления). При этом обязательственное право весьма характерно проявляется применительно к праву на денежные средства на расчетном или лицевом счете. В этой связи возникает вопрос: кто является собственником этих денежных средств или прав на эти денежные средства, когда происходит переход права собственности на обязательственное право?

Денежные средства или права на них есть, по существу, "чистые" обязательственные права. Вместе с тем неясно, что же такое денежные средства. Представляется, что денежные средства можно рассматривать с позиций макро- и микроуровня. Денежные средства с позиций макроуровня можно рассматривать в случае изучения отношений между эмитентом денежных средств (как правило, государством) и самими денежными средствами, выступающими в качестве денежного оборота. В этом случае следует выделять понятия "денежный оборот", "денежная масса", "денежная единица", "эмиссия денежных средств" и иные характеристики денежных средств. Однако в юридической литературе, как правило, денежные средства исследуются с позиций микроуровня, т.е. как некая данность, полученная извне, как некое благо, "чистое" имущественное право. С позиций макроуровня такие представления о денежных средствах являются не совсем верными.

Денежные средства могут выступать как в наличной, так и в безналичной форме. Если о наличных денежных средствах можно уверенно сказать, что они принадлежат их обладателю на праве собственности, то утверждать то же самое в отношении прав обладателя безналичных денежных средств никак нельзя. В последнем случае в юридической литературе, как правило, говорят об обязательственных правах обладателя денежных средств (владельца расчетного счета) к коммерческому банку. В юридической литературе закрепилось отношение к праву собственности как к некоему праву, во многом аналогичному обязательственному, но, в отличие от него, существующему не между определенными лицами (как правило, двумя), а между одним лицом (собственником) и всеми остальными. Кроме того, содержание или сущность права собственности исследуется, как и в обязательственном праве, с позиций тех возможностей, которыми обладает собственник.

Полностью согласиться с таким подходом мы не можем, поскольку гражданско-правовые отношения, какими бы частными они ни были, всегда так или иначе затрагивают публичные отношения. Именно проявление частного права собственности в публичных отношениях, например в исполнительном процессуальном правоотношении, выявляет принципиальное отличие права собственности от обязательственного права. Кроме того, недобрую службу праву собственности сослужили вещно-правовые способы защиты права собственности. Особенности вещно-правовых способов защиты (виндикационный, негаторный иски, иск о признании права собственности) привели к пониманию объекта права собственности как индивидуально-определенной вещи. Из этого можно заключить, что вещи, определяемые родовыми признаками, объектом права собственности быть не могут. Такой подход, на наш взгляд, является односторонним, приводящим к тому, что право собственности на вещи, определяемые родовыми признаками, не возникает.

Полагаем, в одних случаях право собственности, сливаясь с обязательственным правом, преобразуется в право собственности обязательственного характера, т.е. право, дающее собственнику получение выгод из обладания правом собственности; в других случаях обязательственное право сливается с правом собственности и получается обязательственное право вещного характера, т.е. право, дающее возможность передачи (продажи, дарения) обязательственного права другим лицам. Право собственности обязательственного характера имеет место, например, при передаче имущества в аренду, при защите права собственности в случае его нарушения, при аресте имущества. Обязательственное право вещного характера имеет место, например, в случае уступки права.

Лицевой счет. Для осуществления операций между расчетным центром и рассчитываемыми организациями создается лицевой счет. Лицевой счет сам по себе уже предполагает особый правовой режим, который имеет сходство с дебиторской задолженностью. Лицевой счет следует определить как правоотношение, в силу которого одно лицо (расчетный центр) осуществляет функции по расчетам для другого лица (рассчитываемой организации). Функции по расчетам могут включать или не включать собственно открытие и ведение расчетного счета, а также включать ведение иного лицевого счета (если расчетный центр является рассчитываемой организацией).

Не исключено, что лицевой счет можно определять и как документ или систему документов. При определении правовой природы лицевого счета применительно к гражданскому законодательству можно говорить о том, что лицевой счет является договором, в том числе как сделкой, так и обязательством, вытекающим из этой сделки. Лицевой счет имеет следующие общие характеристики: наименование (номер), владельца (обладателя), остаток. Могут у него быть и иные характеристики. Операция по лицевому счету определяется как юридический факт, влекущий за собой возникновение, изменение или прекращение лицевого счета как обязательства.

Для лицевого счета характерны две правоизменяющие операции (два юридических факта): списание и зачисление денежных средств. Смешанный характер имеет операция перечисления денежных средств, которая означает одновременно списание определенной денежной суммы с одного лицевого счета и зачисление этой суммы на другой лицевой счет. Такой же смешанный характер имеют операции открытия лицевого счета (правообразующий юридический факт), означающие возникновение лицевого счета как обязательства и зачисление денежных средств (перечисление), и закрытия лицевого счета (правопрекращающий юридический факт), означающие прекращение лицевого счета как обязательства и списание (перечисление) денежных средств.

Операции открытия и закрытия лицевого счета могут и не носить смешанного характера при отсутствии движения денежных средств на счете. Кроме того, можно выделить такую операцию, как движение денежных средств, т.е. операцию зачисления и списания средств в течение определенного времени. Следовательно, операция по лицевому счету имеет следующие характеристики: наименование (номер) лицевого счета, сумма операции и основание операции. Кроме того, операция по лицевому счету может иметь такую характеристику, как дата совершения операции. Ведение лицевого счета есть не что иное, как совершение операций по лицевому счету. Договор лицевого счета и договор банковского счета. Лицевой счет имеет сходства с банковским счетом, поэтому на основе договора банковского счета можно определить договор лицевого счета.

По договору банковского счета банк обязуется принимать и зачислять поступающие на счет, открытый клиенту (владельцу счета), денежные средства, выполнять распоряжения клиента о перечислении и выдаче соответствующих сумм со счета и проведении других операций по счету (п. 1 ст. 845 ГК РФ). Таким образом, по договору лицевого счета расчетная организация обязуется открыть лицевой счет рассчитываемой организации и совершать по этому счету различные операции, в том числе зачисление и списание денежных средств или иного имущества, определяемого родовыми признаками.

Сложным является вопрос о распоряжении средствами рассчитываемой организации (выполнение распоряжений клиента входит в определение договора банковского счета). Распоряжение средствами рассчитываемой организации. Возникает закономерный вопрос: является ли распоряжение средствами на лицевом счете существенным признаком лицевого счета как самостоятельного понятия, отличающего лицевой счет, скажем, от бухгалтерского учета - аналитического регистра?

Видимо, следует признать, что возможность распоряжения средствами на лицевом счете является отличительной особенностью "чистого" лицевого счета. Однако лицевой счет может существовать и без распоряжений рассчитываемой организации. В последнем случае понятие "лицевой счет" ничем не отличается от понятий "дебиторская задолженность" и "авансовые платежи".

Распоряжение средствами рассчитываемой организации можно определить как юридический факт-действие, влекущий совершение расчетным центром операции по лицевому счету. Коммунальные лицевые счета и авансовые платежи. На практике мы часто сталкиваемся с открытием лицевых счетов организациями, ведущими расчеты за потребляемую тепловую, электрическую энергию и пр. В этом случае возможно возникновение так называемого положительного сальдо, т.е. переплаты, уплаты денежных средств в счет предстоящей оплаты (авансовый платеж, предварительная оплата).

Возникает вопрос: можно ли обращать взыскание на авансовые платежи или положительное сальдо? Ведь в этом случае не возникает ни расчетного центра, ни рассчитываемой организации или лицевого счета. В законодательстве этот вопрос не решен, так как не совсем ясно, кому принадлежит право собственности на авансовый платеж? При этом найти различия между лицевым счетом в нашем понимании и лицевым счетом в понимании коммунальных организаций (авансовыми платежами) практически нельзя. Вместе с тем лицевой счет, рассматриваемый в настоящей статье, не предполагает расчетов за оказываемые услуги, выполняемые работы, передачу товаров между расчетным центром и рассчитываемой организацией, за исключением оплаты услуг за осуществление расчетов.

Дебиторская задолженность. Проблема дебиторской задолженности лишь в незначительной степени связана с лицевыми счетами, что, однако, не исключает ее характеристики как имущества должника, находящегося у третьих лиц. Вместе с тем можно сказать, что обращение судебного пристава-исполнителя в суд с заявлением об обращении взыскания на дебиторскую задолженность противоречит принципу диспозитивности.

Принцип диспозитивности означает, что кредитор вправе сам решать, каким образом ему защищать свои права. Действия же судебного пристава-исполнителя в некоторой степени нарушают принцип диспозитивности, закрепленный как в процессуальном, так и в материальном законодательстве. При этом следует учитывать, что принцип диспозитивности не носит абсолютного характера и вполне может быть ограничен определенными рамками. На наш взгляд, в указанном случае принцип диспозитивности входит в противоречие со множеством иных правовых принципов, в том числе и обязательности судебного решения. В связи с этим дебиторская задолженность вполне может быть охарактеризована как имущество, находящееся у третьих лиц.

Обращение взыскания на денежные средства, находящиеся на лицевом счете. Обращение взыскания, как правило, предполагает следующую последовательность действий: обнаружение имущества, принадлежащего должнику, его арест, изъятие, реализацию и передачу вырученных денежных средств взыскателю.

При обращении взыскания на безналичные денежные средства, во-первых, выявляются расчетные счета или лицевые счета должника и остатки по этим счетам; во-вторых, налагается арест на выявленные денежные средства; в-третьих, осуществляется списание денежных средств с лицевого или расчетного счета должника; в-четвертых, эти денежные средства передаются (перечисляются) взыскателю. При обращении взыскания на денежные средства, находящиеся на лицевом счете рассчитываемой организации, нужно исходить из того, что эти денежные средства принадлежат рассчитываемой организации. Из чего следует, что арест необходимо наложить как на денежные средства на лицевом счете, так и на денежные средства на расчетном счете расчетного центра. Учитывая, что денежные средства находятся в распоряжении расчетного центра, в силу ст. 48 Закона обращение взыскания производится по определению суда.

Термин "обращение взыскания" в ст. 48 Закона следует толковать как реализацию имущества, поскольку в противном случае теряется оперативность действий судебного пристава-исполнителя, и недобросовестный должник может самостоятельно реализовать имущество. Таким образом, судебный пристав-исполнитель без определения суда накладывает арест на денежные средства на расчетном счете расчетного центра в пределах остатка на лицевом счете и денежные средства на лицевом счете, и только списание денежных средств может иметь место после получения (вынесения) определения суда. В ст. 48 Закона оставлен без внимания вопрос о порядке вынесения определения суда об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих (других) лиц. Представляется, что с заявлением об обращении взыскания на имущество должника, находящееся у третьих лиц, вправе обращаться судебный пристав-исполнитель. Вопрос об обращении взыскания на такое имущество рассматривается по правилам об изменении способа и порядка исполнения решения суда в силу аналогии процессуального закона.

Заинтересованность лица и критерии ее определения. Заинтересованностью можно назвать действия лица в ущерб своим интересам, но в пользу других лиц. Заинтересованность проявляется вовне, при этом выделяются критерии, по которым можно установить, существует или нет заинтересованность между различными лицами.

Законодательство выделяет, как правило, объективные критерии заинтересованности, но позволяет правоприменителю выбрать и иные критерии, т.е. дает некоторую свободу в определении наличия заинтересованности между разными лицами.

Для обозначения заинтересованности лица используются такие термины, как "аффилированные лица" (Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", Федеральный закон "Об акционерных обществах"), "взаимозависимые лица" (НК РФ), "дочерние общества" и "зависимые общества" (ГК РФ).

Рассмотрим следующие случаи проявления заинтересованности лица:

  1. холдинг;
  2. ограничение ответственности юридического лица;
  3. ограничение ответственности юридического лица с помощью подставных лиц.

Холдинг может быть определен как система юридических лиц и как центральное юридическое лицо. Понятие "холдинг" тесно связано с понятиями "аффилированные лица", "взаимозависимые лица", дочерние и основные общества, управляющая организация и т.д. Связь этих понятий объясняется, с одной стороны, сущностью юридического лица, а с другой - зависимостью и общностью интересов лиц. Одним из методов выявления отношений лицевого счета в так называемых холдинговых организациях является учет специализации входящих в холдинг лиц. Так, одно юридическое лицо, скажем, осуществляет отгрузку, второе - принимает оплату, третье - берет кредиты, выдает займы и т.д. Объективным признаком существования отношений лицевого счета является, например, наличие неоднократных фактов отгрузки товаров при отсутствии оплаты.

Ограничение ответственности юридического лица. Одной из гарантий, обеспечивающей интересы кредиторов, является размер уставного капитала (фонда). ГК РФ содержит множество норм, направленных на обеспечение этой гарантии. При этом сам размер уставного капитала настолько незначителен, что нормы ГК РФ в этой части являются неработающими.

Так, для обществ с ограниченной ответственностью уставный капитал составляет 10 тыс. руб., контролировать наличие которых просто не имеет смысла. Безусловно, если размер уставного капитала повысить, скажем, до 10 млн. или 100 млн. руб., значение его сразу возрастет. Ограничения ответственности юридического лица можно достичь и с помощью подставных лиц. При этом возможны разные варианты: у подставного лица отсутствуют активы; этого лица просто не существует (например, в случае смерти); лицо не знает, что от его имени совершались различные сделки (например, в случае утери паспорта).

Автор: Б.Е. Деготь

1

Оставить комментарий