В своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Президент Российской Федерации Д.А. Медведев подчеркнул, что исполнение судебных решений все еще является огромной проблемой. Общей причиной неисполнения судебных актов, как указал Президент, является отсутствие реальной ответственности должностных лиц, да и самих граждан, которые не исполняют решения суда. Все вышесказанное можно справедливо отнести и к проблемам, связанным с исполнением иных юрисдикционных актов.
Защита нарушенных прав, свобод и законных интересов может быть реализована только тогда, когда гражданин или организация, обратившись в компетентную инстанцию, могут получить реальное исполнение решения юрисдикционного органа.
Обеспечить полноту и своевременность исполнения юрисдикционных актов призвана Федеральная служба судебных приставов.
Деятельность судебных приставов-исполнителей, связанная с применением мер принудительного исполнения к должнику при исполнении судебных актов и актов иных уполномоченных органов о взыскании денежных средств, передаче гражданам и организациям имущества, о совершении в их пользу определенных действий либо воздержании от совершения определенных действий осуществляется в установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон) порядке.
Одним из проблемных вопросов применения мер принудительного исполнения остается вопрос, связанный с привлечением должников в исполнительном производстве к ответственности за неисполнение исполнительного документа.
Одним из видов ответственности, которую судебный пристав-исполнитель вправе применить к должнику, является имущественная ответственность.
В соответствии с требованиями ч. 11 ст. 30 Закона если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий. Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (если в исполнительном документе указан срок исполнения, то срок для добровольного исполнения определяется в соответствии со сроком, указанным в исполнительном документе).
Для должника неблагоприятным последствием неисполнения требований исполнительного документа в добровольном порядке является взыскание суммы исполнительского сбора, расходов по совершению исполнительных действий (если они имеются) и возможность последующего принудительного исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем.
Исполнительский сбор представляет собой дополнительное денежное взыскание, применяемое к должнику в качестве санкции за неисполнение исполнительного документа без уважительных причин в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа. До 10 октября 2009 г. в соответствии со ст. 112 Закона исполнительский сбор с должника взыскивался в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, а в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина - в размере пятисот рублей, с должника-организации - пяти тысяч рублей.
Эффективность применения указанной меры ответственности в рамках исполнительных производств о взыскании небольших сумм штрафов, которые составляют значительную долю исполнительных производств, находящихся на исполнении, оставалась крайне низкой.
Федеральным законом от 27 сентября 2009 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в ст. 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в Закон внесены изменения, в соответствии с которыми по имущественным взысканиям исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее пятисот рублей с должника-гражданина и пяти тысяч рублей с должника-организации.
Введение указанной нормы должно оказать стимулирующее воздействие на поведение должника по добровольному исполнению исполнительных документов, суммы по которым незначительны, а в случае применения к должнику мер принудительного исполнения - вместе с расходами по совершению исполнительных действий возместить затраты государства по исполнению юрисдикционного акта.
Взыскание расходов по совершению исполнительных действий также в определенной степени зависит от добровольного исполнения должником исполнительного документа. В случае если должник добровольно исполняет требования, указанные в исполнительном документе, он, вероятнее всего, избежит дополнительных денежных затрат, которые могут быть отнесены к расходам по совершению исполнительных действий.
Согласно ч. 2 ст. 116 Закона к расходам по совершению исполнительных действий относятся: перевозка, хранение и реализация имущества должника; вознаграждение за работу переводчиков, специалистов и иных лиц, привлеченных в установленном порядке к организации и проведению исполнительных действий, и компенсация понесенных ими, а также понятыми расходов; перевод (пересылка) взыскателю денежных средств; розыск должника, его имущества, розыск ребенка; проведение государственной регистрации прав должника; совершение других необходимых действий в процессе исполнения исполнительного документа.
Рассмотренные выше меры ответственности не всегда являются эффективными, так как в случае отсутствия у должника имущества, достаточного для исполнения требований, установленных исполнительным документом, по которому возбуждено исполнительное производство, появление еще одного денежного требования в виде исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий не может существенно повлиять на возможность реального исполнения исполнительного документа.
В качестве меры ответственности, применяемой за неисполнение должником в установленный срок без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе, можно рассматривать временное ограничение на выезд должника из Российской Федерации, установленное ст. 67 Закона. При этом в случае, если исполнительный документ не является судебным актом и выдан не на основании судебного акта, то основания для временного ограничения на выезд должника из Российской Федерации отсутствуют.
На практике оперативно провести процедуру, предусмотренную ст. 67 Закона, при наличии у судебного пристава-исполнителя информации о намерении должника выехать за пределы Российской Федерации, не представляется возможным в связи с необходимостью временных затрат на почтовую пересылку постановления судебного пристава-исполнителя о временном ограничении на выезд должника из Российской Федерации в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и в пограничные органы, а также необходимостью предоставления должнику 10-дневного срока для обжалования указанного постановления.
Кроме приведенных выше норм законодательства об исполнительном производстве ответственность должников за неисполнение требований исполнительного документа предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - КоАП РФ и УК РФ).
Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 225-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" глава "Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти" КоАП РФ дополнена статьей 17.15, предусматривающей административную ответственность за неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера, рассмотрение дел по которым относится к подведомственности Федеральной службы судебных приставов.
В соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после взыскания исполнительского сбора, влечет наложение административного штрафа: на граждан - в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей. Неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, вновь установленный судебным приставом-исполнителем после наложения административного штрафа, влечет наложение административного штрафа: на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации к подследственности Федеральной службы судебных приставов отнесены следующие составы преступлений, предусматривающие уголовную ответственность за неисполнение судебных актов:
- злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ);
- злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).
Возможность привлечения должников к уголовной и административной ответственности позволяет повысить результативность принудительного исполнения.
Многообразие видов ответственности в исполнительном производстве призвано обеспечить исполнение требований, содержащихся в исполнительных документах, и позволяет стимулировать должников надлежащим образом исполнять возложенные на них обязанности в рамках исполнительного производства.
Читайте ещё по этой теме:
Автор: Г.А. Гурай