Основания, порядок и последствия окончания исполнительного производства регламентируются Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве). Разъяснения по отдельным вопросам, в том числе по вопросу окончания исполнительного производства, содержатся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" (далее - Постановление Пленума ВС РФ N 50) (п. п. 34 - 38).
ОСНОВАНИЯ ОКОНЧАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Основания окончания исполнительного производства закреплены в ст. 47 Закона об исполнительном производстве. К ним относится:
- фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе;
- фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство;
- возвращение взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным ст. 46 данного Закона;
- возвращение исполнительного документа по требованию суда, другого органа или должностного лица, выдавших исполнительный документ;
- ликвидация должника-организации и направление исполнительного документа в ликвидационную комиссию (ликвидатору), за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 96 данного Закона;
- признание должника банкротом и направление исполнительного документа арбитражному управляющему, за исключением исполнительных документов, указанных в ч. 4 ст. 69.1 и ч. 4 ст. 96 данного Закона;
- направление копии исполнительного документа в организацию для удержания периодических платежей, установленных исполнительным документом;
- истечение срока давности исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении (с учетом положений, предусмотренных ч. 9 ст. 36 данного Закона) независимо от фактического исполнения этого акта.
Приведенный перечень является исчерпывающим.
При этом некоторые из названных оснований нуждаются в дополнительном уточнении.
Как разъяснено в п. 35 Постановления Пленума ВС РФ N 50, окончание исполнительного производства (в том числе сводного) в связи с фактическим исполнением должником или одним из солидарных должников требований, содержащихся в исполнительном документе, производится при наличии у судебного пристава-исполнителя данных, подтверждающих факт исполнения.
Фактическим исполнением может признаваться исполнение обязанности по передаче непосредственно взыскателю денежных средств в конкретном размере или иного определенного имущества либо совершение в пользу взыскателя конкретных действий или воздержание от совершения этих действий.
Согласно п. 36 Постановления Пленума ВС РФ N 50 фактическое исполнение исполнительного документа (полностью или в части) может состояться при проведении судебным приставом-исполнителем зачета встречных однородных требований, подтвержденных исполнительными документами о взыскании денежных средств, на основании которых возбуждены исполнительные производства.
ОФОРМЛЕНИЕ ОКОНЧАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Как предусмотрено ч. 3 ст. 47 Закона об исполнительном производстве, об окончании исполнительного производства судебным приставом-исполнителем выносится постановление с указанием на исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе, полностью или частично либо на их неисполнение.
В случае если исполнительное производство окончено в связи с полным или частичным исполнением требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель делает соответствующую отметку в исполнительном документе (ч. 2 ст. 47).
Постановление об окончании исполнительного производства должно соответствовать требованиям ст. 14 Закона об исполнительном производстве, кроме того, в нем (за исключением случая окончания исполнительного производства по исполнительному документу об обеспечительных мерах) указывается на отмену розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений (ч. 4 ст. 47).
Копии постановления об окончании исполнительного производства направляются:
- взыскателю и должнику;
- в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ;
- в банк или иную кредитную организацию, другую организацию или орган, исполнявшие требования по установлению ограничений в отношении должника и (или) его имущества;
- в организацию или орган, осуществлявшие розыск должника, его имущества, розыск ребенка.
Требование п. 2 на практике зачастую не исполняется, в связи с чем соответствующий суд, орган или должностное лицо не всегда располагают сведениями об окончании исполнительного производства.
Постановление об окончании исполнительного производства может быть обжаловано в суд, арбитражный суд в порядке, предусмотренном КАС РФ (гл. 22), а также АПК РФ (гл. 24).
ПОСЛЕДСТВИЯ ОКОНЧАНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
Как уже было сказано, окончание исполнительного производства предполагает (кроме указанных в Законе случаев исключений) отмену розыска должника, его имущества, розыска ребенка, а также установленных для должника ограничений.
В случае если на момент окончания исполнительного производства не исполнены (полностью или частично) постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий и исполнительского сбора, судебный пристав-исполнитель возбуждает самостоятельное исполнительное производство на основании указанных постановлений (кроме окончания исполнительного производств в связи с невозможностью установления местонахождения должника или его имущества, отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание, отзывом исполнительного документа судом, органом или должностным лицом, его выдавшими, ликвидацией должника-организации, а также признанием должника банкротом) (п. 7 ст. 47 Закона об исполнительном производстве).
При этом по общему правилу окончание исполнительного производства в связи с ликвидацией должника-организации, а также признанием должника банкротом предполагает направление исполнительного документа соответственно в ликвидационную комиссию (ликвидатору) либо арбитражному управляющему.
Важно отметить, что окончание исполнительного производства не исключает возможность повторного предъявления исполнительного документа к исполнению (в отличие от прекращения исполнительного производства). Согласно ч. 9 ст. 47 Закона об исполнительном производстве в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
Читайте еще по этой теме:
• Возбуждение исполнительного производства
Автор: Е.М. Шайхутдинов