г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Проблемы высшего юридического образования

Нынешний век характеризуется тем, что мир стал необычайно динамичным - во всех сферах деятельности очень быстро происходят кардинальные изменения. Это в полной мере относится и к высшему образованию, а именно: повышаются требования общества к качеству профессионального образования, обновляются технологии обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности вузов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных услуг, постоянно меняется позиция государства по отношению к высшей школе. Кроме того, следует отметить, что на сегодняшний день в системе отечественного образования возник "количественный дисбаланс" - в вузах больше обучаемых, чем в школах, т.е. наша "образовательная пирамида" находится как бы в перевернутом состоянии и потому весьма неустойчива. В ближайшее время этот дисбаланс будет усиливаться с учетом демографии 90-х годов прошлого века.

В настоящее время в сфере юридического образования создалась весьма драматичная ситуация. Практически сразу два (бывших) первых заместителя Председателя Правительства Российской Федерации сделали ряд заявлений - Д. Медведев на внеочередном съезде Ассоциации юристов России и Экономическом форуме в г. Красноярске, а также С. Иванов - о предполагаемом снижении бюджетного финансирования юридических вузов. Совместно с ними прозвучало и заявление министра образования Российской Федерации А. Фурсенко на заседании Государственной Думы РФ: "На данный момент мы имеем трехкратное перепроизводство специалистов", имея в виду и юристов тоже. Все это имеет под собой одну идею сокращения числа бюджетных мест. Давайте попробуем разобраться: почему создалась такая ситуация, что вдруг стали не нужны юристы?

О перепроизводстве выпускников юридического профиля в последнее время говорится постоянно, но абитуриенты продолжают выбирать это направление (очевидно, по инерции или другим причинам), несмотря на снижение популярности юридического образования среди абитуриентов - четвертое место после экономики, менеджмента и иностранных языков. В целом по России свыше 1000 вузов (из которых всего 217 являются членами Ассоциации юридических вузов России) выпускают ежегодно около 150000 специалистов по специальности "Юриспруденция". Если взять столичный регион, то в Москве 134 вуза предоставляют услуги по юридическому образованию (при 10 специализированных юридических вузах) и выпускают порядка 25000 человек ежегодно.

Можно привести пример по периферийному региону, например, в Оренбургской области в 2007 г. в службы занятости области обратилось 1846 специалистов, имеющих диплом юриста, но по специальности смогли трудоустроиться лишь 250.

По данным территориального органа Федеральной службы госстатистики, в прошлом году вузы области подготовили свыше 700 дипломированных юристов (в т.ч. 500 человек по заочной форме). В общей массе доля специалистов Оренбургского государственного университета и филиала Московской юридической академии составляет (без учета подготовки на коммерческой основе) около 30%.

Такое положение сохраняется практически по всем регионам. Естественно, в Москве, Санкт-Петербурге и в столицах субъектов Федерации переизбыток юридических кадров, а в регионах их не хватает. Нет такой проблемы ни на Севере, ни на Дальнем Востоке, ни в Сибири.

Таким образом, налицо кадровое "юридическое неравенство", порождающее нехватку квалифицированных юристов. Почему так происходит?

На этот вопрос попытались ответить специалисты Независимого рейтингового агентства "РейтОР", которое при поддержке Ассоциации юристов России провело исследование "Юридическое образование в вузах Москвы". На "круглом столе" "Профессия "юрист": количество в ущерб качеству?", состоявшемся чуть более года назад, его участники пришли к выводу, что юридическое образование находится в кризисном состоянии и необходимо выработать стратегию высшего профессионального образования по специальности "Юриспруденция" в контексте развития страны. Также было решено рассматривать исследование НРА "РейтОР" в качестве основы разрабатываемого Ассоциацией юристов России проекта создания системы общественно-профессиональной аккредитации юридических вузов и системы общественной оценки качества юридического образования.

Качество образовательных услуг становится гарантией привлекательности вуза и доверия со стороны потребителей.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2005 - 2006 гг. Рособрнадзор внепланово проверил 600 вузов и филиалов, и только 16% из них без нарушений смогли пройти аккредитацию. Но от этого количество вузов не уменьшилось. Соответствующие выводы все-таки делаются, поскольку вышло письмо Рособрнадзора <1>, в котором разъяснены некоторые вопросы упорядочения работы с документами, представляемыми в Рособрнадзор соискателями лицензий на право ведения образовательной деятельности. В частности, документы, представляемые в Рособрнадзор для прохождения лицензионной экспертизы, должны быть скреплены скоросшивателем с учетом возможности свободного чтения текста документов.
--------------------------------
<1> Письмо от 20 марта 2008 г. N 02-55-6 ИН/Л "Об упорядочении работы с документами, представляемыми образовательными учреждениями (организациями) профессионального образования и научными организациями для получения лицензии на право ведения образовательной деятельности".

Вместе с тем следует отметить Приказ Рособнадзора <2>, которым в целях совершенствования процедур лицензирования и государственной аккредитации, повышения эффективности организации образовательного процесса в высших учебных заведениях Российской Федерации, а также внедрения инновационных технологий в образовательный процесс университеты и академии обязаны будут обеспечивать образовательный процесс доступом к электронно-библиотечным системам. В противном случае они могут в ближайшие годы потерять право выдавать дипломы государственного образца. В ближайшем будущем это коснется и негосударственных вузов.
--------------------------------
<2> Приказ от 25 апреля 2008 г. N 885 "О внесении изменений в Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 30 сентября 2005 г. N 1938 "Об утверждении показателей деятельности и критериев государственной аккредитации высших учебных заведений" (официально опубликован 28 мая и вступил в силу через 10 дней).

В целом по России, да и по регионам тоже, какого-то сформированного заказа от рынка труда, сколько же нужно юристов и какой квалификации, сейчас нет, а между тем оборот "рынка юридического образования" в Москве составляет около 100 миллионов евро в год. Модель подготовки специалистов с высшим юридическим образованием должна быть основана на применении принципов прямой и обратной связи и построена с учетом взаимодействия двух типов рынков - рынка труда и рынка образовательных услуг. С целью их сбалансированности желательно применение концепции маркетинга при реализации этой модели, что предполагает:

  • во-первых, учет требований рынка труда (как местного, так и рынка труда других регионов);
  • во-вторых, тщательное изучение групп потенциальных потребителей образовательных услуг (принцип прямой связи);
  • в-третьих, адаптацию учебного процесса на основе изучения ситуации на двух типах рынков и разработку блока специализированных дисциплин, формирующих требуемые компетенции;
  • в-четвертых, воздействие на эти рынки с учетом их требований с помощью комплекса маркетинга (принцип обратной связи).

Итак, до конца еще не сформированный российский рынок образовательных услуг ставит свои специфические задачи:

  • тщательная сегментация рынка труда;
  • изучение спроса на образовательные услуги со стороны потенциальных работодателей;
  • изучение предложений образовательных услуг со стороны других образовательных учреждений;
  • выявление своих конкурентных преимуществ.

Решение этих задач позволит разработать свой комплекс маркетинга по модели подготовки современных специалистов в сфере юриспруденции. Отличительной особенностью образовательной модели в сфере юриспруденции должна быть ориентация на подготовку специалистов, способных к самостоятельной правотворческой деятельности. То есть речь должна идти о целой системе формирования знаний, навыков и умений, позволяющих анализировать текущую ситуацию в экономике и обществе, находить адекватные решения, переводя их на язык норм права. Это возможно лишь путем разработки собственной профессиональной парадигмы: юридического мировоззрения на основе юридического метода, которому присущ правовой взгляд на мир, правовое видение действительности <3>.
--------------------------------
<3> См.: Кутузов В.И., Кулантаева И.А., Тарасова Т.Н. Аспекты формирования информационно-технологического компонента юридического образования // Материалы Всероссийской НПК "Вызовы XXI века и образование". Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2006. С. 433 - 443.

В центре правового пространства и правового поля должен находиться человек как творец права, как носитель определенной правовой культуры и как участник информационно-правовых отношений <4>.
--------------------------------
<4> См.: Кутузов В.И. Информационное право и информационные отношения // Современные проблемы государства и права: Сб. научных трудов. Оренбург: ИПК ОГУ, 2000. С. 71 - 80.

Мы же по-прежнему пытаемся удовлетворить потребности государства в специалистах-юристах, а не потребности личности, что определено применением традиционных учебных технологий <5>. А ведь мы должны строить высшее образование, оглядываясь и на работодателя, которому нужно взять на работу специалиста с определенными компетенциями и без адаптации любой длительности.
--------------------------------
<5> См.: Кутузов В.И. О необходимости корректировки государственного образовательного стандарта по специальности "Юриспруденция" // Сборник трудов IV Международной научной конференции "Актуальные проблемы менеджмента и рынка". Оренбург: ОГУ, 1999. С. 21 - 24.

Главная, наиболее часто предъявляемая претензия работодателей - излишняя теоретичность профессиональной подготовки, оторванность знаний, получаемых студентами в вузе, от практики.

Чего же хотят работодатели от наших выпускников?

Во-первых, чтобы выпускник имел специальные знания (около 20%).

Во-вторых, чтобы выпускник умел искать и работать с информацией (примерно 30%).

В-третьих, чтобы у выпускника были социально-психологические навыки работы в коллективе (примерно 30%).

В-четвертых (оставшиеся 20%), чтобы у выпускников были так называемые вспомогательные навыки: работа с компьютером, знание иностранного языка и т.п.

Таким образом, на специальные знания, т.е. на то, чему мы усиленно учим студента на протяжении пяти лет, отводится примерно 20%. Речь должна идти не только о новых, "рыночных", дисциплинах, но и о традиционных юридических, экономических предметах и предметах информационного цикла - их преподавание бизнес уже выводит на уровень современных мировых представлений. В результате может получиться первоклассное образование, укрепляющее авторитет соответствующих "кластерных" вузов. В связи с этим заслуживает внимания разработка Государственным учреждением - Высшая школа экономики весьма объемистого документа (по заданию Совета по ИТ при министре информационных технологий и связи РФ при организационной поддержке Мининформсвязи РФ и Ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий) - Квалификационные требования (профессиональный стандарт) в области информационных технологий "Специалист по информационным системам", который был утвержден год назад. Цель проекта - формирование профессиональных стандартов по наиболее массовым и востребованным профессиям в области ИТ, описывающих должности, профессиональные компетенции, требования к уровням образования, стажу работы и сертификации в соответствии с 12 квалификационными уровнями. Контроль проекта осуществлял управляющий комитет из представителей весьма известных компаний-работодателей.

Данный стандарт описывает профессиональную деятельность специалистов, вовлеченных в создание и эксплуатацию информационных систем, автоматизирующих задачи организационного управления (учета, анализа, контроля, планирования, реализации и т.д.) коммерческих компаний и бюджетных учреждений. Описываемые стандартом специалисты призваны реализовать все этапы жизненного цикла информационной системы: от прояснения потребностей организации до ввода созданной информационной системы в промышленную эксплуатацию, сопровождения и своевременной замены/вывода из эксплуатации.

Стандарт применяется в качестве нормативного документа для:

  • подбора и расстановки кадров;
  • планирования и нормирования труда;
  • развития систем управления персоналом;
  • решения задач по профессиональной ориентации;
  • создания системы добровольной сертификации персонала и оценки уровня компетентности работников;
  • разработки образовательных стандартов и программ обучения в соответствии с требованиями работодателей;
  • проведения профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала.

А почему бы за создание аналогичного стандарта в сфере юриспруденции не взяться Ассоциации юристов России? Сделать это будет не так уж трудно, потому что:

  • Ассоциация объединяет не только практикующих юристов различной направленности, но и научные и образовательные кадры;
  • в структуре Ассоциации сформирован ряд профессиональных комиссий;
  • по ряду направлений юридической деятельности (адвокатская, судебная) на практике проводятся квалификационные экзамены;
  • имеется такая доступная для большого числа юристов площадка для проведения широкого обсуждения стандарта, как журнал "Юридическое образование и наука".

Итак, образованию сегодня нужно идти чуть впереди запросов государства и основной упор делать на формирование специалистов с определенным набором компетенций. Может быть, что-то у нас и получится после ввода в действие нового Государственного образовательного стандарта (но не сразу, естественно). Сложившаяся ситуация вызывает необходимость в рамках устоявшихся специализаций нетрадиционно решать вопрос о наборе изучаемых правовых дисциплин. В учебный план специальности "Юриспруденция" входит более 50 дисциплин. Сравнение нашего набора с аналогичным набором дисциплин в немецких университетах показывает, что в количественном плане мы равны, а вот что касается востребованности их в организации учебного процесса, то здесь просматривается явное "юридическое неравенство" не в нашу пользу.

Аналогичная ситуация существует не только в сфере гуманитарного и экономического образования, но и в сфере технического образования, например в сфере связи. В подтверждение этого можно привести выводы, сделанные на заседании "круглого стола" "Приоритетные направления совершенствования законодательства в сфере инфокоммуникаций и связи", проведенного Торгово-промышленной палатой Российской Федерации при участии Международной академии связи 19 марта 2008 г. Участники "круглого стола" признали необходимость в разработке концепции инфокоммуникативного права, основная идея которой - признание единства и взаимосвязи деятельности в области создания, переноса и обработки информации как объективной среды функционирования постиндустриального информационного общества.

Необходимо осуществление кодификации законодательства в области информации, информатизации, СМИ и связи в целях устранения внутренних противоречий в действующем законодательстве, поскольку законодательство в сфере связи настолько неконкретно, что различные операторы по-разному толкуют одни и те же понятия. Данный пример очень четко подтверждает необходимость подготовки специалистов по новому профилю - юрист с фундаментальными знаниями в сфере связи.

Сейчас остро востребованы новые подходы к подготовке специалистов в области юриспруденции. Возьмем, например, "плехановку" - экономический вуз, где готовят юристов с хорошим знанием экономики (финансово-правовая специализация). Международный независимый эколого-политологический университет - первый российский негосударственный экологический вуз (эколого-правовая специализация). Российская академия правосудия (информационно-правовая специализация). Их выпускники пользуются большим спросом.

Возможно открытие новых специальностей, как уже имеющихся в министерском перечне, например "Прикадная информатика в юриспруденции", так и уже востребованных в ближайшем будущем, допустим "Право и СМИ". Практически любая из приведенных выше специализаций, особенно последняя, и специальностей базируется на информатизации образования, что, несомненно, изменяет требования к компетентности будущего специалиста в сфере юриспруденции. А это, в свою очередь, предполагает:

  • разработку теоретических основ осуществления учебного информационного взаимодействия между обучаемым и обучающим интерактивным средством обучения, функционирующим на базе ИКТ <6>;

--------------------------------
<6> См.: Тарасова Т.Н., Кутузов В.И. Совершенствование математической подготовки юристов в университете на основе междисциплинарного комплекса: Монография. М.: ИГ "Юрист", 2006.

  • развитие личностных качеств обучающихся, и прежде всего самостоятельности и инициативы в процессе получения профессионального образования;
  • формирование у обучающегося ответственности за выбор режима учебной деятельности и информационного взаимодействия с интерактивными источниками учебной информации;
  • формирование у обучающегося компетенций в области реализации возможностей средств ИКТ в учебно-профессиональной и будущей профессиональной деятельности <7>.

Можно прогнозировать, что неблагоприятная ситуация в юридическом образовании может усугубиться, потому что Россия, очевидно, в скором времени все-таки вступит в ВТО, а как следствие - придут зарубежные компании, которые потребуют и новых квалификаций, и приведут своих юристов. Хотелось бы, чтобы наши юристы были конкурентоспособны.

В апреле с.г. распоряжением Правительства РФ утверждена Концепция Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы <8>. Одно из направлений данной ФЦП заключается в создании условий для привлечения лучших профессоров и преподавателей из других стран, знакомящих студентов с современными зарубежными подходами и технологиями. Но для юридического образования это почти ничего не дает, поскольку иностранных профессоров, знающих в совершенстве российское законодательство, практически нет. Поэтому нельзя ожидать массового притока в российские юридические вузы лучших иностранных профессоров, тем более надеяться, что они научат наших студентов правотворческой и правореализационной деятельности.
--------------------------------
<8> Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. N 440-р.

Теперь следует остановиться на следующем моменте - Россия стала участником Болонского процесса <9>, т.е. мы должны адаптировать свою систему образования с европейской.
--------------------------------
<9> 19 сентября 2003 г. Россия подписала Болонскую декларацию и официально присоединилась к процессу формирования единого общеевропейского образовательного пространства.

Это означает, что мы возвращаемся в Европу, и в правовом смысле тоже. Поэтому нам необходимо в очень сжатые сроки преодолеть рубеж, разделяющий нас с зарубежной правовой теоретической мыслью. И для этого нам не надо изобретать велосипед - мы вполне можем использовать их опыт в решении правовых проблем, возникающих в период становления рыночных отношений.

Болонский процесс и реформа высшей школы не одно и то же. У нас нет таких условий (да и они вряд ли будут скоро созданы), чтобы решать проблемы образования, как их решают в Европе. В связи с этим было бы очень полезно, приступая к реформированию юридического образования, ознакомиться с опытом ведущих западных вузов и перенять у них некоторые интересные наработки.

Во-первых, там ни один вуз не проходит аккредитацию, если не гарантирует 70% трудоустройства своих выпускников. Тогда давайте и мы решим вопрос о том (о чем говорилось выше), где будут востребованы специалисты со средним профессиональным образованием, бакалавры. Нужно привязываться при проведении таких реформ к рынку труда.

Во-вторых, обучение иностранному языку (например, русскому) происходит в режиме факультативного курса. Если есть несколько студентов, которые хотят учить русский язык, они его будут учить. А у нас на обучение иностранному уходит около трети общего времени подготовки специалиста. Студенты немного потеряют, если иностранные языки будут исключены из парадигмы юриста, особенно с учетом бакалавриата. Это частное дело студентов, они не обязательны в их формировании. Если им понадобятся знания иностранного языка, то они все равно будут его учить, но по другой программе и будут сдавать международный экзамен. А эти часы (да и по некоторым общественным дисциплинам) можно использовать на углубленную юридизацию учебного процесса и обучение будет приближено к профессии за счет введения новых юридических курсов или повышения статуса старых.

В-третьих, необходимо сравнить, как мы и как они учат студентов. Мы до сих пор учим традиционно: лекция - семинар. В итоге студент превращается в совершенно пассивного субъекта, которого все время пичкают знаниями. А чтобы он мог на практике составить проработку правовой позиции, необходимо изучить и применить зарубежный опыт индивидуализации обучения. Обучение проводится в малых группах. Лекции профессиональных дисциплин читаются для 12 - 24 студентов, семинары - для 5 - 12 студентов. Спецсеминары и спецкурсы проводятся для 2 - 3 студентов.

Эти положения мы находим и в Кронбергской декларации о будущем процессов приобретения и передачи знаний, разработанной под эгидой ЮНЕСКО <10> и рассмотревшей перспективу развития образования на ближайшие 25 лет. Процессы приобретения и передачи знаний будут все более и более индивидуализироваться, а мы уже сейчас сталкиваемся с попыткой объединить лекционные потоки гуманитарных факультетов по ряду общеобразовательных дисциплин. А не проще ли убрать, например, историю (это, по сути дела, школьный курс), а эти часы передать в цикл специализированных дисциплин?
--------------------------------
<10> Принята в 2007 г. в г. Кронберг (Германия).

Необходимо идти по пути экономии времени, но несколько другим путем - сократить количество лекционных часов, а сделать крен в сторону практических занятий. Надо построить образовательный процесс более рационально и более эффективно, только это и позволит подготовить за четыре года более или менее квалифицированного современного юриста, который сможет работать в различных отраслях национальной экономики и в правоохранительной сфере.

В-четвертых, давайте посмотрим на организацию госэкзаменов в России. В аттестационной комиссии практически все преподаватели, которые и учили студентов. Единственный человек со стороны - это председатель. А в Германии эту комиссию министр-президент земли или бургомистр создает из адвокатов, прокуроров и судей. Вот они действительно оценивают качество подготовки. Болонский процесс, как известно, зиждется на трех элементах. Это двухуровневая система образования, это свобода передвижения между вузами и кредиты.

По мнению Минобрнауки РФ, положительный момент заключается в том, что студенты имеют возможность получить образование во всех европейских вузах, и их дипломы будут признаваться во всех государствах Европы, что значительно упростит трудоустройство выпускников. Но не исключено, что там и найдут работу наши выпускники. Вместе с тем следует обратить внимание на ценностную характеристику кредитов внутри России - они ведь могут быть получены в вузах, о которых упоминалось выше и не с лучшей стороны, что может привести к общей дискредитации высшего образования. Кроме того, необходимо учитывать и то обстоятельство, что в некоторых странах уже идут обратные процессы, имеющие антиболонскую направленность (Япония, Франция, позиция Всемирной организации здравоохранения по поводу медицинского образования, Германия по поводу юридического образования приняла Болонский процесс с большими оговорками, Кембриджский университет не собирается нарушать свои вековые традиции в угоду Болонскому процессу). В связи с этим необходимо разработать систему мер, чтобы нам в наиболее мягкой форме войти в этот процесс, чтобы наша образовательная система и ее традиции не пострадали.

При этом необходимо соблюсти некоторые моменты при организации обучения, особенно в магистратуре. Наряду с сохранением "классики" должна усиливаться соответствующая "профильная" составляющая юридического образования. Одновременно студентам следует предоставлять большую самостоятельность в выборе профиля их образования (с увеличением количества элективных курсов), усиливать исследовательскую составляющую в их обучении.

Кроме того, следует отметить некоторые проблемы правового характера, а именно: российское законодательство о высшем образовании исходит из необходимости установления эквивалентности российских и иностранных документов об образовании, а Лиссабонская конвенция, вступившая в силу для России 1 июля 2000 г., предполагает признание квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе. Две действующие для Российской Федерации нормы продолжают спокойно сосуществовать в отмеченном противоречии. Поэтому решение указанной проблемы заметно возросло в связи с вхождением России в Болонский процесс. Достаточно отметить, что действующее законодательство до сих пор не имплементировало основные понятия и термины Болонского процесса <11>.
--------------------------------
<11> Принятый Федеральный закон от 24 октября 2007 г. N 232-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части установления уровней высшего профессионального образования)" не касается указанных правовых проблем.

Итак, поскольку Россия присоединилась к Болонскому соглашению, но вокруг образовательных стандартов, выработанных в Болонье, до сих пор идет дискуссия, нам необходимо разработать национальную стратегию развития высшего профессионального образования в связи с присоединением России к Болонскому процессу. Основные положения этой стратегии должны быть учтены в Концепции модернизации юридического образования (о чем говорилось выше). Причем уже сейчас можно перечислить несколько базовых принципов, которые должны быть положены в ее основу:

  • повышение качества юридического образования на основе переподготовки профессорско-преподавательских кадров;
  • демократизация учебного процесса;
  • предоставление студентам большей свободы в выборе учебных дисциплин и преподавателей;
  • совершенствование индивидуальной и самостоятельной работы студентов;
  • использование интерактивных методов, прецедентных форм обучения, информационных и дистанционных технологий;
  • укрепление материально-технической базы вузов и факультетов.

Еще раз вернемся к вынесенному в заголовок вопросу и проанализируем некоторые проблемы, которые способствовали возникшей ситуации с юридическим образованием. Основная проблема корнями уходит в период 15 - 18-летней давности, когда был сформирован устойчивый запрос общества на специалистов в области юриспруденции - и это породило волну создания массы государственных непрофильных и коммерческих вузов. Эти вузы, не имея ни традиций, ни научных школ, ни квалифицированных преподавателей, ни соответствующей материальной базы и учебной литературы, начали готовить юристов.

Контингент абитуриентов таких вузов формируется из числа учащихся, которые не прошли в соответствующие государственные вузы по конкурсу либо вообще обладают весьма посредственными знаниями. Кроме того, эти вузы создают очень заманчивые условия поступления - небольшой конкурс и даже собеседование вместо вступительных испытаний. Сертификаты ЕГЭ в таких вузах никак не изменяют ситуацию - планка устанавливается на минимум. Кадровая проблема заключатся в том, что осуществляется текущая "миграция" преподавателей по вузам. Они практически не несут никакой ответственности за качество подготовки, да и на основном месте работы это качество страдает.

Оплата труда - эту проблему смог решить только М.В. Ломоносов, который просил Екатерину II дать профессору оклад, равный окладу капитана русской армии, а сегодня профессор получает значительно меньше, чем младший офицер российской армии, и это при разнице в пенсионном обеспечении, а также отсутствии других материальных и социальных льгот. Пока же решение этого вопроса перенесено на плечи (вернее ноги) самих преподавателей. Как правило, это 2 или даже 2,5 ставки (при полутора официально разрешенных Трудовым кодексом РФ). В ущерб и "родному" вузу, и другим вузам.

А что творится с нагрузкой? Постоянное укрупнение групп, потоков (а где же принцип индивидуализации, который продекларирован и реализуется Болонским процессом). Сегодня нам неизменно напоминают про активизацию самостоятельной работы - внедряйте рейтинговую систему, иные инновационные подходы, но за счет второй половины рабочего дня. Да, это безусловно нужно, но работа должна вестись под присмотром и при непосредственном участии преподавателей. То есть необходимо пересматривать и нагрузку преподавателя, и оценку этой нагрузки, и нормативы этой нагрузки. Правительство кое-что пытается сделать - отмена Единой тарифной сетки и предоставление вузу самостоятельности при решении вопросов, связанных с оплатой труда, но пока нет конкретного механизма реализации.

Введение шести профессиональных квалификационных групп должностей, в том числе уровни профессорско-преподавательского состава и руководителей структурных подразделений <12>. Эти группы формируются с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, необходимых для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. В соответствии с ТК РФ по профессиональным квалификационным группам Правительство РФ может устанавливать базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы.
--------------------------------
<12> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 5 мая 2008 г. N 217н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников высшего и дополнительного профессионального образования".

Принятие Концепции Федеральной целевой программы "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 годы практически ничего не дает российским преподавателям. Несмотря на, казалось бы, широко известные перечисленные проблемы мы на них смотрим спокойно и продолжаем учить. Отсюда и перепроизводство. Но перепроизводство перепроизводству рознь. Понятно, что речь идет о неквалифицированных юристах. В этой массе и растворяются нормальные выпускники престижных вузов. То есть на нет сводятся усилия специализированных юридических вузов и факультетов классических университетов в деле подготовки высококачественных специалистов. И это состояние удерживается уже на протяжении более 10 лет, и если мы не хотим возникновения тупиковой ситуации, то мы должны идти не по пути доступности юридического образования, а нам нужно обеспечить его качество.

А пока мы дождались, что нам намекнули, что юристов для национальной экономики уже не надо. А ведь хороших юристов никогда не будет много. Давайте возьмем, например, адвокатскую деятельность. По некоторым оценкам, у нас адвокатов на порядок меньше, чем в США, и на два порядка меньше, чем в Шотландии. Юридическое образование - это фактор, хороший или плохой, но фактор национальной безопасности нашей страны.

Именно сегодняшний студент юридического факультета завтра будет решать такие глобальные задачи, как правовое обеспечение проводимых в обществе реформ, вопросы демократизации общественной жизни, защиты прав человека, установления стабильности и соблюдения законов и законности в России. Таким образом, юридическое образование везде необходимо. Очевидно, его наличие способствовало Д.А. Медведеву быть избранным Президентом РФ.

Теперь, пожалуй, наступает время задать извечный русский вопрос "Что делать?". В связи с этим надо задуматься, как и чему учить юристов.

1. Прежде всего следует определиться: сколько и каких юристов нам нужно для экономики? То есть выполнить качественный мониторинг запросов общества относительно образа специалиста в области юриспруденции. Точно пока никто не в состоянии ответить на этот вопрос. В связи с этим правомерно задать вопрос: по какому пути подготовки нам необходимо идти дальше? Переносить вектор подготовки на адвокатскую деятельность (с учетом необходимости решения задачи повышения правовой культуры населения)? Эта задача давно известна, но решается недостаточно интенсивным образом <13>.

--------------------------------
<13> См.: Кутузов В.И. Правовые аспекты информатизации социально-экономической сферы: Учеб. пособие с грифом УМО Минобразования РФ. Оренбург, 2001; Кутузов В.И., Кулантаева И.А., Тарасова Т.Н., Чакак Л.А. Особенности формирования научного направления кафедры информационного права // Проблемы правовой информатизации: Научно-практический журнал. Минск: Национальный центр правовой информации РБ, 2003. Вып. 6. С. 61 - 64; Кутузов В.И., Кулантаева И.А., Тарасова Т.Н., Чакак Л.А. К вопросу о формировании информационно-правовой культуры населения // Материалы Всероссийской НПК молодых ученых "Правовая система России: актуальные проблемы совершенствования". Самара: СГУ, 2003. С. 40 - 43; Чакак Л.А., Кутузов В.И. Правовая и информационная культура в условиях обновления России // Сб. научных трудов "Конституционно-правовое регулирование общественных отношений: теория и практика на современном этапе". Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. С. 423 - 430; Демидов А.А., Сатолина М.Н., Кутузов В.И. Центры правовой информации: опыт России и Беларуси // Там же. С. 454 - 465; Чакак Л.А., Кутузов В.И. Некоторые элементы правовой культуры личности // Материалы Всероссийской (с международным участием) НПК "Современные информационные технологии в науке, образовании и практике". Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2005. С. 423 - 427.

2. Решить эту проблему в целом можно, только лишь разработав Концепцию модернизации юридического образовании в условиях информационного общества. Естественно, это прерогатива министерства, но при ее разработке необходимо привлекать широкие слои юридической научной и практической общественности. При разработке Концепции надо учитывать то обстоятельство, что в настоящее время следует отойти от сложившегося списка из четырех специализаций, а смело вводить новые (пять лет назад эта мысль практически не воспринималась серьезно со стороны юридического сообщества, но мы настойчиво об этом говорили) <14>. Но все-таки ряд вузов смог ввести (дополнительно к имеющимся) информационно-правовую, финансово-правовую и эколого-правовую специализации.

--------------------------------
<14> См.: Кутузов В.И. Некоторые аспекты совершенствования высшего юридического образования // Юридическое образование и наука. М.: ИГ "Юрист", 2001. N 2; Кутузов В.И., Кулантаева И.А., Тарасова Т.Н. О необходимости пересмотра концепции высшего юридического образования // Вестник ОГУ. Оренбург: ИПК ОГУ, 2001. N 3. С. 28 - 35; Кутузов В.И., Гриб В.В. О необходимости выделения и развития одного из приоритетных направлений совершенствования юридического образования в РФ // Юридическое образование и наука. М.: ИГ "Юрист", 2003. N 1. С. 5 - 12; Кутузов В.И. К вопросу о необходимости развития одного из приоритетных направлений совершенствования юридического образования // Информационное право. М.: ИГ "Юрист", 2005. N 2. С. 24 - 28.

Данная Концепция должна развивать основные принципы образовательной политики в России, которые определены в Законе РФ "Об образовании", Федеральном законе "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, а также Федеральной программе развития образования на 2000 - 2005 годы и Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. Реализация Концепции модернизации юридического образования в условиях информационного общества должна идти по следующим основным взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям:

  • обучение студентов современным информационным технологиям общего назначения;
  • освоение специализированных технологий, применяемых в юридической деятельности (справочных правовых систем по законодательству, правовых ресурсов сети Интернет, возможностей современных программ электронной цифровой подписи и кодирования информации и т.п.);
  • в рамках выбранной специализации знакомство с существующими информационными системами и технологиями в конкретной области юридической деятельности (в судах, нотариате, органах внутренних дел, органах власти и управления и т.д.);
  • изучение правовой системы общества, ее отдельных подсистем как информационных образований, выявление свойств и особенностей информации, информационных процессов и информационных систем, определяющих правовое регулирование общественных отношений в информационной сфере.

Такие тенденции просматриваются в проекте нового Государственного стандарта образования - введение новых профилей подготовки, которые будут формироваться вузом, т.е. речь идет о многопрофильности подготовки по направлению 521400 "Юриспруденция", а это один из способов, направленных на выживание данной специальности.

3. Повысить требования к абитуриентам - результаты ЕГЭ надо учитывать, но ввести дополнительное испытание по истории государства и права и дать вузам право самим его проводить. Могут возразить, что опять появляется коррупционная ниша. Но на это тоже можно найти возражение: а для чего приняты поправки в Кодекс об административных нарушениях РФ, касающиеся противоправной деятельности преподавателей? А разрабатываемая под руководством Президента РФ национальная программа борьбы с коррупцией? И вообще, до каких пор мы во всем будем видеть только оборотную сторону медали? Почему мы не можем делать все в рамках закона? Если не можем, то тогда утверждение Президента РФ Д.А. Медведева о высоком уровне правового нигилизма в России распространяется и на всех чиновников от образования!

4. Решить проблему оплаты труда преподавателей. А почему бы не приравнять доцентов и профессоров (в государственных вузах) к госслужащим? Ведь и в органах государственной власти и управления не все работники занимают государственные должности. Разработать действенную систему аттестации (может быть, и ежегодную) и применять ее. Был бы стимул и для занятия наукой для остальных преподавателей, да и высококвалифицированный персонал поддерживал бы себя на должном уровне и прекратились бы совместительства.

Итак, простых решений нет, да и быть не может, но идти, очевидно, можно по пути укрупнения на государственном уровне существующих престижных юридических вузов - юрфак МГУ, МГЮА, УрГЮА и т.д. В регионах тоже есть классические университеты, где достаточно хорошо поставлено это дело, и не все попадут в структуру федеральных университетов.

Вместе с тем следует отметить, что если идти путем введения многопрофильной подготовки, то мы можем решить сразу несколько проблем:

1. Обучение студентов по различным профилям подготовки под силу только классическим университетам и базовым юридическим вузам (в кооперации с ведущими техническими) и практически будет невозможно коммерческими вузами.

2. Учебный план по различным профилям подготовки должен включать в вариативную часть дисциплины, формирующие такие компетенции студентов, как правоприменительную и правотворческую.

3. Специалисты различных профилей будут востребованы национальной экономикой.

В данной статье мы рассмотрели лишь некоторые наиболее известные проблемы высшего юридического образования, не претендуя на категоричность нашего анализа и рекомендаций по их решению. Но надеемся, что основной вопрос, быть ли юридическому образованию и если быть, то каким, всколыхнет юридическую общественность и сообща можно будет выработать практические рекомендации по решению проблемы юзабилити в юридическом образовании, которые заинтересуют наше Правительство. Данная статья подготовлена в рамках выполнения проекта N 08-03-81301 а/У Форсайт-проект "Модернизация юридического образования", финансируемого РГНФ в 2008 г.

Авторы: Гриб В.В., Кутузов В.И.

0

Оставить комментарий