В Службе судебных приставов ожидаются колоссальные изменения. Совсем скоро приставы станут полноправными правоохранителями. Судебным приставам в связи с большой нагрузкой наймут помощников. Отвечая на актуальные вопросы в сфере исполнительного производства, первый заместитель директора Федеральной службы судебных приставов - первый заместитель главного судебного пристава Российской Федерации Сергей Владимирович Сазанов рассказал о самых интересных законодательных инициативах, предложенных ФССП России.
Сергей Владимирович, новая редакция Федерального закона "Об исполнительном производстве" разрешила гражданам жаловаться высокопоставленным приставам на работу их подчиненных. А на самых главных приставов можно пожаловаться?
- Если раньше гражданин мог подать жалобу на пристава только в суд, то теперь ему достаточно обратиться с жалобой к руководителю судебного пристава. Административный порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц Службы судебных приставов закреплен в главе 18 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".
Обжалованию в административном порядке подлежат действия не всех судебных приставов, а только тех, которые имеют процессуальные полномочия. Это судебные приставы-исполнители, старший судебный пристав, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, а также заместитель главного судебного пристава Российской Федерации. Раньше руководители Службы судебных приставов не имели возможности отменять постановления своих подчиненных. Закон об исполнительном производстве 1997 года вообще не предусматривал такого понятия, как "отмена постановления судебного пристава". Судебный пристав-исполнитель даже не мог отменить свое собственное постановление. Не имея возможности отменять свои постановления, приставы отзывали их, что было не совсем корректно.
Можно пожаловаться на пристава сразу нескольким начальникам?
- Новый Закон об исполнительном производстве не предусматривает каких-то ограничений и четкой субординации обжалования действий и постановлений должностных лиц Службы судебных приставов. В Законе указано несколько категорий должностных лиц, которые обладают правом отменять постановления своих подчиненных, и всем им можно жаловаться одновременно. Это значительный пробел в Законе, и его необходимо срочно устранить.
В чем подвох?
- Предположим, два начальника выносят решение - удовлетворить жалобу, а остальные начальники решают, что оснований для удовлетворения жалобы нет. Получается путаница. Недобросовестный должник может этим воспользоваться, чтобы надолго затормозить процесс исполнения судебного решения, так как в Законе предусмотрена возможность приостановления исполнительных действий на период рассмотрения жалобы.
Серьезная проблема, ее следует скорее решить. Но, к сожалению, внесение изменений в Закон может затянуться надолго. Как быть?
- Федеральной службой судебных приставов подготовлены Методические рекомендации, в которых мы детально, не нарушая требований Закона, регламентировали процедуру рассмотрения жалоб в порядке подчиненности. Суть ее заключается в следующем: вышестоящий начальник не рассматривает жалобу до тех пор, пока ее не рассмотрит нижестоящий руководитель.
Гражданин может пожаловаться на пристава его начальнику и в суд?
- Административный порядок обжалования действий (бездействия) и постановлений судебных приставов не является обязательным. Можно одновременно пожаловаться на пристава и его начальнику, и в суд.
Какое в данном случае решение будет иметь приоритет - судебное или должностного лица Службы судебных приставов?
- Окончательным станет судебное решение.
Наших читателей интересует, будет ли Федеральной службе судебных приставов придан статус правоохранительного органа?
- Соответствующие поправки в Федеральный закон от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" находятся на рассмотрении в Госдуме РФ. Кроме того, в настоящее время властями обсуждается законопроект "О правоохранительной службе". Служба судебных приставов в нем также фигурирует.
Федеральная служба судебных приставов хочет стать полноправным правоохранительным органом, довольно давно и весьма настойчиво этого добивается. Объясните, зачем судебные приставы стремятся стать правоохранителями?
- Во-первых, это позволит нам оперативно использовать для розыска должника и его имущества базы данных Министерства внутренних дел, таможенных органов, Федеральной налоговой службы, Пенсионного фонда, ГИБДД и другие полезные информационные банки.
Во-вторых, мы оградим себя от проникновения в наши ряды психически нездоровых людей. Все сотрудники правоохранительных органов и Минобороны по закону обязаны проходить тщательную врачебно-судебную экспертизу. Это неудивительно: человек, которому может быть доверено оружие, должен быть психически здоровым. При этом врачи несут ответственность за поставленный диагноз. По действующему законодательству судебным приставам разрешено выдавать и использовать оружие, но проверять их психическое здоровье врачи не обязаны. Эту проблему мы также решим, став правоохранительным органом.
В-третьих, мы повысим качество личного состава. Не секрет, что на сегодняшний день Служба судебных приставов формируется по остаточному принципу: в судебные приставы часто идут те, кто по каким-то причинам не попал на работу в суд или прокуратуру. Между тем судебный пристав должен быть юридически подкован. Он обязан знать не только федеральные законы об исполнительном производстве, о судебных приставах, но и процессуальное законодательство, законодательство о банкротстве, гражданское право. Став правоохранительным органом, мы существенно повысим престиж Службы и привлечем на работу опытных юристов. Кроме того, приравнивание судебных приставов к правоохранителям позволит поскорее ввести должность помощников судебных приставов. На сегодняшний день у нас нет промежуточной должности между судебным приставом-исполнителем и новобранцем, люди приходят на должность судебного пристава прямо с улицы, а это неправильно.
Чем будут заниматься помощники судебных приставов?
- Помощник судебного пристава будет обеспечивать деятельность двух-трех судебных приставов-исполнителей в зависимости от нагрузки. В его обязанности будет входить подготовка проектов документов по материалам исполнительного производства, ведение архива, помощь судебному приставу в приеме граждан. Таким образом, пристав не станет отвлекаться на документационную работу и сможет сосредоточиться на своей основной деятельности - розыске должников и их имущества.
Мы провели эксперимент по введению должностей помощников судебных приставов-исполнителей в трех регионах. Результаты впечатляют: в три раза увеличилось количество выходов судебных приставов на участки и в два с половиной раза увеличилось количество отработанных исполнительных документов.
Стоит добавить, что помощники судебных приставов будут относиться к категории обеспечивающих специалистов. Их зарплата будет ниже, чем у госслужащих, например у судебных приставов. Такая серьезная экономия для бюджета немаловажна в период экономического кризиса.
Помимо помощников судебных приставов планируется ли пополнить Службу новыми должностями?
- Мы планируем ввести должности судебных приставов-дознавателей и судебных приставов по розыску имущества. Эти категории судебных приставов необходимо выделить, потому что они занимаются достаточно специфической деятельностью. Эти и другие изменения в действующее законодательство заложены в Концепции развития Федеральной службы судебных приставов.
Концепция предусматривает наделение вышестоящего пристава полномочиями нижестоящего?
- Да, в ней предусмотрена возможность наделения вышестоящих должностных лиц Службы судебных приставов правами нижестоящих. В качестве образца мы взяли Генеральную прокуратуру. Вышестоящий прокурор обладает теми же процессуальными полномочиями, что и нижестоящий. Это не привилегия, а необходимость. В отдаленных регионах нашей страны нагрузка на приставов минимальна, но их численность все равно не меньше трех человек: старший судебный пристав и два судебных пристава по обеспечению деятельности судов. Если бы в таком отдаленном регионе работал один судебный пристав-исполнитель и он заболел, то деятельность Службы была бы там парализована, поскольку старший судебный пристав не наделен правами своих подчиненных. Предлагаемые изменения позволят оптимизировать штатную численность нашей Службы за счет сокращения количества судебных приставов, которые крайне мало загружены.
Нередко судебные приставы занимаются исполнением бесспорных незначительных дел, например взысканием административных штрафов на незначительные суммы. Принятие каких мер позволило бы сократить количество исполнительных документов?
- Судебным приставам на принудительное исполнение должен подаваться исполнительный документ, сумма взыскания по которому составляет не менее 100 рублей. Это необходимо предусмотреть в Законе, и мы сейчас работаем над соответствующими поправками. Исключение должны составлять судебные решения, где ограничений по сумме штрафа быть не должно. Исполнение исполнительных документов на меньшие суммы экономически невыгодно. Кроме того, человек должен иметь возможность заплатить штраф на месте, а сейчас он лишен этого права. Чтобы мотивировать водителя платить штраф, можно ввести систему пеней. Пускай водитель сам выбирает, что ему лучше: заплатить 100 рублей штрафа сейчас или 2000 рублей через полгода.
Закон об исполнительном производстве действует уже больше года. Как Вы считаете, не пора ли Пленумам Высшего Арбитражного суда и Верховного Суда издать разъяснения по вопросам исполнительного производства?
- Вопросы применения законодательства об исполнительном производстве планирует летом обсудить Пленум Высшего Арбитражного Суда. Представители Федеральной службы судебных приставов обязательно примут участие в работе Пленума. Что касается судов общей юрисдикции - они менее динамичны в этом плане. Но мы регулярно информируем председателей высших судов о тех проблемах, с которыми сталкиваемся в процессе применения действующего законодательства. Помимо этого, в июле по инициативе министра юстиции планируется провести коллегию по теме участия органов юстиции в обеспечении деятельности судов. На это заседание будут приглашены Председатели Высшего Арбитражного Суда и Верховного Суда, с которыми мы бы хотели обсудить главные проблемы правоприменения законодательства об исполнительном производстве.
Должники жалуются на то, что им звонят, часто ночью, с угрозами отнять единственное жилье, а также с угрозами расправы, в том числе физической, если они не расплатятся по долгам. Подобные действия не совсем законны, Вам не кажется?
- Могу точно сказать, что здесь идет речь о незаконных действиях. Такие угрозы в последнее время участились и поступают от представителей различных коллекторских агентств, а не от судебных приставов. Коллекторское агентство - частная организация, которая не имеет никаких рычагов принудительного характера. Они могут оказывать только моральное давление на должников, причем строго в рамках закона. Представляться судебными приставами, звонить должникам в ночное время суток, посылать документы без описи, арестовывать имущество, а также преследовать должников и их родственников коллекторские агентства не имеют права. Чтобы сократить количество злоупотреблений и нарушений законодательства со стороны этих организаций, мы подготовили соответствующее обращение в Генеральную прокуратуру РФ, в котором просим тщательно проверить их деятельность.
Тогда как должнику защититься от лжеприставов?
- Если должника не устраивает сумма долга, ему следует настоять на судебном разбирательстве. Суд вынесет решение, исполнительный документ будет предъявлен в Службу судебных приставов, а судебный пристав в рамках действующего законодательства, с учетом действующих ограничений по обращению взыскания на имущество (ст. 446 ГПК РФ, ст. 101 Федерального закона N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве". - Прим. автора). Произведет оценку возможности погашения долга. Судебный пристав лучше, чем коллектор.
А об угрозах следует сообщить в правоохранительные органы.
Скажите, пожалуйста, решения об ограничении выезда должника за рубеж обжаловались в суде?
- Я не сталкивался с такими случаями. Добавлю, что ограничение выезда за границу возможно исключительно по отношению к должникам по судебному решению.
Планируется ли увеличение штатной численности приставов?
- Проект указа об увеличении штатной численности на 20000 сотрудников уже готов и в настоящее время находится на согласовании в Администрации Президента РФ. Как только он будет подписан, мы начнем распределение штатной численности и внедрение должностей помощника судебного пристава.
Интервью провели
Алексей Каширин, Юлия Дарымова,
газета "ЭЖ-Юрист"