г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Правовая защита репутации юридического лица

Возможность успешной коммерческой деятельности юридического лица, в наше время, зависит от определенных представлений о ней, как других организаций так и рядовых граждан, т.е. поддержание на должном уровне деловой репутации организации приобретает особое значение в условиях рыночной экономики. Возможность защиты деловой репутации является теперь неотъемлемой частью правовой системы Российской Федерации.

Деловая репутация как нематериальное благо, прежде всего, позволяет расширять коммерческие возможности юридического лица. Создание хорошей деловой репутации целенаправленно. Юридическое лицо планирует и осуществляет свои действия с учетом того, как они отразятся на деловой репутации.

Защита чести, достоинства и деловой репутации имеет свою определенную специфику. Согласно действующему гражданскому законодательству рассматриваемые нематериальные блага охраняются от любого неправомерного посягательства со стороны третьих лиц. Таким образом, нарушителями прав в данном случае могут выступать как физические, так и юридические лица.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ достоинство личности, честь и доброе имя, деловая репутация, иные личные неимущественные права и другие нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, не отчуждаемы и не передаваемы иным способом.

Нематериальные блага защищаются в соответствии с ГК РФ и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и тех пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав вытекает из существа нарушенного нематериального права и характера последствий этого нарушения (ст. 12 ГК РФ).

В ст. 152 ГК РФ определено, что правила настоящей статьи о защите деловой репутации гражданина соответственно применяются и к защите деловой репутации юридического лица. Граждане вправе требовать по суду опровержения порочащих их честь, достоинство и деловую репутацию сведений, если распространившее такие сведения лицо не докажет, что они соответствуют действительности. Юридическое лицо аналогичным образом может требовать опровержения сведений, порочащих его деловую репутацию.

В соответствии с п. п. 1 и 7 ст. 152 ГК РФ гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией (далее — предприниматели), вправе требовать по суду опровержения порочащих их деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. В указанной статье описан и раскрыт порядок применения таких способов защиты, как опровержение порочащих сведений; опубликование ответа в средствах массовой информации; возмещение убытков; компенсация морального вреда; признание распространенных сведений не соответствующими действительности.

Особым способом защиты является опровержение порочащих сведений, которое направлено на восстановление положения, существовавшего до нарушения права.

Пункт 1 ст. 152 ГК РФ определяет условия удовлетворения требования об опровержении порочащих сведений: 1) порочащий характер сведений; 2) несоответствие порочащих сведений действительности; 3) распространение указанных сведений.

Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 18.08.1992 N 11 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц» для удовлетворения иска о защите чести, достоинства, деловой репутации необходимо констатировать, что порочащие сведения не соответствуют действительности. Обязанность доказывать соответствие распространенных сведений действительности, лежит на ответчике (распространителе).

Под распространением порочащих сведений следует понимать опубликование таких сведений в печати, трансляцию по радио- и телепрограммам, демонстрацию в кинохроникальных программах и других СМИ, изложение в служебной характеристике, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в иной, в том числе устной, форме нескольким лицам или хотя бы одному лицу. Сообщение таких сведений лицу, которого они касаются, не может признаваться распространением (п. 2 Постановления N 11).

Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» конкретизируется порядок опровержения порочащих не соответствующих действительности сведений, если они были распространены в СМИ. Опровержение должно быть опубликовано в том же СМИ. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «опровержение». По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток. При этом объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала.

Если порочащие сведения содержатся в документе, исходящем от организации, то п. 2 указанной статьи установлен такой порядок опровержения, как замена или отзыв документа. К числу таких документов относится, например, деловое письмо.

Если порочащие сведения были распространены не в СМИ и не в документе, исходящем от организации, то при удовлетворении иска суд обязан в резолютивной части решения указать способ опровержения порочащих сведений, признанных не соответствующими действительности. При необходимости суд излагает в своем решении текст опровержения.

Ответчиками в делах о защите чести, достоинства и деловой репутации являются лица, распространившие порочащие сведения. По искам, содержащим требования об опровержении сведений, распространенных в СМИ, возникает обязательное соучастие: в роли ответчиков привлекаются автор и редакция соответствующего СМИ. Если при рассмотрении таких сведений имя автора не обозначено либо он воспользовался псевдонимом, то по иску отвечает одна редакция.

Согласно п. 10 Информационного письма ВАС РФ от 23.09.1999 N 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации» исковые требования не подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если опубликованные сведения имеют автора.

Закон N 2124-1 закрепляет принцип независимости СМИ. В соответствии со ст. 18 этого Закона по общему правилу учредитель не вправе вмешиваться в деятельность СМИ. Поэтому решение суда, обязывающее опубликовать (зачесть по радио и телевидению) опровержение, должно быть адресовано непосредственно редакции СМИ, участвующей в деле в качестве соответчика. В противном случае решение не будет реально выполнено. На учредителя же в случае удовлетворения иска может быть возложена ответственность в виде возмещения убытков и морального вреда.

Опровержение - специальный способ защиты, применяемый в случае нарушения чести, достоинства и деловой репутации. Обязанность опровержения возлагается на распространителя порочащих и не соответствующих действительности сведений, независимо от его вины. Так, ст. 57 Закона N 2124-1 устанавливает основания освобождения от ответственности редакции, главного редактора, журналиста за распространение порочащих честь и достоинство и не соответствующих действительности сведений. Но обязанность опровержения (в форме сообщения о решении суда) возлагается судом на редакцию СМИ и в этих случаях, поскольку основанием мер специальной защиты служит сам факт нарушения права. Иск в порядке ст. 152 ГК РФ может быть предъявлен к нескольким СМИ, распространившим одни и те же порочащие сведения. Все ответчики будут обязаны опровергнуть эти сведения, а ответственность будет возложена на редакцию СМИ, в котором такие сведения были распространены первоначально, либо граждан и организации, от которых они поступили.

Порядок опровержения в СМИ детально регламентирован ст. ст. 43, 44 Закона N 2124-1: опровержение должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение» на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение.

Возмещение вреда, причиненного распространением сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию, осуществляется по нормам, содержащимся в гл. 59 ГК РФ. Имущественный вред (убытки) возмещается при наличии вины (ст. 1064 ГК РФ), моральный вред компенсируется независимо от вины (ст. 1100 ГК РФ).

В делах по искам к СМИ размеры компенсации зависят главным образом от характера и содержания порочащих сведений, масштабов их распространения. В ст. 57 Закона N 2124-1 дается перечень обстоятельств, освобождающих редакцию и журналиста от обязанности проверять достоверность сообщаемой ими информации и, следовательно, исключающих их ответственность за распространение порочащих и недостоверных сведений.

Требование о компенсации морального вреда может быть заявлено самостоятельно, если редакция СМИ добровольно дала опровержение, удовлетворяющее истца. Преобразование иска о защите чести, достоинства и деловой репутации в иск о компенсации морального вреда, однако, недопустимо при несогласии с опровержением автора опубликованного материала.

В силу п. 7 ст. 152 ГК РФ деловая репутация юридического лица защищается по тем же правилам, что и деловая репутация гражданина. Юридическое лицо вправе требовать по суду опровержения, имеет право на опубликование своего ответа в СМИ и т.д. По требованию заинтересованных лиц (например, правопреемников) допускается защита деловой репутации юридического лица после его ликвидации.

При этом следует учитывать, что в отличие от чести и достоинства (доброго имени) упоминание о деловой репутации в Конституции Российской Федерации отсутствует и фигурирует исключительно как категория гражданского права. В гражданско-правовом смысле это понятие применимо только к юридическим лицам, участвующим в предпринимательской деятельности, деловом обороте.

Ущерб, причиненный деловой репутации, возникает в результате распространения сведений, порочащих деловую репутацию субъекта. Очевидно, можно предположить ситуацию, когда деловой репутации причиняется ущерб в результате других действий, например в результате незаконного использования товарного знака субъекта. Однако если в отношении гражданина закон дает возможность построения правовой конструкции, позволяющей в рассматриваемом случае в полном объеме защитить деловую репутацию, в том числе взыскать моральный вред (ст. ст. 12 и 150 ГК РФ), то для юридического лица эти возможности ограничены положениями ст. 152 ГК РФ, регулирующей защиту чести, достоинства и деловой репутации, которые опорочены в результате распространения не соответствующих действительности сведений.

К сведениям, порочащим деловую репутацию, можно отнести сведения о несоответствии деловых качеств субъекта, необходимым для осуществления предпринимательской деятельности качествам; о низком качестве работы, производимой продукции или оказываемых услуг, их несоответствии установленным стандартам; о нечестном, недобросовестном поведении субъекта по отношению к клиентам и контрагентам и т.д.

Право на защиту деловой репутации возникает при соблюдении следующих условий:

  • если указанные сведения были распространены, т.е. с этими сведениями ознакомились иные (не считая самого распространившего эти сведения) лица;
  • если эти сведения не соответствуют действительности.

Рассмотрим вопрос о возмещении убытков и морального вреда, поскольку деловая репутация имеет в этом отношении имеет некоторые особенности по сравнению с честью и достоинством.

Заметим, что на требование опровержения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию, исковая давность не распространяется. Требование возмещения убытков и компенсации морального вреда, причиненных распространением порочащих и не соответствующих действительности сведений, подпадает под общий срок исковой давности в 3 года.

Для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданина предусмотрен специальный способ: опровержение распространенных порочащих сведений. Этот способ может быть использован, если выполнены следующие три условия.

Во-первых, сведения должны быть порочащими. В основу оценки сведений как порочащих положен не субъективный, а объективный признак. Порочащими являются не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении гражданином или организацией действующего законодательства или моральных принципов (о совершении нечестного поступка, неправильном поведении в трудовом коллективе, быту и другие сведения, порочащие производственно-хозяйственную и общественную деятельность, деловую репутацию и т.п.), которые умаляют честь и достоинство.

Во-вторых, сведения должны быть распространены. В Постановлении N 11 дано разъяснение и по поводу того, что следует понимать под распространением сведений. Это опубликование таких сведений в печати, трансляция по радио- и телевидеопрограммам, демонстрация в кинохроникальных программах и других СМИ или сообщение в иной, в том числе и устной, форме нескольким или хотя бы одному лицу.

В-третьих, сведения не должны соответствовать действительности. При этом действует присущий гражданскому законодательству принцип презумпции невиновности потерпевшего: сведения считаются не соответствующими действительности до тех пор, пока распространивший их не докажет обратное.

Российское законодательство признает порочащими не соответствующие действительности сведения, которые содержат утверждение о нарушении лицом действующего законодательства (например, что лицо не имеет необходимых лицензий) либо о нарушении моральных принципов (совершение нечестного поступка, занятие деятельностью по оказанию услуг интимного характера и т.д.).

Вследствие чего, заявляя требование о защите деловой репутации, истец должен доказать всего лишь, что ответчик является лицом, распространившим порочащие сведения.

Данное утверждение вытекает также из разъяснения высшей судебной инстанции. Так, согласно п. 7 Постановления N 11 в силу ст. 152 ГК РФ обязанность доказывать соответствие действительности распространенных сведений лежит на ответчике независимо от того, предъявлен ли иск о защите чести, достоинства, деловой репутации либо о возложении на СМИ обязанности опубликовать ответ истца на публикацию. Истец обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск.

Что касается сведений, распространенных традиционными средствами (печать, телевидение или радио), то исполнение указанной процессуальной обязанности, как правило, не встречает каких-либо серьезных преград. В подобных случаях истец представляет в суд соответственно оригинал или заверенную копию экземпляра того или иного издания, записи теле- или радиопередачи, а привлечению к участию в деле в качестве ответчика подлежит автор публикации (выступления) или в случае анонимных сообщений юридическое лицо — учредитель того или иного СМИ.

Изначально при реализации на практике норм о судебной защите чести и достоинства возникал вопрос о том, что должно пониматься под распространением сведений, не соответствующих действительности. И практика, и научная литература единодушно признали за этим какое-либо сообщение таковых сведений о конкретном лице другим, одному или нескольким лицам. Для гражданско-правовой защиты чести и достоинства имеет значение лишь сам факт распространения не соответствующих действительности сведений независимо от формы и способа передачи ложной информации, количества лиц, ставших ее обладателями, и условий ознакомления с ней потерпевшего. При этом последний может узнать о касающихся его сведениях как лично, присутствуя во время, например, их публичного распространения, так и из рассказов о них других лиц.

Таким образом, юридическому лицу, обратившемуся в суд с иском о защите деловой репутации, необходимо доказать следующие обстоятельства, что:

  • сведения должны быть распространены, не соответствовать действительности и быть порочными;
  • сведения должны быть известны третьему лицу (неопределенному кругу лиц), не считая самого распространившего эти сведения.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий иск в гражданско-правовом порядке удовлетворению не подлежит.

Ответчиками по делам о защите чести, достоинства, деловой репутации являются граждане и юридические лица, которые распространили порочащие сведения, не соответствующие действительности. Истец же обязан доказать лишь сам факт распространения сведений лицом, к которому предъявлен иск.

Необходимым условием удовлетворения иска о защите чести, достоинства, деловой репутации является несоответствие распространенных сведений действительности. Обязанность доказывания соответствия действительности распространенных порочащих истца сведений возлагается на ответчика. Таким образом, в п. 1 ст. 152 ГК РФ установлена презумпция несоответствия действительности распространенных сведений.

Порочащими называются также не соответствующие действительности сведения, содержащие утверждения о нарушении юридическим лицом действующего законодательства (порочащие как основной, так и неосновные виды деятельности, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств), которые умаляют репутацию юридического лица.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: И. Ивачев

0

Оставить комментарий