Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 утверждено и действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (далее - Положение от 28 января 2006 г. N 47).
В п. 2 Положения от 28 января 2006 г. N 47 указано, что действие настоящего Положения распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
Исходя из буквального толкования данного пункта, следует, что Положение от 28 января 2006 г. N 47 распространяется в том числе и на индивидуальные (частные) домовладения, находящиеся в собственности как граждан, так и юридических лиц.
В соответствии с п. 5 Положения от 28 января 2006 г. N 47 жилым помещением признается жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем.
Согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.
В этой статье мы рассмотрим правовые последствия признания индивидуального (частного) дома непригодным для проживания как для самих собственников - граждан, так и для органа местного самоуправления.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.
В соответствии с п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Признание частных жилых домов непригодными для проживания осуществляется решением межведомственной комиссии не только на основании Положения от 28 января 2006 г. N 47, но и на основании своего местного положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, которым, как правило, также утверждаются состав и полномочия межведомственной комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых домов (помещений) для проживания в нем граждан.
Межведомственная комиссия органа местного самоуправления после изучения документов, свидетельствующих о техническом состоянии индивидуального жилого дома и условиях проживания в нем, вправе принять решение о том, что частный жилой дом непригоден либо пригоден для проживания. В случае признания частного жилого дома непригодным для проживания по причине технического состояния дома либо по иным основаниям, установленным Положением от 28 января 2006 г. N 47, у органа местного самоуправления возникают соответствующие обязанности, а у граждан - собственников частного дома возникают права, предусмотренные жилищным законодательством, и в первую очередь это право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди в соответствии со ст. 57 ЖК РФ.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Казалось бы, все хорошо, орган местного самоуправления признает частный дом непригодным для проживания, и гражданину на основании п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ предоставляется вне очереди жилое помещение по договору социального найма, причем исходя из нормы предоставления, так как частный жилой дом признан в установленном порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежит.
Само понятие "вне очереди" также означает и то, что предоставление жилых помещений вне очереди не предполагает включение гражданина в какую-либо очередь, а право гражданина на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди. Поэтому указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учете по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учет <1>. Проще говоря, гражданину должно быть предоставлено жилое помещение практически сразу, его, как мы знаем, практически также не бывает.
--------------------------------
<1> Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2007 года: утвержден Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 ноября 2007 г.
И возможно, все так и было бы, если бы не одно слово в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 - "вправе".
Еще раз отметим, что согласно п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.
Таким образом, исходя из буквального толкования и смысла п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 не следует обязанность органа местного самоуправления по принятию указанного в нем решения о признании частных жилых домов и/или помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан <2>.
--------------------------------
<2> Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 15 июля 2009 г. по делу N А79-6259/2008.
Орган местного самоуправления почти всегда откажет в признании индивидуального (частного) дома непригодным для проживания, если этим могут быть нарушены интересы органа местного самоуправления в области жилищных прав и обязанностей или возникнут обязательства, которые придется выполнять своими силами и средствами за счет муниципального бюджета.
В чем такие обязательства могут выражаться, мы покажем ниже.
После признания жилого помещения и/или частного дома непригодным для проживания (далее - ветхим) у органа местного самоуправления и у гражданина возникает ряд прав и обязанностей, в том числе и взаимообусловленных.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Так, после признания дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции у гражданина согласно п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ возникает право, а у органа местного самоуправления обязанность по принятию такого гражданина и его семьи на очередь внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Таким образом, официальное признание жилого дома (жилого помещения) непригодным для проживания и не подлежащим реконструкции порождает у органа местного самоуправления обязанность принять гражданина и его семью на очередь вне очередного предоставления жилого помещения по договору социального найма и соответственно предоставить такое жилое помещение.
Постановка гражданина собственника частного дома на жилищный учет по ст. 57 ЖК РФ и признание дома ветхим не лишают его права собственности на этот дом и не лишают права собственности либо иного вещного права на земельный участок, занятый домом и необходимый для его обслуживания.
После предоставления гражданину жилого помещения в виде квартиры по договору социального найма во внеочередном порядке по основаниям п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ либо предоставления ему любой денежной субсидии по одной из федеральных либо региональных жилищных программ у гражданина как собственника ветхого жилого дома в соответствии с действующим жилищным и гражданским законодательством не возникает обязанности по передаче ветхого дома в муниципальную либо государственную собственность, а гражданин, соответственно, как собственник ветхого дома и земельного участка вправе распоряжаться ими по своему усмотрению либо оставить в своей собственности.
Поскольку у гражданина дом, признанный ветхим, и земельный участок под ним органом местного самоуправления не изымаются, обязательства по сдаче такого дома и земельного участка под ним законодательством не предусмотрено, гражданин имеет право продать либо совершить иную гражданско-правовую сделку с ветхим домом и земельным участком.
В свою очередь, у нового собственника после покупки непригодного для проживания частного дома также может возникнуть право на внеочередное предоставление жилого помещения от органа местного самоуправления в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, так как по Жилищному кодексу РФ не имеет значения, по чьей вине домовладение, в котором проживает семья собственника, пришло в состояние, непригодное для проживания, так же как и время получения свидетельства о регистрации права собственности на жилое помещение <3>.
--------------------------------
<3> Определение Верховного Суда РФ от 27 октября 2009 г. N 44-В09-41.
Такой "круговорот домовладения" от собственника к собственнику, как мы понимаем, конечно, не может устроить орган местного самоуправления.
Единственным способом его прекратить является снос такого частного дома либо его изъятие вместе с земельным участком в муниципальную собственность в соответствии с нормами жилищного и гражданского законодательства при условии компенсации рыночной стоимости.
Однако при таком изъятии собственнику орган местного самоуправления обязан выплатить рыночную стоимость не только дома, но и земельного участка, что, естественно, не может устраивать орган местного самоуправления, тем более если учесть, что он еще в соответствии со ст. 57 ЖК РФ обязан предоставить жилое помещение по договору социального найма по нормам предоставления, при этом исходя из количества членов семьи, зарегистрированных в непригодном для проживания доме.
Вот и получается, что собственник не только получает жилое помещение вне очереди от органа местного самоуправления, но и в его собственности остаются непригодный для проживания дом и земельный участок под ним, которыми он как собственник может распорядиться по своему усмотрению (продать, обменять, подарить и т.д.) либо у него его может изъять орган местного самоуправления по изложенной выше процедуре.
Выкупать же данный дом и земельный участок под ним для органа местного самоуправления чаще просто невыгодно и нецелесообразно, так как такие земельные участки, как правило, небольшие по размеру и не представляют ни для органа местного самоуправления, ни для потенциального застройщика никакого экономического и коммерческого интереса.
При этом, даже если при принятии решения орган местного самоуправления обяжет собственника снести непригодный для проживания частный дом, собственник этого может просто не сделать, во-первых, просто из-за отсутствия финансовых средств для этого, во-вторых, он - собственник, и обязать его снести (уничтожить) свою собственность в соответствии с гражданским и жилищным законодательством практически невозможно.
На основании вышеизложенного у органа местного самоуправления фактически перед собственником непригодного для проживания дома возникают одни обязанности, в то время как у гражданина (собственника) практически одни права.
В этом случае орган местного самоуправления, естественно, воспользуется тем, что в п. 8 Положения от 28 января 2006 г. N 47 закреплено только его право, а не обязанность на принятие решения о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан, тем более что для этого есть немало законных оснований.
В соответствии со ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п. 3 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме, а собственник комнаты в коммунальной квартире несет также бремя содержания общего имущества собственников комнат в такой квартире, если иное не предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п. 4 ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, поддерживать жилое помещение в надлежащем техническом и санитарном состоянии, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, ст. 210 ГК РФ и ст. 30 ЖК РФ в императивной форме указывают на те расходы и усилия, которые должен нести и предпринимать собственник в отношении принадлежащего ему имущества, в том числе собственник частного дома. Тем самым законодатель четко определяет, что помимо наличия у собственника определенных прав на него возлагаются и вполне определенные обязанности (бремя) по содержанию принадлежащего ему жилого помещения либо жилого дома.
Имущество, которое является предметом собственности и служит удовлетворению интересов собственника, само по себе нуждается в заботе о нем, поддержании его в пригодном состоянии, устранении различных угроз и опасностей, исходящих от тех или иных качеств вещей, и проч.
Осуществление всех этих мер возлагается на собственника и рассматривается как естественное следствие права собственности.
Юридически бремя собственности выражается, например, в обязанностях по текущему и капитальному ремонту имущества (дома, здания и т.д.), его страхованию, предъявлению для осмотра, регистрации.
Юридическое бремя собственности возлагает на собственника обязанность изыскивать (находить, предусматривать) необходимые финансовые средства на своевременное производство текущего и капитального ремонта своего жилого дома либо жилого помещения, чтобы не допустить приведения жилого помещения, в котором постоянно проживают и находятся люди, в непригодное и угрожающее жизни людей состояние, при котором проживание в таком помещении будет просто опасно и невозможно.
Из вышеизложенного следует, что на собственнике жилого дома (жилого помещения) в соответствии с действующим гражданским и жилищным законодательством лежит обязанность не только по надлежащему уходу за своим недвижимым имуществом (домом, зданием), его содержанию, своевременному текущему и капитальному ремонту, но и обязанность по изысканию необходимых для этого финансовых средств.
Инициатива законодателя о возможности признания индивидуальных (частных) домов непригодными для проживания, которая в первую очередь направлена на возможность улучшения жилищных прав граждан, у которых на это нет собственных, в первую очередь финансовых, возможностей, к сожалению, на законодательном уровне остается только инициативой, не подкрепленной абсолютно ничем.
Читайте еще по данной теме:
- Признание индивидуального дома непригодным для проживания
- Как снять с кадастрового учета разрушенный дом?
- Как определяется нормальный (естественный) износ имущества в целях применения Гражданского кодекса?
Мы переселенцы из Узбекистана, в Новой деревне Липецкой области купили дом 18 кв.м, непригодный для жилья. Живем на съемной квартире, платим огромные деньги, к кому обратиться не знаем. У нас семья состоит из семи человек, имеется инвалид 1-группы, жертва войны. Помогите, пожалуйста, поменять жилье на пригодное к проживанию. С уважением Мая Самуиловна.
Вам нужно будет подать заявление о признании дома аварийным и непригодным для проживания в местную администрацию. К заявлению нужно будет приложить письменное заключение частной строительно-технической экспертизы о сверхнормативной степени износа несущих конструкций дома. По вашему заявлению будет назначена проверка. В случае выявления критического износа оборудования и несущих конструкций, местная администрация закажет проведение государственной строительно-технической экспертизы для определения степени износа несущих конструкций дома, после чего будет принято решение, либо о признании дома аварийным, либо об отказе в признании его аварийным.
Здравствуйте. У меня дом в собственности, непригодный для жилья. В нем собственники: Я, бывший муж, 1 несовершеннолетний ребенок и 1 совершеннолетний. Куда я могу обратиться по поводу признания дома непригодным для жилья? И как поступят органы власти, если мы живем отдельно: муж раздельно и я с детьми раздельно?
Здравствуйте.
Вы можете подать в местную администрацию заявление о признании дома непригодным для проживания (аварийным). Будет назначено обследование дома на предмет его пригодности к проживанию. Если по результатам обследования комиссия примет решение о признании дома непригодным для проживания, то жильцы (собственники) дома будут признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по внеочередном порядке. Поскольку дом принадлежит его жильцам на праве собственности, то факт раздельного проживания собственников дома никак не повлияет на возможные варианты предоставления нового жилья.
Я взял ипотеку. Но теперь ни одна страховая компания не страхует, так как говорят, что дом ветхий. Что делать? И если ветхое жилье, за что тогда платить? Подскажите, что делать?
Ветхость жилья (в отличие от его аварийности) не влечет за собой невозможность проживания в таком жилье. Поэтому вы можете застраховать приобретенное в ипотеку жилье в той страховой компании, с которой сотрудничает банк, выдавший вам ипотечный кредит. После сноса дома и предоставления вам местной администрацией нового жилья по договору мены, вы сможете переоформить ипотечный договор с банком, указав в нем адрес предоставленного вам жилья, в качестве предмета залога.
Здравствуйте.
В 2013 году частный приватизированный дом признан непригодным для проживания. Получено новое жилье. Сейчас местная администрация подает иски в суд, чтобы через суд обязать собственников снести дома, мотивируя тем, что они предоставляют угрозу жизни (обрушения и т.д.). Законно ли это? И как можно сохранить дом?
Спасибо.
Может ли администрация воспользоваться ст.32 ЖК РФ? И что нам делать в этом случае?
Если новое жилье получено в порядке компенсации за сносимое жилье, и с собственниками подписано соответствующее соглашение, то оснований для сохранения дома в его нынешнем виде не имеется. Если же соглашение об обмене старого на новое жилье подписано собственниками не было, то правовых оснований для сноса не имеется, поскольку речь не идет о самовольной постройке. В любом случае, требование о сносе дома за счет собственников старого жилья не имеет под собой правовых оснований, поскольку в первом из рассматриваемых вариантов собственником дома стала местная администрация, а во втором варианте – местная администрация может лишь потребовать собственников привести жилое строение в надлежащее состояние.
Купили дом для проживания. При ремонте оказалось, что все бревна под обшивкой гнилые, не пригодно к ремонту. Можно ли расторгнуть договор?
Здравствуйте. Нашли частный свой дом в Подмосковье в новых списках ветхого жилья под снос. Дом 1927 г., на четыре семьи. Три части дома давно приватизированы и, так же, идет (уже около пяти лет) приватизация трех частей земельного участка. Дом в хорошем состоянии. В этом году мы сделали капитальный ремонт своей части дома, провели все современные коммуникации за свой счет. Естественно, все собственники, кроме неблагополучной четвертой семьи, не приватизировавшей свою часть и многие годы не оплачивающей коммунальные услуги, не хотят переселения в квартиры. На нашей улице немало более ветхих домов, но они в эту программу не попали (вероятно потому, что успели закончить приватизацию земли). Наш участок вряд ли представляет интерес для города под муниципальную застройку, т.к. окружен капитальными частными коттеджами. Возможно ли оспорить снос и сохранить дом?
Вам нужно заказать проведение строительно-технической экспертизы для установления стоимости восстановительного ремонта дома. Если экспертиза придет к выводу о том, что стоимость восстановительного ремонта примерно сопоставима с суммой, которую вы потратили на покупку дома, то это обстоятельство может послужить основанием для расторжения договора купли-продажи в судебном порядке.
Всё зависит от целей признания дома непригодным для проживания. Если речь идет о расселении аварийного жилья, то можно в судебном порядке добиться отмены распоряжения о сносе дома, проведя судебную строительно-техническую экспертизу, и доказав, что дом ещё вполне пригоден для проживания. Если же речь идет о признании дома непригодным для проживания и его сносе в связи с изъятием земельного участка под застройку, то признание дома пригодным для проживания не повлечет за собой его снос и строительство на его месте другого объекта недвижимости.
Мы живем в Курске, в деревянном доме до 1917 г. постройки. Дом на 2-х хозяев, нам принадлежит 27,5 м/кв на 6 человек семьи. Мне и мужу больше 35 лет. В 2014 признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий. И все ни на какие субсидии мы не имеем права, так отвечают в комитете соц.защиты. Воспитываем 2-х мальчиков и 2-х девочек. Дом потихоньку сыпется: провалился пол в углу комнаты, саморезы не держат полки - выскакивают. Ваша статья как свет в окошке. Ответьте, пожалуйста, с юридической точки зрения, мы можем воспользоваться своим правом согласно данной статьи, есть ли у нас шансы? Заранее благодарим.
Вам нужно подать заявление в местную администрацию о признании дома аварийным. Будет проведено обследование дома на предмет износа его несущих конструкций. В случае отказа в признании дома аварийным вы сможете заказать проведение строительно-технической экспертизы дома за свой счет, и потребовать признания дома аварийным в судебном порядке.
В наследство досталось полдома в деревне. Есть договор о приватизации дома (вернее половины) и свидетельство о праве собственности на землю, в котором написано, что оно временное до выдачи государственного акта о праве собственности на землю. Этот акт никто не получал, и в наследство никто не вступал. Дом за 17 лет обветшал и зарос. Жить в нем нельзя: ни окон, ни дверей. Но! Мы решили все-таки оформить наследство. Подскажите, с чего начать? Восстановить срок вступления в наследство и оформить его на дом, или надо признавать дом ветхим жильем. А он ведь уже даже и не жилье. Что делать с землей? куда вообще идти и что где требовать? Буду очень благодарна за полезные советы.
Наследникам нужно будет подать в суд по месту нахождения дома и земельного участка иск об установлении факта принятия наследства и признании права собственности на наследственное имущество. В суде истцам нужно будет доказать, что они фактически вступили во владение каким-либо (абсолютно любым) имуществом наследодателя в течение шести месяцев с даты его смерти. Также в суд нужно будет представить имеющиеся документы о праве собственности наследодателя на долю дома и земельный участок. Если в суде истцам удастся доказать факт принятия наследства, то суд признает за истцами и право собственности на имущество наследодателя (долю дома и земельный участок), после чего право собственности на это имущество можно будет зарегистрировать в местном Управлении Росреестра на основании судебного решения.
Хочу старый дом на узком участке признать непригодным для проживания, чтобы получить разрешение на строительство нового. Есть проблемы с этим, так как с одной стороны придется строить дом, отступя всего 1 метр от границ участка с соседом. Хотя старый стоит прямо на границе. Раньше с этим вопросов не было. У нас все дома на улице так построены. Ну так вот - получится что из этого или нет?
Препятствий для возведения дома в вашем случае не имеется. Другое дело, что сосед может попытаться в судебном порядке признать новый дом самовольной постройкой и потребовать его сноса на основании ст.222 ГК РФ. Чтобы избежать такого варианта развития событий, вам придется построить новый дом из негорючих материалов.
Здравствуйте.
Получили в наследство от бабушки часть жилого дома усадебного типа. У дома три собственника. Дом находится в ужасающем состоянии, продолжает в нем жить только один владелец. Дом находится на земле, арендованной у города. Как можно признать дом аварийным и можно ли получить за него иное жилье (дом является единственным официальным жильем наследницы - внучки). Как это зависит от участия/неучастия в процессе других владельцев. Спасибо! Готовы воспользоваться юридической помощью по решению вопроса.
Всем трем собственника дама нужно будет подать в местную администрацию заявление о признании дома аварийным. Если решением межведомственной комиссии жильцам дома будет отказано в признании дома аварийным, то такой отказ можно будет обжаловать в судебном порядке. Тогда решение о признании дома аварийным будет приниматься уже не на основании заключения государственной экспертизы, а на основании заключения судебной строительно-технической экспертизы. Однако правовое последствие (в виде принятия постановления о предоставления жильцам дома нового жилья) решение о признании дома аварийным будет иметь только для тех жильцов дома, для которых этот дом является единственным жильем.
У меня дом признали не пригодным для жилья, и то, что он подлежит к сносу. Я оформила документы для того, что я нуждаюсь в жилье (у меня также есть двое детей). Но после оформления всех документов мне сказали, что я могу стоять в очереди хоть до самой старости. В такой ситуации, куда мне обратиться???
Я тоже признала дом непригодным для проживания. Не признали нуждающимися в жилье. Что для этого нужно? Подскажите, пожалуйста.
Вам нужно подать документы на признание Вас малоимущей. Только в этом случае Вы получите право встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, а наличие решения о признании Вашего дома непригодным для проживания позволит Вам (как владельцу дома, признанного непригодным для проживания) требовать от местной администрации внеочередного улучшения Ваших жилищных условий. Причем, такое право можно будет реализовать, в том числе, в судебном порядке. Но обязательным условием является сначала признание Вас малоимущей, и затем постановка на жилищный учет.