г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Государственные юридические бюро как основные участники системы бесплатной юридической помощи в России

Весной 2021 г. юридическое сообщество услышало предложение Министерства юстиции Российской Федерации (далее - Минюст России) создать во всех регионах нашей страны государственные юридические бюро, сотрудники которых будут оказывать отдельным категориям граждан бесплатную юридическую помощь (далее - БЮП) <1>. Предложенная органом юстиции реформа не обойдет стороной и адвокатуру.
--------------------------------
<1> Шушкина А. Минюст намерен создать бюро бесплатной юрпомощи во всех регионах России // Парламентская газета. 2019. 19 мая.

На сегодняшний день право на получение БЮП закреплено в ч. 1 ст. 48 Конституции Российской Федерации <2>, согласно которой каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Более детально данный вопрос урегулирован в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" <3>, а также в отдельных региональных актах субъектов Российской Федерации (далее - субъект РФ).
--------------------------------
<2> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС "КонсультантПлюс".
<3> Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ "О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации" (ред. от 01.07.2021) // СПС "КонсультантПлюс".

По смыслу законодательства отдельные категории граждан имеют право на получение бесплатной квалифицированной юридической помощи, которую в настоящий момент могут оказывать адвокаты, нотариусы, федеральные и региональные органы исполнительной власти, а также государственные юридические бюро. Именно последние, по мнению Минюста России, должны стать основными участниками системы БЮП.

Казалось бы, что плохого в озвученной идее, ведь деятельность государственных юридических бюро и так предусмотрена действующим законодательством, и почему нововведения должны коснуться адвокатуры? По мнению автора настоящей статьи, причин не соглашаться с реформой Минюста России несколько.

Во-первых, граждане, которые обращаются за бесплатной юридической помощью к адвокатам, имеют как минимум несколько гарантий: получение квалифицированной юридической помощи, конфиденциальность сообщенных адвокату сведений, а также ответственность адвоката за качество оказанной им юридической помощи (ст. 1, 8, 17 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в России" <4>).
--------------------------------
<4> Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" (ред. от 31.07.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2021) // СПС "КонсультантПлюс".

Ни одну из приведенных гарантий закон на государственные юридические бюро не возлагает.

Во-вторых, идея Минюста России может негативно сказаться на процессе отправления правосудия в целом. Так, одним из фундаментальных принципов адвокатуры является принцип независимости. Данный принцип характеризуется тем, что адвокатура не входит в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления. Этот принцип означает и независимость адвоката, непосредственно оказывающего юридическую помощь. Фактически предложенное нововведение приведет к тому, что судебный процесс будет носить государственный характер, в котором бюро попросту не сможет гарантировать доверителю свою независимость. Последнее, в свою очередь, может привести к нарушению прав обратившегося за помощью лица.

Кроме того, практикующие юристы, думается, согласятся, насколько сложно зачастую бывает спорить в суде с органами государственной власти и органами местного самоуправления в интересах обычных граждан, тем более за государственное имущество. Для того законодатель и наделил адвокатуру независимостью, чтобы избежать подобного рода конфликтов интересов. Именно независимость адвокатуры является в первую очередь гарантом соблюдения конституционного права граждан на получение квалифицированной юридической помощи.

Также, по мнению автора статьи, пострадают адвокаты, осуществляющие деятельность в отдаленных районах. Одна из основных проблем осуществления адвокатской деятельности в небольших населенных пунктах - это отсутствие клиентов. В таких условиях адвокаты оказывают юридическую помощь в рамках системы БЮП, а также по уголовным делам по назначению, в обоих случаях получая вознаграждение из средств соответствующего бюджета.

Передача бесплатной юридической помощи государственным юридическим бюро приведет к тому, что адвокаты и члены их семьи фактически останутся без средств к существованию, соответственно, будут вынуждены менять профессию, переходя на службу хотя бы в те же бюро, или менять место жительства.

На сегодняшний день в адвокатских палатах субъектов РФ деятельность по оказанию бесплатной юридической помощи достаточно хорошо налажена. Адвокаты обеспечены помещениями, где осуществляется прием граждан. Обычно такие помещения оснащены необходимыми техническими средствами (компьютерами, ноутбуками и т.д.), а также нормативными актами, необходимыми для осуществления профессиональной деятельности. Кроме того, самих адвокатов, оказывающих бесплатную юридическую помощь, вполне хватает.

Важно также, что граждане, получающие бесплатную юридическую помощь от адвокатов, как правило, с жалобами на некачественность в адвокатские палаты не обращаются, что само по себе свидетельствует о профессиональном подходе адвокатов к выполнению поручений, пусть даже и "бесплатных".

В свою очередь, проект государственных юридических бюро потребует значительного объема финансирования. Это и обеспечение бюро помещениями, и заработные платы юристам, и средства на информирование граждан о деятельности бюро, и многое другое. Причем финансирование бюро будет осуществляться за счет средств региональных бюджетов, и без того регулярно заявляющих о своих дефицитах. Реализация предложенного Минюстом России проекта создаст лишь дополнительную финансовую нагрузку там, где ее вполне можно избежать, оставив возможность самостоятельного выбора регионами участников системы бесплатной юридической помощи на местах.

Было бы более целесообразно вместо реализации проекта по созданию государственных юридических бюро направить средства бюджета на информирование граждан о местах оказания бесплатной юридической помощи, на постоянной основе осуществлять правовое просвещение граждан или, например, расширить перечень юридических услуг, которые могли бы получать граждане в рамках системы бесплатной юридической помощи.

На наш взгляд, предложенная реформа разрушительна, она не приведет к тем позитивным последствиям, о которых говорят авторы идеи, напротив, негативным образом может отразиться на правах обычных граждан, а также адвокатов и судебной системы в целом.

Между тем старт реформы уже начался. Из распоряжения Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2021 г. N 3340-р <5> следует создание пилотного проекта, направленного на повышение доступности бесплатной юридической помощи для граждан. Согласно документу Минюсту России и органам государственной власти субъектов уже поручено разработать "дорожные карты" по оказанию бесплатной юридической помощи с использованием электронных сервисов, а также определить необходимый для этого перечень информационных систем.
--------------------------------
<5> Правительство Российской Федерации. URL: http://government.ru/news/43928/ (дата обращения: 31.01.2022).

Однако ни искусственный интеллект, ни государственные организации, по мнению автора настоящей статьи, не способны заменить адвокатуру в системе оказания юридической помощи населению.

Литература

1. Шушкина А. Минюст намерен создать бюро бесплатной юрпомощи во всех регионах России / А. Шушкина // Парламентская газета. 2019. 19 мая.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Мамедова О.В.

1

Оставить комментарий