г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Сожительство и фактический брак: законодательная инициатива

Законопроект сенатора Антона Белякова о приравнивании сожительства к официальному браку уже с момента его внесения в Государственную Думу вызвал много вопросов.

Автор инициативы предложил ввести в России на законодательном уровне новое понятие - "фактические брачные отношения". Распространяться оно будет на бездетные пары, которые прожили вместе пять лет и больше. В случае если у пары есть общий ребенок, то минимальный срок совместного проживания сократится до двух лет <1>.

--------------------------------

<1> URL: https://news.mail.ru/politics/32308172/?frommail=1.

Причиной инициативы служит тот факт, что россияне все реже вступают в официальный брак, а чаще всего вообще не видят разницы между совместной жизнью со штампом в паспорте и без него. Плюс опыт зарубежных государств: Германии, Швеции, Норвегии и прочих стран, которые, конечно, имеют свой индивидуальный путь развития.

Заметим, что термин "фактические брачные отношения" был впервые введен в юридическое употребление с принятием ВЦИК 19 ноября 1926 г. Кодекса законов о браке, семье и опеке РСФСР <2>, причем именно как антоним гражданского брака. И до 1944 г. ведение совместного хозяйства и общее проживание считались достаточным условием для признания фактического брака настоящим со всеми вытекающими правами и обязанностями <3>.

--------------------------------

<2> Постановление ВЦИК от 19 ноября 1926 г. "О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке" (вместе с Кодексом) (утратило силу) // СУ РСФСР. 1926. N 82. Ст. 612.

<3> Паничкин В.Б., Паничкина Е.В. Предпосылки и способы институционализации сожительства в брак в российском праве // Семейное и жилищное право. 2017. N 4. С. 15.

В современном понимании термин "фактические брачные отношения" является по сути синонимом термину "гражданский брак", который применим в обыденной жизни. Мы согласны с А.А. Давыдовой, утверждающей, что термин "гражданский брак" довольно эфемерный. Такого понятия ни в одном нормативном акте не существует, и им не оперируют суды. Более понятной для определения правовой природы отношений сожителей является формулировка "фактические брачные отношения" <4>.

--------------------------------

<4> Давыдова А.А. Семейный кодекс не для гражданского брака // ЭЖ-Юрист. 2017. N 39. С. 8.

Значение признания фактических брачных отношений будет иметь место лишь при возникновении вопроса раздела так называемого совместно нажитого имущества сожителей. В результате установления фактических брачных отношений все, что было нажито в период сожительства, будет считаться совместной собственностью.

Мы согласны с Н.Ф. Звенигородской, утверждающей, что "хоть имущественные отношения в семье имеют большое значение, но они носят производный характер, поскольку возникают лишь при наличии личных неимущественных отношений и обслуживают их" <5>. Поэтому представляется как минимум циничным акцентирование внимания автора законодательной инициативы именно на имущественных последствиях при определении цели, ради чего, собственно, должны устанавливаться фактические брачные отношения с участием государства.

--------------------------------

<5> Звенигородская Н.Ф. Договорное семейное правоотношение: единство и дифференциация // Юрист. 2014. N 1. С. 22.

Кроме того, из самого факта появления обсуждаемой законодательной инициативы очевидно следует, что заявительного порядка общения граждан с государством недостаточно и последнему необходимо активно вмешиваться в межличностные отношения людей. Данное же вмешательство якобы нужно гражданам и может быть воспринято, судя по всему, как государственная услуга.

Полагаем, что от такой "прекрасной" законодательной инициативы, как приравнивание сожительства к официальному браку, люди станут с опасением относиться к фактическим брачным отношениям, возможно, до истечения пяти лет их прекращать, не регистрируя при этом брак, а детей, рожденных в таких отношениях, в большинстве случаев перестанут записывать на обоих родителей, что поможет скрыть фактические брачные отношения.

Нельзя не обратить внимание на тот факт, что в период фактических брачных отношений в принципе невозможен брачный договор. Ведь брачный договор без регистрации брака невозможен <6>. Получается, что при регистрации официального брака у супругов есть возможность защитить свои имущественные права, а при фактических брачных отношениях это сделать невозможно, что ставит сожителей в заведомо неравное правовое положение по сравнению с супругами.

--------------------------------

<6> Альбиков И.Р. Особенности правовой природы и содержания брачного договора // Юрист. 2010. N 8. С. 44.

Немало вопросов вызывает сама процедура установления фактических брачных отношений. Например, какой орган власти будет специализироваться на установлении фактических брачных отношений? Должен ли быть добровольный порядок установления или только принудительный? По заявлению каких заинтересованных лиц допустимо установление фактических брачных отношений? Ведь помимо сожителей это могут быть и их совместные дети? Наконец, какие доказательства фактических брачных отношений могут повлиять на их установление для приравнивания их к брачным?

Выявление фактических брачных отношений у сожителей представляется весьма проблематичным на практике в силу ряда причин:

- стремление скрыть существующие отношения обоими сожителями;

- нежелание трактовать сожителями их отношения именно как брачные;

- наличие у сожителей или сожителя одновременно нескольких фактических брачных отношений без определения приоритетных отношений, которые стоило бы выделить и приравнять к брачным;

- невозможность обнаружить брачный договор между сожителями, заключение которого просто невозможно вне брака, который косвенно мог бы "выдать" наличие фактических брачных отношений;

- практически отсутствующая доказательная база о факте брачных отношений. Зачастую доказательствами могут послужить лишь собственные показания сожителей либо показания их родственников, которые являются заинтересованными лицами.

Представляется, что установление фактических брачных отношений будет во всех случаях делом спорным и требующим привлечения внимания судей, которые, заметим, и без того загружены. Ведь если гражданам надо быть в юридически зарегистрированном браке со всеми юридическими последствиями, то они узнают о месте нахождения органов записи актов гражданского состояния и регистрируют брак. Если граждане не желают иметь юридические последствия зарегистрированного брака, то они живут фактически, добровольно и согласованно, не желая для себя последствий зарегистрированного брака, в том числе и последствий в виде раздела имущества, появившегося у сожителей по отдельности во время совместного проживания. Заинтересованными в разделе имущества заработанного сожителями как главного последствия фактических брачных отношений могут оказаться, к сожалению, личности, возможно изначально настроенные с момента возникновения сожительства на раздел чужого имущества.

Отдельного внимания заслуживает вопрос определения момента возникновения у сожителей фактических брачных отношений. Ведь предложение о 5-летнем сроке совместного проживания и 2-летнем сроке проживания, если есть совместный ребенок, непременно требует законодательного определения момента отсчета предлагаемых сроков. С какого действия или поступка должен "запускаться таймер" совместно проживающей супружеской пары, которая не регистрирует брак в установленном законом порядке и поэтому живет "скрыто" от государства именно как супруг и супруга в юридическом смысле этого слова? А может ли срок прерываться, когда сожители, например, поругались и временно не живут совместно? Ведь сколько реальных ситуаций, когда даже при появлении ребенка брачных отношений так и не возникает, если, например, мужчина изначально не воспринимал сложившиеся отношения именно как брачные.

Установление фактических брачных отношений, судя по характеру осуществляемой государством деятельности в лице компетентных органов власти, должно относиться к государственной услуге.

Понимание смысла термина "государственная услуга" из Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" сводится к тому, что это деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги <7>.

--------------------------------

<7> Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ // СЗ РФ. 2010. N 31. Ст. 4179.

Таким образом, установление фактических брачных отношений по аналогии с государственной услугой по регистрации брака органами записи актов гражданского состояния должно происходить специальными субъектами (услугодателями) в пределах их полномочий исключительно по запросу заявителей. То есть в законе необходимо будет прописать, что органы записи актов гражданского состояния производят установление фактических брачных отношений в целях их отождествления с браком по запросу заявителей.

Логично возникают вопросы: можно ли при процедуре установления фактических брачных отношений обойтись запросом одного из сожителей? Как быть с доброй волей второго сожителя? Если второй сожитель не против признания фактических брачных отношений, зачем прибегать к услуге установления фактических брачных отношений, когда можно элементарно зарегистрировать законный брак? Если же воля второго сожителя отсутствует, как можно оказывать услугу по установлению фактических брачных отношений, касающуюся обеих сторон? Если волю одного из сожителей игнорировать и услугу оказывать, то будет ли она законной? И даже если суд установит фактические брачные отношения и у заявителя будет решение суда на руках, с помощью которого будет подавлена воля второго сожителя, будет ли действие органа записи актов гражданского состояния восприниматься как предоставление государственной услуги?

Полагаем, что при ответе на данные вопросы складывается впечатление, что установление фактических брачных отношений не подпадет под определение "государственная услуга". В лучшем случае данное действие подпадает под термин "навязанная государственная услуга".

Осуществляя приравнивание сожительства к официальному браку, законодатель нарушит действующие на сегодняшний день принципы права и важнейшие права личности, регламентируемые нормами как семейного, так и конституционного права. В частности, нарушится важнейший принцип семейного права, закрепленный в п. 3 ст. 1 Семейного кодекса РФ, о том, что "регулирование семейных отношений осуществляется в соответствии с принципами добровольности брачного союза мужчины и женщины" <8>. Более того, придется изменить норму п. 2 ст. 1 Семейного кодекса РФ о признании браком союза мужчины и женщины, которые зарегистрированы в органах записи актов гражданского состояния. Заметим, что последняя норма ключевая в понимании брака и под нее подстраиваются все остальные нормы Семейного кодекса РФ. Соответственно, семейное законодательство придется серьезно изменить, что, очевидно, с первой попытки произвести качественно не удастся и будет долгая и кропотливая работа над вполне действующим Семейным кодексом РФ, которая, очевидно, себя не оправдает.

--------------------------------

<8> Семейный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

В конституционном праве также предложение о приравнивании сожительства к официальному браку приведет к нарушениям прав и свобод человека и гражданина. В частности, ст. 23 Конституции РФ гласит, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. А ст. 24 Конституции РФ фиксирует, что сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются <9>.

--------------------------------

<9> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // СЗ РФ. 2014. N 31. Ст. 4398.

Если даже представить, что сожительство человека с другим человеком не следует относить к частной жизни лица, то возникает вопрос: что тогда считать частной жизнью, если не встречи людей и так называемые гостевые браки?

Более того, заметим, что инициатива о признании фактических брачных отношений, подразумевающая отождествление их с зарегистрированным браком, якобы спровоцирована низкой статистикой официальных браков в 2016 г. и поэтому по идее должна быть направлена на увеличение статистики зарегистрированных браков. А не будет ли обратного эффекта в виде отказа от официального брака, если фактические брачные отношения - это уже брак. И получится, что уже забываемые традиции официальных брачных отношений будут безвозвратно потеряны в связи с приравниванием на законодательном уровне фактических брачных отношений к официальному браку.

Представляется, что предложение о приравнивании сожительства к официальному браку так и останется лишь предложением и не обретет воплощение в нормах семейного законодательства. П.В. Крашенинников верно заметил, что "такого рода меры едва ли приведут к укреплению и стабильности института семьи, а при наличии фактической связи одновременно с брачными отношениями, зарегистрированными в органах загса, могут создать конкуренцию в наследственных, жилищных, земельных и других отношениях" <10>.

--------------------------------

<10> Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 4.

В целях увеличения процента официальных браков как добровольного союза мужчины и женщины по отношению к фактическим брачным отношениям в современном государстве не следует прибегать к принудительному установлению фактических брачных отношений. Государство может, например, пропагандировать ценность брака через средства массовой информации; поощрять людей, проживающих в браке, например, льготными кредитами; выплачивать единовременное пособие лицам, заключающим брак; организовать ускоренное изменение фамилии супруга во всех требующих того документах гражданина через МФЦ путем их единовременной подачи; предоставлять дополнительные дни отпуска работникам, находящимся в браке, внеся соответствующие изменения в трудовое законодательство, и прочие меры, которые представляются несущественными на первый взгляд, но при их массовом применении окажутся действенными, и государству постепенно удастся восстановить ценность официального брака, сделать его привлекательной формой совместного проживания.

Возможна и кардинальная законодательная мера в отношении правового регулирования статуса совместной собственности супругов. Ни для кого не секрет, что зачастую режим "совместной собственности" супругов останавливает сожителей вступить в официальный брак, а составление брачного договора - процедура сложная и непонятная, да и подрывает доверие между будущими супругами для большей части населения. Зачастую сожители думают, что "проще брак не заключать", для того чтобы избежать именно имущественных последствий. Может, государству следует упростить подход к имущественным вопросам в брачных отношениях, раз обществу "совместная собственность" не по душе, что подтверждается статистикой официальных браков. Полагаем, что в момент заключения официального брака нужно автоматически выявлять, какие супруги будут иметь совместное имущество, а какие раздельное имущество. Например, установив правило, что супруги, планирующие иметь общую фамилию, будут иметь и совместное имущество, а супруги, которые не меняют фамилию при регистрации брака, будут иметь раздельное имущество, по фамилии на кого из супругов оно приобретено, а если необходимо, будут применять режим долевой собственности, находясь в официальном браке и без брачного договора. Если при вступлении в брак у супругов одинаковые фамилии, то в свидетельстве о браке будет пометка, что оставлена девичья фамилия. Предлагаемые законодательные изменения избавят от необходимости заключать, изменять и прекращать брачные договоры, требующие соблюдения процедуры их применения; исключат или минимизируют спорные моменты по разделу имущества между супругами; повысят привлекательность официального брака как формы совместного проживания мужчины и женщины, особенно для той части населения, которая находится в фактических брачных отношениях.

Регистрация брачных отношений всегда была и будет процедура добровольная, волевая, возможная по совместному заявлению мужчины и женщины, в результате чего входящая в перечень государственных услуг. Установление же фактических брачных отношений прежде всего терминологически затруднительно отнести к государственным услугам, что, на наш взгляд, является серьезнейшим препятствием для легализации фактических брачных отношений.

Литература

1. Альбиков И.Р. Особенности правовой природы и содержания брачного договора / И.Р. Альбиков // Юрист. 2010. N 8. С. 44 - 47.

2. Давыдова А.А. Семейный кодекс не для гражданского брака / А.А. Давыдова // ЭЖ-Юрист. 2017. N 39. С. 8.

3. Звенигородская Н.Ф. Договорное семейное правоотношение: единство и дифференциация / Н.Ф. Звенигородская // Юрист. 2014. N 1. С. 22 - 27.

4. Крашенинников П.В. Нужен ли России новый Семейный кодекс? / П.В. Крашенинников // Семейное и жилищное право. 2017. N 1. С. 3 - 7.

5. Паничкин В.Б. Предпосылки и способы институционализации сожительства в брак в российском праве / В.Б. Паничкин, Е.В. Паничкина // Семейное и жилищное право. 2017. N 4. С. 15 - 18.

Автор: Н.В. Киселева

0

Оставить комментарий