С февраля 2008 года вступил в силу Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ). До этого момента жалобы на действия (бездействие) должностных лиц службы судебных приставов, поданные в порядке подчиненности, рассматривались в соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - Закон N 59-ФЗ).
Основное изменение, которое внес новый Закон в порядок рассмотрения жалоб на действия должностных лиц службы судебных приставов, заключается в том, что теперь по результатам рассмотрения жалоб главный судебный пристав или старший судебный пристав будет выносить постановления. Это меняет не только порядок рассмотрения жалоб, но и подход, отношение должностных лиц службы судебных приставов к их рассмотрению. Вынося постановление, которое может быть оспорено в суде или обжаловано вышестоящему должностному лицу, главный судебный пристав или старший судебный пристав выносит самостоятельный процессуальный документ и тем самым может непосредственно влиять на результат исполнительного производства. Это также повышает ответственность должностного лица, рассматривающего жалобу. Заявитель жалобы в ответ будет получать не просто письмо, которое часто никак не влияло на восстановление его прав, а постановление, т.е. нормативный правовой акт.
Например, заявитель жалуется на бездействие судебного пристава-исполнителя. В соответствии с новым порядком рассмотрения жалоб должностное лицо службы судебных приставов, признав жалобу обоснованной, должно будет указать в своем постановлении по результатам ее рассмотрения меры, которые необходимо принять для восстановления прав заявителя. При этом согласно ч. 4 ст. 127 Закона N 229-ФЗ это постановление должно быть исполнено в 10-дневный срок, если в нем не указан иной срок. Кроме того, по результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов может принять меры по привлечению должностного лица, действия которого обжалуются, к дисциплинарной ответственности.
В связи с тем что ныне действующий Федеральный закон от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 119-ФЗ) не предусматривает возможности вынесения главным судебным приставом или старшим судебным приставом постановлений в рамках исполнительного производства, не исключены ситуации, когда судебный пристав-исполнитель, считая себя самостоятельным процессуальным лицом, может поступить наперекор вышестоящим должностным лицам, что, безусловно, может привести к негативным последствиям. Теперь такие ситуации будут исключены. Форма постановления, выносимая должностным лицом службы судебных приставов по результатам рассмотрения жалобы, определена в ч. 1 ст. 127 Закона N 229-ФЗ.
В постановлении должны быть указаны:
- должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;
- фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу; место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
- краткое изложение жалобы по существу;
- обоснование принятого решения;
- принятое по жалобе решение;
- сведения о порядке обжалования принятого решения.
Жалоба может быть признана должностным лицом необоснованной, обоснованной полностью или частично. В случае признания жалобы необоснованной должностное лицо отказывает в ее удовлетворении.
Если жалоба признана обоснованной полностью или частично, должностное лицо принимает одно из следующих решений:
- отменить полностью или частично вынесенное постановление;
- отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- отменить принятое постановление и принять новое решение;
- признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.
При поступлении жалобы главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации и их заместители могут в соответствии с ч. 3 ст. 40 Закона N 229-ФЗ приостановить исполнительное производство. Такое право ранее им не предоставлялось.
Форма жалобы и объект обжалования. В соответствии со ст. 124 Закона N 229-ФЗ обязательными реквизитами жалобы на действия должностного лица службы судебных приставов являются:
- должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;
- фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу; место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;
- основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
- требования лица, подавшего жалобу.
Жалоба подается в письменном виде, подписывается заявителем жалобы или его представителем (с приложением документа, подтверждающего его полномочия). Объектом обжалования являются постановления, действия (бездействие), отказ в совершении действий должностных лиц службы судебных приставов, за исключением постановлений о взыскании исполнительского сбора или штрафа (они могут быть оспорены в суде), а также постановления об удовлетворении отвода. Постановление об отказе в удовлетворении отвода может быть обжаловано только лицом, заявляющим отвод. Порядок подчиненности при рассмотрении жалоб. Зачастую, не обращаясь с жалобой даже к старшему судебному приставу, граждане и юридические лица направляют жалобу на действия судебного пристава-исполнителя напрямую к главному судебному приставу Российской Федерации, который рассматривает ее и дает ответ.
Новый Закон устанавливает строгий порядок подчиненности при рассмотрении жалоб:
- действия (бездействие), постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, могут быть обжалованы старшему судебному приставу;
- постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также их действия (бездействие) могут быть обжалованы главному судебному приставу субъекта Российской Федерации;
- постановления заместителя главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, его заместителя, а также их действия (бездействие) обжалуются главному судебному приставу Российской Федерации.
Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава Российской Федерации в соответствии со ст. 121 Закона N 229-ФЗ могут быть оспорены в суде. При этом подать жалобу можно будет любому должностному лицу службы судебных приставов (даже через судебного пристава-исполнителя), которое обязано в течение 3 дней направить ее полномочному должностному лицу. Сроки рассмотрения жалоб. В соответствии со ст. 122 Закона N 229-ФЗ жалоба на действия должностных лиц службы судебных приставов может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действий (вынесения постановления), установления факта бездействия или отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершения действий (бездействия).
В Законе N 59-ФЗ срок, в течение которого может быть подана жалоба на действия должностного лица службы судебных приставов, не установлен. Это приводило к тому, что по одному и тому же производству переписка затягивалась на годы и вырастала в тома. Иногда дать ответ на жалобу было затруднительно в связи с тем, что исполнительное производство по ней уже было уничтожено. В соответствии со ст. 17 Закона N 229-ФЗ пропуск срока обжалования влечет возврат жалобы лицу, ее подавшему, без рассмотрения по существу. Такая жалоба считается неподанной.
Однако пропущенный срок может быть восстановлен, если к жалобе приложено мотивированное ходатайство. Если причины пропуска срока признаются уважительными, а срок подачи ходатайства о восстановлении срока разумным, то срок подачи жалобы восстанавливается. Вынесения специального постановления в этом случае не требуется. Жалоба принимается к рассмотрению, что и означает восстановление срока. Если в восстановлении срока отказывается, должностное лицо службы судебных приставов принимает соответствующее постановление, которое может быть обжаловано.
Согласно ст. 126 Закона N 229-ФЗ срок рассмотрения жалобы будет составлять 10 дней с момента ее поступления, т.е. он существенно изменится. В соответствии с Законом N 59-ФЗ жалоба рассматривается в течение 30 дней и срок рассмотрения может быть продлен еще на 30 дней. Учитывая, что законодательством установлен 2-месячный срок исполнения судебным приставом-исполнителем требований исполнительного документа, указанные сроки слишком продолжительны для исполнительного производства.
Законом N 229-ФЗ предусмотрено только два случая, когда срок рассмотрения жалобы может быть приостановлен:
- в случае принятия судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов;
- в случае запроса документов, которые необходимы для рассмотрения жалобы (на срок не более 10 дней).
Отказ в рассмотрении жалобы. Согласно ст. 125 Закона N 229-ФЗ отказ в рассмотрении жалобы выносится, если:
- обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;
- не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;
- не соблюдены требования по оформлению жалобы;
- по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;
- предмет указанной жалобы - решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.
Об отказе в рассмотрении жалобы должностное лицо службы судебных приставов в течение 3 дней со дня ее поступления выносит постановление, которое может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде. Обращение гражданина также может не рассматриваться согласно ст. 11 Закона N 59-ФЗ в случаях отсутствия в нем фамилии заявителя и его адреса; если оно содержит нецензурные выражения или угрозы; если его текст не поддается прочтению или гражданину уже неоднократно давали ответ по вопросу, с которым он обращается.
Автор: Ермолинская Т. В.