Мировой финансовый кризис, экономическая нестабильность, значительные масштабы теневой экономики, несовершенство законодательства в сфере жилищно-коммунального комплекса являются основными причинами, криминализирующими указанную сферу, и требуют разработки специальных методик по расследованию совершаемых в ней преступлений, в том числе экономической направленности.
Отметим, что традиционно выделяются три системы городского хозяйства: жилищно-коммунальный комплекс, социальный (бюджетный) сектор и сектор благоустройства <1>. Главная сфера деятельности жилищно-коммунального комплекса - предоставление жилищно-коммунальных услуг населению, включающее техническое и санитарное обслуживание зданий, проведение необходимых ремонтных и профилактических работ, а также поставка в здания необходимых ресурсов (воды, газа, электрической и тепловой энергии) для создания комфортных условий для проживания и работы.
--------------------------------
<1> См.: Фролов А.С. Организационно-экономические механизмы государственного управления реализацией реформы жилищно-коммунального хозяйства России: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2006; Руткаускас Т.К. Формирование и развитие рыночных отношений в жилищно-коммунальном хозяйстве: теория, методология и практика: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. Екатеринбург, 2006; Круглик С.И. Методологические основы управления жилищной сферой городов России: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. СПб., 2008.
Дублирование и монополизация управленческих функций приводят к повсеместным злоупотреблениям. Их причина видится в несовершенстве действующего законодательства и в использовании нормативных пробелов заинтересованными субъектами в личных криминальных целях.
Для жилищно-коммунального комплекса характерно совершение присвоения или растраты денежных средств управляющих компаний, товариществ собственников жилья, подрядчиков по линии жилищно-коммунального комплекса. Нередки в исследуемой сфере уклонение от уплаты налогов с организаций, лжепредпринимательство, а также нецелевое использование бюджетных средств, которые выделены на развитие сферы жилищно-коммунального комплекса.
Экономико-криминальная практика в сфере жилищно-коммунального комплекса выявляет всевозможные правонарушения, в частности злоупотребления полномочиями со стороны руководителей государственных предприятий и учреждений при сдаче в аренду федерального недвижимого имущества. Повсеместны взятки и коммерческий подкуп руководителей государственных, муниципальных и иных структур в процессе распределения объектов и территорий обслуживания. В качестве взяткодателей выступают представители управляющих организаций, которые действуют в процессе подготовки и проведения конкурсов, аукционов на право выполнения ремонтных работ на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры.
В сфере жилищно-коммунального комплекса распространены факты банкротства управляющих организаций, которые являются средством ухода от налоговой ответственности и невыполнения взятых финансовых обязательств.
Анализ практики расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса показывает значительные трудности, с которыми сталкиваются практические работники. Для этих преступлений характерна высокая степень латентности. На сегодняшний день при наличии высокой потребности правоохранительных органов отсутствует методика расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса.
Налицо проблемная ситуация: с одной стороны, криминальное обогащение за счет преступного манипулирования собственностью и денежными средствами в сфере жилищно-коммунального комплекса получило значительное распространение в России, с другой - не накоплен большой опыт расследования данных преступлений. Следствием этого является отсутствие апробированных методик расследования преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса России.
Первостепенной в данном случае является роль способа совершения преступления <2>. В настоящее время способы преступных деяний в сфере жилищно-коммунального комплекса разнообразны и могут быть следующими:
--------------------------------
<2> О роли способа преступления при расследовании и раскрытии преступлений подробнее см., например: Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступления. М., 2002. С. 124 - 125; Хлюмцев М.Н. Криминалистическая информация и моделирование при расследовании преступлений. Саратов, 1982. С. 41; Белкин Р.С., Лузгин И.М. Курс советской криминалистики. М., 1978. С. 70; Пудовиков А.С. Криминалистическое значение информации о способе совершения преступления и ее практическое использование правоохранительными органами // Вестник ДВЮИ МВД РФ. 2004. N 1(6). С. 108 - 110.
- заключение фиктивных договоров на выполнение работ или оказание услуг с последующим изъятием денежных средств, перечисленных в оплату за невыполненные работы, неоказанные услуги <3>;
--------------------------------
<3> См., например: Гарантия на обман - 2 // Щит и меч. 2009. 24 сен. N 36(1196).
- неполное оприходование поступающих материальных ценностей;
- оформление бестоварных накладных, счетов-фактур, товарных чеков;
- получение наличных денег без оформления кассового чека или путем искажения данных контрольной кассовой ленты;
- изъятие денег из кассы под предлогом возврата товара покупателем;
- оформление подложных документов, служащих основанием для получения или выдачи наличных денег;
- фальсификация результатов инвентаризации;
- присвоение денежных средств (заработной платы) путем фальсификации записей в платежных ведомостях;
- внесение подложных записей в иные первичные учетные документы и другие действия, направленные на создание резерва для хищения, изъятие ценностей и сокрытие недостачи;
- фальсификация количественных и качественных показателей при приемке товарно-материальных ценностей;
- необоснованное списание материальных ценностей на выполнение строительных, ремонтных или иных хозяйственных работ;
- внесение подложных записей в регистры бухгалтерского учета и счета бухгалтерского баланса.
Кроме указанного выделим и появляющиеся "новые способы" мирового финансового кризиса, выявление и доказывание преступности которых вызывает проблемы у сотрудников правоохранительных органов:
- уклонение от уплаты НДС при помощи создания цепочек фирм-подрядчиков (например, по ремонту многоквартирных домов: фирма A дает заем фирме B, фирма B ту же сумму фирме C, а C эту же сумму фирме D, в результате A прощает D долг взамен имущества D; A направляет заявку на возмещение НДС в районную ИФНС России); интересен и тот факт, что B, C и D могут и не существовать реально <4>;
--------------------------------
<4> См.: Похоже на правду // РБК. 2009. Октябрь. С. 46 - 50.
- уклонение от уплаты налога на имущество, с запросами о вычетах НДС (например фирма A, имея в собственности здания, получает кредит от фирмы взамен лизинга на эти здания);
- уклонение от уплаты налогов путем создания цепочек (суб)подрядных организаций (например, фирма A передает фирме B имущество, фирма B это же имущество плюс процент передает фирме C, фирма C то же имущество плюс свой процент фирме D и т.д.; интересно, что после сделки A, B и C ликвидируются или проводят перерегистрацию, например, фирма A ликвидирована, а в состав фирмы D входят сотрудники и руководство фирмы A);
- организация создает определенный фонд (например, управляющая компания или ТСЖ), куда постоянно перечисляет процент от выручки/дохода, в последующем "премируя" сотрудников средствами из указанного некоммерческого фонда; в данном случае, так как данная "материальная помощь" не связана с трудовыми договорными отношениями, налог с нее не уплачивается;
- значительное занижение реальной стоимости при продаже имущества (данное объясняется руководством как финансовые затруднения организации в условиях кризиса); указанное повсеместно для процедур банкротств ТСЖ и управляющих организаций сферы жилищно-коммунального комплекса;
- выплаты дивидендов организацией до конца финансового года в 2008 г. и 2009 г. в декабре, причем в большинстве случаев в состав акционеров входят лица и фирмы, зарегистрированные в юрисдикциях с комфортным налогообложением; в свою очередь, "полученные дивиденды" они направляют на внутренние займы организации;
- легализация денежных сумм, полученных незаконным путем, через повсеместные терминалы оплаты коммунальных услуг, мобильной связи и Интернета, посредством систем "Вебмани", "Яндекс-Деньги" и др. ("благо", что для ввода сумм через такие платежные системы не требуются документы, а впоследствии перевод в электронных счетах этих сумм отследить бывает затруднительно).
Следует отметить и перечень субъектов, должностных лиц и управленцев негосударственных предприятий, которые, действуя с корыстной и иной личной заинтересованностью, совершают преступления в сфере жилищно-коммунального комплекса. Выделяются следующие категории субъектов:
- руководители муниципальных образований и их заместители;
- руководители департаментов и управлений жилищно-коммунального хозяйства, земельных ресурсов, капитального строительства при администрациях муниципальных образований, а также ответственные служащие и работники бухгалтерий указанных структур;
- руководящие работники и работники бухгалтерий муниципальных унитарных предприятий сферы жилищно-коммунального комплекса, в том числе предприятий, функционирующих как единый центр платежей и регистрации муниципальных образований;
- руководители, работники бухгалтерии и менеджеры управляющих организаций, в непосредственном ведении которых находится жилой фонд и связанная с ним инфраструктура;
- председатели и бухгалтеры товариществ собственников жилья и жилищных кооперативов;
- руководящие работники других ведомств, злоупотребляющие своими полномочиями, в рамках расходования средств Федеральной целевой программы "Жилище";
- руководство, бухгалтерские работники и менеджеры подрядных организаций, осуществляющих ремонтные работы на объектах жилищно-коммунальной инфраструктуры.
Немаловажными, на наш взгляд, являются и признаки преступной деятельности в сфере жилищно-коммунального комплекса, подлежащие обнаружению в процессе оперативно-розыскного документирования и в ходе расследования по уголовным делам. К таковым относим:
- расхождения в документах кадрового подразделения и бухгалтерии, управляющей организации или ее подрядчиков;
- установленные факты уборки придворовой территории, подъездов и выполнения иных работ "гастарбайтерами" и отсутствие об этом сведений в документах управляющих организаций;
- зафиксированные случаи оформления работников ТСЖ, УО, их подрядчиков по потерянным или похищенным паспортам;
- факты жалоб на взимание оплаты по тарифам регулярно без реального оказания услуг;
- значительное превышение тарифов отдельных товариществ собственников жилья и управляющих организаций по сравнению с другими участниками рынка жилищно-коммунального комплекса;
- установленные факты проведения работ субподрядчиками либо фирмами, не имеющими лицензий на определенный вид работ;
- расхождение документальных данных и реальных объемов выполненных работ на объектах исследуемой сферы.
Таким образом, указанные нами способы и субъекты преступной активности как обязательные элементы криминалистической характеристики <5> в сфере жилищно-коммунального комплекса весьма актуальны для сотрудников правоохранительных органов, выявляющих и расследующих преступные деяния в этой сфере, могут являться ориентирующей информацией для оперативных сотрудников, обслуживающих жилищно-коммунальный комплекс.
--------------------------------
<5> См.: Голунский С.А., Шавер Б.М. Криминалистика. М., 1939. С. 11; Белкин Р.С. Курс криминалистики: Учеб. пособие для вузов. 3-е изд., дополненное. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2001. С. 731 - 739; Каминский М.К. Расследование хищений государственного и общественного имущества, совершенных путем присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением: Лекция. Горький: ГВШ МВД СССР, 1978; Лубин А.Ф. Механизм преступной деятельности. Методология криминалистического исследования. Н. Новгород: НЮИ МВД России, 1997; Образцов В.А. Криминалистическая характеристика преступлений: дискуссионные вопросы и пути их решения // Криминалистическая характеристика преступлений: Сб. научных трудов. М.: ВНИИ прокуратуры, 1984. С. 7 - 15; Образцов В.А. Учение о криминалистической характеристике преступлений // Криминалистика: Учебник / Под ред. В.А. Образцова. М.: Юрист, 1995. С. 38 - 50; Гавло В.К. О понятии криминалистического механизма преступления и его значении в расследовании криминальных событий // Алгоритмы и организация решений следственных задач. Иркутск: Изд-во Иркутск. ун-та, 1982. С. 4 - 12.
Отметим также, что для наиболее эффективного и результативного процесса расследования и раскрытия преступлений в сфере жилищно-коммунального комплекса целесообразно проводить следующие мероприятия:
- осмотр объектов, на которых подрядчиком производились работы;
- опросы и допросы лиц, связанных с выполнением работ, их сдачей и приемкой со стороны подрядчика и управляющей организации;
- наведение справок о характере и реальном объеме работ, а также получение копий документов у подрядчика, управляющей организации;
- осмотр документов с использованием помощи специалистов и анализ признаков выявленной экономико-криминальной схемы;
- отслеживание IP-адресов сотрудников организаций для установления связей между учредителями;
- тщательные проверки "убыточных" налоговых деклараций организаций сферы жилищно-коммунального комплекса, в частности, по ее банковским выпискам и выпискам контрагентов.
Автор: Д. Н. Маринкин