До сих пор нет однозначного ответа на, казалось бы, простой вопрос: какие следует совершить действия и какие документы запросить у нового контрагента для того, чтобы проверить его добросовестность и избежать претензий со стороны налоговой инспекции? В данной статье мы попробуем обобщить практические наработки и ответить на вопрос в виде последовательного и пошагового руководства.
Что и зачем запрашиваем
Для начала запрашиваем у контрагента следующие документы:
- устав;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- для ООО - решение участников о назначении (избрании) единоличного исполнительного органа (ЕИО), то есть руководителя общества (директора, генерального директора и т.д.); для ОАО/ЗАО - копию протокола общего собрания акционеров общества;
- приказ о вступлении в должность (назначении) ЕИО;
- штатное расписание;
- рекомендательные письма;
- обобщенный опыт проектов контрагента;
- паспорт ЕИО;
- выписку о движении денег по расчетному счету контрагента за последние полгода;
- лицензию (лицензии), если такая должна быть у контрагента в соответствии с перечнем лицензируемых видов деятельности, установленным Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Понятно, что все документы должны быть представлены в виде копий, заверенных подписью ЕИО с расшифровкой и круглой печатью контрагента.
Документы, перечисленные в п. п. 1 - 4, позволяют определить реальность юрлица, существует ли такая организация в природе, в п. 5 - сделать предварительный вывод, существует ли у контрагента физическая возможность исполнить договор. К примеру, вы собираетесь заключить договор на разработку программы для компьютера, а в штате разработчика нет ни одного специалиста по разработке компьютерных программ.
Что касается рекомендательных писем (п. 6), то эта традиция у нас только зарождается. Но при их наличии контрагент не откажет вам представить письменные рекомендации от других клиентов. Обязательно сохраните эти письма в папке с материалами по сделке. В случае претензий налоговой эти письма скажут о вашей добросовестности, разумности и осмотрительности.
Пункт 7 - это аналитическая записка за подписью ЕИО контрагента о положительном опыте исполнения схожих проектов (договоров) для иных лиц. Вариант - записка за подписью исполнителя контрагента, но утвержденная ЕИО. Дополнительный плюс записки: по ее характеру и стилю можно судить об опытности и о профессионализме контрагента, и если появятся сомнения - отказаться от возможной сделки.
Зачем нужна выписка по счету (п. 9)? Устанавливая отсутствие реальных сделок между предпринимателями, судебная практика и ФНС сформировали еще и такой критерий: "...платежи, характерные для осуществления реальной финансово-хозяйственной деятельности юридического лица (выплата заработной платы, коммунальные платежи, арендная плата), по расчетному счету отсутствуют, тогда как поступающие на счет денежные средства перечислялись организациям, имеющим признаки организаций-однодневок, которые, в свою очередь, обналичивались" (Постановления ФАС МО от 19.04.2011 N КА-А40/2826-11, ФАС ДО от 26.09.2012 N Ф03-3220/2012 по делу N А73-14664/2011 и др.).
Выписка сразу даст вам ответ на вопрос: фирма создана под вашу сделку (фирма-однодневка) или действительно работает и является нормальным участником делового оборота. Выписку обязательно сохраните.
Исследуем сайты ФНС и ССП
Пока контрагент собирает документы, у вас есть возможность проверить его по официальному сайту налоговой www.nalog.ru, сервис "Проверь себя и контрагента". Введя ИНН контрагента, вы можете получить следующую информацию:
- сведения о юрлицах и об ИП, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации, в том числе для госрегистрации изменений, вносимых в учредительные документы юрлица, и внесения изменений в сведения о юрлице, содержащиеся в ЕГРЮЛ;
- сообщения юрлиц, опубликованные в журнале "Вестник государственной регистрации", о принятии решений о ликвидации, о реорганизации, об уменьшении уставного капитала, о приобретении ООО 20% уставного капитала другого общества, а также иные сообщения юрлиц, которые они обязаны публиковать в соответствии с законодательством РФ;
- сведения, опубликованные в том же журнале о принятых регистрирующими органами решениях о предстоящем исключении недействующих юрлиц из ЕГРЮЛ;
- сведения о юрлицах, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица;
- адреса, указанные при госрегистрации в качестве места нахождения несколькими юрлицами;
- сведения о лицах, отказавшихся в суде от участия (руководства) в организации или в отношении которых данный факт установлен (подтвержден) в судебном порядке;
- сведения о юрлицах, связь с которыми по указанному ими адресу (месту нахождения), внесенному в ЕГРЮЛ, отсутствует.
Как оформить результаты проверки? В виде докладной записки на ваше имя от вашего сотрудника службы безопасности, если такого нет, то сисадмина или иного сотрудника. В ней нужно перечислить по пунктам полученные с сайта ФНС сведения. Каждый вывод следует подкреплять распечаткой.
Проверьте контрагента еще и по ВАЛААМУ: //www.valaam-info.ru, а также по "Вестнику государственной регистрации": //www.vestnik-gosreg.ru.
Кстати, информация из ЕГРЮЛ - открытая и общедоступная, к налоговой тайне не относится, о чем говорит ФНС России в письме от 05.03.2002 N ШС-6-14/252.
На сайте ССП - службы судебных приставов (//www.fssprus.ru/iss/ip) можно узнать, есть ли в отношении контрагента исполнительное производство. Итоги отразите в виде отдельной докладной записки.
Изучаем на предмет реорганизации и ЕИО
Чтобы узнать, не готовится ли альтернативная ликвидация контрагента, то есть реорганизация в виде присоединения к другой организации из другой области, опять смотрите ЕГРЮЛ (сайт налоговой) или ищите контрагента на //www.valaam-info.ru. Альтернативная ссылка - //www.kartoteka.ru (платная).
В форме, которая появится по итогам запроса, особое внимание обратите на графу "Регистрационные изменения, вносимые в учредительные документы (13 - 14 форма)". Если лицо не собирается реорганизовываться, то ответ будет таким: сведения о подаче документов на регистрацию изменений наименования, адреса места нахождения, уставного капитала, лица, действующего без доверенности, участников по формам Р14001, Р13001 для данного юридического лица за последний год отсутствуют. Или иное аналогичное сообщение. А вот получить информацию об ЕИО контрагента - номинальный он или настоящий - сложнее, но возможно. Прежде всего зайдите на //services.fms.gov.ru - сайт ФМС России. Если фирма контрагента открыта по утраченному паспорту, вы это увидите.
Идеальный вариант - провести переговоры вживую на уровне "руководитель - руководитель" под старый добрый бумажный протокол, который будет вести секретарь. Вы поговорите ни о чем, договоритесь, например, о том, что заключите договор, а условия согласуете после в переписке. Это будет отражено в протоколе, который подпишут оба руководителя и секретарь.
Зачем нужны такие переговоры? У вас на руках будут:
- доказательство (протокол), что ЕИО контрагента - живое, реально существующее лицо;
- образец подписи контрагента на протоколе, который потом можно будет сравнить с подписью в паспорте и на договоре;
- еще одно доказательство вашей добросовестности, разумности и осмотрительности.
А вдруг банкрот или должник?
Ответ на вопрос, не является ли контрагент банкротом, нужно искать в нескольких источниках, таких как:
- "Вестник государственной регистрации" (ссылка выше);
- "Коммерсант": //www.kommersant.ru/bankruptcy;
- сеть ВАС РФ: //kad.arbitr.ru. Заходите, вводите название или ИНН контрагента и смотрите, подано ли в отношении контрагента заявление о признании контрагента банкротом.
При этом учтите, что в России существует множество юрлиц с одинаковыми названиями. Убедитесь, что найденное вами юрлицо - это именно контрагент, а не другая организация с таким же названием.
Так, если вы зайдете на //kad.arbitr.ru и введете название, к примеру ООО "Строитель", то увидите четыре фирмы с названием "Строитель" в четырех разных судах - Арбитражном суде г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Арбитражном суде Республики Калмыкия, Арбитражном суде Удмуртской Республики и Федеральном арбитражном суде Северо-Западного округа. Чтобы узнать, какой из четырех ваш, нужно смотреть решения, сопоставлять и думать. К сожалению, в судебных решениях редко пишут ИНН. Поэтому проверяйте по косвенным признакам: Ф.И.О. директора/представителя, адрес и т.д.
Итоги оформите в виде очередной докладной записки.
Также на сайте ВАС РФ можно узнать, в каких судебных делах участвует ваш потенциальный контрагент и в каком качестве - истца или ответчика. Если вы видите, что на вашу вторую сторону подано исков на пару миллиардов, то стоит ли иметь дело с таким контрагентом?
Итоги - все также в виде докладной записки.
Чтобы узнать, есть ли контрагент в списке должников УФНС, зайдите на сайт Службы. Управление по налогам и сборам каждого региона на своем сайте выкладывает список лиц, у которых есть долги по налогам. Общих критериев, по которым формируется список, нет. Поэтому по одним регионам в список попадают должники с долгом уже от 500 тыс. руб., по другим - от 1 млн. руб.
Прямая ссылка на сайт УФНС Ростовской области - //www.r61.nalog.ru/pv/ned61. Там есть отдельный раздел, который так и называется: "Сведения об организациях и индивидуальных предпринимателях, задолженность которых по налоговым платежам превышает 1 млн. рублей".
Если по каким-то причинам, как правило техническим, прямая ссылка не работает, зайдите на сайт налоговой //www.r61.nalog.ru. В верхнем правом углу странички - поиск по сайту. Наберите слово "задолженность", найдите ссылку на свежий список должников.
Не забывайте и про свободный поиск в Интернете. Просто введите название контрагента в поисковую строку на www.google.ru. Как показывает практика, если крупная организация идет ко дну, то в Сети эта информация есть.
Не ограничивайтесь только приведенными рекомендациями. В Сети есть много платных сайтов, которые тоже могут снабдить вас интересной информацией о контрагенте. Например, www.spark.interfax.ru.
Итог - как всегда в форме докладной.
У вас на руках проект договора
При изучении проекта договора обратите внимание на следующее:
- "экзотические" условия договора, то есть условия, необычные для гражданского оборота. Так, если в договоре поставки срок оплаты товара установлен через 5 лет после получения этого товара. Или если заключен договор возмездного оказания услуг с сомнительным предметом и большими суммами, например договор оказания юридических услуг на миллион без четкого указания видов услуг и расценок;
- размытость условий договора: классический пример - договор подряда без указания результата работ (что строим), места работ (где строим) при полном отсутствии технической и (или) проектной документации.
Поэтому советуем предельно четко и внятно описывать в ваших договорах, что и для кого вы делаете, когда и какая будет оплата. Например, если вы заключаете договор на оказание услуг по настройке компьютеров контрагента, нужно четко прописать:
- количество, марку, конфигурацию и прочие характеристики компьютеров, подлежащих настройке;
- порядок сдачи услуг (когда, как и кем считается, что услуга оказана надлежащим образом и компьютер работает);
- сроки оплаты;
- понятный механизм ценообразования.
Дополнительная страховка
На практике выработаны два механизма дополнительной страховки. Они применимы, как правило, при крупных сделках и больших суммах. А именно:
- дополнительная проверка контрагента специализированной организацией (сыскным агентством или иными подобными структурами), которая по договору с вами проверяет вашего потенциального контрагента и дает письменное заключение;
- заключение по РДЦ - разумно-деловой цели договора.
Родилось из судебной практики и позиции ВАС РФ, в частности: "Установление судом наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели) в действиях налогоплательщика осуществляется с учетом оценки обстоятельств, свидетельствующих о его намерениях получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности" (п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53).
Заключение по РДЦ - отдельный документ, который составляется лицом с экономическим или финансовым образованием. Самый близкий аналог РДЦ, пожалуй, бизнес-план, потому что суть заключения РДЦ - обосновать экономический эффект от договора для вашей организации. Прикрыть себя на будущее. Обосновать хотя бы на примитивном уровне, что договор заключен не в целях ухода от налогов, а для получения прибыли вашей организацией.
Например, заключение по РДЦ может быть в общих чертах таким: "Мы хотим покупать стулья оптом с завода по 5 руб. и потом продавать в розницу по 7 руб. Розничная цена подтверждена итогами проведенного исследования рынка, прилагаю. Отсюда экономический эффект - прибыль 2 руб. с каждого стула. В перспективе за год размер прибыли составит столько-то. Для достижения этой цели нужно заключить договор поставки с заводом на предмет поставки стульев по цене 5 руб. штука".
Хорошо, если в договоре с заводом, где-нибудь в заключительных положениях, будет ссылка на заключение по РДЦ, например такая: "Со стороны покупателя договор заключен на основании заключения по РДЦ от 13.07.2012 N 15. Данный документ не является частью договора, не создает прав и обязанностей для поставщика".
В заключение скажем, что на 100% исключить возможность претензий со стороны налоговой невозможно. Но снизить эту вероятность до состояния "крайний низкий риск" возможно, если вы будете руководствоваться существующими наработками из практики и проверять контрагента всеми доступными вам способами. И оговоримся: все изложенное применимо для отношений с контрагентами из РФ (резидентов РФ). Если ваш контрагент из иной страны - проверка тоже будет иной. Более того, будут иные риски, здесь не рассмотренные.
Автор: В. Оробинский