Отказ в регистрации гражданина по месту его жительства признан судом незаконным, как нарушающий права гражданина на выбор места жительства на территории Российской Федерации.
К Московским юристам обратился гражданин Левитин с просьбой помочь в решении нижеследующей проблемы.
В январе 2005 года гражданин Левитин оформил брак с гражданкой Боровой. После оформления брака гражданин Левитин, до этого зарегистрированный по месту жительства (прописанный) в г.Тверь подал документы в Паспортный стол на оформление его регистрации по месту жительства (прописки) гражданки Боровой в ее муниципальной квартире в г.Москве. Необходимый для оформления регистрации по месту жительства (прописки) жены комплект документов, включая письменное согласие Боровой, гражданином Левитиным, в Паспортный стол был предоставлен.
Однако, работники Паспортного стола отказались оформить гражданину Левитину регистрацию по месту жительства (прописки) его жены, гражданки Боровой, до получения гражданином Левитиным письменного согласия на его вселение в указанную квартиру из Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда по округу. Гражданин Левитин вместе со своей женой обратился с письменным заявлением, с просьбой о согласии на его вселение в квартиру жены в Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда по округу.
Через месяц после подачи заявления, гражданином Левитиным был получен из Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда по округу письменный отказ в его вселении в квартиру жены. В качестве основания для отказа было указано на то, что согласно ст.679 ГК РФ норма жилой площади (12 кв.м на одного человека) не соблюдена. После того, как гражданин Левитин представил этот письменный отказ из Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда по округу в Паспортный стол, ему было отказано в принятии документов на регистрацию по месту жительства (прописку) по месту жительства гражданки Боровой.
Московские юристы помогли гражданину Левитину в составлении искового заявления в районный суд против Паспортного стола и Департамента жилищной политики о признании неправомерным отказа в регистрации по месту жительства и обязании принять документы на оформление регистрации по месту жительства, и представляли его интересы в районном суде по данному судебному спору.
В п.3 Постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" сказано, в частности, следующее:
“Право на выбор места жительства составляет часть свободы самоопределения личности. Органы государственной власти уполномочены лишь на регистрацию результата акта свободного волеизъявления гражданина при выборе места жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и служить основанием для ограничения права гражданина на выбор места жительства. Уведомительная регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства представляет собой допустимое ограничение права на выбор места жительства и в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года обязывает гражданина лишь обратиться к должностному лицу, ответственному за регистрацию, не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства, предъявив при этом паспорт и документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 года Правительство Российской Федерации утвердило Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (постановление от 17 июля 1995 года N 713).
Вместе с тем обеспечение общественной, экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, административное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72, пункты "б", "д", "к" части 1 Конституции Российской Федерации). Поэтому наряду с Российской Федерацией органы власти субъектов Российской Федерации также вправе принимать правила регистрационного учета, не изменяя, однако, его правового режима и не допуская ограничения прав и свобод граждан”.
Аналогичная позиция по данному вопросу была продемонстрирована Конституционным Судом РФ и в Постановлении от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713" в пункте 2 которого сказано, в частности, следующее:
“... уведомление гражданином Российской Федерации органов регистрационного учета о месте своего пребывания и жительства в соответствии с установленным законом порядком является не только его правом, но и обязанностью. Вместе с тем сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации. Согласно названному Закону органы регистрационного учета уполномочены лишь удостоверить акт свободного волеизъявления гражданина при выборе им места пребывания и жительства. Именно поэтому регистрационный учет не может носить разрешительного характера и не должен приводить к ограничению конституционного права гражданина выбирать место пребывания и жительства.
Таким образом, регистрация в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в пределах Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства”.
В настоящий момент в Российской Федерации действуют Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713) (с изменениями от 23 апреля 1996 г., 14 февраля 1997 г., 16 марта 2000 г., 14 августа 2002 г.), в которых не предусмотрена возможность разрешительной регистрации по месту жительства в Российской Федерации и ограничении в регистрации по месту жительства по такому основанию, как недостаток жилой площади в расчете на одного человека.
В п.4 Постановления Конституционного Суда РФ от 2 февраля 1998 г. N 4-П "По делу о проверке конституционности пунктов 10, 12 и 21 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года N 713" сказано следующее:
“Как следует из части первой статьи 6 Закона (Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации"), для регистрации достаточно представления любого из указанных в ней документов, который подтверждает добросовестное использование гражданином своего права. При этом, по смыслу части второй данной статьи, представление гражданином соответствующих документов порождает у органа регистрационного учета не право, а обязанность зарегистрировать гражданина в жилом помещении, которое он избрал местом своего жительства. Введение же дополнительных требований о представлении каких-либо иных документов могло бы фактически привести к парализации соответствующих прав граждан”.
Решением районного суда исковые требования гражданина Левитина были удовлетворены в полном объеме. Суд признал отказ Паспортного стола в регистрации гражданина Левитина по месту жительства его жены неправомерным, и обязал Паспортный стол принять у гражданина Левитина документы и зарегистрировать его по месту жительства в квартире его жены.
Источник: Московские юристы