Суд установил факт принятия наследства и признал за наследницей, пропустившей установленный законом шестимесячный срок для обращения к нотариусу с заявлением о принятии наследства, право собственности на долю в квартире.
К Московским юристам обратилась гражданка Абрамова с просьбой помочь ей в решении нижеследующей проблемы.
25 декабря 2008 года умерла мама гражданки Абрамовой – Инокентьева. На момент её смерти гражданка Абрамова была уверена, что у её покойной мамы не было никакого имущества, принадлежавшего ей на праве собственности. Поэтому в предусмотренный законом шестимесячный срок со дня смерти мамы гражданка Абрамова и её родная сестра, Леонова не подали нотариусу заявления о принятии наследства.
На момент своей смерти Инокентьева состояла в браке с Соколовым Н. Это был второй брак Инокентьевой, и Соколов Н. не являлся отцом гражданок Абрамовой и Леоновой. После смерти Инокентьевой её муж, Соколов Н., так же не обратился в установленный законом шестимесячный срок к нотариусу с заявлением о принятии наследства.
22 января 2011 года Соколов Н. умер. На похоронах, его соседка, сообщила Абрамовой о том, что квартира, в которой проживали Инокентьева и Соколов Н., была оформлена в их общую долевую собственность, по 1/2 доли каждому.
После смерти Соколова Н. его сын, Соколов В., начал сбор документов для оформления через нотариальную контору прав на наследство в виде 1/2 доли квартиры, принадлежавших его отцу, Соколову Н.
Соколов В. не являлся родственником Абрамовой и Леоновой, и стал претендовать на 1/2 долю квартиры, ранее принадлежавшую покойной Инокентьевой.
Гражданка Абрамова так же обратилась к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Но нотариус разъяснил гражданке Абрамовой, что поскольку ни она, ни её сестра Леонова в установленный законом шестимесячный срок со дня смерти их мамы не обратились к нотариусу с заявлениями о принятии наследства, то оформить своё право собственности они могли теперь только в судебном порядке.
Московские юристы помогли гражданке Абрамовой составить в суд иск «Об установлении юридического факта принятия наследства и признании права собственности на 1/2 долю квартиры в порядке наследования» и представляли её интересы в суде.
В районном суде Московские юристы обратили внимание суда на нижеследующие обстоятельства.
Согласно пункту 2 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
Согласно пункту 2 статьи 1153 Гражданского кодекса РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
- вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
- принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
- произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
- оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
В шестимесячный срок со дня смерти Инокентьевой гражданка Абрамова фактически завладела некоторыми вещами, принадлежавшими наследодателю, а именно:
- почетными грамотами Инокентьевой;
- наручными часами и обручальным кольцом Инокентьевой;
- принадлежавшей Инокентьевой швейной машинкой.
Факт принятия гражданкой Абрамовой наследства (фактического завладения имуществом, принадлежавшим Инокентьевой, в течение шести месяцев со дня её смерти) в суде был подтвержден свидетелями.
Таким образом, гражданкой Абрамовой было фактически принято наследство, открывшееся в связи со смертью Инокентьевой, в состав которого, как стало известно Абрамовой, входила и 1/2 доля в праве собственности на квартиру.
Сестра Абрамовой, гражданка Леонова, сообщила суду, что на наследство она не претендует и факт принятия Абрамовой открывшегося в связи со смертью Инокентьевой наследства подтверждает.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции вынес решение, которым исковые требования Абрамовой были удовлетворены и за ней было признано право собственности в порядке наследования на 1/2 долю квартиры, ранее принадлежавшую гражданке Инокентьевой.
Источник: Московские юристы