г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

О градостроительном зонировании территории города Москвы

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

(в ред. Законов г. Москвы от 01.12.1999 N 41,
от 12.02.2003 N 5, от 27.04.2005 N 14)

Настоящий Закон является частью градостроительного законодательства города Москвы, устанавливает назначение градостроительного зонирования территории города Москвы, типы функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, порядок разработки и утверждения документации по градостроительному зонированию, а также порядок ее применения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.

Статья 1. Градостроительное зонирование территории города Москвы

Градостроительное зонирование территории города Москвы (далее - градостроительное зонирование) - установление обязательных требований к функциональному использованию (функциональному назначению), застройке (строительному назначению), ландшафтной организации (ландшафтному назначению) планировочных районов, кварталов, участков территории города.
Установленные градостроительным зонированием требования распространяются на все объекты недвижимости независимо от форм собственности на указанные объекты, а также сохраняют действие при перемене собственника, владельца, пользователя, арендатора недвижимого имущества.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Градостроительное зонирование осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов города Москвы.
Градостроительная деятельность, противоречащая установленному функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, запрещается.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- государственный градостроительный кадастр - государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Планировочными единицами государственного градостроительного кадастра города Москвы являются планировочный район, квартал, участок территории;
- планировочный район - часть территории города Москвы, ограниченная границами территориальных единиц города Москвы, красными линиями магистральных улиц, другими границами. Планировочный район включает в себя несколько кварталов, а в отдельных случаях - один квартал;
- квартал - часть территории города Москвы в пределах планировочного района, ограниченная красными линиями улиц и переулков, другими границами. Квартал включает в себя несколько участков территории, а в отдельных случаях - один участок территории;
- участок территории - часть территории города Москвы в пределах квартала, ограниченная границами земельного участка, другими границами;
- устойчивое развитие города Москвы - развитие города при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений;
- функциональное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип функционального назначения указанной территории, характеризуемый разрешенным использованием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости;
- строительное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип застройки, характеризуемый показателями плотности застройки и высоты зданий и сооружений в пределах указанной территории;
- ландшафтное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип организации поверхности земли, характеризуемый соотношением площадей застроенной поверхности, поверхности с растительным покровом, незастроенной поверхности с искусственным покрытием в пределах указанной территории.

Статья 3. Типы функционального назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы функционального назначения участков территории:
- природные (А), в том числе природоохранные (А1) и природно-рекреационные (А2);
- общественные (Б), в том числе административно-деловые (Б1), учебно-образовательные (Б2), торгово-бытовые (Б3), культурно-просветительные (Б4), спортивно-рекреационные (Б5), лечебно-оздоровительные (Б6), учебно-воспитательные (Б7);
- жилые (В), в том числе многоквартирных жилых домов (В1) и индивидуальных жилых домов (В2);
- производственные (Г), в том числе промышленные (Г1), коммунально-складские (Г2), жилищно-коммунальные (Г3) и специального назначения (Г4).
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, относящихся к указанным в части 1 настоящей статьи типам функционального назначения участков территории, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанные в скобках в части 1 настоящей статьи буквенные и цифровые обозначения используются в документации по градостроительному зонированию для обозначения типов функционального назначения участков территории.

Статья 4. Типы функционального назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы функционального назначения кварталов и планировочных районов, представляющие собой комбинации участков территории разных типов функционального назначения, и их обозначения:
- природные (А);
- общественные (Б);
- жилые (В);
- производственные (Г);
- общественно-жилые (БВ);
- общественно-производственные (БГ);
- производственно-жилые (ГВ);
- природно-общественные (АБ);
- природно-жилые (АВ);
- природно-производственные (АГ);
- природно-общественно-жилые (АБВ);
- природно-общественно-производственные (АБГ);
- природно-производственно-жилые (АГВ);
- общественно-производственно-жилые (БГВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов функционального назначения, если более 25 процентов его площади занимают участки каждого из обозначенных в скобках типов функционального назначения участков территории, указанных в статье 4 настоящего Закона, а участки каждого из остальных типов занимают менее 25 процентов площади района.
Для каждого типа функционального назначения квартала, планировочного района устанавливаются следующие непрофильные типы функционального назначения участков территории, обозначения которых даны в квадратных скобках:
- природные (А) - [Г1 и Г2]
- общественные (Б) - [Г1 и Г4]
- жилые (В) - [Г1, Г2 и Г4]
- производственные (Г) - [Б6 и Б7]
- общественно-жилые (БВ) - [Г1 и Г4]
- общественно-производственные (БГ) - [В2 и Б7]
- производственно-жилые (ГВ) - [Б6]
- природно-общественные (АБ) - [Г1 и Г2]
- природно-жилые (АВ) - [Г1 и Г2]
- природно-производственные (АГ) - [Б6 и Б7]
- природно-общественно-жилые (АБВ) - [Г1]
- природно-общественно-производственные
(АБГ) - [Б7]
- природно-производственно-жилые (АГВ) - [Б6]
- общественно-производственно-жилые (БГВ) - [В2]
Наличие в границах квартала, планировочного района участков непрофильных типов допускается, если все участки непрофильных типов занимают в сумме менее 10 процентов площади квартала, планировочного района.

Статья 5. Типы строительного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по плотности застройки и их обозначения:
- низкоплотной застройки (I) с допустимой плотностью застройки не более 0,5;
- среднеплотной застройки (II) с допустимой плотностью застройки более 0,5 и не более 1,0;
- высокоплотной застройки (III) с плотностью застройки более 1,0.
Плотность застройки определяется как отношение общей площади поэтажных планов зданий, сооружений, расположенных на участке территории, к площади участка.
Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по высоте застройки и их обозначения:
- застройка с высотой не более 15 м (А);
- застройка с высотой не более 35 м (Б);
- застройка с высотой более 35 м (В).
Высота застройки участка определяется высотой основного объема наиболее высокого здания или сооружения, расположенного на участке, а в случае, когда основной объем указанного здания или сооружения не выявлен, - его максимальной высотой.

Статья 6. Типы строительного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы строительного назначения кварталов и планировочных районов с разной плотностью застройки и с разными комбинациями составляющих их участков разных типов высоты застройки и их обозначения:
- низкоплотной с высотой застройки не более 15 м (IА);
- среднеплотной с высотой застройки не более 15 м (IIА);
- высокоплотной с высотой застройки не более 15 м (IIIА);
- низкоплотной с высотой застройки не более 35 м (IБ);
- среднеплотной с высотой застройки не более 35 м (IIБ);
- высокоплотной с высотой застройки не более 35 м (IIIБ);
- низкоплотной с высотой застройки более 35 м (IВ);
- среднеплотной с высотой застройки более 35 м (IIВ);
- высокоплотной с высотой застройки более 35 м (IIIВ);
- низкоплотной с пониженной высотностью застройки (IАБ);
- среднеплотной с пониженной высотностью застройки (IIАБ);
- высокоплотной с пониженной высотностью застройки (IIIАБ);
- низкоплотной с контрастной высотностью застройки (IАВ);
- среднеплотной с контрастной высотностью застройки (IIАВ);
- высокоплотной с контрастной высотностью застройки (IIIАВ);
- низкоплотной с повышенной высотностью застройки (IБВ);
- среднеплотной с повышенной высотностью застройки (IIБВ);
- высокоплотной с повышенной высотностью застройки (IIIБВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов, если:
- плотность застройки территории квартала, планировочного района соответствует показателям типов низкоплотной (I), среднеплотной (II), высокоплотной (III) застройки;
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- более одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района занимают участки каждого из типов высоты застройки, обозначенных буквами в скобках, а участки каждого из остальных типов высоты застройки занимают менее одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района.

Статья 7. Типы ландшафтного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения участков территории, их обозначения и соответствующие им допустимые значения использования поверхностей земли - поверхностей под "подошвами" зданий, поверхностей с искусственным покрытием, поверхностей с растительным покровом и водных поверхностей в процентах (%) от площади участка:
- застроенные слабоозелененные (А): 10-100, 0-90, 0-30 (%);
- застроенные озелененные (Б): 10-70, 0-60, 30-70 (%);
- незастроенные слабоозелененные (В): 0-10, 60-100, 0-30 (%);
- незастроенные озелененные (Г): 0-10, 20-70, 30-70 (%);
- озелененные (Д): 0-30, 0-30, 70-90 (%);
- природные (Е): 0-10, 0-10, 90-100 (%).

Статья 8. Типы ландшафтного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения и обозначения кварталов и планировочных районов с разными комбинациями составляющих их участков разного типа:
- застроенные слабоозелененные (А);
- застроенные озелененные (Б);
- незастроенные слабоозелененные (В);
- незастроенные озелененные (Г);
- озелененные (Д);
- природные (Е);
- застроенные смешанные (АБ);
- незастроенные смешанные (ВГ);
- неурбанизированные смешанные (ДЕ);
- урбанизированные смешанные (А + Б, В + Г);
- частично урбанизированные смешанные (В + Г, Д + Е);
- контрастные смешанные (А + Б, Д + Е).
Квартал, планировочный район относится к одному из указанных выше типов, если более одной трети его площади занимают участки каждого из типов ландшафтного назначения, обозначенных буквами в скобках, а квартал, планировочный район урбанизированного, слабоурбанизированного, контрастного типов - если более одной трети его территории занимают суммы площадей каждой пары типов участков, обозначенных буквами и объединенных знаком "+" в скобках. При этом участки каждого из остальных типов занимают менее одной трети площади квартала, планировочного района.

Статья 9. Обязательные требования к установлению функционального, строительного, ландшафтного назначения территории

Установленный тип функционального, строительного, ландшафтного назначения территории не может противоречить режимам особой охраны особо охраняемых природных территорий, режимам регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса, режимам охраны памятников истории и культуры.
Часть исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 10. Виды документации по градостроительному зонированию

Назначение территории устанавливается документацией по градостроительному зонированию следующих видов:
- Генеральная схема градостроительного зонирования территории города Москвы (далее - Генеральная схема зонирования), устанавливающая функциональное, строительное, ландшафтное назначение планировочных районов на территории Москвы;
- схемы градостроительного зонирования территорий административных округов города Москвы (далее - схемы зонирования), устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение кварталов на территориях округов;
- планы градостроительного зонирования территорий районов города Москвы, территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы, устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение участков территории.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
Документация по градостроительному зонированию должна содержать:
- характеристики устанавливаемого функционального, строительного, ландшафтного назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида;
- картографические материалы с нанесенными на них границами территориальных единиц города Москвы, единиц градостроительного кадастра с обозначениями устанавливаемого назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида.

Статья 11. Разработка и утверждение Генеральной схемы зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Генеральная схема зонирования является частью Генерального плана города Москвы, утверждается в составе Генерального плана города Москвы.
2. Правительство Москвы может вносить изменения в Генеральную схему зонирования, не противоречащие градостроительным требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 12. Разработка и утверждение схем зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Схема зонирования является частью градостроительного плана развития территории административного округа, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной схемой зонирования в составе градостроительного плана развития территории административного округа в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки схем зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденную им ранее Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 13. Разработка и утверждение планов зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. План зонирования является частью градостроительного плана развития территории района города Москвы, частью проекта планировки, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии со схемой зонирования соответствующего административного округа города Москвы в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки планов зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденные ранее схемы зонирования, в Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".
3. По результатам разработки плана зонирования территории квартала, микрорайона, другой части территории, расположенной на территории района города Москвы, Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденный ранее план зонирования территории района Москвы.
4. Для целей разработки планов зонирования типы функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории, установленные статьями 3, 5 и 7 настоящего Закона, могут быть детализированы путем выделения в каждом из указанных выше типов соответствующих им видов функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории. Виды функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории и соответствующие им характеристики устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы.

Статья 14. Разработка и утверждение планов градостроительного зонирования территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы.

Исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 15. Обязательные требования к разработке документации по градостроительному зонированию

Документация по градостроительному зонированию до ее утверждения подлежит:
- публикации и общественному обсуждению с участием жителей Москвы и иных заинтересованных лиц в составе градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы в соответствии с законодательством;
- государственной экологической экспертизе;
- согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей природной среды, по охране и использованию памятников истории и культуры, по земельным отношениям.
Выполнение указанных требований обеспечивают заказчик и разработчик документации по градостроительному зонированию.

Статья 16. Мониторинг и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением

Мониторинг (наблюдение) и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением, установленным документацией по градостроительному зонированию, осуществляют орган Московской городской администрации по архитектуре и градостроительству, иные уполномоченные органы городской администрации, а в части требований, установленных планами зонирования территорий районов Москвы, также районные Управы.
Порядок мониторинга и контроля устанавливается Правительством Москвы.

Статья 17. Актуализация документации по градостроительному зонированию

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Актуализация документации по градостроительному зонированию может осуществляться только в составе соответствующих работ по актуализации Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий административных округов, районов города Москвы, а также при корректировке утвержденных ранее проектов планировки.
2. Актуализация документации по градостроительному зонированию осуществляется в том же порядке, что и разработка и утверждение указанной документации.

Статья 18. Государственный учет документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения подлежат учету в государственном градостроительном кадастре территории города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 19. Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения должны быть опубликованы и доступны гражданам, юридическим лицам, органам власти и управления всех уровней.
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию, а также о всех внесенных в нее изменениях осуществляют Правительство Москвы, префекты административных округов, главы районных Управ.

Статья 20. Разрешение на осуществление градостроительной деятельности

Разрешение на размещение, строительство, реконструкцию объектов, благоустройство территории, использование в этих целях земельных участков выдается уполномоченными органами Московской городской администрации в соответствии с утвержденной документацией по градостроительному зонированию.
Устанавливаемые разрешительной документацией характеристики объекта строительства (реконструкции) и требования к использованию земельного участка не могут противоречить функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, установленному утвержденной документацией по градостроительному зонированию.

Статья 21. Меры стимулирования требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда утвержденная документация по градостроительному зонированию требует изменения существующего использования территорий, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством применять следующие меры стимулирования землепользователей, обладателей иных вещных прав к осуществлению указанных выше изменений:
- устанавливать понижающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
- предоставлять налоговые кредиты;
- предоставлять гарантии под поручительство города Москвы для исполнения обязательств перед третьими лицами;
- оказывать иные виды поддержки со стороны города Москвы.

Статья 22. Меры принуждения к осуществлению требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда землепользователи, обладатели иных вещных прав отказываются от осуществления изменений существующего использования территорий, требуемых утвержденной документацией по градостроительному зонированию, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы применять к указанным выше лицам следующие меры:
- устанавливать повышающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
(дефис 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- применять штрафные санкции;
- требовать в судебном порядке возмещения вреда, причиненного при использовании территории, противоречащем требованиям градостроительного зонирования;
- прекращать действие договоров аренды земельных участков, осуществлять изъятие земельных участков;
- применять иные законные способы воздействия.

Статья 23. Особенности реализации изменений функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, являющихся объектами городских государственных градостроительных программ

Планировочные районы, кварталы, иные части территории города Москвы, для которых Генеральной схемой зонирования, схемой зонирования предусмотрены изменения типа функционального, строительного, ландшафтного использования на иной тип, могут быть по решению органов государственной власти города Москвы и в соответствии с законодательством Москвы объявлены объектами городских государственных градостроительных программ.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
В указанных выше случаях арендатор земельного участка, собственник недвижимого имущества может по соглашению с Правительством Москвы принять участие в выполнении городской государственной программы на условиях, установленных договором между собственником или арендатором и Правительством Москвы.
В случае отказа собственника или арендатора от участия в выполнении городской государственной программы и при условии, что расположенные на участке территории объекты препятствуют выполнению городской государственной программы, участок территории и (или) находящиеся на нем объекты могут быть выкуплены городом Москвой, а договоры аренды - расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях, являющихся объектами городских государственных программ, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 24. Особенности применения документации по градостроительному зонированию на территориях памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территориях

Если на территории (или на части территории) памятника истории и культуры, его охранной зоны, особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством установлены более конкретные требования и показатели функционального, строительного, ландшафтного назначения территории, чем требования и показатели, определяемые типами функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, то в этом случае действуют указанные выше более конкретные требования и показатели. В иных случаях действуют требования и показатели, устанавливаемые документацией по градостроительному зонированию.

Статья 25. Особенности изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности

Изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности, осуществляются по согласованию с органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в редакции от 18 июля 1995 года), иными федеральными законами и законами города Москвы.

Статья 26. Ответственность за нарушение документации по градостроительному зонированию

Должностные лица, предоставившие земельные участки для осуществления градостроительной деятельности с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несут дисциплинарную или административную ответственность в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Разработчик градостроительной, проектной документации, разработавший указанную документацию с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несет административную ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и законами города Москвы, а также может быть лишен лицензии в соответствии с законодательством.
Привлечение виновных в указанных нарушениях к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного вреда.
Здание или сооружение, созданное или строящееся с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, является в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации самовольной постройкой и подлежит сносу за счет лица, осуществляющего самовольную постройку, кроме случая, указанного в последней части настоящей статьи. Лицо, осуществившее самовольную постройку, обязано по решению суда возместить вред, причиненный самовольной постройкой.
Здание или сооружение, строящееся в нарушение установленного функционального назначения территории, может быть по решению суда перепрофилировано в процессе строительства с учетом утвержденной документации по градостроительному зонированию.

Статья 27. Разрешение споров по вопросам градостроительного зонирования

Споры по вопросам градостроительного зонирования рассматриваются органами исполнительной власти города Москвы, судом в пределах их компетенции.
Утвержденная документация по градостроительному зонированию может быть обжалована в судебном порядке.
Споры по вопросам соответствия проектной и разрешительной документации утвержденной документации по градостроительному зонированию разрешаются уполномоченными органами Московской городской администрации, главами районных Управ либо судом.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".
Генеральные схемы функционального, строительного, ландшафтного зонирования территории Москвы, утвержденные Правительством Москвы, действуют до вступления в силу закона города Москвы о Генеральном плане развития Москвы.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
9 декабря 1998 года N 28

0

Оставить комментарий


О градостроительном зонировании территории города Москвы

25 января 2006 года N 7
 
 
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
 
О ПОРЯДКЕ ПРИЗНАНИЯ ЖИТЕЛЕЙ ГОРОДА МОСКВЫ
МАЛОИМУЩИМИ В ЦЕЛЯХ ПОСТАНОВКИ ИХ НА УЧЕТ В КАЧЕСТВЕ
НУЖДАЮЩИХСЯ В ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ
(в ред. Закона г. Москвы от 27.06.2012 N 30)
 
Настоящий Закон устанавливает порядок признания жителей города Москвы малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма из жилищного фонда города Москвы или муниципального жилищного фонда в соответствии с положениями главы 7 Жилищного кодекса Российской Федерации.
(в ред. Закона г. Москвы от 27.06.2012 N 30)
 
Статья 1. Основные понятия
 
1. Малоимущие граждане - жители города Москвы, которых уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими, признал таковыми в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Законом.
2. Уполномоченный орган, осуществляющий признание граждан малоимущими (далее - уполномоченный орган), - орган исполнительной власти города Москвы или орган местного самоуправления городского округа либо поселения, осуществляющий предусмотренные настоящим Законом действия по признанию жителей города Москвы малоимущими по месту их жительства.
(в ред. Закона г. Москвы от 27.06.2012 N 30)
 
Определением Верховного суда РФ от 11.07.2007 N 5-Г07-56 решение Московского городского суда от 13 апреля 2007 года оставлено без изменения.
 
Об отказе в признании недействительной данной части см. решение Московского городского суда от 13 марта 2007 года.
 
3. Члены семьи - членами одной семьи являются супруги и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также иные лица, вселенные в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.
4. Норма предоставления площади жилого помещения на одного человека - минимальный размер площади жилого помещения, устанавливаемый законодательством города Москвы или муниципальными правовыми актами, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого органом исполнительной власти города Москвы из жилищного фонда города Москвы или органом местного самоуправления городского округа либо поселения из муниципального жилищного фонда по договору социального найма.
(часть 4 в ред. Закона г. Москвы от 27.06.2012 N 30)
5. Расчетный период - ожидаемый срок предоставления жилого помещения по договору социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, за который рассчитывается доход гражданина и членов его семьи при расчете их суммарного дохода.
 
Статья 2. Основания признания граждан малоимущими
 
1. Малоимущими гражданами признаются жители города Москвы, имущественная обеспеченность которых меньше стоимости общей площади жилого помещения, которую необходимо приобрести членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека.
2. Имущественная обеспеченность определяется как сумма стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению, и денежного выражения дохода всех членов семьи за расчетный период. При этом стоимость принадлежащих членам семьи на праве собственности жилых помещений или их частей не учитывается. Порядок определения дохода за расчетный период и стоимости имущества устанавливается настоящим Законом. Методика расчета дохода и определения стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи, утверждается Правительством Москвы.
3. Стоимость общей площади жилого помещения, необходимого членам семьи для обеспечения по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется по цене, устанавливаемой для расчета безвозмездной субсидии для приобретения в собственность жилых помещений или строительства жилых помещений в целях приобретения их в собственность.
4. Общая площадь жилого помещения, необходимого для обеспечения членов семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, определяется как разница между размером общей площади жилого помещения, которое может быть предоставлено членам семьи по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека, установленной законом города Москвы, и размером общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности.
 
Статья 3. Расчетный период
 
1. Расчетный период устанавливается Правительством Москвы в зависимости от темпов обеспечения жилыми помещениями по договору социального найма жителей города Москвы, состоящих на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий или предоставлении жилых помещений, но не может быть более 20 лет.
2. Пересмотр расчетного периода может осуществляться Правительством Москвы не чаще одного раза в год.
 
Статья 4. Расчет дохода членов семьи за расчетный период
 
1. Расчет дохода членов семьи за расчетный период определяется как произведение количества месяцев в расчетном периоде и среднего ежемесячного дохода всех членов семьи за вычетом величины прожиточного минимума в расчете на душу населения на каждого члена семьи, установленного Правительством Москвы и действующего на дату обращения жителей города Москвы в уполномоченный орган для признания их малоимущими.
2. Средний ежемесячный доход семьи определяется как сумма среднемесячного дохода всех членов семьи за два полных календарных года, предшествующих году обращения с заявлением о признании гражданина малоимущим.
3. Перечень видов доходов для определения имущественной обеспеченности членов семьи утверждается Правительством Москвы.
 
Статья 5. Расчет стоимости имущества
 
1. При определении стоимости имущества, принадлежащего членам семьи на праве собственности, учитывается стоимость имущества, указанного в части 2 статьи 2 настоящего Закона, в том числе недвижимого имущества, автомобилей и иного имущества, подлежащего налогообложению в соответствии с федеральным налоговым законодательством.
2. Стоимость имущества членов семьи определяется в соответствии с данными, представляемыми регистрирующим органам или иным органам при регистрации имущества, прав на него или сделок с ним.
3. При несогласии гражданина с оценкой его имущества он имеет право привлечь независимого оценщика в порядке, установленном федеральным законодательством. Расходы на оплату услуг независимого оценщика несет гражданин.
 
Статья 6. Заявление о признании граждан малоимущими
 
1. Жители города Москвы для признания их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях обращаются в уполномоченный орган по месту жительства с заявлением, в котором указывают сведения о составе своей семьи (далее - заявление).
2. Форма заявления утверждается Правительством Москвы.
3. Данным заявлением гражданин и члены его семьи, подписавшие заявление, выражают свое согласие на проверку полноты и достоверности указанных ими сведений и предоставляют соответствующие полномочия уполномоченному органу.
(часть 3 в ред. Закона г. Москвы от 27.06.2012 N 30)
4. Заявитель прилагает к заявлению копии документов с одновременным представлением их оригиналов, подтверждающих следующие сведения о себе и членах своей семьи, а также имущественной обеспеченности:
1) о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства);
2) о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);
3) о постановке гражданина и совершеннолетних членов его семьи на налоговый учет (свидетельство о присвоении идентификационного номера налогоплательщика или уведомление Федеральной налоговой службы об этом);
4) о доходах (видах и размере) за период, указанный в части 2 статьи 4 настоящего Закона;
5) о составе имущества, подлежащего налогообложению, в том числе документы о праве собственности на имущество, расположенное за пределами города Москвы, и имущество, права на которое не подлежат государственной регистрации;
6) иные документы, требующиеся для признания заявителя и членов его семьи малоимущими.
5. Копии документов после проверки их соответствия оригиналам заверяются лицом, принимающим документы.
6. Перечень документов, прилагаемых к заявлению и подтверждающих указанные в части 4 настоящей статьи сведения, утверждается Правительством Москвы.
 
Статья 7. Принятие решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими или об отказе в этом
 
1. Уполномоченный орган рассматривает заявление и сведения, содержащиеся в представленных в соответствии со статьей 6 настоящего Закона документах, после проверки их полноты и достоверности устанавливает уровень имущественной обеспеченности и принимает решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом.
2. Решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом должно быть принято не позднее чем через 30 рабочих дней со дня представления в уполномоченный орган всех необходимых документов.
3. Решение об отказе в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях должно содержать причины отказа с обязательной ссылкой на основания, предусмотренные статьей 8 настоящего Закона.
4. О принятом решении уполномоченный орган сообщает заявителю в письменной форме путем направления извещения по почте не позднее чем через три рабочих дня со дня его принятия. Копию решения о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях или об отказе в этом заявитель может получить при непосредственном обращении в уполномоченный орган.
5. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение о признании их малоимущими в целях постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право в течение года со дня принятия указанного решения обратиться в органы, осуществляющие постановку на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в соответствии с законодательством города Москвы.
6. Заявитель и члены его семьи, в отношении которых принято решение об отказе в признании их малоимущими, при существенном изменении уровня имущественной обеспеченности и нуждаемости в жилых помещениях могут повторно обратиться в уполномоченный орган в установленном порядке.
7. Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть обжалован заявителем или его законным представителем в вышестоящий орган или суд.
 
Статья 8. Основания отказа в признании заявителя и членов его семьи малоимущими
 
Отказ в признании заявителя и членов его семьи малоимущими в целях постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается в случаях, если:
1) не представлены предусмотренные статьей 6 настоящего Закона документы или содержащиеся в представленных документах сведения неполные или недостоверные;
2) имущественная обеспеченность заявителя и членов его семьи больше стоимости общей площади жилого помещения, необходимой для обеспечения семьи данной численности по норме предоставления площади жилого помещения на одного человека;
3) размер общей площади всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает правом собственности, больше общей площади жилого помещения, определяемой по учетной норме на каждого члена семьи.
 
Статья 9. Вступление настоящего Закона в силу
 
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Нормативные правовые акты органов государственной власти города Москвы, принятые до вступления в силу настоящего Закона, действуют в части, ему не противоречащей.
2.1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления городских округов и поселений, принятые до 1 июля 2012 года, действуют в части, не противоречащей настоящему Закону.
(часть 2.1 введена Законом г. Москвы от 27.06.2012 N 30)
3. Настоящий Закон применяется к правоотношениям, возникшим после 1 марта 2005 года.
 
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
25 января 2006 года
N 7
0

Оставить комментарий