г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

О градостроительном зонировании территории города Москвы

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

(в ред. Законов г. Москвы от 01.12.1999 N 41,
от 12.02.2003 N 5, от 27.04.2005 N 14)

Настоящий Закон является частью градостроительного законодательства города Москвы, устанавливает назначение градостроительного зонирования территории города Москвы, типы функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, порядок разработки и утверждения документации по градостроительному зонированию, а также порядок ее применения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.

Статья 1. Градостроительное зонирование территории города Москвы

Градостроительное зонирование территории города Москвы (далее - градостроительное зонирование) - установление обязательных требований к функциональному использованию (функциональному назначению), застройке (строительному назначению), ландшафтной организации (ландшафтному назначению) планировочных районов, кварталов, участков территории города.
Установленные градостроительным зонированием требования распространяются на все объекты недвижимости независимо от форм собственности на указанные объекты, а также сохраняют действие при перемене собственника, владельца, пользователя, арендатора недвижимого имущества.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Градостроительное зонирование осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов города Москвы.
Градостроительная деятельность, противоречащая установленному функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, запрещается.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- государственный градостроительный кадастр - государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Планировочными единицами государственного градостроительного кадастра города Москвы являются планировочный район, квартал, участок территории;
- планировочный район - часть территории города Москвы, ограниченная границами территориальных единиц города Москвы, красными линиями магистральных улиц, другими границами. Планировочный район включает в себя несколько кварталов, а в отдельных случаях - один квартал;
- квартал - часть территории города Москвы в пределах планировочного района, ограниченная красными линиями улиц и переулков, другими границами. Квартал включает в себя несколько участков территории, а в отдельных случаях - один участок территории;
- участок территории - часть территории города Москвы в пределах квартала, ограниченная границами земельного участка, другими границами;
- устойчивое развитие города Москвы - развитие города при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений;
- функциональное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип функционального назначения указанной территории, характеризуемый разрешенным использованием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости;
- строительное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип застройки, характеризуемый показателями плотности застройки и высоты зданий и сооружений в пределах указанной территории;
- ландшафтное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип организации поверхности земли, характеризуемый соотношением площадей застроенной поверхности, поверхности с растительным покровом, незастроенной поверхности с искусственным покрытием в пределах указанной территории.

Статья 3. Типы функционального назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы функционального назначения участков территории:
- природные (А), в том числе природоохранные (А1) и природно-рекреационные (А2);
- общественные (Б), в том числе административно-деловые (Б1), учебно-образовательные (Б2), торгово-бытовые (Б3), культурно-просветительные (Б4), спортивно-рекреационные (Б5), лечебно-оздоровительные (Б6), учебно-воспитательные (Б7);
- жилые (В), в том числе многоквартирных жилых домов (В1) и индивидуальных жилых домов (В2);
- производственные (Г), в том числе промышленные (Г1), коммунально-складские (Г2), жилищно-коммунальные (Г3) и специального назначения (Г4).
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, относящихся к указанным в части 1 настоящей статьи типам функционального назначения участков территории, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанные в скобках в части 1 настоящей статьи буквенные и цифровые обозначения используются в документации по градостроительному зонированию для обозначения типов функционального назначения участков территории.

Статья 4. Типы функционального назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы функционального назначения кварталов и планировочных районов, представляющие собой комбинации участков территории разных типов функционального назначения, и их обозначения:
- природные (А);
- общественные (Б);
- жилые (В);
- производственные (Г);
- общественно-жилые (БВ);
- общественно-производственные (БГ);
- производственно-жилые (ГВ);
- природно-общественные (АБ);
- природно-жилые (АВ);
- природно-производственные (АГ);
- природно-общественно-жилые (АБВ);
- природно-общественно-производственные (АБГ);
- природно-производственно-жилые (АГВ);
- общественно-производственно-жилые (БГВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов функционального назначения, если более 25 процентов его площади занимают участки каждого из обозначенных в скобках типов функционального назначения участков территории, указанных в статье 4 настоящего Закона, а участки каждого из остальных типов занимают менее 25 процентов площади района.
Для каждого типа функционального назначения квартала, планировочного района устанавливаются следующие непрофильные типы функционального назначения участков территории, обозначения которых даны в квадратных скобках:
- природные (А) - [Г1 и Г2]
- общественные (Б) - [Г1 и Г4]
- жилые (В) - [Г1, Г2 и Г4]
- производственные (Г) - [Б6 и Б7]
- общественно-жилые (БВ) - [Г1 и Г4]
- общественно-производственные (БГ) - [В2 и Б7]
- производственно-жилые (ГВ) - [Б6]
- природно-общественные (АБ) - [Г1 и Г2]
- природно-жилые (АВ) - [Г1 и Г2]
- природно-производственные (АГ) - [Б6 и Б7]
- природно-общественно-жилые (АБВ) - [Г1]
- природно-общественно-производственные
(АБГ) - [Б7]
- природно-производственно-жилые (АГВ) - [Б6]
- общественно-производственно-жилые (БГВ) - [В2]
Наличие в границах квартала, планировочного района участков непрофильных типов допускается, если все участки непрофильных типов занимают в сумме менее 10 процентов площади квартала, планировочного района.

Статья 5. Типы строительного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по плотности застройки и их обозначения:
- низкоплотной застройки (I) с допустимой плотностью застройки не более 0,5;
- среднеплотной застройки (II) с допустимой плотностью застройки более 0,5 и не более 1,0;
- высокоплотной застройки (III) с плотностью застройки более 1,0.
Плотность застройки определяется как отношение общей площади поэтажных планов зданий, сооружений, расположенных на участке территории, к площади участка.
Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по высоте застройки и их обозначения:
- застройка с высотой не более 15 м (А);
- застройка с высотой не более 35 м (Б);
- застройка с высотой более 35 м (В).
Высота застройки участка определяется высотой основного объема наиболее высокого здания или сооружения, расположенного на участке, а в случае, когда основной объем указанного здания или сооружения не выявлен, - его максимальной высотой.

Статья 6. Типы строительного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы строительного назначения кварталов и планировочных районов с разной плотностью застройки и с разными комбинациями составляющих их участков разных типов высоты застройки и их обозначения:
- низкоплотной с высотой застройки не более 15 м (IА);
- среднеплотной с высотой застройки не более 15 м (IIА);
- высокоплотной с высотой застройки не более 15 м (IIIА);
- низкоплотной с высотой застройки не более 35 м (IБ);
- среднеплотной с высотой застройки не более 35 м (IIБ);
- высокоплотной с высотой застройки не более 35 м (IIIБ);
- низкоплотной с высотой застройки более 35 м (IВ);
- среднеплотной с высотой застройки более 35 м (IIВ);
- высокоплотной с высотой застройки более 35 м (IIIВ);
- низкоплотной с пониженной высотностью застройки (IАБ);
- среднеплотной с пониженной высотностью застройки (IIАБ);
- высокоплотной с пониженной высотностью застройки (IIIАБ);
- низкоплотной с контрастной высотностью застройки (IАВ);
- среднеплотной с контрастной высотностью застройки (IIАВ);
- высокоплотной с контрастной высотностью застройки (IIIАВ);
- низкоплотной с повышенной высотностью застройки (IБВ);
- среднеплотной с повышенной высотностью застройки (IIБВ);
- высокоплотной с повышенной высотностью застройки (IIIБВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов, если:
- плотность застройки территории квартала, планировочного района соответствует показателям типов низкоплотной (I), среднеплотной (II), высокоплотной (III) застройки;
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- более одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района занимают участки каждого из типов высоты застройки, обозначенных буквами в скобках, а участки каждого из остальных типов высоты застройки занимают менее одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района.

Статья 7. Типы ландшафтного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения участков территории, их обозначения и соответствующие им допустимые значения использования поверхностей земли - поверхностей под "подошвами" зданий, поверхностей с искусственным покрытием, поверхностей с растительным покровом и водных поверхностей в процентах (%) от площади участка:
- застроенные слабоозелененные (А): 10-100, 0-90, 0-30 (%);
- застроенные озелененные (Б): 10-70, 0-60, 30-70 (%);
- незастроенные слабоозелененные (В): 0-10, 60-100, 0-30 (%);
- незастроенные озелененные (Г): 0-10, 20-70, 30-70 (%);
- озелененные (Д): 0-30, 0-30, 70-90 (%);
- природные (Е): 0-10, 0-10, 90-100 (%).

Статья 8. Типы ландшафтного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения и обозначения кварталов и планировочных районов с разными комбинациями составляющих их участков разного типа:
- застроенные слабоозелененные (А);
- застроенные озелененные (Б);
- незастроенные слабоозелененные (В);
- незастроенные озелененные (Г);
- озелененные (Д);
- природные (Е);
- застроенные смешанные (АБ);
- незастроенные смешанные (ВГ);
- неурбанизированные смешанные (ДЕ);
- урбанизированные смешанные (А + Б, В + Г);
- частично урбанизированные смешанные (В + Г, Д + Е);
- контрастные смешанные (А + Б, Д + Е).
Квартал, планировочный район относится к одному из указанных выше типов, если более одной трети его площади занимают участки каждого из типов ландшафтного назначения, обозначенных буквами в скобках, а квартал, планировочный район урбанизированного, слабоурбанизированного, контрастного типов - если более одной трети его территории занимают суммы площадей каждой пары типов участков, обозначенных буквами и объединенных знаком "+" в скобках. При этом участки каждого из остальных типов занимают менее одной трети площади квартала, планировочного района.

Статья 9. Обязательные требования к установлению функционального, строительного, ландшафтного назначения территории

Установленный тип функционального, строительного, ландшафтного назначения территории не может противоречить режимам особой охраны особо охраняемых природных территорий, режимам регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса, режимам охраны памятников истории и культуры.
Часть исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 10. Виды документации по градостроительному зонированию

Назначение территории устанавливается документацией по градостроительному зонированию следующих видов:
- Генеральная схема градостроительного зонирования территории города Москвы (далее - Генеральная схема зонирования), устанавливающая функциональное, строительное, ландшафтное назначение планировочных районов на территории Москвы;
- схемы градостроительного зонирования территорий административных округов города Москвы (далее - схемы зонирования), устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение кварталов на территориях округов;
- планы градостроительного зонирования территорий районов города Москвы, территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы, устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение участков территории.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
Документация по градостроительному зонированию должна содержать:
- характеристики устанавливаемого функционального, строительного, ландшафтного назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида;
- картографические материалы с нанесенными на них границами территориальных единиц города Москвы, единиц градостроительного кадастра с обозначениями устанавливаемого назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида.

Статья 11. Разработка и утверждение Генеральной схемы зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Генеральная схема зонирования является частью Генерального плана города Москвы, утверждается в составе Генерального плана города Москвы.
2. Правительство Москвы может вносить изменения в Генеральную схему зонирования, не противоречащие градостроительным требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 12. Разработка и утверждение схем зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Схема зонирования является частью градостроительного плана развития территории административного округа, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной схемой зонирования в составе градостроительного плана развития территории административного округа в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки схем зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденную им ранее Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 13. Разработка и утверждение планов зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. План зонирования является частью градостроительного плана развития территории района города Москвы, частью проекта планировки, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии со схемой зонирования соответствующего административного округа города Москвы в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки планов зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденные ранее схемы зонирования, в Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".
3. По результатам разработки плана зонирования территории квартала, микрорайона, другой части территории, расположенной на территории района города Москвы, Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденный ранее план зонирования территории района Москвы.
4. Для целей разработки планов зонирования типы функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории, установленные статьями 3, 5 и 7 настоящего Закона, могут быть детализированы путем выделения в каждом из указанных выше типов соответствующих им видов функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории. Виды функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории и соответствующие им характеристики устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы.

Статья 14. Разработка и утверждение планов градостроительного зонирования территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы.

Исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 15. Обязательные требования к разработке документации по градостроительному зонированию

Документация по градостроительному зонированию до ее утверждения подлежит:
- публикации и общественному обсуждению с участием жителей Москвы и иных заинтересованных лиц в составе градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы в соответствии с законодательством;
- государственной экологической экспертизе;
- согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей природной среды, по охране и использованию памятников истории и культуры, по земельным отношениям.
Выполнение указанных требований обеспечивают заказчик и разработчик документации по градостроительному зонированию.

Статья 16. Мониторинг и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением

Мониторинг (наблюдение) и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением, установленным документацией по градостроительному зонированию, осуществляют орган Московской городской администрации по архитектуре и градостроительству, иные уполномоченные органы городской администрации, а в части требований, установленных планами зонирования территорий районов Москвы, также районные Управы.
Порядок мониторинга и контроля устанавливается Правительством Москвы.

Статья 17. Актуализация документации по градостроительному зонированию

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Актуализация документации по градостроительному зонированию может осуществляться только в составе соответствующих работ по актуализации Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий административных округов, районов города Москвы, а также при корректировке утвержденных ранее проектов планировки.
2. Актуализация документации по градостроительному зонированию осуществляется в том же порядке, что и разработка и утверждение указанной документации.

Статья 18. Государственный учет документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения подлежат учету в государственном градостроительном кадастре территории города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 19. Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения должны быть опубликованы и доступны гражданам, юридическим лицам, органам власти и управления всех уровней.
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию, а также о всех внесенных в нее изменениях осуществляют Правительство Москвы, префекты административных округов, главы районных Управ.

Статья 20. Разрешение на осуществление градостроительной деятельности

Разрешение на размещение, строительство, реконструкцию объектов, благоустройство территории, использование в этих целях земельных участков выдается уполномоченными органами Московской городской администрации в соответствии с утвержденной документацией по градостроительному зонированию.
Устанавливаемые разрешительной документацией характеристики объекта строительства (реконструкции) и требования к использованию земельного участка не могут противоречить функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, установленному утвержденной документацией по градостроительному зонированию.

Статья 21. Меры стимулирования требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда утвержденная документация по градостроительному зонированию требует изменения существующего использования территорий, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством применять следующие меры стимулирования землепользователей, обладателей иных вещных прав к осуществлению указанных выше изменений:
- устанавливать понижающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
- предоставлять налоговые кредиты;
- предоставлять гарантии под поручительство города Москвы для исполнения обязательств перед третьими лицами;
- оказывать иные виды поддержки со стороны города Москвы.

Статья 22. Меры принуждения к осуществлению требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда землепользователи, обладатели иных вещных прав отказываются от осуществления изменений существующего использования территорий, требуемых утвержденной документацией по градостроительному зонированию, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы применять к указанным выше лицам следующие меры:
- устанавливать повышающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
(дефис 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- применять штрафные санкции;
- требовать в судебном порядке возмещения вреда, причиненного при использовании территории, противоречащем требованиям градостроительного зонирования;
- прекращать действие договоров аренды земельных участков, осуществлять изъятие земельных участков;
- применять иные законные способы воздействия.

Статья 23. Особенности реализации изменений функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, являющихся объектами городских государственных градостроительных программ

Планировочные районы, кварталы, иные части территории города Москвы, для которых Генеральной схемой зонирования, схемой зонирования предусмотрены изменения типа функционального, строительного, ландшафтного использования на иной тип, могут быть по решению органов государственной власти города Москвы и в соответствии с законодательством Москвы объявлены объектами городских государственных градостроительных программ.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
В указанных выше случаях арендатор земельного участка, собственник недвижимого имущества может по соглашению с Правительством Москвы принять участие в выполнении городской государственной программы на условиях, установленных договором между собственником или арендатором и Правительством Москвы.
В случае отказа собственника или арендатора от участия в выполнении городской государственной программы и при условии, что расположенные на участке территории объекты препятствуют выполнению городской государственной программы, участок территории и (или) находящиеся на нем объекты могут быть выкуплены городом Москвой, а договоры аренды - расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях, являющихся объектами городских государственных программ, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 24. Особенности применения документации по градостроительному зонированию на территориях памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территориях

Если на территории (или на части территории) памятника истории и культуры, его охранной зоны, особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством установлены более конкретные требования и показатели функционального, строительного, ландшафтного назначения территории, чем требования и показатели, определяемые типами функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, то в этом случае действуют указанные выше более конкретные требования и показатели. В иных случаях действуют требования и показатели, устанавливаемые документацией по градостроительному зонированию.

Статья 25. Особенности изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности

Изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности, осуществляются по согласованию с органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в редакции от 18 июля 1995 года), иными федеральными законами и законами города Москвы.

Статья 26. Ответственность за нарушение документации по градостроительному зонированию

Должностные лица, предоставившие земельные участки для осуществления градостроительной деятельности с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несут дисциплинарную или административную ответственность в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Разработчик градостроительной, проектной документации, разработавший указанную документацию с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несет административную ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и законами города Москвы, а также может быть лишен лицензии в соответствии с законодательством.
Привлечение виновных в указанных нарушениях к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного вреда.
Здание или сооружение, созданное или строящееся с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, является в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации самовольной постройкой и подлежит сносу за счет лица, осуществляющего самовольную постройку, кроме случая, указанного в последней части настоящей статьи. Лицо, осуществившее самовольную постройку, обязано по решению суда возместить вред, причиненный самовольной постройкой.
Здание или сооружение, строящееся в нарушение установленного функционального назначения территории, может быть по решению суда перепрофилировано в процессе строительства с учетом утвержденной документации по градостроительному зонированию.

Статья 27. Разрешение споров по вопросам градостроительного зонирования

Споры по вопросам градостроительного зонирования рассматриваются органами исполнительной власти города Москвы, судом в пределах их компетенции.
Утвержденная документация по градостроительному зонированию может быть обжалована в судебном порядке.
Споры по вопросам соответствия проектной и разрешительной документации утвержденной документации по градостроительному зонированию разрешаются уполномоченными органами Московской городской администрации, главами районных Управ либо судом.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".
Генеральные схемы функционального, строительного, ландшафтного зонирования территории Москвы, утвержденные Правительством Москвы, действуют до вступления в силу закона города Москвы о Генеральном плане развития Москвы.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
9 декабря 1998 года N 28

0

Оставить комментарий


О градостроительном зонировании территории города Москвы

17 декабря 2008 года N 66
 
 
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
 
О ПРИВАТИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
 
(в ред. законов г. Москвы от 11.03.2009 N 2,
от 07.07.2010 N 32, от 20.04.2011 N 15, от 16.05.2012 N 19,
от 05.06.2013 N 30, от 23.04.2014 N 17, от 16.07.2014 N 46)
 
Настоящий Закон в соответствии с федеральным законодательством регулирует отношения, возникающие при приватизации государственного имущества города Москвы (далее - имущество города Москвы).
 
Статья 1. Цель и правовая основа приватизации имущества города Москвы
 
1. Основной целью приватизации имущества города Москвы является повышение экономической и социальной эффективности его использования.
2. Приватизация имущества города Москвы осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Уставом города Москвы, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами города Москвы.
3. Действие настоящего Закона не распространяется на отношения, возникающие при отчуждении государственного и муниципального жилищного фонда.
 
Статья 2. Полномочия Московской городской Думы в сфере приватизации имущества города Москвы
 
К полномочиям Московской городской Думы в сфере приватизации имущества города Москвы относятся:
1) принятие законов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы;
2) рассмотрение отчетов о результатах приватизации имущества города Москвы;
3) осуществление контроля за исполнением законов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы.
 
Статья 3. Полномочия Правительства Москвы в сфере приватизации имущества города Москвы
 
К полномочиям Правительства Москвы в сфере приватизации имущества города Москвы относятся:
1) принятие нормативных правовых актов города Москвы по вопросам приватизации имущества города Москвы;
2) определение порядка разработки программы приватизации имущества города Москвы и ее утверждение;
3) определение порядка разработки и утверждения условий конкурсов по продаже имущества города Москвы и порядка осуществления контроля за исполнением условий данных конкурсов;
4) ежегодное представление в Московскую городскую Думу не позднее 1 апреля отчета о результатах приватизации имущества города Москвы в предшествующем году;
5) определение уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы, обеспечивающего приватизацию имущества города Москвы (далее - уполномоченный орган);
6) определение компетенции уполномоченного органа в сфере приватизации;
7) определение специализированной организации по продаже имущества города Москвы;
8) определение особенностей приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы, в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы;
9) утверждение регламента взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в приватизации имущества города Москвы;
10) утверждение порядка представления документов, необходимых для подготовки решения об условиях приватизации имущества города Москвы;
11) направление в Правительство Российской Федерации или уполномоченный федеральный орган исполнительной власти предложений о приватизации федерального имущества в очередном финансовом году;
12) утверждение порядка продажи находящихся в собственности города Москвы акций открытых акционерных обществ через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
13) утверждение порядка подведения итогов продажи имущества города Москвы и порядка заключения с покупателем договора купли-продажи имущества города Москвы без объявления цены;
14) осуществление контроля за реализацией программ приватизации имущества города Москвы и за деятельностью органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в приватизации имущества города Москвы;
15) утверждение порядка управления находящимися в собственности города Москвы акциями (долями) в уставных капиталах хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации, а также полномочий высшего органа управления хозяйственного общества - общего собрания акционеров (участников) в случаях, когда в собственности города Москвы находится 100 процентов акций (долей) в уставном капитале хозяйственного общества;
(п. 15 в ред. Закона г. Москвы от 16.05.2012 N 19)
16) создание Городской комиссии по приватизации имущества города Москвы, утверждение ее состава и положения;
17) определение перечня и порядка приватизации стратегически важных для города Москвы имущественных комплексов государственных унитарных предприятий города Москвы;
18) осуществление иных полномочий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Законом.
 
Статья 4. Программа приватизации имущества города Москвы
 
1. Планирование приватизации имущества города Москвы осуществляется посредством утверждения программы приватизации имущества города Москвы, которая составляется уполномоченным органом на трехлетний (среднесрочный) период с разбивкой по годам.
2. Программа приватизации имущества города Москвы содержит перечень государственных унитарных предприятий города Москвы, акций (вкладов), долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества, находящегося в собственности города Москвы и планируемого к приватизации в соответствующий период, а также характеристику приватизируемого имущества, предполагаемые сроки и способы приватизации, прогнозируемые суммы доходов, связанные с приватизацией, в том числе по годам реализации программы.
(в ред. Закона г. Москвы от 16.05.2012 N 19)
3. Правительство Москвы утверждает программу приватизации имущества города Москвы на трехлетний (среднесрочный) период не позднее 1 июля года, предшествующего году начала ее реализации.
4. Органы исполнительной власти города Москвы не позднее чем за 10 месяцев до указанного в части 3 настоящей статьи срока направляют в уполномоченный орган предложения о приватизации находящихся в их ведомственном подчинении государственных унитарных предприятий города Москвы, продаже находящихся в собственности города Москвы акций открытых акционерных обществ, долей в уставных капиталах обществ с ограниченной ответственностью и иного имущества города Москвы, экономическое обоснование целесообразности приватизации имущества города Москвы, а также способа и условий приватизации.
(в ред. Закона г. Москвы от 16.05.2012 N 19)
 
Статья 5. Способы приватизации имущества города Москвы
 
1. Приватизация имущества города Москвы осуществляется следующими способами:
1) преобразование государственного унитарного предприятия города Москвы в открытое акционерное общество;
1.1) преобразование государственного унитарного предприятия города Москвы в общество с ограниченной ответственностью;
(п. 1.1 введен Законом г. Москвы от 16.05.2012 N 19)
2) продажа имущества города Москвы на аукционе;
3) продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе;
4) продажа имущества города Москвы (акций либо доли в уставном капитале открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, которые составляют более чем 50 процентов уставного капитала указанных обществ) на конкурсе, если в отношении указанного имущества необходимо выполнить определенные условия;
(п. 4 в ред. Закона г. Москвы от 16.05.2012 N 19)
5) продажа за пределами территории Российской Федерации находящихся в собственности города Москвы акций открытых акционерных обществ;
6) продажа акций открытых акционерных обществ через организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
7) продажа имущества города Москвы посредством публичного предложения;
8) продажа имущества города Москвы без объявления цены;
9) внесение акций и иного имущества города Москвы в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ;
10) продажа акций открытых акционерных обществ по результатам доверительного управления.
2. Приватизация имущества города Москвы посредством публичного предложения применяется в случае, если аукцион по продаже указанного имущества был признан несостоявшимся.
3. Приватизация имущества города Москвы без объявления цены осуществляется, если продажа этого имущества посредством публичного предложения не состоялась.
4. Продажа имущества города Москвы, предусмотренная пунктами 2-4, 7 и 8 части 1 настоящей статьи, может осуществляться в электронной форме с учетом особенностей, установленных федеральным законодательством.
(часть 4 введена Законом г. Москвы от 20.04.2011 N 15)
 
Статья 6. Решение об условиях приватизации имущества города Москвы
 
1. Уполномоченный орган с учетом мнения органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в процессе приватизации имущества города Москвы, принимает в соответствии с утвержденной программой приватизации имущества города Москвы решение об условиях приватизации имущества города Москвы и осуществляет контроль за исполнением данных условий.
2. В решении об условиях приватизации имущества города Москвы должны содержаться следующие сведения:
1) наименование имущества, место его нахождения и иные данные, позволяющие его индивидуализировать;
2) способ приватизации;
3) нормативная цена приватизируемого имущества города Москвы, установленная в порядке, определенном Правительством Российской Федерации;
4) начальная цена приватизируемого имущества города Москвы, за исключением случаев, установленных федеральным законодательством;
5) срок рассрочки платежа за приобретенное имущество города Москвы (в случае ее предоставления);
6) иные необходимые сведения (в том числе об обременении объекта приватизации).
3. Решение об условиях приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы должно содержать сведения, указанные в части 2 настоящей статьи, а также сведения о:
1) составе подлежащего приватизации имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы;
2) перечне объектов имущества, а также исключительных прав, не подлежащих приватизации в составе имущественного комплекса государственного унитарного предприятия города Москвы;
3) размере уставного капитала открытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, создаваемых посредством преобразования государственного унитарного предприятия города Москвы;
(п. 3 введен Законом г. Москвы от 16.05.2012 N 19)
4) количестве, категориях и номинальной стоимости акций открытого акционерного общества или номинальной стоимости доли города Москвы в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью.
(п. 4 введен Законом г. Москвы от 16.05.2012 N 19)
4. Со дня утверждения программы приватизации имущества города Москвы и до дня государственной регистрации созданного хозяйственного общества государственное унитарное предприятие города Москвы без согласия собственника или его уполномоченного органа не вправе:
(в ред. Закона г. Москвы от 16.05.2012 N 19)
1) сокращать численность работников указанного государственного унитарного предприятия города Москвы;
2) совершать сделки (несколько взаимосвязанных сделок), цена которых превышает пять процентов балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия города Москвы на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, сделки (несколько взаимосвязанных сделок), связанные с возможностью прямого или косвенного отчуждения имущества, стоимость которого превышает пять процентов балансовой стоимости активов государственного унитарного предприятия города Москвы на дату утверждения его последнего балансового отчета или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, а также сделки (несколько взаимосвязанных сделок), приводящие к отчуждению либо обременению активов государственного унитарного предприятия города Москвы;
3) получать кредиты;
4) осуществлять выпуск ценных бумаг;
5) выступать учредителем хозяйственных товариществ или обществ, а также приобретать и отчуждать акции (доли) в уставном (складочном) капитале хозяйственных товариществ или обществ;
6) выступать в качестве поручителя по обязательствам иных физических и юридических лиц.
 
Статья 7. Обременение приватизируемого имущества города Москвы
 
1. Уполномоченный орган вправе принимать решение:
1) об установлении обременения, в том числе публичного сервитута, одновременно с принятием решения об условиях приватизации имущества города Москвы;
2) о прекращении или изменении условий обременения в случаях, установленных федеральным законодательством.
2. Собственник имущества, приобретенного в порядке приватизации имущества города Москвы, в случае нарушения установленного обременения, в том числе условий публичного сервитута, несет ответственность, установленную федеральным законодательством.
 
Статья 8. Продавцы объекта приватизации имущества города Москвы
 
Продажу имущества города Москвы осуществляют:
1) специализированная организация по продаже имущества города Москвы;
2) организации-продавцы, в том числе профессиональные участники рынка ценных бумаг, избранные на конкурсной основе;
3) уполномоченный орган.
(п. 3 введен Законом г. Москвы от 20.04.2011 N 15)
 
Статья 9. Особенности приватизации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы
 
1. Приватизация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности города Москвы, осуществляется в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.
2. В договор купли-продажи объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) включаются обязательства нового собственника по восстановлению и сохранению соответствующего памятника истории и культуры, которые являются обременениями права собственности на данный объект и указываются в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия, оформляемом в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации уполномоченным органом исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия.
 
Часть 3 статьи 9 вступает в силу после принятия закона города Москвы, устанавливающего перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена (часть 2 статьи 15 данного документа).
 
3. Перечни объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, формирует уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы в области охраны объектов культурного наследия после утверждения перечня объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена. Перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена, устанавливается законом города Москвы.
4. Независимо от количества пользователей объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, приватизации подлежит объект нежилого фонда (здание, строение, сооружение) полностью как единый объект недвижимости. Продажа объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) по частям не допускается.
5. Требование части 4 настоящей статьи не распространяется на находящуюся в собственности города Москвы часть объекта нежилого фонда (здания, строения, сооружения), отнесенного к объекту культурного наследия (памятнику истории и культуры), приватизация которого может быть осуществлена в соответствии с требованиями частей 1 и 2 настоящей статьи, если другая часть такого объекта на момент вступления в силу настоящего Закона не является собственностью города Москвы.
(в ред. Закона г. Москвы от 05.06.2013 N 30)
6. В случае принятия уполномоченным органом решения о приватизации объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), расположенного на земельном участке, который (часть которого) находится в границах зоны охраны объекта культурного наследия (памятника истории и культуры), в договоре купли-продажи объекта культурного наследия должны устанавливаться ограничения использования земельного участка, предусмотренные законодательством об объектах культурного наследия.
 
Статья 10. Денежные средства от приватизации имущества города Москвы
 
1. Денежные средства от приватизации имущества города Москвы подлежат зачислению в бюджет города Москвы.
2. Срок внесения платы за приватизированное имущество города Москвы не должен превышать 30 дней со дня заключения договора купли-продажи. В случае продажи акций через организатора торговли на рынке ценных бумаг сроки внесения платы определяются с учетом особенностей торговли на рынке ценных бумаг.
3. Решение о предоставлении рассрочки по оплате приобретаемого покупателем имущества города Москвы может быть принято в случае приватизации такого имущества путем продажи без объявления цены. Срок рассрочки не может превышать одного года. Покупатель вправе оплатить приобретаемое в рассрочку имущество досрочно.
4. Передача покупателю имущества, приобретаемого в рассрочку, осуществляется в порядке, установленном федеральным законодательством и договором купли-продажи, не позднее чем через 30 дней с даты заключения договора.
5. С момента передачи покупателю приобретенного в рассрочку имущества и до момента его полной оплаты указанное имущество признается находящимся в залоге для обеспечения покупателем его обязанности по оплате приобретенного имущества.
 
Статья 11. Приватизация земельных участков
 
Приватизация объектов нежилого фонда (зданий, строений и сооружений), находящихся в собственности города Москвы, осуществляется одновременно с приватизацией земельных участков, на которых они расположены, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законодательством.
 
Статья 12. Особенности отчуждения недвижимого имущества города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства
 
1. Отчуждение недвижимого имущества города Москвы, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляется в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федеральным законом от 21 декабря 2001 года N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
2. Решение о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества города Москвы площадью до 1000 кв. метров принимает уполномоченный орган. Решение о приватизации арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества города Москвы площадью 1000 кв. метров и более принимает Правительство Москвы.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 23.04.2014 N 17)
3. Срок рассрочки оплаты приобретаемого субъектами малого и среднего предпринимательства арендуемого ими недвижимого имущества города Москвы составляет три года.
(в ред. законов г. Москвы от 05.06.2013 N 30, от 23.04.2014 N 17)
4. Утратила силу. - Закон г. Москвы от 16.07.2014 N 46.
 
Статья 13. Информационное обеспечение приватизации имущества города Москвы
 
1. Информационное сообщение о приватизации имущества города Москвы подлежит опубликованию в средствах массовой информации в порядке, определяемом Правительством Москвы.
2. Обязательному опубликованию в информационном сообщении о продаже имущества города Москвы подлежат сведения, установленные федеральным законодательством, а также нормативными правовыми актами города Москвы, в том числе сведения о сервитутах и других обременениях приватизируемого имущества города Москвы.
3. Информационное сообщение о продаже имущества города Москвы должно быть опубликовано не менее чем за 30 дней до дня осуществления продажи указанного имущества, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
4. Информация о результатах приватизации имущества города Москвы подлежит обязательному опубликованию в определенных Правительством Москвы средствах массовой информации в течение 30 дней с даты совершения сделки приватизации.
 
Статья 14. Финансовое обеспечение приватизации имущества города Москвы
 
Расходы и виды расходов на организацию и проведение приватизации имущества города Москвы устанавливаются в бюджете города Москвы.
 
Статья 15. Заключительные положения
 
1. Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального опубликования.
2. Часть 3 статьи 9 вступает в силу после принятия закона города Москвы, устанавливающего перечень объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), приватизация которых запрещена.
3. Статья 12 настоящего Закона вступает в силу с 1 января 2009 года.
(в ред. законов г. Москвы от 11.03.2009 N 2, от 07.07.2010 N 32, от 05.06.2013 N 30)
4. Признать утратившими силу:
1) Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы";
2) Закон города Москвы от 13 февраля 2002 года N 8 "О внесении изменений и дополнений в Закон города Москвы от 11 апреля 2001 года N 12 "О приватизации государственной и муниципальной собственности Москвы".
 
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
17 декабря 2008 года
N 66
0

Оставить комментарий