г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

О градостроительных нормативах и правилах города Москвы

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ НОРМАТИВАХ И ПРАВИЛАХ ГОРОДА МОСКВЫ

(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 6)

Настоящий Закон является частью законодательства города Москвы о градостроительстве, определяет назначение и состав градостроительных нормативов и правил города Москвы, порядок их применения при осуществлении градостроительной деятельности, порядок разработки, согласования, утверждения, изменения, введения в действие градостроительных нормативов и правил города Москвы, а также порядок контроля за соответствием градостроительной деятельности требованиям градостроительных нормативов и правил города Москвы, правовые последствия нарушения градостроительных нормативов и правил.

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- градостроительные нормативы и правила - нормативно - техническая документация, содержащая изложенные в форме количественных показателей (нормативы) или в форме текста (правила) требования к объектам градостроительной деятельности, обязательные при разработке, экспертизе, согласовании, утверждении и реализации градостроительной и проектной документации;
- объекты градостроительного нормирования - участки территории Москвы жилого, общественного, производственного и рекреационного назначения, функционально - планировочные зоны жилого, общественного, производственного и рекреационного назначения, объекты и системы объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктур, общественные территории, элементы и комплексы элементов благоустройства территории. Границы объектов градостроительного нормирования определяются градостроительной документацией в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы;
- функционально - планировочные зоны - жилые микрорайоны, иные виды жилых зон, общественные центры городского значения, общественные центры жилых районов, производственные зоны, рекреационные зоны (парки, сады, бульвары, скверы, рекреационные зоны в границах особо охраняемых территорий природного комплекса);
- социально значимые объекты обслуживания населения - дошкольные учреждения, объекты образования, здравоохранения, социального обеспечения, торгово - бытового обслуживания, культуры, иные объекты, обеспечивающие комплексное обслуживание населения в соответствии с санитарно - гигиеническими, социальными, градостроительными и иными нормативами и стандартами;
- общественные пространства - участки территорий функционально - планировочных зон, предназначенные для обеспечения свободного доступа людей к объектам и комплексам объектов общественного назначения, для обеспечения пешеходных связей между указанными объектами и их комплексами, а также между ними и объектами общественного транспорта, местами для хранения, паркирования автомобилей.

Статья 2. Правовая основа разработки и применения градостроительных нормативов и правил города Москвы

1. Правовой основой разработки и применения градостроительных нормативов и правил города Москвы является федеральное законодательство и законодательство города Москвы о градостроительстве, об охране окружающей природной среды, об охране памятников истории и культуры, иное федеральное законодательство и законодательство города Москвы, регламентирующее градостроительную деятельность, нормативно - техническая документация федеральных органов, содержащая требования к осуществлению градостроительной деятельности, нормативные правовые акты Правительства Москвы в области градостроительства, а также настоящий Закон.
2. Градостроительные нормативы и правила города Москвы входят в систему нормативно - технической документации Российской Федерации в строительстве, являются территориальными градостроительными нормативами и правилами, разрабатываются в соответствии с градостроительными нормативами и правилами федерального уровня с учетом территориальных, природных, исторических, социально - экономических и иных условий градостроительной деятельности в городе Москве.

Статья 3. Область применения градостроительных нормативов и правил города Москвы

1. Градостроительные нормативы и правила города Москвы обязательны для соблюдения на всей территории Москвы при осуществлении:
- разработки, экспертизы, согласования, утверждения градостроительной документации;
- работ по оформлению исходно - разрешительной документации, имущественно - земельных отношений, а также разработки, экспертизы, согласования, утверждения проектной документации для строительства, реконструкции градостроительных объектов;
- работ по строительству, реконструкции градостроительных объектов, благоустройству территории;
- обоснований по определению сервитутов (обременений) в области градостроительства, устанавливаемых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации;
- государственного контроля и надзора в области градостроительства, строительства, реконструкции градостроительных объектов и благоустройства территории.
2. Градостроительные нормативы и правила города Москвы обязательны для выполнения всеми участниками градостроительной деятельности, в том числе:
- заказчиками и разработчиками градостроительной, проектной документации по строительству, реконструкции градостроительных объектов;
- органами, осуществляющими оформление исходно - разрешительной документации, органами государственной экспертизы, органами и организациями, осуществляющими согласование градостроительной и проектной документации, органами государственного контроля и надзора в области градостроительства;
- органами и должностными лицами исполнительной власти города Москвы, органами местного самоуправления и их должностными лицами, принимающими решения в области градостроительства в соответствии с их компетенцией.
(абзац в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 6)
3. В соответствии с пунктом 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные нормативы и правила города Москвы являются основанием для принятия решений Правительством Москвы, органами власти районов Москвы, органами государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, органами государственного контроля и надзора в области градостроительства, правоохранительными органами по вопросам прав собственников, владельцев, пользователей и арендаторов в области градостроительной деятельности, а также прав граждан и юридических лиц, интересы которых могут быть затронуты в случае нарушения градостроительных нормативов и правил.

Статья 4. Состав градостроительных нормативов и правил города Москвы

1. Градостроительные нормативы и правила города Москвы устанавливают требования к проектированию планировки и застройки территории по вопросам:
- обеспечения безопасности территории и населения, в том числе предупреждения, защиты территорий и населения от опасных природных и техногенных воздействий, а также обеспечения противопожарных, санитарно - гигиенических требований при осуществлении градостроительной деятельности;
- обеспечения охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и других территорий природного комплекса; обеспечения охраны недвижимых памятников истории и культуры, территорий историко - культурного назначения, сохранения исторически сложившихся типов застройки и городского ландшафта при осуществлении градостроительной деятельности;
- размещения, планировочной организации и застройки территорий функционально - планировочных зон и участков территории различного назначения;
- обеспечения территорий функционально - планировочных зон участками территории для размещения объектов обслуживания, мест хранения и паркирования индивидуальных автомобилей, для организации общественных территорий, для озеленения и рекреации; определения размеров участков территории различного назначения; выделения площадей для озеленения, рекреации, хранения автомобилей, подъездов к зданиям на застраиваемых участках территории;
- обеспечения населения и территорий функционально - планировочных зон социально значимыми объектами обслуживания, местами для хранения и паркирования индивидуальных автомобилей; обеспечения пешеходной и транспортной доступности объектов и комплексов социальной инфраструктуры, рекреации, остановок и узлов общественного транспорта, объектов для хранения и паркирования индивидуальных автомобилей;
- организации улично - дорожной сети и ее элементов, систем пассажирского транспорта общего пользования, систем обслуживания транспортных средств; организации систем водоснабжения, водоотведения, тепло-, электро- и газоснабжения, связи;
- инженерной подготовки территории;
- комплексного благоустройства территории и оснащения территории элементами благоустройства.
2. Градостроительные нормативы и правила города Москвы включают картографические материалы (схемы), в которых определяются части территории Москвы с различными требованиями к размещению и организации объектов градостроительного нормирования.

Статья 5. Специальные градостроительные нормативы и правила

1. Для территорий - объектов градостроительной деятельности особого регулирования, определенных в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, законами города Москвы о градостроительстве, могут устанавливаться специальные градостроительные нормативы и правила.
2. К территориям, для которых разрабатываются специальные градостроительные нормативы и правила, относятся:
- участки территорий объектов органов государственной власти Российской Федерации, представительств субъектов Российской Федерации, представительств иностранных государств в городе Москве;
- территории историко - культурного назначения, в том числе федерального значения;
- особо охраняемые природные территории и другие территории природного комплекса, в том числе федерального значения;
- территории, подверженные опасным воздействиям природного и техногенного характера;
- территории градостроительного развития, предназначенные в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы для осуществления городских программ в области градостроительства.

Статья 6. Порядок разработки, согласования, утверждения, изменения, введения в действие градостроительных нормативов и правил города Москвы

1. Градостроительные нормативы и правила города Москвы разрабатываются органом архитектуры и градостроительства города Москвы в соответствии с федеральным законодательством, законодательством города Москвы и Генеральным планом развития города Москвы.
2. Проект градостроительных нормативов и правил города Москвы до их утверждения подлежит государственной экологической экспертизе, обязательному согласованию со специально уполномоченными органами по природопользованию и охране окружающей среды, государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, охраны памятников истории и культуры, санитарно - эпидемиологического надзора, государственной противопожарной службы и другими органами исполнительной власти.
3. Градостроительные нормативы и правила, устанавливающие на жилых территориях требования к плотности улично - дорожной сети, плотности застройки, требования к размещению и доступности остановок пассажирского транспорта общего пользования, мест для постоянного и временного хранения индивидуальных автомобилей, социально значимых объектов обслуживания, требования к обеспеченности жилых территорий участками зеленых насаждений, участками социально значимых объектов обслуживания, участками для постоянного и временного хранения индивидуальных автомобилей, а также нормативы и правила, устанавливающие требования к организации общественных пространств, специальные градостроительные нормативы и правила, указанные во втором, третьем и четвертом дефисах части 2 статьи 5 настоящего Закона, за исключением нормативов и правил, указанных в части 9 настоящей статьи, утверждаются Правительством Москвы в качестве временных и действуют не более двух лет до их принятия законами города Москвы, проекты которых вносит Мэр Москвы. Изменения градостроительных нормативов и правил, принятых законами города Москвы, могут осуществляться только на основании актуализации Генерального плана развития города Москвы.
4. Градостроительные нормативы и правила, за исключением указанных в частях 3 и 9 настоящей статьи, утверждаются Правительством Москвы.
5. Утвержденные градостроительные нормативы и правила города Москвы, изменения градостроительных нормативов и правил города Москвы подлежат опубликованию.
6. Градостроительные нормативы и правила города Москвы вводятся в действие со дня их опубликования.
7. Градостроительные нормативы и правила города Москвы представляются для регистрации в федеральный орган архитектуры и градостроительства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8. Порядок разработки, согласования, утверждения, изменения, введения в действие специальных градостроительных нормативов и правил для территорий объектов органов государственной власти Российской Федерации, представительств субъектов Российской Федерации, представительств иностранных государств в городе Москве, для территорий особого регулирования градостроительной деятельности федерального значения в городе Москве определяется соглашениями между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти города Москвы в соответствии с Договором о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы.
9. Порядок разработки, согласования, утверждения, изменения, введения в действие специальных градостроительных нормативов и правил города Москвы для объектов особого регулирования градостроительной деятельности федерального значения в городе Москве, указанных в первом, втором и третьем дефисах части 2 статьи 5 настоящего Закона, а также порядок разработки, согласования, утверждения, изменения, введения в действие градостроительных нормативов и правил города Москвы, касающихся предметов совместного ведения Российской Федерации и города Москвы, если нормативы и правила, касающиеся указанных предметов в силу особенностей территории города Москвы, не могут соответствовать действующим федеральным градостроительным нормативам и правилам, устанавливается на основании федерального законодательства и Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города федерального значения Москвы.

Статья 7. Контроль за соблюдением градостроительных нормативов и правил города Москвы при осуществлении градостроительной деятельности

1. Контроль за соблюдением градостроительных нормативов и правил города Москвы осуществляется при разработке и согласовании градостроительной и проектной документации, при оформлении разрешений на строительство и реконструкцию градостроительных объектов.
2. Указанный выше контроль осуществляется органом по архитектуре и градостроительству города Москвы, органом государственной экспертизы градостроительной и проектной документации города Москвы, специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей среды, по охране памятников истории и культуры, санитарно - эпидемиологическому надзору, органами государственной противопожарной службы, архитектурно - строительного надзора, иными уполномоченными государственными органами контроля и надзора в соответствии с законодательством и в пределах их компетенции.

Статья 8. Мониторинг градостроительных нормативов и правил города Москвы

1. Мониторинг градостроительных нормативов и правил в городе Москве является составной частью мониторинга объектов градостроительной деятельности и мониторинга реализации Генерального плана развития города Москвы, осуществляемого органом архитектуры и градостроительства города Москвы в соответствии с пунктом 9 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Предметом мониторинга является оценка соответствия фактического состояния и изменений состояния объектов градостроительной деятельности градостроительным нормативам и правилам города Москвы, градостроительным нормативам и правилам федерального уровня.
2. Данные мониторинга с предложениями по изменению использования территории и реконструкции застройки, реконструкции, ликвидации градостроительных объектов, состояние которых не соответствует требованиям градостроительных нормативов и правил, по разработке необходимой градостроительной документации, а также по изменению действующих градостроительных нормативов и правил города Москвы представляются органом архитектуры и градостроительства города Москвы не реже одного раза в четыре года в Правительство Москвы в форме аналитического доклада.

Статья 9. Правовые последствия нарушения градостроительных нормативов и правил города Москвы

1. Градостроительная документация, исходно - разрешительная документация, проектная документация, выполненная с нарушением градостроительных нормативов и правил города Москвы, не подлежит согласованию органами, организациями, осуществляющими согласование, экспертизу указанной документации.
2. Должностные лица органа архитектуры и градостроительства города Москвы в пределах их компетенции принимают решение о приостановлении или прекращении градостроительной деятельности, осуществляемой с нарушением градостроительных нормативов и правил в порядке, установленном федеральным законодательством.
3. Градостроительный объект, построенный, реконструированный с нарушением градостроительных нормативов и правил города Москвы, может быть признан самовольной постройкой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
4. Участники градостроительной деятельности, указанные в части 2 статьи 3 настоящего Закона, несут ответственность за нарушение градостроительных нормативов и правил города Москвы в соответствии с федеральным законодательством и законодательством города Москвы.

Статья 10. Введение в действие настоящего Закона

Настоящий Закон вводится в действие в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
3 октября 2001 года N 64

0

Оставить комментарий


О градостроительных нормативах и правилах города Москвы

ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ

О ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗОНИРОВАНИИ ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ

(в ред. Законов г. Москвы от 01.12.1999 N 41,
от 12.02.2003 N 5, от 27.04.2005 N 14)

Настоящий Закон является частью градостроительного законодательства города Москвы, устанавливает назначение градостроительного зонирования территории города Москвы, типы функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, порядок разработки и утверждения документации по градостроительному зонированию, а также порядок ее применения при осуществлении градостроительной деятельности в городе Москве.

Статья 1. Градостроительное зонирование территории города Москвы

Градостроительное зонирование территории города Москвы (далее - градостроительное зонирование) - установление обязательных требований к функциональному использованию (функциональному назначению), застройке (строительному назначению), ландшафтной организации (ландшафтному назначению) планировочных районов, кварталов, участков территории города.
Установленные градостроительным зонированием требования распространяются на все объекты недвижимости независимо от форм собственности на указанные объекты, а также сохраняют действие при перемене собственника, владельца, пользователя, арендатора недвижимого имущества.
(часть 2 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Градостроительное зонирование осуществляется на основе нормативных правовых актов Российской Федерации, настоящего Закона и иных нормативных правовых актов города Москвы.
Градостроительная деятельность, противоречащая установленному функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, запрещается.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
- государственный градостроительный кадастр - государственная информационная система сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости. Планировочными единицами государственного градостроительного кадастра города Москвы являются планировочный район, квартал, участок территории;
- планировочный район - часть территории города Москвы, ограниченная границами территориальных единиц города Москвы, красными линиями магистральных улиц, другими границами. Планировочный район включает в себя несколько кварталов, а в отдельных случаях - один квартал;
- квартал - часть территории города Москвы в пределах планировочного района, ограниченная красными линиями улиц и переулков, другими границами. Квартал включает в себя несколько участков территории, а в отдельных случаях - один участок территории;
- участок территории - часть территории города Москвы в пределах квартала, ограниченная границами земельного участка, другими границами;
- устойчивое развитие города Москвы - развитие города при осуществлении градостроительной деятельности в целях обеспечения градостроительными средствами благоприятных условий проживания населения, в том числе ограничение вредного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую природную среду и ее рациональное использование в интересах настоящего и будущего поколений;
- функциональное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип функционального назначения указанной территории, характеризуемый разрешенным использованием земельных участков и расположенных на них объектов недвижимости;
- строительное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип застройки, характеризуемый показателями плотности застройки и высоты зданий и сооружений в пределах указанной территории;
- ландшафтное назначение планировочного района (квартала, участка территории) - установленный тип организации поверхности земли, характеризуемый соотношением площадей застроенной поверхности, поверхности с растительным покровом, незастроенной поверхности с искусственным покрытием в пределах указанной территории.

Статья 3. Типы функционального назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы функционального назначения участков территории:
- природные (А), в том числе природоохранные (А1) и природно-рекреационные (А2);
- общественные (Б), в том числе административно-деловые (Б1), учебно-образовательные (Б2), торгово-бытовые (Б3), культурно-просветительные (Б4), спортивно-рекреационные (Б5), лечебно-оздоровительные (Б6), учебно-воспитательные (Б7);
- жилые (В), в том числе многоквартирных жилых домов (В1) и индивидуальных жилых домов (В2);
- производственные (Г), в том числе промышленные (Г1), коммунально-складские (Г2), жилищно-коммунальные (Г3) и специального назначения (Г4).
Виды разрешенного использования земельных участков и объектов недвижимости, относящихся к указанным в части 1 настоящей статьи типам функционального назначения участков территории, устанавливаются Правительством Москвы.
Указанные в скобках в части 1 настоящей статьи буквенные и цифровые обозначения используются в документации по градостроительному зонированию для обозначения типов функционального назначения участков территории.

Статья 4. Типы функционального назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы функционального назначения кварталов и планировочных районов, представляющие собой комбинации участков территории разных типов функционального назначения, и их обозначения:
- природные (А);
- общественные (Б);
- жилые (В);
- производственные (Г);
- общественно-жилые (БВ);
- общественно-производственные (БГ);
- производственно-жилые (ГВ);
- природно-общественные (АБ);
- природно-жилые (АВ);
- природно-производственные (АГ);
- природно-общественно-жилые (АБВ);
- природно-общественно-производственные (АБГ);
- природно-производственно-жилые (АГВ);
- общественно-производственно-жилые (БГВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов функционального назначения, если более 25 процентов его площади занимают участки каждого из обозначенных в скобках типов функционального назначения участков территории, указанных в статье 4 настоящего Закона, а участки каждого из остальных типов занимают менее 25 процентов площади района.
Для каждого типа функционального назначения квартала, планировочного района устанавливаются следующие непрофильные типы функционального назначения участков территории, обозначения которых даны в квадратных скобках:
- природные (А) - [Г1 и Г2]
- общественные (Б) - [Г1 и Г4]
- жилые (В) - [Г1, Г2 и Г4]
- производственные (Г) - [Б6 и Б7]
- общественно-жилые (БВ) - [Г1 и Г4]
- общественно-производственные (БГ) - [В2 и Б7]
- производственно-жилые (ГВ) - [Б6]
- природно-общественные (АБ) - [Г1 и Г2]
- природно-жилые (АВ) - [Г1 и Г2]
- природно-производственные (АГ) - [Б6 и Б7]
- природно-общественно-жилые (АБВ) - [Г1]
- природно-общественно-производственные
(АБГ) - [Б7]
- природно-производственно-жилые (АГВ) - [Б6]
- общественно-производственно-жилые (БГВ) - [В2]
Наличие в границах квартала, планировочного района участков непрофильных типов допускается, если все участки непрофильных типов занимают в сумме менее 10 процентов площади квартала, планировочного района.

Статья 5. Типы строительного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по плотности застройки и их обозначения:
- низкоплотной застройки (I) с допустимой плотностью застройки не более 0,5;
- среднеплотной застройки (II) с допустимой плотностью застройки более 0,5 и не более 1,0;
- высокоплотной застройки (III) с плотностью застройки более 1,0.
Плотность застройки определяется как отношение общей площади поэтажных планов зданий, сооружений, расположенных на участке территории, к площади участка.
Устанавливаются следующие типы строительного назначения участков территории по высоте застройки и их обозначения:
- застройка с высотой не более 15 м (А);
- застройка с высотой не более 35 м (Б);
- застройка с высотой более 35 м (В).
Высота застройки участка определяется высотой основного объема наиболее высокого здания или сооружения, расположенного на участке, а в случае, когда основной объем указанного здания или сооружения не выявлен, - его максимальной высотой.

Статья 6. Типы строительного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы строительного назначения кварталов и планировочных районов с разной плотностью застройки и с разными комбинациями составляющих их участков разных типов высоты застройки и их обозначения:
- низкоплотной с высотой застройки не более 15 м (IА);
- среднеплотной с высотой застройки не более 15 м (IIА);
- высокоплотной с высотой застройки не более 15 м (IIIА);
- низкоплотной с высотой застройки не более 35 м (IБ);
- среднеплотной с высотой застройки не более 35 м (IIБ);
- высокоплотной с высотой застройки не более 35 м (IIIБ);
- низкоплотной с высотой застройки более 35 м (IВ);
- среднеплотной с высотой застройки более 35 м (IIВ);
- высокоплотной с высотой застройки более 35 м (IIIВ);
- низкоплотной с пониженной высотностью застройки (IАБ);
- среднеплотной с пониженной высотностью застройки (IIАБ);
- высокоплотной с пониженной высотностью застройки (IIIАБ);
- низкоплотной с контрастной высотностью застройки (IАВ);
- среднеплотной с контрастной высотностью застройки (IIАВ);
- высокоплотной с контрастной высотностью застройки (IIIАВ);
- низкоплотной с повышенной высотностью застройки (IБВ);
- среднеплотной с повышенной высотностью застройки (IIБВ);
- высокоплотной с повышенной высотностью застройки (IIIБВ).
Квартал, планировочный район относятся к одному из указанных выше типов, если:
- плотность застройки территории квартала, планировочного района соответствует показателям типов низкоплотной (I), среднеплотной (II), высокоплотной (III) застройки;
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- более одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района занимают участки каждого из типов высоты застройки, обозначенных буквами в скобках, а участки каждого из остальных типов высоты застройки занимают менее одной трети площади всех застраиваемых участков территории в границах квартала, планировочного района.

Статья 7. Типы ландшафтного назначения участков территории

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения участков территории, их обозначения и соответствующие им допустимые значения использования поверхностей земли - поверхностей под "подошвами" зданий, поверхностей с искусственным покрытием, поверхностей с растительным покровом и водных поверхностей в процентах (%) от площади участка:
- застроенные слабоозелененные (А): 10-100, 0-90, 0-30 (%);
- застроенные озелененные (Б): 10-70, 0-60, 30-70 (%);
- незастроенные слабоозелененные (В): 0-10, 60-100, 0-30 (%);
- незастроенные озелененные (Г): 0-10, 20-70, 30-70 (%);
- озелененные (Д): 0-30, 0-30, 70-90 (%);
- природные (Е): 0-10, 0-10, 90-100 (%).

Статья 8. Типы ландшафтного назначения кварталов и планировочных районов

Устанавливаются следующие типы ландшафтного назначения и обозначения кварталов и планировочных районов с разными комбинациями составляющих их участков разного типа:
- застроенные слабоозелененные (А);
- застроенные озелененные (Б);
- незастроенные слабоозелененные (В);
- незастроенные озелененные (Г);
- озелененные (Д);
- природные (Е);
- застроенные смешанные (АБ);
- незастроенные смешанные (ВГ);
- неурбанизированные смешанные (ДЕ);
- урбанизированные смешанные (А + Б, В + Г);
- частично урбанизированные смешанные (В + Г, Д + Е);
- контрастные смешанные (А + Б, Д + Е).
Квартал, планировочный район относится к одному из указанных выше типов, если более одной трети его площади занимают участки каждого из типов ландшафтного назначения, обозначенных буквами в скобках, а квартал, планировочный район урбанизированного, слабоурбанизированного, контрастного типов - если более одной трети его территории занимают суммы площадей каждой пары типов участков, обозначенных буквами и объединенных знаком "+" в скобках. При этом участки каждого из остальных типов занимают менее одной трети площади квартала, планировочного района.

Статья 9. Обязательные требования к установлению функционального, строительного, ландшафтного назначения территории

Установленный тип функционального, строительного, ландшафтного назначения территории не может противоречить режимам особой охраны особо охраняемых природных территорий, режимам регулирования градостроительной деятельности на территориях природного комплекса, режимам охраны памятников истории и культуры.
Часть исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 10. Виды документации по градостроительному зонированию

Назначение территории устанавливается документацией по градостроительному зонированию следующих видов:
- Генеральная схема градостроительного зонирования территории города Москвы (далее - Генеральная схема зонирования), устанавливающая функциональное, строительное, ландшафтное назначение планировочных районов на территории Москвы;
- схемы градостроительного зонирования территорий административных округов города Москвы (далее - схемы зонирования), устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение кварталов на территориях округов;
- планы градостроительного зонирования территорий районов города Москвы, территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы, устанавливающие функциональное, строительное, ландшафтное назначение участков территории.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
Документация по градостроительному зонированию должна содержать:
- характеристики устанавливаемого функционального, строительного, ландшафтного назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида;
- картографические материалы с нанесенными на них границами территориальных единиц города Москвы, единиц градостроительного кадастра с обозначениями устанавливаемого назначения единиц градостроительного кадастра, соответствующих документу данного вида.

Статья 11. Разработка и утверждение Генеральной схемы зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Генеральная схема зонирования является частью Генерального плана города Москвы, утверждается в составе Генерального плана города Москвы.
2. Правительство Москвы может вносить изменения в Генеральную схему зонирования, не противоречащие градостроительным требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 12. Разработка и утверждение схем зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Схема зонирования является частью градостроительного плана развития территории административного округа, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии с Генеральной схемой зонирования в составе градостроительного плана развития территории административного округа в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки схем зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденную им ранее Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".

Статья 13. Разработка и утверждение планов зонирования

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. План зонирования является частью градостроительного плана развития территории района города Москвы, частью проекта планировки, разрабатывается и утверждается Правительством Москвы в соответствии со схемой зонирования соответствующего административного округа города Москвы в порядке, установленном Законом города Москвы от 2 апреля 2003 года N 20 "О порядке градостроительного планирования развития территорий административных округов, районов города Москвы".
2. По результатам разработки планов зонирования Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденные ранее схемы зонирования, в Генеральную схему зонирования, не противоречащие требованиям к использованию и застройке территории города Москвы, установленным Законом города Москвы "О Генеральном плане города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы)".
3. По результатам разработки плана зонирования территории квартала, микрорайона, другой части территории, расположенной на территории района города Москвы, Правительство Москвы может вносить изменения в утвержденный ранее план зонирования территории района Москвы.
4. Для целей разработки планов зонирования типы функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории, установленные статьями 3, 5 и 7 настоящего Закона, могут быть детализированы путем выделения в каждом из указанных выше типов соответствующих им видов функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории. Виды функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территории и соответствующие им характеристики устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Москвы.

Статья 14. Разработка и утверждение планов градостроительного зонирования территорий планировочных районов, кварталов, иных частей территории Москвы.

Исключена. - Закон г. Москвы от 27.04.2005 N 14.

Статья 15. Обязательные требования к разработке документации по градостроительному зонированию

Документация по градостроительному зонированию до ее утверждения подлежит:
- публикации и общественному обсуждению с участием жителей Москвы и иных заинтересованных лиц в составе градостроительных планов развития территориальных единиц города Москвы в соответствии с законодательством;
- государственной экологической экспертизе;
- согласованию со специально уполномоченными государственными органами по охране окружающей природной среды, по охране и использованию памятников истории и культуры, по земельным отношениям.
Выполнение указанных требований обеспечивают заказчик и разработчик документации по градостроительному зонированию.

Статья 16. Мониторинг и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением

Мониторинг (наблюдение) и контроль за использованием территорий в соответствии с их назначением, установленным документацией по градостроительному зонированию, осуществляют орган Московской городской администрации по архитектуре и градостроительству, иные уполномоченные органы городской администрации, а в части требований, установленных планами зонирования территорий районов Москвы, также районные Управы.
Порядок мониторинга и контроля устанавливается Правительством Москвы.

Статья 17. Актуализация документации по градостроительному зонированию

(в ред. Закона г. Москвы от 27.04.2005 N 14)

1. Актуализация документации по градостроительному зонированию может осуществляться только в составе соответствующих работ по актуализации Генерального плана развития города Москвы, градостроительных планов развития территорий административных округов, районов города Москвы, а также при корректировке утвержденных ранее проектов планировки.
2. Актуализация документации по градостроительному зонированию осуществляется в том же порядке, что и разработка и утверждение указанной документации.

Статья 18. Государственный учет документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения подлежат учету в государственном градостроительном кадастре территории города Москвы в порядке, установленном Правительством Москвы.

Статья 19. Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию

Утвержденная в установленном порядке документация по градостроительному зонированию, а также все внесенные в нее изменения должны быть опубликованы и доступны гражданам, юридическим лицам, органам власти и управления всех уровней.
(в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Информирование об утвержденной документации по градостроительному зонированию, а также о всех внесенных в нее изменениях осуществляют Правительство Москвы, префекты административных округов, главы районных Управ.

Статья 20. Разрешение на осуществление градостроительной деятельности

Разрешение на размещение, строительство, реконструкцию объектов, благоустройство территории, использование в этих целях земельных участков выдается уполномоченными органами Московской городской администрации в соответствии с утвержденной документацией по градостроительному зонированию.
Устанавливаемые разрешительной документацией характеристики объекта строительства (реконструкции) и требования к использованию земельного участка не могут противоречить функциональному, строительному, ландшафтному назначению территории, установленному утвержденной документацией по градостроительному зонированию.

Статья 21. Меры стимулирования требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда утвержденная документация по градостроительному зонированию требует изменения существующего использования территорий, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством применять следующие меры стимулирования землепользователей, обладателей иных вещных прав к осуществлению указанных выше изменений:
- устанавливать понижающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
- предоставлять налоговые кредиты;
- предоставлять гарантии под поручительство города Москвы для исполнения обязательств перед третьими лицами;
- оказывать иные виды поддержки со стороны города Москвы.

Статья 22. Меры принуждения к осуществлению требуемых изменений использования территорий

В случаях, когда землепользователи, обладатели иных вещных прав отказываются от осуществления изменений существующего использования территорий, требуемых утвержденной документацией по градостроительному зонированию, Московская городская администрация может в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы применять к указанным выше лицам следующие меры:
- устанавливать повышающие поправочные коэффициенты к ставкам арендной платы за землю и иное недвижимое имущество;
(дефис 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
- применять штрафные санкции;
- требовать в судебном порядке возмещения вреда, причиненного при использовании территории, противоречащем требованиям градостроительного зонирования;
- прекращать действие договоров аренды земельных участков, осуществлять изъятие земельных участков;
- применять иные законные способы воздействия.

Статья 23. Особенности реализации изменений функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, являющихся объектами городских государственных градостроительных программ

Планировочные районы, кварталы, иные части территории города Москвы, для которых Генеральной схемой зонирования, схемой зонирования предусмотрены изменения типа функционального, строительного, ландшафтного использования на иной тип, могут быть по решению органов государственной власти города Москвы и в соответствии с законодательством Москвы объявлены объектами городских государственных градостроительных программ.
(в ред. Закона г. Москвы от 12.02.2003 N 5)
В указанных выше случаях арендатор земельного участка, собственник недвижимого имущества может по соглашению с Правительством Москвы принять участие в выполнении городской государственной программы на условиях, установленных договором между собственником или арендатором и Правительством Москвы.
В случае отказа собственника или арендатора от участия в выполнении городской государственной программы и при условии, что расположенные на участке территории объекты препятствуют выполнению городской государственной программы, участок территории и (или) находящиеся на нем объекты могут быть выкуплены городом Москвой, а договоры аренды - расторгнуты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Порядок осуществления градостроительной деятельности на территориях, являющихся объектами городских государственных программ, устанавливается законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы.

Статья 24. Особенности применения документации по градостроительному зонированию на территориях памятников истории и культуры, особо охраняемых природных территориях

Если на территории (или на части территории) памятника истории и культуры, его охранной зоны, особо охраняемой природной территории в соответствии с законодательством установлены более конкретные требования и показатели функционального, строительного, ландшафтного назначения территории, чем требования и показатели, определяемые типами функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, то в этом случае действуют указанные выше более конкретные требования и показатели. В иных случаях действуют требования и показатели, устанавливаемые документацией по градостроительному зонированию.

Статья 25. Особенности изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения участков территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности

Изменения функционального, строительного, ландшафтного назначения территорий, на которых расположены объекты, выполняющие функции столицы, объекты федеральной собственности, осуществляются по согласованию с органами государственной власти Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 "О статусе столицы Российской Федерации" (в редакции от 18 июля 1995 года), иными федеральными законами и законами города Москвы.

Статья 26. Ответственность за нарушение документации по градостроительному зонированию

Должностные лица, предоставившие земельные участки для осуществления градостроительной деятельности с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несут дисциплинарную или административную ответственность в соответствии с федеральными законами и законами города Москвы.
(часть 1 в ред. Закона г. Москвы от 01.12.1999 N 41)
Разработчик градостроительной, проектной документации, разработавший указанную документацию с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, несет административную ответственность в соответствии с законами Российской Федерации и законами города Москвы, а также может быть лишен лицензии в соответствии с законодательством.
Привлечение виновных в указанных нарушениях к ответственности не освобождает их от возмещения причиненного вреда.
Здание или сооружение, созданное или строящееся с нарушением утвержденной документации по градостроительному зонированию, является в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации самовольной постройкой и подлежит сносу за счет лица, осуществляющего самовольную постройку, кроме случая, указанного в последней части настоящей статьи. Лицо, осуществившее самовольную постройку, обязано по решению суда возместить вред, причиненный самовольной постройкой.
Здание или сооружение, строящееся в нарушение установленного функционального назначения территории, может быть по решению суда перепрофилировано в процессе строительства с учетом утвержденной документации по градостроительному зонированию.

Статья 27. Разрешение споров по вопросам градостроительного зонирования

Споры по вопросам градостроительного зонирования рассматриваются органами исполнительной власти города Москвы, судом в пределах их компетенции.
Утвержденная документация по градостроительному зонированию может быть обжалована в судебном порядке.
Споры по вопросам соответствия проектной и разрешительной документации утвержденной документации по градостроительному зонированию разрешаются уполномоченными органами Московской городской администрации, главами районных Управ либо судом.

Статья 28. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу в соответствии с Законом города Москвы от 14 декабря 1994 года N 22 "О законодательных актах города Москвы".
Генеральные схемы функционального, строительного, ландшафтного зонирования территории Москвы, утвержденные Правительством Москвы, действуют до вступления в силу закона города Москвы о Генеральном плане развития Москвы.

Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
9 декабря 1998 года N 28

0

Оставить комментарий