Граждане получат возможность официально договариваться о сохранении своих жилищ, которым выпала судьба оказаться на пути крупных строек: дорог, трубопроводов и т.п. Соответствующий законопроект Госдума готовит ко второму чтению.
Шанс остаться на земле будет у тех домов, что попали в особую зону, прилегающую к каким-то важным объектам. Например, нефтепроводам. Или, скажем, аэродромам. Можно представить ситуацию: линия дач вдруг оказалась на обочине строящейся большой дороги. Надо ли дачникам обязательно съезжать, если по закону им надо съезжать? В случае принятия закона появится повод для дискуссий и поиска инженерных решений. Такие поправки в Земельный кодекс предложило внести правительство России. Документ уже принят Госдумой в первом чтении.
Как пояснил председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев, проектом регулируются отношения, возникающие в связи с установлением зон с особыми условиями использования территорий. "К таким зонам относятся, например, придорожные полосы автомобильных дорог, охранная зона железных дорог, охранная зона линий связи, - говорит он. - В границах таких зон нельзя строить дома, жить, заниматься хозяйственной деятельностью и тому подобное". Он подчеркнул, что законопроект совершенствует правовые процедуры, и в первую очередь повышает защиту прав граждан.
В свою очередь, разработчики проекта обращают внимание, что предлагаемые нормы вводятся в том числе "для минимизации случаев сноса объектов капитального строительства и споров о законности их постройки". Проще говоря, планируется не разрушать построенное, а как-то обходить и защищать. Для этого потребуются какие-то инженерные решения. Конечно, спасти дом получится не всегда. Однако важ-но, что закон будет допускать такую возможность в принципе. Как пояснил вице-президент Гильдии российских адвокатов, заведующий Бюро адвокатов "Де-юре" Никита Филиппов, соглашение будет заключаться, с одной стороны, владельцами земельных участков, с другой - компаниями и лицами, в чьих интересах строится объект.
Допустим, газовая компания проводит трубопровод. Или госкомпания решила построить платную автодорогу. Вот и сядут за один стол дачники и газовики. Или дорожники.
По словам Никиты Филиппова, право заключать соглашения будет действовать не только при строительстве дорог и газопроводов. Предлагаемые нормы распространяются на охранные зоны железных дорог, объектов электроэнергетики, трубопроводов, военных объектов, объектов культурного наследия и других зон, перечисленных в Земельном кодексе.
Не подпадут под действие правила "сносить нельзя, договориться" санитарно-защитные зоны, зоны наблюдения, зоны безопасности с особым правовым режимом, охранные зоны объектов инфраструктуры метрополитена.
Также адвокат обращает внимание, что нормы, предусматривающие возможность заключения соглашения, не содержат каких-то особых правил. Лишь определяется, что расходы на технические решения, позволяющие обеспечить безопасность как строящихся объектов, так и объектов, попадающих в зону с особыми условиями использования территории, могут быть возложены как на тех, кто строит, так и на тех, кто живет. Или платить будут обе стороны пополам. Все это предмет договора.
Иными словами, у людей будет широкое пространство для маневра. Допустим, дачник скажет: нравится мне это место, не хочу уезжать, готов заплатить, чтобы вы меня не трогали. Или компания пойдет навстречу человеку и выделит средства. Допустим, какие-то щиты закроют дом. Или те же самые щиты поставят вокруг объекта. Или трубу поднимут чуть выше. Или она обогнет дом. Все - обсуждаемо.
"Отсутствие каких-либо императивных норм позволяет сделать вывод о том, что такие соглашения будут подчиняться общим правилам гражданского законодательства, то есть нельзя обязать заключить такое соглашение, стороны могут как договориться, так и отказаться от переговорного процесса, - говорит Никита Филиппов. - Таким образом, для владельцев участков и объектов недвижимости, подпадающих в границы зоны с особыми условиями использования территории, предлагаемое законопроектом соглашение может стать альтернативой изъятию участков и объектов на них".
Кроме того, он отмечает, что законодательное регулирование зон с особыми условиями использования территории грешит множеством исключений из правил, поэтому к каждой конкретной ситуации необходимо подходить отдельно.
"Например, если гражданин на своем приусадебном участке возвел дачу, а сам участок находится в границах приаэродромной территории, снос такой дачи прямо запрещен законом, - рассказывает Никита Филиппов. - И даже если есть судебное решение о признании такой дачи самовольной постройкой и ее сносе, но это решение принято исключительно в связи с несоответствием требований по этажности или высоте, законом также предусмотрен запрет на снос такой дачи".