29 июня 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. № 518-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", которым установлен порядок выявления правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости (подробно о нем мы рассказывали ранее).
В связи с этим Росреестр разъяснил следующее (Информация Росреестра от 29 июня 2021 г.).
Реализацией закона займутся органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никаких действий со стороны правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости не потребуется.
Муниципалитеты самостоятельно проанализируют сведения в своих архивах, запросят информацию в налоговых органах, ПФР России, органах внутренних дел, органах записи актов гражданского состояния, у нотариусов и т.д. В случае выявления собственников ранее учтенных объектов муниципалитеты проинформируют их об этом по электронной почте и самостоятельно направят в Росреестр заявления о внесении в ЕГРН соответствующих сведений.
Также закон предполагает возможность снятия с кадастрового учета прекративших существование зданий и сооружений. Это будет осуществляться на основании подготовленного уполномоченным органом акта осмотра такого объекта без привлечения кадастрового инженера.
Росреестр подчеркивает, что реализация закона не повлечет за собой никаких санкций (штрафов) в отношении правообладателей ранее учтенных объектов, поскольку государственная регистрация ранее возникших прав не является обязательной и осуществляется по желанию их обладателей. В частности, поясняет ведомство, правообладатель ранее учтенного объекта по желанию может сам обратиться в Росреестр с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права. В этом случае ему нужно прийти в МФЦ с паспортом и правоустанавливающим документом, а также написать соответствующее заявление. Госпошлина за государственную регистрацию возникшего до 31 января 1998 г. права гражданина на объект недвижимости не взимается.
Действие нового закона распространяется в том числе на ранее учтенные объекты недвижимости на территориях Республики Крым и города Севастополя, где действуют определенные особенности правового регулирования имущественных и земельных отношений.
Ведомство отмечает, что причиной отсутствия в ЕГРН актуальных сведений о правообладателях объектов недвижимости является отсутствие в правоустанавливающих (правоудостоверяющих) документах сведений о правообладателях в объеме, позволяющем однозначно определить владельца объекта (например, реквизиты документа, удостоверяющего личность), а также отсутствие волеизъявления правообладателя такого объекта на регистрацию прав на него. Это, как ранее поясняли разработчики рассматриваемого закона, затрагивает интересы как самих правообладателей, так и государства, поскольку отсутствие соответствующих сведений препятствует уплате имущественных налогов.