Жилищный вопрос – самый больной для многих поколений россиян. Отдельная квартира – главная ценность практически любой российской семьи. Ее утрата – настоящая трагедия, а обретение – великое счастье. И зачастую семейные споры из-за квадратных метров драгоценной жилплощади превращают когда-то самых близких людей в непримиримых врагов.
Старое советское законодательство по жилью действовало очень долго, вплоть до 2005 года и никак не защищало владельцев квартир, поскольку вообще не признавало института собственности. Например, «приезжая» жена могла прописаться в квартиру мужа-москвича, а после развода – остаться жить в его квартире. Понятно, что жизнь разведенной пары становилась кошмаром, и приходилось волей-неволей что-то придумывать, как-то делить метры, чтобы, наконец, расстаться с бывшей половиной уже и фактически, а не только юридически.
На помощь собственникам жилья пришел принятый пять лет тому назад новый, «капиталистический» Жилищный Кодекс. Так, статья 31 ЖК регулирует права и обязанности членов семьи собственника жилья, которые вместе с ним в данной квартире (доме, комнате) и проживают. И если семейные отношения между этими «сожителями» прекращаются (то есть, читай, - состоялся развод), то право пользования данным жилым помещением за бывшими уже членами семьи собственника не сохраняется. То есть – пошли вон.
На практике получается так, что если муж-собственник жилья захочет продать квартиру, в которой прописаны его бывшая жена и его дети (не являющиеся собственниками), то ничто не помешает ему это сделать. Жена и дети автоматически окажутся на улице. В лучшем случае им, в процессе судебного разбирательства, удастся отодвинуть срок выселения на определенный судом срок, до того времени пока будет найдено другое жилище. Очень похоже, что законодатели, защищая собственника, от охотников за его жилищем, вместе с водой выплеснули и ребенка. В буквальном смысле слова. То есть – детей этого собственника.
Наиболее уязвимы на сегодня именно женщины – бывшие жены с детьми. Но справедливости ради заметим, что бывает и наоборот, когда жена выставляет мужа за дверь вместе с потомством. Так что самая страдающая сторона в квартирных семейных конфликтах, скорее, – дети.
И хотя три года назад Верховный Суд, проанализировавший судебную практику, заявил о том, что дети собственника жилья должны пользоваться квартирой в силу установлений Семейного Кодекса, случаи выселений все равно продолжились.
Впрочем, у нас есть еще и Конституционный суд, куда дошла жалоба женщины, пострадавшей от подобной ситуации. Ее дочка оказалась на улице, потому что муж, мотающий срок за уклонение от алиментов(!), продал квартиру. Конституционный суд рассматривал это дело буквально на днях – в пятницу 14 мая, но свой вердикт еще не огласил.
Но мы пока можем спросить у людей – как они к этому относятся? Насколько справедливо такое отношение к бывшим членам семьи хозяина квартиры, журнал Metrinfo.ru узнал с помощью социологического опроса.
«Пять лет назад был принят закон, по которому собственник квартиры получил право продать жилье и выселить членов своей семьи без их согласия. Слышали ли Вы об этом?» – такой вопрос мы задали жителям столицы.
Как показали их ответы, 42% москвичей знают о том, что бывшие члены семьи должны освободить квартиру после развода. Но все же большинство горожан оказались не информированными о содержании статей Жилищного Кодекса, поэтому ответ «нет» дали 58% респондентов.
Когда же вопрос был задан так: «Как вы считаете, справедливо ли такое изменение в законе по отношению к бывшим членам семьи владельца жилья?», ответы москвичей разделились.
«Однозначно несправедливо» - уверена самая большая группа опрашиваемых – 36%.
«Скорее несправедливо», - еще 17% москвичей.
«Однозначно справедливо», считает 8% горожан.
«Скорее справедливо, чем нет» - еще 9% респондентов.
«В зависимости от ситуации», - сказали нам 12% участников опроса.
18% респондентов не смогли определиться и выбрали вариант «затрудняюсь ответить».
Когда мы объединили группы со сходной точкой зрения, то получилась следующая картина. Большинство москвичей (53%) считают, что несправедливо людей, которые недавно были членами семьи собственника жилья, после расторжения брака выгонять из квартиры. Свою позицию они объясняли разными причинами.
Одна группа опрашиваемых говорила о том, что негоже делать своих родственников бомжами: «нельзя людей выгонять на улицу, надо разменивать, либо предоставлять им другое жилье», «где же жить этим людям, ведь у них нет другой жилплощади?». Люди особенно подчеркивали нарушенные права детей: «если собственник имел жилье до брака, он может выселить жену, но, ни в коем случае, - детей», «может быть это справедливо для жены или мужа, но дети не могут быть бывшими членами семьи», «ребенок имеет такие же права, как и собственник жилья». Представители этой группы также уверены в том, что при разводе права на жилье должны быть у всех: «супруги поровну должны все делить и иметь одинаковые права», «такое может случиться с каждым. И семья может разрушиться и через 20-30 лет. Но все члены семьи имеют право на свою часть».
Еще один аргумент – законодательство должно быть гуманным: «несправедливо с моральной точки зрения», «законы принимаются для людей, поэтому они должны быть человечные». Наконец, подчеркивали, что в нашей стране очень часто страдающей стороной оказывается именно бывшая жена: «получается, что женщина с ребенком не защищена совсем».
Закон поддержало 17% респондентов. Познакомимся с их аргументами. Как оказалось, сторонники выселения «бывших» считают, что главная задача закона - защитить права собственников, поскольку «сейчас много людей пытается любыми способами прописаться и потом завладеть квартирой». Процитируем одного из рьяных приверженцев закона: «выскажусь от имени мужского населения в его защиту. Суд всегда на стороне женщин. Но многие мужчины заводят семью, уже имея квартиру. И если брак распадается, с какой стати она должна делиться? А настоящий мужик обязательно не оставит без внимания своих детей».
Впрочем, в этой группе присутствовали люди, которые неоднозначно оценивали действие закона. Они говорили, что это «справедливо по отношению к бывшим супругам, но не справедливо по отношению к детям - они не должны оказаться бездомными», «наполовину справедливо, наполовину нет. Я сама собираюсь разводиться с мужем и его выселять».
Напомним, что 12% опрошенных нами москвичей говорили о том, что все зависит от конкретной ситуации. Они считают, что выселение возможно в определенных обстоятельствах: «нельзя бесчеловечно относиться к своей семье. Но в некоторых ситуациях, когда встречаются непорядочные люди, это справедливо», «человеку, который изменяет жене, тут не место».
Когда же москвичей спросили, - какие можно было бы сделать изменения, дополнения в законе, чтобы были соблюдены права и собственника жилья и членов его семьи? – рекомендации прозвучали самые разные.
Люди заявили, что права должны быть у каждого члена семьи. Они предложили «включить в закон права членов семьи хотя бы на минимальном уровне», «поделить поровну стоимость квартиры между всеми проживающими», «уравнять права».
Они также подчеркивали, что в законах нужно закрепить права детей: «ребенок должен в случае его выписки быть обеспечен хотя бы какой-то минимальной жилой площадью», «оставить обязательное право пользования жильем только за ребенком», «закрепить в законе пункт, согласно которому не подлежат выселению дети и родители собственника жилья».
Еще одно соображение - закон не должен допускать выселения на улицу, если людям негде жить, для чего наши респонденты предложили государству «предоставлять жилье хотя бы по принципу ипотеки».
Предложили участники опроса в законе отразить и такой момент, чтобы жилищный вопрос после развода решался с согласия членов семьи.
А также - учитывать семейный стаж и в зависимости от этого решать: «например, 10 лет проживания в браке жена имеет 10 процентов доли квартиры, 25 лет проживания - 50 доли квартиры, но дети имеют право на проживание постоянно» или «после развода жена (муж) имеет право на проживание, если брак был не менее 5 лет, дети имеют право на проживание и свою долю всегда».
Наконец, вспомнили и о брачном контракте, в котором необходимо прописывать все имущественные вопросы супругов.
Подведем итоги. Несколько менее половины участников опроса (42%) знают о том, что по законодательству бывшие члены семьи собственника жилья должны освободить квартиру после развода. Хотя большинство – 58% москвичей не в курсе того, что в Жилищном Кодексе РФ есть такие суровые статьи.
Но когда у людей поинтересовались, справедливо ли это, 53% респондентов ответили отрицательно. Согласны с действующим законом 17% горожан, еще 12% считают, что все зависит от ситуации, а 18% затруднились комментировать закон, ссылаясь на то, что не сталкивались с такой проблемой.
Люди считают, что для того, чтобы были соблюдены права и собственника жилья, и членов его семьи, необходимо внести в законодательство изменения, и основные из них звучат так: дать равные права всем членам семьи; закрепить права детей; не выселять бывших членов семьи, если им негде жить; учитывать при разделе имущества стаж семейной жизни; рекомендовать заключать брачный контракт, где все права в отношении недвижимости подкреплены договором.
Итак, как показало социологическое исследование, подавляющее большинство респондентов считают несправедливым выселять из квартиры бывших членов семьи собственника жилья.
Данные журнал Metrinfo.Ru получил с помощью телефонного опроса, проведенного по репрезентативной выборке. Она позволяет отразить мнение населения сколь угодно большого города и выдержать соотношение по полу и возрасту респондентов в зависимости от численности населения в округах Москвы. В опросе участвовали жители города трудоспособного возраста.