В Госдуму в среду были внесены поправки в УПК, согласно которым уже вынесенный приговор суда будет отменен в случае, если будет доказано, что он был вынесен на основе поддельных доказательств. Законопроект нацелен на более эффективную борьбу с рейдерскими захватами и другими видами мошенничества.
Поправки позволяют следователям, дознавателям, прокурорам и судьям инициировать пересмотр решений суда по гражданским делам или делам об административном правонарушении.
Поправки в УПК, которые подготовил глава комиссии Госдумы по законодательному обеспечению противодействия коррупции Алексей Волков, по сути, меняют на прямо противоположное содержание 90 ст. Уголовно-процессуального кодекса. Ее нынешняя редакция устанавливает, что обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.
По сути, действующая статья воспроизводит известный в юриспруденции «принцип преюдиции», который гласит, что по одному и тому же делу не может быть вынесено двух разных судебных вердиктов.
В гражданском праве России он до сих пор считался незыблемым, в то время как в уголовном праве разрешено пересматривать вынесенные ранее судебные решения. Это происходит в случае «вновь открывшихся обстоятельств», к которым, в том числе, относится и установление факта лжесвидетельства и подделки улик, которые легли в основу приговора.
«Нам нередко становится известно о случаях принятия судебных решений судов по гражданским делам, основанных на сфальсифицированных или недостоверных доказательствах. Но пересмотреть такие судебные решения уже нельзя, так как решения гражданских судов считаются истиной в последней инстанции», – заявил корреспонденту газеты ВЗГЛЯД Алексей Волков. По словам депутата, из-за этого юридического принципа многие дела о мошенничестве и рейдерском захвате невозможно пересмотреть, так как двух судебных решений по одному делу вынесено быть не может.
С принятием поправки у следственных органов появится четкий механизм отмены судебного решения. Для этого прокурорам или следователям нужно будет сперва доказать в суде недостоверность обстоятельств, учитывавшихся в предыдущем судебном процессе. Затем, имея решение суда о фальсификации доказательств, следователь направляет их в прокуратуру. В случае если поправка вступит в силу, то прокурор обязан будет «принять меры, направленные на отмену решения суда». Из смысла поправки следует, что отменить прежний вердикт сможет тоже только суд, но уже по инициативе прокуратуры.
При этом срок давности пересмотра судебного решения будет ограничен лишь соответствующим сроком давности по данным статьям УПК.
По мнению Волкова, счет подобных дел идет на сотни. Напомним, что подделка документов является одним из самых распространенных способов рейдерского захвата предприятий. Классическая схема – когда фальсифицируются сведения об учредителях компании и вносятся изменения по поводу генерального директора. В соответствии с поддельными документами им становится другой человек, часто подставное лицо. Он и принимает решение об отчуждении активов компании.
Газета «ВЗГЛЯД»