В будущем году россиянам предоставят безоговорочное право на компенсацию похищенных с банковских карт средств, однако, на то, чтобы оспорить операцию и вернуть деньги у клиентов будут только сутки.
Поправки о смягчении ответственности банков перед клиентами за мошеннические операции по картам в этом году не будут внесены в спорную девятую статью закона «О национальной платежной системе», рассказали «Коммерсанту» несколько источников на банковском рынке. Это подтвердил заместитель министра финансов Алексей Моисеев. «Надеюсь, что в следующем году мы вернемся к рассмотрению этого вопроса», - уточнил он.
Планировалось, что поправки будут внесены ко второму чтению законопроекта, регулирующего использование предоплаченных карт. В пятницу он был принят во втором чтении без каких-либо поправок к девятой статье. По сведениям издания, против выступило главное правовое управление (ГПУ) АП.
В результате статья вступит в силу с 1 января в ее текущей редакции. Это означает, что срок, который отводится законом клиенту банка для оспаривания операций по карте, не будет увеличен, как предлагалось поправками, с одного до 10 дней. Не будет установлен и срок возврата клиентам средств, утраченных по карте, он остается на усмотрение банков. Поправки предполагали, что возврат денег должен занимать от 30 до 60 дней в зависимости от вида операции.
Впрочем, вместе с этими проклиентскими поправками не прошло и одно критически важное для банков новшество. Недовольство ГПУ вызвала поправка, заменяющая обязанность банков информировать клиента об операциях по его карте на обязанность клиента интересоваться своими операциями в личном кабинете в интернет-банке, рассказал один из источников. По его словам, это предложение ГПУ сочло ущемляющим права граждан, поэтому решено было не менять девятую статью вовсе.
Неудивительно, что банкиры недовольны. Дело в том, что текущая редакция ст. 9 обязывает их безоговорочно — без проведения расследования — возвращать похищенные с карты клиента средства, в случае если он не был уведомлен об операции. В условиях, когда всю ответственность за неуведомление несет банк, возникает риск, что этим могут воспользоваться недобросовестные клиенты, указывают участники рынка.
«Это усложнит для розничных банков грядущий год, и так непростой из-за вступающих прочих регуляторных ужесточений, - отметил директор департамента банковских карт банка «Ренессанс Кредит» Владислав Вербин. - Банки до последнего надеялись на внесение поправок, которые бы сбалансировали девятую статью в части проведения расследования и выплат по инцидентам с картами». «Сейчас из ста заявлений на возврат средств удовлетворяются единицы, с 1 января мы будем возмещать потери по большинству споров», - пожаловался топ-менеджер банка из топ-100.
Банкиры надеются, что рано или поздно ст. 9 все-таки перепишут. «Скорее всего, это будет сделано после того, как станет понятно, по кому она ударит больнее: по клиентам, которые лишились полезных для себя поправок, или по банкам, которым придется активно выплачивать правомерные и неправомерные компенсации по картам», - считает топ-менеджер банка из топ-10.