Министерство юстиции разработало порядок изъятия у должников единственного жилья – поправки в Гражданский процессуальный и Семейный кодексы, а также в закон об исполнительном производстве опубликованы на портале раскрытия информации, пишут «Ведомости».
Согласно действующей норме, единственное жилье не может быть изъято за долги (кроме взятого в ипотеку). В мае 2012 года Конституционный суд подтвердил конституционность нормы, но рекомендовал ее корректировать: безусловный иммунитет на большое и дорогое жилье позволяет соблюсти интересы должника в ущерб интересам взыскателя.
По законопроекту Минюста изъять жилье можно, если оно более чем вдвое просторнее, чем социальная норма (в разных муниципалитетах – от 14 до 18 кв. м на члена семьи), а обязательства должника составляют более 5% стоимости жилья. Тогда по решению суда жилье выставляется на торги, из вырученных средств гасятся долги, остальное достается бывшему должнику, чтобы он купил жилье, удовлетворяющее социальным нормам. Если за три месяца после продажи старой квартиры должник не купил новую, деньги идут в бюджет муниципалитета, и он предоставляет нечто пригодное для проживания.
Правительство документ пока не обсуждало, знает федеральный чиновник, но называет подход Минюста понятным и адекватным. Трудности возникнуть могут, предвидит он: «Закон должен работать так, чтобы можно было и обратить взыскание на жилое помещение и не нарушить прав должника на жилище. Кто-то должен взять на себя обеспечение баланса интересов должника и кредитора: как определить, на квартиру в каком районе ему должны оставить денег, как произвести оценку, как продать». Чиновник, правда, уверен, что найти взвешенную форму удастся, пишет газета.