Верховный Суд РФ проанализировал практику рассмотрения судами в 2019-2021 гг. дел по спорам, связанным с признанием брака недействительным.
Изучение показало, что наибольшее количество дел данной категории было рассмотрено судами по основанию регистрации брака супругами или одним из них без намерения создать семью (фиктивный брак). В большинстве случаев такие иски предъявлялись супругом, полагавшим, что действия ответчика после вступления в брак свидетельствуют об отсутствии у него намерения создания семьи на момент регистрации брака. Кроме того, иски о признании брака недействительным заявлялись по указанному основанию также прокурором в интересах РФ, соответчиками по таким делам являлись российские граждане, заключившие за вознаграждение или без такового брак с гражданами иностранного государства, имеющие целью облегчение прохождения процедур, связанных с осуществлением миграционного контроля, получение разрешения на временное проживание в России, получение российского гражданства в упрощенном порядке.
В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению судами споров, связанных с признанием брака недействительным, Президиум ВС РФ утвердил рассматриваемый Обзор.
В Обзоре ВС РФ, в частности, напомнил, что требование о признании брака недействительным по основанию его фиктивности может быть заявлено только прокурором, а также не знавшим о фиктивности брака супругом. Наследники таким правом не обладают (Обзор судебной практики по делам о признании брака недействительным, утв. Президиумом Верховного суда РФ 14 декабря 2022 г.).
Если же брак заключен с нарушением требований ст. 14 Семейного кодекса, то есть вопреки указанным в ней препятствиям, наследники, считающие, что их права заключением этого брака нарушены, вправе требовать признания такого брака недействительным.
Также ВС РФ напомнил, что на требования о признании брака недействительным срок исковой давности не распространяется. Исключения составляют требования о признании брака недействительным в случае предъявления одним из супругов такого требования по основаниям сокрытия другим супругом от него (нее) наличия венерической болезни или ВИЧ-инфекции при вступлении в брак.
Помимо этого в Обзоре отмечается, что при признании брака недействительным добросовестность супруга (супруги), необходимость предоставления содержания, а также раздел совместно нажитого имущества устанавливаются судом только при заявлении таких требований сторонами. Если такие требования при разрешении спора о признании брака недействительным судом не разрешались, супруг, считающий себя добросовестным, вправе обратиться в суд с самостоятельными требованиями о признании права на получение содержания, разделе имущества, приобретенного совместно до признания брака недействительным.
Приведен в Обзоре целый ряд иных правовых позиций. В частности, указано, что:
- если к моменту рассмотрения дела о признании брака недействительным отпали те обстоятельства, которые в силу закона препятствовали его заключению, суд вправе признать такой брак действительным с момента его регистрации;
- поддельность подписи лица в заявлении о государственной регистрации заключения брака и поддельность его подписи в актовой книге являются основанием для исключения актовой записи о регистрации брака
- и др.