г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Проблемы в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих

Об актуальности проблемы жилищного обеспечения военнослужащих говорится достаточно много. Этот вопрос поднимается с 2004 года на заседании Госдумы, однако и на сегодняшний день обеспечение жильем военнослужащих является очень острой проблемой. А для 160 тыс. (примерно) семей она является крайне актуальной. Со слов депутатов, примерно 80 тыс. семей нуждаются в постоянном жилье, 50 тыс. - в служебном и около 31 тыс. - в улучшении жилищных условий (?).

Прошли три года с тех пор, как вступил в силу Федеральный закон «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» от 20 августа 2004 г. № 117-ФЗ (далее - Закон). Что ждет военнослужащих, которые подпадают под его действие? Какое влияние окажет созданная этим Законом накопительно-ипотечная система на жилищное обеспечение военнослужащих? Что ожидает военнослужащих, ставших участниками накопительно-ипотечной системы?

Установленный Законом принципиально новый порядок жилищного обеспечения военнослужащих предполагает что военнослужащий, прослужив 20 лет, приобретает право на получение некой суммы, которую он после увольнения (и прекращения права на служебное жилье) может использовать на приобретение собственного жилья. При этом размер получаемых им средств не зависит от состава семьи, имеющегося у военнослужащего жилья, места службы и планируемого места жительства после увольнения. По планам разработчиков 3акона предоставляемых военнослужащему средств должно будет хватить ему на приобретение квартиры общей площадью около 54 квадратных метров.

Казалось бы, все замечательно, но большинство военных юристов, анализирующих содержание Закона, высказывают серьезную обеспокоенность.

Несогласованность федерального закона «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» и Федерального закона «О статусе военнослужащих» (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 г. № 122-фЗ), а также то, что с помощью указанной формы решить проблему жилищного, обеспечения военнослужащих невозможно. Если годовой взнос государства, как следует из официальных источников, будет составлять 1 тыс. долл. В год тогда за 20 лет примерно 20 тыс. долл., в каком населенном пункте за эти деньги что-либо можно приобрести? В населенных пунктах, отдаленных от промышленных центров, куда добраться можно лишь на вертолете, за эти деньги можно приобрести шикарные апартаменты или их построить. Размер жилищных накоплений не учитывает разницу рыночных цен на жилые помещения в различных регионах России, помимо того, отмечает не заинтересованность военнослужащих, которые приобрели жилье в собственность в переезде к новому месту службы.

Добавлю, что:

  • размер жилищных накоплений не учитывает состав семьи военнослужащего;
  • военнослужащим не гарантируется возможность приобретения жилья по расчетным нормам, использовавшимся при подготовке Закона;
  • существенно сокращаются возможности приобретения жилья в крупных административных центрах без привлечения собственных или заемных средств;
  • не предусматривается возможность размещения средств жилищных накоплений непосредственно в программы, связанные со строительством жилья для военнослужащих;
  • необоснованно ограничено использование жилищных накоплений (не допускается приобретение строящегося жилья, а также использование указанных средств, для приобретения жилья через жилищно-строительные и иные кооперативы);
  • необоснованно лишены права на использование жилищных накоплений военнослужащие, увольняющиеся по истечение срока контракта или существенные и систематические нарушения в отношении военнослужащего условий контракта со стороны командования.

Например А.И. 3емлин, указывает, что предлагаемая система жилищного обеспечении военнослужащих «весьма напоминает в основных своих положениях программу пенсионной реформы, результаты которой более чем очевидны», полагает, что она «заведомо исключает возможность решения проблемы обеспечения жилой площадью военнослужащих в ближайшей перспективе и вызывает серьезные сомнения в ее реализации».

Многие юристы, отмечают предпосылки возникновения коррупции в жилищной сфере, так как предусмотренные ч. 2 ст. 4 Закона дополнительные выплаты военнослужащим, прослужившим от 10 до 20 лет, производятся «По решению Федерального органа исполнительной власти», что обусловливает зависимость такого решения от субъективного отношения должностных лиц, а, следовательно, способствует возникновению и распространению среди высших военных чинов взяточничества и «торговли влиянием».

Способен ли такой вариант жилищного обеспечения военнослужащих (и перспектива накопить за 20 лет службы сумму, примерно эквивалентную 30¬40 тыс. долл.) так же стимулировать их многолетнюю добросовестную службу, как выделяемые на реализацию Закона средства могут стимулировать участие в этой реализации коммерческих структур?

В Законе не содержится конкретных норм, защищающих право участников НИС на получение причитающихся им средств, в случае утраты этих средств одной или несколькими управляющими компаниями. Получение военнослужащим указанных средств фактически ставится в зависимость от состояния фондовых рынков и устойчивости банков, а также от успешности деятельности уполномоченных компаний, избранных специальным уполномоченным федеральным органом. www.russianrealty.ru/news/101935.phtml.

А еще зависит от человеческого фактора - все сотрудники этих кампаний оказались честными, добросовестными людьми, чтобы им в их нелегком деле всегда сопутствовала удача, чтобы их контрагенты всегда исполняли свои обязательства, чтобы фондовые и страховые рынки, банковские системы успешно развивались. И чтобы не было никаких дефолтов и прочих неприятных вещей все 20 лет (которые военнослужащий должен прослужить, чтобы «отработать право на квартиру. Иначе, прослужив добросовестно эти самые 20 лет, военнослужащий (а с ним и члены его семьи) может с удивлением узнать, что купить квартиру, на которую он рассчитывал все эти годы, ему не удастся.

Наверное, можно согласиться, с утверждавшими депутатами, что Закон позволит решить такую важную задачу, как «стабилизация и закрепление военных кадров, прежде всего офицерского корпуса, на основе стимулирования заинтересованности военнослужащих в продолжении военной службы.

Однако в реальности мы видим, что создаваемая накопительно-ипотечная система с таким количеством серьезных недостатков уже сейчас вызывает волну весьма обоснованной критики. И возникает сомнение в том, что такая форма жилищного обеспечения военнослужащих сможет стать одним из стимулов длительного прохождения военной службы.

Автор: Царихина-Фесенко Виктория Михайловна, юрист

Телефон: 8 (495) 740-55-17

Источник: Московские юристы

0

Оставить комментарий