г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Разъяснения Верховного Суда РФ об освобождении от ответственности, изменении и расторжении договоров в связи с эпидемией коронавируса

21 апреля 2020 года Президиумом Верховного Суда Российской Федерации был утвержден Обзор по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) №1 (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 21 апреля 2020 г.), который является, по сути, первым официальным и обязательным для судов документом о порядке применения норм российского законодательства в условиях охватившей нашу страну эпидемии коронавируса и принятых властями страны в связи с эпидемией карантинных мероприятий.

В указанном обзоре даны разъяснения по вопросам, связанным с применением процессуального, гражданского, уголовного, административного законодательства, а также законодательства о банкротстве.

Относительно исполнения договорных обязательств, а также к возможному изменению или расторжению договоров в связи с эпидемией коронавируса, наибольший интерес представляют ответы Верховного Суда Российской Федерации на Вопросы 7 и 8.

Эпидемия коронавируса, ограничительные меры и режим самоизоляции, как обстоятельства непреодолимой силы и основания для прекращения обязательств

Отвечая на Вопрос 7 относительно возможности признания эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ) или основанием прекращения обязательства в связи с невозможностью его исполнения (статья 416 ГК РФ), в том числе в связи с актом государственного органа (статья 417 ГК РФ), Верховный Суд Российской Федерации указал, в частности, нижеследующее:

“…признание распространения новой коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы не может быть универсальным для всех категорий должников, независимо от типа их деятельности, условий ее осуществления, в том числе региона, в котором действует организация, в силу чего существование обстоятельств непреодолимой силы должно быть установлено с учётом обстоятельств конкретного дела (в том числе срока исполнения обязательства, характера неисполненного обязательства, разумности и добросовестности действий должника и т.д.).

Применительно к нормам статьи 401 ГК РФ обстоятельства, вызванные угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, а также принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления меры по ограничению ее распространения, в частности, установление обязательных правил поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, запрет на передвижение транспортных средств, ограничение передвижения физических лиц, приостановление деятельности предприятий и учреждений, отмена и перенос массовых мероприятий, введение режима самоизоляции граждан и т.п., могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, если будет установлено их соответствие названным выше критериям таких обстоятельств и причинная связь между этими обстоятельствами и неисполнением обязательства.

При этом следует иметь в виду, что отсутствие у должника необходимых денежных средств по общему правилу не является основанием для освобождения от ответственности за неисполнение обязательств. Однако если отсутствие необходимых денежных средств вызвано установленными ограничительными мерами, в частности запретом определенной деятельности, установлением режима самоизоляции и т.п., то оно может быть признано основанием для освобождения от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств на основании статьи 401 ГК РФ. Освобождение от ответственности допустимо в случае, если разумный и осмотрительный участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать неблагоприятных финансовых последствий, вызванных ограничительными мерами (например, в случае значительного снижения размера прибыли по причине принудительного закрытия предприятия общественного питания для открытого посещения).

Если обстоятельства непреодолимой силы носят временный характер, то сторона может быть освобождена от ответственности на разумный период, когда обстоятельства непреодолимой силы препятствуют исполнению обязательств стороны.

Таким образом, если иное не установлено законами, для освобождения от ответственности за неисполнение своих обязательств сторона должна доказать:
а) наличие и продолжительность обстоятельств непреодолимой силы;
б) наличие причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами непреодолимой силы и невозможностью либо задержкой исполнения обязательств;
в) непричастность стороны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
г) добросовестное принятие стороной разумно ожидаемых мер для предотвращения (минимизации) возможных рисков.

При рассмотрении вопроса об освобождении от ответственности вследствие обстоятельств непреодолимой силы могут приниматься во внимание соответствующие документы (заключения, свидетельства), подтверждающие наличие обстоятельств непреодолимой силы, выданные уполномоченными на то органами или организациями.

Если указанные выше обстоятельства, за которые не отвечает ни одна из сторон обязательства и (или) принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, данное обязательство прекращается полностью или в соответствующей части на основании статей 416 и 417 ГК РФ”.

Из вышеуказанного можно сделать следующие выводы:

  1. Эпидемия коронавируса и принятые в связи с ней ограничительные мероприятия могут быть признаны судами в качестве обстоятельств непреодолимой силы и служить основанием для полного или частичного освобождения от ответственности, если будет доказана взаимосвязь между принятыми властями ограничительными мерами и неисполнением договорных обязательств;
  2. Ограничительные меры могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы только за разумный период времени, в течение которого эти ограничительные меры сделали невозможным исполнение договорных обязательств в оговоренные сроки;
  3. Стороны договора не должна быть причастны к созданию обстоятельств непреодолимой силы;
  4. Стороны договора должны добросовестно принимать все возможные меры для предотвращения (минимизации) возможных рисков отсрочки или неисполнения обязательств;
  5. Если не одна из сторон обязательства не отвечает за вышеуказанные обстоятельства и (или) принятие актов органов государственной власти или местного самоуправления привели к полной или частичной объективной невозможности исполнения обязательства, имеющей постоянный (неустранимый) характер, то обязательство считается полностью или частично прекращенным.

Эпидемия коронавируса, ограничительные меры и режим самоизоляции, как основание для изменения или расторжения договора

В ответе на Вопрос 8 отоносительно возможности признания эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции основаниями для изменения или расторжения договора, Верховный Суд Российской Федерации указал нижеследующее:

“Если иное не предусмотрено договором и не вытекает из его существа, такие обстоятельства, которые стороны не могли предвидеть при заключении договоров, могут являться основанием для изменения и расторжения договоров на основании статьи 451 ГК РФ, если при предвидении данных обстоятельств договор не был бы заключён или был бы заключён на значительно отличающихся условиях.

При этом по пункту 4 статьи 451 ГК РФ изменение договора в связи с существенным изменением обстоятельств по требованию одной из сторон возможно лишь в исключительных случаях, когда расторжение договора противоречит общественным интересам либо повлечет для сторон ущерб, значительно превышающий затраты, необходимые для исполнения договора на измененных судом условиях. При удовлетворении иска об изменении условий договора судам необходимо указывать, каким общественным интересам противоречит расторжение договора либо обосновывать значительный ущерб сторон от расторжения договора.

Вместе с тем следует учитывать, что дополнительные права на отказ от договора либо изменение его условий могут быть предусмотрены как общими положениями об обязательствах, например, положениями статьи 328 ГК РФ, так и законодательством об отдельных типах и видах договоров, например, положениями статьи 19 Федерального закона от 1 апреля 2020 г. N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций".

Последствия расторжения или изменения договора в таких случаях определяются на основании пункта 3 статьи 451, а также пункта 4 статьи 453 ГК РФ, если иное не установлено законом или иным правовым актом.

В частности, при нарушении исполнителем сроков выполнения работы, оказания услуги потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной им цены на основании статьи 28 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей". При отказе потребителя от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) не в связи с его нарушением исполнителем, потребитель вправе на основании статьи 32 названного закона требовать возврата уплаченной им цены за вычетом фактически понесённых исполнителем расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору”.

Таким образом, Верховный Суд Российской Федерации признал создавшуюся в стране эпидемиологическую обстановку, ограничительные меры и введенный режим самоизоляции в качестве оснований для изменения или расторжения ранее заключенных договоров.

Указанные разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, на данный момент, пока носят общий характер, и в дальнейшем могут быть ещё не раз уточнены. Однако уже сейчас из содержания опубликованных разъяснений следует, что при определенных обстоятельствах введенные органами власти субъектов Российской Федерации режимы повышенной готовности и самоизоляции могут быть расценены судами в качестве оснований для полного или частичного освобождения от ответственности за неисполнение договорных обязательств, а также могут являться основаниями для изменения или расторжения ранее заключенных договоров.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Егоров Константин Михайлович, юрист

Телефон: 8 (495) 740-55-17

Источник: Московские юристы

2

Оставить комментарий