г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

О ведении похозяйственных книг в современных условиях

Кадастровый учет недвижимого имущества существовал до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Указания по ведению похозяйственного учета в сельских Советах народных депутатов были утверждены Постановлением Госкомстата СССР от 25 мая 1990 г. N 69. В силу пункта 39 указаний по каждому хозяйству записывается вся земельная площадь, предоставленная ему в установленном порядке под приусадебный участок, служебный земельный надел, а также земля, предоставленная крестьянским хозяйствам. Данные о предоставленных землях для ведения личного подсобного хозяйства колхозникам, рабочим и служащим, а также служебных наделах граждан выписываются из соответствующего раздела земельно-кадастровых книг.

Форма законодательства совершенствовалась, со временем принимая более современный вид, а содержание оставалось почти неизменным. В соответствии с Приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" в похозяйственной книге записываются:

  • все личные подсобные хозяйства;
  • все физические лица, зарегистрированные по месту жительства, постоянно или временно проживающие на территории поселений и городских округов или осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства.

Таким образом, законодательной нормой введено альтернативное правило как условие регистрации физического лица в похозяйственной книге сельского населенного пункта:

  • постоянное или временное проживание;
  • ведение личного подсобного хозяйства лицом, зарегистрированным по месту жительства в другом населенном пункте (например, в городе районного или областного значения).

Запись в похозяйственной книге имеет несколько юридических значений: во-первых, регистрируется недвижимое и движимое имущество; во-вторых, регистрируется право на недвижимое имущество; в-третьих, регистрируется место проживания (постоянное или временное) или место пребывания владельца (собственника) недвижимости.

Итак, каждое личное подсобное хозяйство подлежит регистрации в похозяйственной книге как имущественный комплекс: земельный участок, домовладение, предметы животного мира, предметы растительного мира. Однако в похозяйственных книгах имущественный комплекс регистрируется раздельно: земля отделяется от домовладения. Земля регистрируется на одном листе похозяйственной книги с собственным лицевым счетом, а дом с надворными постройками - на другом листе с другим собственным лицевым счетом. Такое регистрационное дробление объектов недвижимого имущества противоречит не только гражданскому и земельному законодательству, но и здравому смыслу. Дом отнесен к недвижимому имуществу, потому что прикреплен к земле; в противном случае надо полагать, что законодатель предполагает наличие в личном подсобном хозяйстве перевозной кибитки, юрты, палатки.

Законодательные перекосы в ведении похозяйственных книг с успехом используются мошенниками и коррумпированными должностными лицами органов местного самоуправления и муниципальных образований.

Целесообразность в регистрации личного подсобного хозяйства в похозяйственной книге вызывает сомнение, если только личное подсобное хозяйство не является собственностью крестьянского (фермерского) хозяйства. В соответствии со статьей 257 Гражданского кодекса РФ имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его членам на праве совместной собственности, если законом или договором между ними не установлено иное. Личное подсобное хозяйство, как правило, является единоличной собственностью, за исключением общей собственности супругов (ст. 256 ГК РФ). Регистрация в похозяйственных книгах личного подсобного хозяйства - это промежуточный вариант, попытка ведения кадастрового учета земель и прикрепленного к ним недвижимого имущества. В настоящее время законодательно отрегулирована государственная функция по ведению кадастрового учета земель, недвижимого имущества и прав на него. Поэтому, думается, необходимость в ведении похозяйственных книг отпала.

Отсутствие целесообразности в совершении юридических действий порождает обратно пропорциональную зависимость. Неурегулированность вопросов регистрации в похозяйственных книгах недвижимого имущества породила благоприятные условия для злоупотребления полномочиями должностными лицами, осуществляющими такую регистрацию. Производится должностной подлог путем фальсификации сведений, содержащихся в этих книгах, с целью облегчения в будущем хищения прав на недвижимое имущество.

При регистрации личного подсобного хозяйства в похозяйственной книге указывается лицевой счет хозяйства и адрес. И лицевой счет, и адрес недвижимого имущества нередко являются предметом должностного подлога. Лицевой счет недвижимого имущества незаконно и необоснованно меняется при перенесении из одной похозяйственной книги в другую через каждые пять лет плановой замены такой книги. Сложившаяся практика изменения лицевого счета одного и того же недвижимого имущества не имеет под собой законного основания. Таких оснований не может быть, если земельный участок остается прежним, поскольку не произведено его разделение, выделение из одного личного подсобного хозяйства другого; домовладение остается на земельном участке также неизменным; дом не реконструирован, не снесен, капитальный ремонт не производился. Однако в практике ведения похозяйственных книг и при отсутствии оснований для изменения лицевого счета объектов недвижимости лицевые счета домовладений (домохозяйств) изменяются. Данное обстоятельство используется должностными лицами для должностного подлога путем фальсификации сведений об объектах недвижимости и их правообладателях в похозяйственных книгах. Думается, лицевой счет дома или лицевой счет земельного участка, как и банковский лицевой счет, должен быть неизменен, как и кадастровый номер недвижимого имущества.

Адрес личного подсобного хозяйства в похозяйственных книгах указывается в крупных населенных пунктах, где улицы имеют названия. Однако становление и развитие правовых актов в сельских поселениях и сельских советах специфичны. Постановления глав администраций сельских советов изданы в 1996 г. До указанного года личные подсобные хозяйства существовали без адресов. Однако регистрация по месту жительства, кадастровый учет, нотариальное удостоверение сделок и их регистрация осуществлялись до начала "великой перестройки" правильно. После введения обозначения улиц и номеров домов факт существования объектов недвижимости до 1996 г. без адреса стал использоваться для совершения должностного подлога путем фальсификации сведений главами администраций сельских поселений в похозяйственных книгах.

В похозяйственной книге указывается кадастровый номер земельного участка и реквизиты документа, на основании которого в книгу внесена запись. Кадастровый номер в книгу должен быть внесен, но нередко не вносится намеренно с целью затруднения идентификации объекта недвижимости на местности со сведениями, занесенными в документы кадастрового учета. Отсутствие кадастрового номера в похозяйственной книге создает благоприятные условия для совершения мошеннических сделок с объектами недвижимости.

В похозяйственной книге должны указываться сведения о правах на земельный участок, в том числе правах собственности, владения, пользования, аренды. Но должностными лицами, ответственными за ведение похозяйственных книг, данный раздел часто не заполняется. Вопреки требованиям закона в книгу не вносятся сведения о правоустанавливающем документе. Право аренды подтверждается договором аренды. Документ, на основании которого внесена запись в похозяйственную книгу, должен соответствовать законодательству. Право собственности подтверждается договором купли-продажи, договором дарения, зарегистрированным в исполкоме сельского совета народных депутатов трудящихся как ранее возникшее право на основании статьи 239 Гражданского кодекса РСФСР, свидетельством о наследовании имущества, свидетельством о праве собственности. Если аренда недвижимости составляет менее года, регистрировать договор аренды и право арендатора в ЕГРП не нужно. Договор аренды, превышающий годичный срок, подлежит обязательной государственной регистрации в установленном законом порядке. Правило, обязывающее должностное лицо внести сведения о правоустанавливающем документе в похозяйственную книгу, игнорируется главами администраций сельских советов. Главы администраций, разумеется, небескорыстно вписывают в похозяйственные книги без правоустанавливающих документов фамилии мошенников, специализирующихся на объектах недвижимости.

В похозяйственной книге расписывается площадь земельных участков личного подсобного хозяйства, занятых посевами и посадками сельскохозяйственных культур, в том числе картофеля, кормовых и кукурузы, овощей открытого грунта, овощей закрытого грунта, подсолнечника, плодовыми насаждениями, многолетними насаждениями, ягодными насаждениями. Все земли, занятые посевами и посадками, отражаются с точностью до 0,01 га. Регистрируются самостоятельно в похозяйственной книге в числе земельного участка, занятого личным подсобным хозяйством, приусадебный, полевой земельные участки, земельная доля, сенокосы за пределами приусадебного земельного участка.

Законодательством не предусмотрено внесение в похозяйственную книгу сведений о правовом акте, на основании которого изменялся размер земельного участка. Приведем типичный пример. В похозяйственной книге 1964 - 1969 гг. размер земельного участка указан - 15 соток. В похозяйственной книге с 1990 г. по 1998 г. размер земельного участка погодично указан - 20 соток. В выписке из похозяйственной книги за 1991 - 1995 гг. размер того же земельного участка значится 1699 кв. м. Регистрация земельного участка в ГКН произведена специалистами администрации сельского совета (поселения). В кадастровом паспорте размер земельного участка указан 1699 кв. м, а фамилия правообладателя земельного участка не совпадает с фамилией титульного собственника.

Думается, нецелесообразно в похозяйственной книге расписывать, сколько земли занято под картошкой, а сколько - под кукурузой или иными растениями. Но обязательно внесение в книгу сведений о наименовании и дате правовых актов, принятых органами местного самоуправления, о выделении земельного участка, его размере, виде права. Также необходимо указывать наименование и дату правового акта, на основании которого произведено изменение размера земельного участка.

В соответствии с частью 7 ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, т.е. точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные, если сведения о таких объектах содержатся в ГКН и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов (Определение Верховного суда Республики Башкортостан от 23 октября 2012 г. по делу N 33-11313/2012).

В похозяйственной книге не указываются координаты земельного участка и находящегося на нем недвижимого имущества. Между тем внесение координат и абрисов в похозяйственную книгу во многом облегчило бы идентификацию объектов недвижимости в случае спора.

Думается, изменения в действующее законодательство о порядке и форме ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления ввести нужно незамедлительно. Законодатель должен прежде всего определить цель ведения таких книг и, исходя из этой цели решить, нужно ли сохранять этот вид учета при наличии института регистрации прав на недвижимое имущество и государственного кадастра недвижимости..

Как правило, лица, семьями проживавшие в сельской местности вплоть до 1980-х гг. минувшего века, не знали, на каком именно праве они осуществляют владение земельным участком. Земельные участки передавались по родственной восходящей линии. Законодательство относительно прав на недвижимое имущество и его регистрация многократно изменялись. Колхозы претерпевали реорганизацию путем слияния, выделения, присоединения хозяйств, в также преобразования в совхозы, а впоследствии - в акционерные общества. Поэтому в качестве документа, подтверждающего право лица на земельный участок, признается выписка из похозяйственной книги. Выписка является правоподтверждающим документом и принимается для государственной регистрации как недвижимого имущества в ГКН, так и права на недвижимое имущество в ЕГРП.

Приказом Росреестра от 7 марта 2012 г. N П/103 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок" утверждена форма выписки (зарегистрировано в Минюсте России 4 мая 2012 г. N 24057). Названным Приказом признан утратившим силу Приказ Федеральной регистрационной службы от 29 августа 2006 г. N 146 "Об утверждении формы выписки из похозяйственной книги о наличии у гражданина права на земельный участок" (зарегистрирован Минюстом России 30 августа 2006 г. N 8183). Вместо указанной выписки главами администрации сельского совета (поселения) часто выдаются архивные справки, содержащие сведения из похозяйственной книги. Форма архивной справки утверждается муниципальным органом (городского или районного значения).

Государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса РФ для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществлялась с учетом особенностей, установленных статьей 25.2 Закона N 122-ФЗ. Основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в пункте 1 данной статьи земельный участок являлась выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (если земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства) (Определение Кемеровского областного суда от 21 декабря 2011 г. по делу N 33-14179).

Законодательством предусмотрена регистрация движимого имущества личного подсобного хозяйства. Она носит фиктивный характер в практических правоотношениях. Обходы с целью регистрации движимого имущества специалистами сельских советов не осуществляются. Главы личных подсобных хозяйств не предоставляют и не обязаны предоставлять в сельсоветы ежегодно отчеты о наличии и изменениях в количественно-видовом разнообразии движимого имущества. В похозяйственной книге ежегодно должна вестись бесполезная и не порождающая никаких правовых последствий имущественная регистрация количества сельскохозяйственных пчел, птицы, животных с подробной многоступенчатой классификацией их по возрасту, полу, сельскохозяйственному назначению, породе. Дополнительно включаются сведения об изменениях количества сельскохозяйственных животных, птицы и пчел в течение сельскохозяйственного года. Каждому, кто хотя бы короткое время проживал в сельской местности, понятно, что такой похозяйственный учет вести невозможно. Ежегодно изменяется численность, возраст и сельскохозяйственное назначение животных и птиц. Например, учитываются лошади, в том числе кобылы старше трех лет, жеребцы-производители, кобылы до трех лет, жеребцы до трех лет. Или учитываются козы, в том числе козоматки и козочки старше одного года, козлы, козочки до одного года, козлики на выращивание и откорм и проч. Администрации сельского совета (поселения) невозможно уследить за динамикой развития животноводства в каждом личном подсобном хозяйстве.

Животные являются объектом собственности граждан в соответствии со статьей 137 ГК РФ, к ним применяются общие правила об имуществе, поскольку законом или иным правовым актом не установлено иное. Однако имеется особенность правоотношений, предметом которых являются животные. При осуществлении прав не допускается жестокое обращение с животными, противоречащее принципам гуманности. В похозяйственной книге не регистрируется, сколько в хозяйстве числится кошек или собак. Хотя именно они чаще всего в сельской местности становятся предметом преступления, предусмотренного статьей 245 Уголовного кодекса РФ, т.е. жестокого обращения.

Предмет животного мира в сельской местности является не только неучтенным, но и незащищенным. Простой пример: хозяин личного подсобного хозяйства никогда не выбросит на помойку новорожденных поросят или козлят, поскольку из юридического факта получения плодов следует юридический факт естественного прироста собственности, что приводит к обогащению в виде получения прибыли от продажи молодняка. Поступления, полученные в результате использования имущества (плоды, продукция, доходы), принадлежат лицу, использующему это имущество на законом основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества (ст. 136 ГК РФ). А вот новорожденные котята или щенки вполне могут немедленно после рождения оказаться на помойке или в ближайшем пруду обреченными на мучительную смерть ввиду беспомощности своего состояния. При этом страдания кошки или собаки, потерявшей детенышей, не оценит ни один суд. Поскольку кошки и собаки и их помет не подлежат регистрации в похозяйственной книге и по закону, и по обычному праву, доказуемость совершаемых по статье 245 УК РФ массовых преступлений нулевая. Убить в сельской местности котенка или щенка - обычное дело, которое совершает чуть ли не каждый хозяин личного подсобного хозяйства. Кошек и собак сельские хозяева не стерилизуют и не кастрируют, избегая излишних нерентабельных затрат. Законодательное попустительство по части обязательной регистрации кошек и собак и их потомства приводит к "воспитанию" серийных убийц животных. И, хотя данный вопрос не относится к теме настоящей статьи, нельзя не упомянуть, что многие из серийных убийц, на чьем счету десятки человеческих жертв, начинали свою криминальную практику с котят и щенков.

В похозяйственной книге регистрируются сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. Подробно перечисляются виды оборудования, транспортных средств (исключая лошадь, поскольку она включена в раздел регистрации животных). Вместе с тем судебной практикой лошадь отнесена к транспортным средствам. Очевидно, что регистрация транспортных средств и оборудования в похозяйственных книгах - бесполезное занятие, оно находится в противоречии с действующим законодательством и дублирует регистрацию транспортных средств органами ГИБДД и регистрацию речных судов (моторных лодок и катеров), которая происходит при приписке их к речным портам. Сепараторы для молока, раздатчики для кормов, транспортеры для уборки навоза, доильные аппараты, поливальные устройства, плуги и прочие сельскохозяйственные устройства должны быть зарегистрированы в похозяйственной книге, однако никогда не регистрировались и регистрироваться не будут, поскольку это бесполезная трата времени и усилий. Никогда не регистрировались и не будут регистрироваться кухонные комбайны, пылесосы и мясорубки с соковыжималками.

В случае наличия в собственности гражданина оборудования для переработки молока, холодильных установок (кроме холодильников бытовых), мукомольного оборудования, как правило, имеет место индивидуальное предпринимательство или фермерское (крестьянское) хозяйство, регистрация и деятельность которого регулируется действующим законодательством особо. Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства является общей совместной (ст. 257 ГК РФ), ее правовой статус регулируется специальным законодательством.

В похозяйственной книге регистрируются физические лица, что является явным дублированием государственной функции по предоставлению услуги регистрации по месту жительства и месту пребывания. Должностное лицо фактически выполняет функции паспортистки.

Физические лица, зарегистрированные по месту нахождения личного подсобного хозяйства, подразделяются на две группы. Во-первых, член хозяйства, записанный первым. Таким образом регистрируется глава личного подсобного хозяйства. Записываются фамилия, имя, отчество, пол, число, месяц, год рождения члена хозяйства, его паспортные данные, идентификационный номер налогоплательщика. Во-вторых, в похозяйственной книге ведется список членов хозяйства, количество человек расписывается по годам. Указывается отношение к члену хозяйства, записанному первым, а также фамилия, имя, отчество, пол, число, месяц, год рождения члена хозяйства. Получается, что в похозяйственной книге производится дублирование регистрации по месту жительства.

В 1990-х гг. жилищными отделами исполкомов советов народных депутатов "штамповались" домовые книги, в которые с согласия собственников жилья вносились записи о регистрации по месту жительства или пребывания.

Приказ Федеральной миграционной службы от 20 сентября 2007 г. N 208 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" (в ред. Приказа ФМС России от 23 декабря 2009 г. N 364) устанавливает правила регистрации граждан по месту жительства и месту пребывания. В соответствии с пунктом 11 названного Приказа регистрация граждан по месту пребывания в жилые помещения, не являющиеся их местом жительства, осуществляется без снятия их с регистрационного учета по месту жительства. Срок регистрации гражданина по месту пребывания определяется по взаимному соглашению с собственниками жилых помещений; подпись в реквизите "подпись лица, предоставившего жилое помещение" заявления о регистрации по месту пребывания по форме N 1 (приложение N 1 к Регламенту) либо заявления о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 6 к Регламенту) является подтверждением наличия соглашения нанимателя либо собственника жилого помещения с гражданином на его вселение и временное (постоянное) проживание.

Правило получения согласия собственника жилого помещения на вселение в жилое помещение и регистрацию по месту жительства или пребывания в нем существовало на всех этапах развития жилищного и административного законодательства. В соответствии с пунктом 17 Приказа N 208 для регистрации достаточно представления документа, подтверждающего наличие права пользования жилым помещением. Но поскольку договором дарения право собственности на жилое помещение перешло к одаряемому, у третьих лиц право пользования названным жилым помещением опосредовано волеизъявлением собственника. Кроме того, зарегистрировано по месту жительства или пребывания может быть только лицо, являющееся живым к моменту регистрации. Снятие с регистрационного учета без непосредственного участия гражданина производится в случае смерти гражданина (п. 13 Приказа N 208).

Однако глава администрации сельского (поселкового) совета производит регистрацию не только по месту пребывания, но и по месту жительства без согласия собственника жилого помещения. Есть примеры, когда в похозяйственные книги 2012 г. внесены умершие, а также иные лица, выбывшие из населенного пункта с 1992 г. по 1998 г. в другое место жительства.

В соответствии с пунктом 4 Приказа МВД России от 19 мая 2009 г. N 385 и ФМС России от 19 мая 2009 г. N 117 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой, ее территориальными органами и органами внутренних дел Российской Федерации государственной функции по контролю и надзору за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации" объектами проверки соблюдения правил регистрации и снятия российских граждан с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах нашей страны являются российские граждане и должностные лица, предоставляющие им жилые помещения, принадлежащие им на праве собственности или по договорам социального найма и договорам найма жилых помещений государственного и муниципального жилищного фонда. Предметом контроля и надзора ФМС России, ее территориальных органов, органов внутренних дел в данной сфере государственной деятельности является соблюдение гражданами Российской Федерации и должностными лицами правил регистрации и снятия их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (п. 6 Приказа).

В соответствии с пунктом 54 этого Приказа сотрудник территориального отделения полиции вправе потребовать документы, подтверждающие право владения, пользования и распоряжения жилым помещением. Если по требованию сотрудников, проводящих проверку, документы (их копии) не могут быть представлены ввиду их отсутствия, проверяемый объект дает сотруднику, проводящему проверку, письменное объяснение о причинах их непредставления. Если документы не представлены, делается соответствующая отметка в акте.

На основании пункта 70 Приказа N 385/117 в акте излагаются выявленные при проверке нарушения законодательства Российской Федерации о регистрационном учете российских граждан с краткой ссылкой на установленные доказательства (документы) их совершения, а также воспроизводится информация о возбужденных в период проведения проверки делах об административных правонарушениях либо о направленных в органы внутренних дел материалах, содержащих признаки составов преступлений. Если по выявленным административным правонарушениям на момент окончания проверки приняты решения, указывается, кем и когда они вынесены. Следовательно, территориальные органы УФМС и МВД России обязаны проверять правильность ведения похозяйственных книг, наличие правоустанавливающих документов на жилое помещение и согласие собственника на регистрацию иных лиц в жилые помещения.

Правильность регистрации, произведенной в похозяйственных книгах, как кадастровой и правоудостоверяющей на недвижимое имущество, так и административной на право проживания, контролирующими органами фактически не проверяется. Более того, в приведенных выше нормативных актах не установлена процедура проверки основания внесения записи о регистрации по месту жительства (пребывания) и сверки данных со сведениями, содержащимися в ЕГРП.

Законодательные пробелы контрольных мероприятий с успехом используются криминальными структурами во главе с руководителями администраций сельских (поселковых) советов.

Представляется бесспорным, что ведение похозяйственных книг является анахронизмом, создающим почву для коррупционных преступлений, и должно быть законодательно отменено.

Прежние записи в ранее заложенных похозяйственных книгах должны быть сверены с регистрационными сведениями в ГКН и ЕГРП. Незаконные записи в похозяйственных книгах, содержащие сведения о правах "мертвых душ", никогда не бывших правообладателями, необходимо аннулировать. Также должны быть аннулированы незаконно произведенные записи о месте регистрации граждан без согласия собственников домовладений.

Читайте еще по данной теме:

Автор: С.М. Трошина

0

Комментарии (16)

Все равно по сути это инвентарная перепись имущества и людей района, округа. Вносятся записи все равно по первичным документам.

Вы пишете "Приказом Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. N 345 "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов" в похозяйственной книге записываются: все личные подсобные хозяйства;
- все физические лица, зарегистрированные по месту жительства, постоянно или временно проживающие на территории поселений и городских округов или осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства."
Я в этом приказе строку - все физические лица, зарегистрированные по месту жительства, постоянно или временно проживающие на территории поселений и городских округов или осуществляющие ведение личного подсобного хозяйства не нашла или я не в том документе смотрю, где найти такой документ?

В данном случае никакой ошибки нет. Согласно пунктам 14 и 15 Порядка ведения похозяйственных книг (Приложение N 2 к Приказу Минсельхоза России от 11 октября 2010 г. N 345) Члены хозяйства, совместно проживающие с главой хозяйства и (или) совместно осуществляющие с ним ведение хозяйства, записываются со слов главы хозяйства или взрослого члена хозяйства. При этом записываются как присутствующие, так и временно отсутствующие члены хозяйства. Фамилию, имя и отчество всех членов хозяйства следует писать полностью, без искажений и сокращений, используя для этого все три строчки, отведенные в предназначенных для каждого члена хозяйства колонках.
Поэтому, исходя из содержания вышеуказанных пунктов 14 и 15 Порядка ведения похозяйственных книг, речь идет именно о внесении сведений обо всех совместно проживающих или временно отсутствующих членах семьи главы хозяйства.

Позвольте, уважаемая С.М. Трошина! Вы считаете вообще никокого учёта в личных хозяйствах не осуществлять?! А отдать всё на откуп импортному продовольствию?! Ничего себе аграрная политика! Специалистам и главам сельских поселений не анекдоты на работе друг другу рассказывать, а побольше знать, как живут простые граждане на земле! Всех злодеев и мошенников под Суд!

У меня неоднозначное мнение по приминению Похозяйственной Книги. Только недавно разрешился мой вопрос по наследству в части земли (слава Богу без суда, без дополнительных нервов, времени и мат.затрат). Юридически-то все права на моей стороне, а пробить брешь в законе было очень трудно. Конкретно: для регистрации права на землю нужна Выписка из Похозяйственной Книги. Я дочь своего отца, уже имею права на дом, а землю отец оформить не успел-скропостижно скончался, и в Похозяйственной Книге он записан, как глава хозяйствава (один). Мне выдают Выписку их Книги на имя отца (иначе они по закону не имели права выдать на меня - я по Книге нигде не значюсь), и в строке паспортные данные возможно только вписать Свидетельство о смерти отца. А прошу землю на себя! И выходит, что покойный получает Выписку...!!! А я непричем. Вот тут-то и начались мои злоключения из-за недоработок в Законе! Конечно, все закончилось хорошо - право на землю получила, но нервы и время потрепала немало, доказывая, что я это я и имею право! А, думаю, если бы в свое время отец записал бы меня в Похозяйственной Книге, как члена семьи(дочь), возможно, было бы проще получить право на землю, а может и нет. И еще. Живя в нашем очень запутанном (по-моему, всегда!) российском правовом поле, мне как-то надежнее, если мои права "продублированы" будут и в записях в Похозяйственногй Книге (ну и пусть, еще буду "значится"в ЕГРП)! А что касается мошенничества со стороны руководителей и работников сельских советов, то, почитав все разъяснения законодателей и юристов по правилам заполнения Книги, для себя сделала вывод - мы сами часто беспечны, т.к. не проверяем время от времени, что записано, и нет ли каких чужих записей в нашей Похозяйственной Книге! А ведь имеет право хозяин ЛПХ проверять записи в своей Похозяйственной Книге, равно как и вписывать или выписывать своих членов семьи. Пока еще не отменили похозяйственные Книги, поеду, впишу все сведения о своем праве владения землей, своих членах семьи, и, заодно, проверю все записи в ней, и, конечно же, Выписку возьму! Пусть будет, а то мало ли чего! А у меня вот, документик! С другой стороны меня напрягает, что (если правильно,как требовалось изначально)будут заполнять Книгу, то кто сказал, соглашусь, эта Книга по сути - инвентарная книга всего и вся ЛПХ! Раньше это требовалось (до войны и после) для того, чтобы драть налоги с каждого ягодника-куста, с каждого плодового дерева, с каждой курицы, да еще с каждого яцйа, не зависимо,снесла она его, аль нет, с каждого поголовья скота (все этознаю от своих бабушек и родителей не по наслышке). Но, уверена, этого уже не будет-просто введут налог - "нешуточный" % от кадастровых стоимостей (уже ужас) всего и вся, и учет каждой травинки и былинки отпадет.

Добрый день! У нас в Иркутской области Братск ж.р.Бикей, где мэром является Казанцев А.Л., вообще не выдает выписку и копию похозяйственной книги, ссылаясь на то, что земля нам дана ИЖС. Таким образом, выдать выписку из похозяйственной книги не представляется возможным, в связи с отсутствием у вас земельного участка для ведения ЛПХ. Как это понять???

Похозяйственные книги ведутся по землям ЛПХ, но не по землям ИЖС. К тому же, этот документ фактически уже отменен в большинстве субъектов РФ, и его не требуют ни в одном государственном учреждении. Поэтому выписку из похозяйственной книги вам выдать не смогут, но и нарушения ваших прав отказ в выдаче такой выписки не породит.

Вы пишите, что ни в одном государственном учреждении не требуют сейчас выписку из похозяйки. А как же в банках брать льготный кредит для ЛПХ или КФХ? Там требуют подтверждения моей деятельности, подтверждением и является выписка из похозяйственной книги. И в том же приказе Минсельхоза от 11.10.2010 г. № 345 черным по белому написан: "Об утверждении формы и порядка ведения похозяйственных книг органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов". Как я понимаю, к ним относятся и земли поселений, и городские земли и нигде я не увидела, чтоб был запрет на выдачу из похозяйки для людей, живущих на земле под ИЖС. К слову у меня, как у главы КФХ есть земля СХ, выписку по земле могут дать, а по поголовью скота не дают. Прошу ответить.

Банки не являются государственными учреждениями. С 1991 года все банки в РФ являются частными структурами, пусть даже некоторые из них и имеют государство в качестве одного из акционеров. Если в каком-то банке у Вас требуют данный (уже давно вышедший из фактического обихода) документ, Вы имеете возможность обратиться в другой банк с заявлением о выдаче Вам кредита, где от Вас не потребуют предоставления документа, давно уже не составляемого местными администрациями.

У меня такое ощущение, что мы живем в разных государствах с вами, уважаемые юристы-консультанты. Тогда ответьте мне, если отменили похозяйственные книги, то как я могу подтвердить свою деятельность и для чего ее требует в первую очередь Минсельхоз? А по поводу банков, то коммерческие банки дают кредиты и без подтверждения деятельности. Я имела в виду целевые кредиты для КФХ, которые выдают только Сбербанк и Россельхоз и главным требованием у них является - это выписка. И как же тогда участвовать в получении гранта для начинающих фермеров, если опять же первое требование государственного учреждения Минсельхоза - это выписка из похозяйственной книги. Из вашего ответа выходит, что приказа от 11.10.2010 за №345 не существует либо он грубо нарушается органами местного самоуправления, либо каждый трактует этот приказ как ему удобно.

Порядок подачи и рассмотрения документов на признание заявителя участником региональной программы поддержки начинающих фермеров детально расписан в Приложении N 2 к приказу Минсельхоза России от 22 марта 2012 г. N 197, и обязанность по представлению выписки из похозяйсткенной книги данное Приложение №1 не предусматривает.

Когда начнет работать электронная похозяйственная книга. В сельской местности начали вводить сведения в компьютер, но все остановилось. В рукописных похозяйственных книгах много ошибок-исправлений.Предвидится ли в ближайшем будущем отмена ведения книг?

При обращении в Администрацию для внесения изменений в похозяйственную книгу в связи с покупкой животных мне агрессивно ответили, что у меня нет ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ. Животных (Быки) я купила в 2014 году. Каким годом из можно было записать.Правомерно ли поступил специалист и куда можно обратиться за консультацией??

Согласно ФЗ 112 от 2003 года, регистрация в похозяйственной книге носит добровольный характер

В Курганской области в частности в Веденском и Лесниковских сельсоветах бардак с этими похозяйственными книгами и всё валят на 90 годы, вся документация в полном беспорядке.

Здравствуйте! Я участковый ветеринарный врач. Работаю на участке совсем недавно. В МО своего сельского поселения столкнулась с тем, что зам.главы администрации отказала мне в предоставлении информации о количестве животных находящихся на территории поселения. Мотивируя тем, что это конфидециальная информация. Информация мне нужна была для проведения плановых сезонных обработок. Т.е. для служебного пользования. Насколько правомерны ее действия? И каким законодательным актом регулируются взаимотношения МО сельских поселений с государственной ветеринарной службой. Почему то специалисты администрации не гнушаются запрашивать сведения у участковых ветврачей. Спасибо

Оставить комментарий