Выписка из похозяйственной книги о наличии прав на земельный участок - это одно из оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предоставленный гражданину для ведения личного подсобного хозяйства до вступления в силу Земельного кодекса РФ, т.е. до 30.10.2001 (абз. 4 п. 2 ст. 25.2 Закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Выписку выдает орган местного самоуправления. В ней указывается полное наименование должности лица, уполномоченного выдавать такие выписки, и проставляется печать органа местного самоуправления (примечания 3, 4 к форме выписки, утв. Приказом Росреестра от 07.03.2012 N П/103). В отдельных регионах наименование этого муниципального органа может отличаться. Таким органом может быть, например, администрация сельского поселения, комитет по управлению земельным имуществом и т.д.
Для получения выписки рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.
ШАГ 1. ПОДГОТОВЬТЕ НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
Порядок предоставления выписки определяется нормативным актом соответствующего муниципального образования, поэтому в разных муниципальных образованиях он может быть разным. Различными могут оказаться списки документов, необходимых для предоставления выписки, сроки ее подготовки и порядок получения ответа. Поэтому в каждом случае необходимо уточнять порядок получения выписки в администрации органа местного самоуправления конкретного муниципального образования.
Так, например, на территории городского поселения Мытищи Московской области выписка выдается на основании заявления гражданина, поданного на имя главы этого поселения. В заявлении указываются паспортные данные заявителя и иная информация по желанию заявителя, позволяющая идентифицировать земельный участок. К заявлению прилагаются (Положение, утв. Постановлением главы городского поселения Мытищи Мытищинского муниципального района МО от 07.12.2006 N 148):
1. Архивная справка, выданная архивным отделом администрации Мытищинского муниципального района, с указанием:
Ф.И.О. гражданина, на имя которого внесена запись в похозяйственную книгу, адрес расположения земельного участка и его общая площадь;
- реквизитов похозяйственной книги (номер, дата начала и окончания ведения книги, наименование органа, осуществлявшего ее ведение);
- реквизитов документов, на основании которых в книгу внесена запись о наличии у гражданина права на земельный участок (при наличии необходимых сведений в книге).
2. Справка, выдаваемая отделом по Мытищинскому району Управления Роснедвижимости по Московской области, с указанием:
- назначения земельного участка (указывается категория земель - земли поселений (для приусадебного участка) или земли сельскохозяйственного назначения (для полевого участка));
- вида права, по которому гражданину принадлежит земельный участок;
- кадастрового номера участка, его расположения и общей площади.
Примечание. В случае оформления прав на земельный участок в порядке наследования дополнительно могут быть затребованы документы, подтверждающие права наследника на имущество, в том числе:
- документы, подтверждающие родство; свидетельство о смерти наследодателя; справка об открытии наследственного дела;
- свидетельство о праве на наследство и т.д. (п. 7 ст. 25.2 Закона N 122-ФЗ).
ШАГ 2. ПОДАЙТЕ ЗАЯВЛЕНИЕ О ВЫДАЧЕ ВЫПИСКИ И НЕОБХОДИМЫЕ ДОКУМЕНТЫ.
Заявление о выдаче выписки из похозяйственной книги подается в администрацию органа местного самоуправления лично или через МФЦ при личном обращении либо направляется почтовым отправлением или через Единый портал государственных и муниципальных услуг (п. 79 Административного регламента, утв. Постановлением администрации городского поселения Солнечногорск Солнечногорского муниципального района МО от 05.12.2014 N 267).
Образец заявления, как правило, приведен в местных нормативных актах, посвященных описанию порядка получения такой выписки. Также форму заявления можно получить: в бумажном виде - непосредственно в администрации органа местного самоуправления или в МФЦ, в электронном виде - на Едином портале госуслуг или, при направлении соответствующего обращения, по электронной почте (п. п. 25 - 27 Административного регламента).
Обратите внимание!
Выписка из похозяйственной книги о наличии у вас прав на земельный участок предоставляется бесплатно (п. 37 Административного регламента).
ШАГ 3. ПОЛУЧИТЕ ВЫПИСКУ.
Способ получения готовой выписки зависит от того, через какой орган подавалось заявление, и определяется вами при подаче заявления. Так, выписку можно получить (п. 130 Административного регламента):
- лично - при обращении в администрацию органа местного
- самоуправления или в МФЦ;
- посредством почтового отправления на адрес, указанный в вашем заявлении;
- через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг.
Сроки предоставления услуги определяются соответствующим нормативным актом и в любом случае не могут превышать 30 дней с даты вашего обращения (ч. 1 ст. 12 Закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ).
Выписка выдается в двух подлинных экземплярах (примечание 1 к форме выписки).
Если вам отказали в предоставлении выписки или не предоставили ее в установленный срок, вы вправе подать жалобу вышестоящему лицу. Таким лицом, например, в Солнечногорске является глава администрации городского поселения Солнечногорск (п. 145 Административного регламента).
Также вы можете обратиться в суд сразу, без предварительного досудебного обжалования (п. 4 ст. 5 Закона N 59-ФЗ).
Читайте еще по данной теме: