г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника

Заработная плата, как и иные доходы гражданина, такие как пенсия, стипендия и т.п., в определенных случаях может стать средством исполнения исполнительных документов о взыскании с гражданина денежных средств <1>.
--------------------------------
<1> См. об этом: Аксенов И.А. Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы как способ исполнения судебных актов // Юстиция. 2005. N 4.

Появление исполнительных документов о взыскании денежных средств может быть обусловлено самыми различными факторами, среди которых вынесенное судом решение о принудительном исполнении гражданином гражданско-правовых обязательств перед гражданами и юридическими лицами, государственными органами, а также несвоевременная оплата административного штрафа, уплата алиментов, задолженность по налогам и т.п. В настоящее время перечень исполнительных документов, на основании которых возможны удержания из заработной платы, установлен ст. 12 Федерального закона "Об исполнительном производстве" <2>. Данная статья к исполнительным документам относит:
--------------------------------
<2> Федеральный закон от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Российская газета. 06.10.2007.

  1. Исполнительные листы, выдаваемые судами общей юрисдикции и арбитражными судами на основании принимаемых ими судебных актов.
  2. Судебные приказы.
  3. Нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов или их нотариально удостоверенные копии.
  4. Удостоверения, выдаваемые комиссиями по трудовым спорам.
  5. Акты органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств, с приложением документов, содержащих отметки банков или иных кредитных организаций, в которых открыты расчетные и иные счета должника, о полном или частичном неисполнении требований указанных органов в связи с отсутствием на счетах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения этих требований.
  6. Судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях.
  7. Постановления судебного пристава-исполнителя.
  8. Акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Для исполнения юрисдикционных актов в Российской Федерации создано несколько механизмов (процедур) исполнения. Так, исполнение юрисдикционных актов, предусматривающих взыскание денежных средств, может быть возложено на администрацию организации по месту работы лица, обязанного исполнить такой акт за счет средств, причитающихся должнику-военнослужащему. В соответствии со ст. 7 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, могут исполняться органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами, согласно исполнительным документам, указанным в ст. 12 данного Закона.

Статья 8 указанного Федерального закона регулирует исполнение требований, содержащихся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, банками и иными кредитными организациями, это порядок взыскания денежных средств или их арест.
Исполнение лицами, выплачивающими должнику-гражданину периодические платежи, судебного акта, акта другого органа или должностного лица регулируется статьей 9 указанного Закона.

Исполнительный документ о взыскании периодических платежей, о взыскании денежных средств, не превышающих в сумме двадцати пяти тысяч рублей, может быть направлен взыскателем в организацию или иному лицу, выплачивающим должнику заработную плату, пенсию, стипендию и иные периодические платежи. Данное положение новой редакции ФЗ "Об исполнительном производстве" соответствует действующему законодательству. В частности, согласно ст. 109 Семейного кодекса РФ администрация организации по месту работы лица, обязанного уплачивать алименты на основании нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов или на основании исполнительного листа, обязана ежемесячно удерживать алименты из заработной платы и (или) иного дохода лицу, обязанному уплачивать алименты <3>.
--------------------------------
<3> Семейный кодекс Российской Федерации от 08.12.1995 N 223-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. N 1. Ст. 16.

Исполнение юрисдикционных актов возможно и посредством направления исполнительных документов в службу судебных приставов. Как уже отмечалось, одним из способов исполнения исполнительных документов является обращение взыскания на заработную плату, пенсию, стипендию и иные виды доходов должника. Иные доходы должника - физического лица - это любые денежные средства, выплачиваемые в результате интеллектуальной деятельности, доходов от паев, ценных бумаг, вкладов в банках и т.п.

При обращении взыскания на заработную плату должника возникают отношения между судебным приставом-исполнителем, с одной стороны, и должником, а также руководством организации, где трудится должник, - с другой. Следует учесть, что субъекты этих отношений не являются равноправными, а сами отношения основаны на принципе власти-подчинения <4>.
--------------------------------
<4> См.: Кудашкин А.В. Военная служба как особый вид государственной службы РФ // Государство и право. 2000. N 3.

Так, на руководителя юридического лица возлагаются некоторые публичные обязанности по удержанию денежных средств из заработной платы (денежного довольствия и других выплат) должника, которые он в силу закона обязан исполнять. Такие обязанности, в частности, предусмотрены:

- п. 4 ст. 226 Налогового кодекса РФ (удержание налоговым агентом суммы налога на доходы физических лиц) <5>;
--------------------------------
<5> Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.

  • ст. 109 СК РФ (удержание алиментов на основании исполнительного листа или нотариально удостоверенного соглашения об уплате алиментов);
  • ст. 9 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (удержание при обращении взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника);
  • главой 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве" - "Обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина".

Указанные случаи удержаний из заработной платы производятся в связи с необходимостью исполнения обязанностей должника перед третьими лицами - государством, взыскателями, несовершеннолетними детьми и т.п. Но при этом обеспечение исполнения таких обязанностей закон возлагает на руководителя юридического лица как на работодателя.

В данной статье мы рассматриваем удержание из заработной платы в связи с обращением взыскания на заработную плату должника-гражданина, т.е. в связи с применением органом принудительного исполнения (территориальным подразделением Федеральной службы судебных приставов) мер принудительного исполнения. Следовательно, обращение взыскания на заработную плату необходимо рассматривать как одно из оснований удержаний из заработной платы должника. Такое удержание - обращение взыскания из заработной платы - может производиться исключительно на основании исполнительных документов, направленных по месту работы судебным приставом-исполнителем.

Принудительное обращение взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника осуществляется в следующем порядке:

  • исполнительный документ, предусматривающий взыскание денежных средств, направляется для принудительного исполнения судебному приставу-исполнителю, и на основании этого документа возбуждается исполнительное производство (ст. 30);
  • должнику в соответствии с п. 12 ст. 30 Закона "Об исполнительном производстве" устанавливается срок для добровольного исполнения исполнительного документа, но не более пяти дней, при немедленном исполнении - исполнить немедленно. К примеру, в случае принудительного взыскания алиментов, должнику следует немедленно прибыть на прием к судебному приставу-исполнителю и сообщить место работы и другие источники дохода. По истечении данного срока в случае неисполнения требований исполнительного документа без уважительных причин на должника возлагается обязанность дополнительно оплатить 7-процентный сбор от взыскиваемой суммы в пользу федерального бюджета (ст. ст. 112, 115);
  • судебный пристав-исполнитель, установив наличие оснований для обращения взыскания на заработную плату и иные виды доходов должника-гражданина, а ими могут быть содержание требований о взыскании периодических платежей, взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей, отсутствие или недостаточность денежных средств и иного имущества, в соответствии со ст. ст. 98 - 102 главы 11 Федерального закона "Об исполнительном производстве", направляет копии исполнительных документов в организацию для удержания периодических платежей, до 1 февраля 2008 г. по месту работы направлялся исполнительный документ с требованием производить удержания по исполнительному документу, а удержанные суммы пересылать или перечислять взыскателю.

При этом следует напомнить, что размер удержаний из заработной платы и иных видов доходов исчисляется из суммы, оставшейся после удержания налогов, на основании ст. 99 Закона "Об исполнительном производстве", что полностью соответствует ст. 64 старой редакции указанного Федерального закона <6>.
--------------------------------
<6> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // Российская газета. 05.08.1997.

Практика показывает, что основной проблемой при обращении взыскания на заработную плату и иные доходы должника является установление места работы должника и источников его доходов. Место работы должника, согласно требованиям ст. 13 Федерального закона "Об исполнительном производстве", должно быть указано в исполнительном документе. Однако в настоящее время в правоприменительной практике оно подчас не указывается в силу того, что должник не называет место работы или указывает его неточно. В данном случае судебный пристав-исполнитель вынужден получать объяснения с самого должника, членов его семьи, соседей, делать запросы в налоговую службу, отделения Пенсионного фонда и т.п.

В случае увольнения должника с работы руководитель возвращает копию исполнительного документа в территориальное подразделение Федеральной службы судебных приставов с отметкой о произведенных удержаниях и о новом месте работы, если таковое известно. Судебный пристав-исполнитель по собственной инициативе или по заявлению взыскателя обязан осуществлять контроль за исполнением исполнительных документов, в данном случае за правильностью и своевременностью производства удержаний из заработной платы, других доходов должника и пересылки указанных сумм взыскателю. Такие права предусмотрены пп. 3 - 4, 16 - 17 п. 1 ст. 64 Федерального закона "Об исполнительном производстве", п. п. 1 - 3 п. 2 ст. 12 Федерального закона "О судебных приставах" <7>.
--------------------------------
<7> Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 118-ФЗ "О судебных приставах" // Российская газета. 05.08.1997.

В случае выявления в ходе проверки каких-либо нарушений составляется акт, а руководитель организации и/или лицо, ответственное за ведение бухгалтерского учета, могут быть привлечены к ответственности в порядке ст. 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве", а именно за невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя и нарушение законодательства РФ об исполнительном производстве. Равно за утрату исполнительного документа либо несвоевременное его отправление, представление недостоверных сведений о доходах и об имущественном положении должника виновные лица подвергаются административной ответственности по ст. 17.14 КоАП РФ.

В заключение важно отметить, что проверка исполнения работодателем требований исполнительного документа, как отмечается в письме заместителя министра юстиции - главного судебного пристава РФ от 30.07.2001 N 06/7679-АМ, проводится не по исполнению конкретного исполнительного документа, а по исполнению работодателем всех находящихся у него на исполнении документов и соблюдению им законодательства об исполнительном производстве. Проверку осуществляет судебный пристав-исполнитель по месту нахождения работодателя, а не по месту, где ранее было возбуждено исполнительное производство или проживает взыскатель.

Вступление в силу новой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" с 1 февраля 2008 г. позволило более подробно регламентировать обращение взыскания на заработную плату и иные доходы должника-гражданина, особенно в части взыскания алиментов, самой массовой и наиболее общественно значимой части исполнительных документов данной категории <8>. Так, статья 101 указанного Федерального закона подробно указывает виды доходов, на которые не может быть обращено взыскание.
--------------------------------
<8> См.: например: Сулоева М. Ежовые рукавицы для алиментщиков // Домашний адвокат. 2007. N 22. С. 4 - 6; Куликов В. Невыездные по списку (судебные приставы готовят досье на должников) // Российская газета. 2007. 28 февраля; Куликов В. Отец - отдай деньги // Российская газета. 29 мая 2007 г.; Куликов В. Какой глубины долговая яма // Российская газета. 23 марта 2006 г.

Порядок взыскания алиментов и задолженности по алиментным обязательствам определяет ст. 102 указанного Федерального закона, так, при повышении установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ) судебный пристав-исполнитель и лица, ответственные за удержание периодических платежей, проводят индексацию алиментов, взыскиваемых в твердой денежной сумме, пропорционально увеличению установленного законом МРОТ. По данному поводу пристав-исполнитель выносит постановление, руководство организации издает приказ (распоряжение).

Размер задолженности по алиментам определяется в постановлении пристава-исполнителя исходя из размера алиментов, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Размер задолженности по алиментам, уплачиваемым на несовершеннолетних детей в долях к заработку должника, определяется исходя из заработной платы и иного дохода за период, в течение которого не работал либо не были представлены документы о его доходах за этот период, и задолженность по алиментам определяется исходя из размера средней заработной платы в Российской Федерации на момент взыскания задолженности. Размер задолженности может быть оспорен сторонами в суде, в порядке гражданского судопроизводства. Особо следует обратить внимание на законодательное закрепление взыскания исполнительского сбора с суммы задолженности. Ранее в законодательстве об исполнительном производстве отсутствовало аналогичное положение, по этой причине в правоприменительной практике не было единства. Также не менее важным обстоятельством является четкое указание законодателя на то, что задолженность по алиментам определяется из размера средней заработной платы по Российской Федерации на момент взыскания задолженности, что также приведет к однообразной правоприменительной практике, как и вынесение приставом-исполнителем постановления как процессуального документа об индексации и определении задолженности по алиментам.

Говоря о новых особенностях взыскания алиментов, также следует отметить, что исполнительный документ, содержащий требования о взыскании периодических платежей, может быть предъявлен к исполнению не только в течение всего срока, на который присуждены платежи, но и в течение трех лет после окончания этого срока, что следует толковать о возможности взыскивать имеющуюся задолженность по уплате алиментов с должников, после совершеннолетия детей, ч. 4 ст. 21 указанного Федерального закона.

Введение с 1 февраля 2008 г. в действие новой редакции Федерального закона "Об исполнительном производстве" приведет к частичному изменению порядка принудительного взыскания алиментов и других периодических платежей из заработной платы должника-гражданина. Хочется надеяться, что опыт правоприменения в короткие сроки придет в полное соответствие с новым законодательством об исполнительном производстве.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Голубев В.М.

0

Оставить комментарий