Летом текущего года исполняется десять лет со дня принятия Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" (далее - Закон об ипотеке). Этот нормативный акт любопытен многими своими характеристиками, в том числе изначально низким качеством юридической техники: 16 июля 1998 г. он был подписан Президентом РФ после наложенного им же почти за год до того вето, связанного с множеством разного рода несообразностей, содержащихся в его тексте. И только потому, что обеим палатам Федерального Собрания удалось преодолеть сие вето. Создатели Закона предпочли потратить время не на устранение допущенных ими несуразиц, а на организацию отпора главе государства. Удивительно ли, что со времени его принятия, т.е. менее чем за десять лет, поправки, изменения и дополнения в него вносились 11 законодательными актами. Всего "поправлено" было более половины юридических норм, содержащихся в этом Законе. Такое внимание к нему законодателя, обусловленное многими причинами, дает право ожидать, что уж в нем-то все стало отлаженным, без сучка и задоринки.
Так ли это? Учитывая размеры журнальной публикации, осмыслим на примере норм, установленных только двумя его фрагментами - ст. 9 и 10.
I. Особенный интерес представляет ст. 9 этого Закона, определяющая содержание договора об ипотеке.
Отметим для начала, что и она подвергалась совершенствованиям, но уж очень незначительным: Федеральным законом от 9 ноября 2001 г. N 143-ФЗ внесены изменения, связанные с оценкой закладываемого имущества, а Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 216-ФЗ вообще осуществлена чисто редакционная правка - в ее п. 2 слова "органа государственной регистрации прав на недвижимое имущество" были заменены словами "органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - орган, осуществляющий государственную регистрацию прав)". Видимо, законодатель каких-то более серьезных пороков в формулировках этой статьи не находит, хотя и декларирует особую ее значимость: "договор, в котором отсутствуют какие-либо данные, указанные в статье 9 настоящего Федерального закона... не подлежит государственной регистрации в качестве договора об ипотеке" (ст. 10 Закон об ипотеке).
Между тем юридические нормы, установленные ст. 9 Закона об ипотеке, имеют весьма и весьма проблемный характер. Рассмотрим их подробнее.
Пункт 1 требует, чтобы в договоре об ипотеке были указаны предмет ипотеки, его оценка, существо и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого ипотекой. По сути, здесь перечислены существенные условия этого договора, при отсутствии которых он признается недействительным. Этот перечень практически совпадает с существенными условиями договора о залоге, указанными в п. 1 ст. 339 ГК РФ, за исключением условия об обязательном указании на то, у какой из сторон находится заложенное имущество. Это указание в договоре об ипотеке действительно излишне, так как абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона об ипотеке категорично требует: "имущество, на которое установлена ипотека, остается у залогодателя в его владении и пользовании".
Нам это правило (абз. 3 п. 1 ст. 1 Закона об ипотеке) представляется странным: почему законодатель диктует, чтобы закладываемый объект недвижимого имущества на время действия договора о залоге не переходил во владение залогодержателя? В реальных условиях гражданского оборота исключить такую договоренность никак нельзя, но оформить ее договором об ипотеке стороны уже не смогут. А может ли такой договор, не будучи договором об ипотеке, вообще быть договором о залоге? Тоже нет, так как в соответствии с п. 2 ст. 334 ГК РФ "Залог земельных участков, предприятий, зданий, сооружений, квартир и другого недвижимого имущества (ипотека) регулируется Законом об ипотеке". Следовательно, законодатель фактически запретил залог объектов недвижимости с условием изъятия их из владения залогодателя. Мотивы этого запрета объяснить трудно.
Установив в п. 1 ст. 9 Закона об ипотеке существенные условия договора об ипотеке, законодатель далее их уточняет. Напомним, что в соответствии со ст. 10 Закона об ипотеке "договор, в котором отсутствуют какие-либо данные, указанные в статье 9 настоящего Федерального закона... не подлежит государственной регистрации в качестве договора об ипотеке". Значит, и эти уточнения тоже можно считать существенными условиями договора об ипотеке.
Пункт 2, в частности, уточняет требования, предъявляемые к указанию в договоре об ипотеке его предмета: "Предмет ипотеки определяется в договоре указанием его наименования, места нахождения и достаточным для идентификации этого предмета описанием". Обращает на себя внимание, что все три перечисленные условия определения предмета ипотеки являются оценочными. Например, достаточно ли для наименования предмета ипотеки указания только на его родовые признаки или обязательно указывать и видовые тоже? А если предмет ипотеки имеет индивидуальное наименование (парикмахерская "Каприз"), может ли отсутствие такого указания влечь последствия недействительности договора? Какие реквизиты обязательны в определении места нахождения предмета ипотеки: указание на субъект Федерации, населенный пункт, улицу, другие элементы почтового адреса? Еще больше вопросов возникает, когда мы пытаемся понять, каким должно быть описание предмета ипотеки, чтобы счесть его достаточным для его идентификации.
Вопросы далеко не праздные, ибо они решаются не только (и даже не столько) согласованием позиций сторон, но зависят еще и от усмотрения чиновника, который, осуществляя государственную регистрацию договора об ипотеке, т.е. придавая ему статус вступившего в законную силу, может иметь свое собственное мнение.
Конечно, можно рассуждать таким образом: поскольку договор об ипотеке подлежит государственной регистрации, постольку он должен подчиняться нормам, установленным Законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", в частности п. 1 его ст. 18: "Документы, устанавливающие... ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество [в нашем случае - договоры об ипотеке. - Н.К., В.К.]... должны... отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав".
Но эта норма (п. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации) имеет чисто отсылочный характер: объем информации, необходимой для внесения в Единый государственный реестр прав, установлен не самим Законом, а некими правилами, утверждаемыми Правительством РФ.
Таким образом, некоторые существенные условия договора об ипотеке фактически определяются подзаконным актом, что едва ли правомерно.
Абз. 2 п. 2 ст. 9 Закона об ипотеке устанавливает, что "в договоре об ипотеке должны быть указаны право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю, и наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним... зарегистрировавшего это право залогодателя".
С логикой первого требования (указывать право, в силу которого имущество, являющееся предметом ипотеки, принадлежит залогодателю) еще можно согласиться. Хотя столь ли уж оно существенно, поскольку в силу п. 1 ст. 6 Закона об ипотеке закладываемое имущество может принадлежать залогодателю только на праве собственности или на праве хозяйственного ведения - выбор не столь уж большой, чтобы устанавливать для него особые правила? Кроме того, вид вещного права на закладываемое имущество - собственности или хозяйственного ведения - совершенно однозначно предопределяется самим статусом его правообладателя: если это физическое лицо или хозяйственное общество - то собственности, если унитарное предприятие - то хозяйственного ведения.
Целесообразность же другого требования - указывать наименование органа, осуществляющего государственную регистрацию прав и зарегистрировавшего это право залогодателя, - объяснить сложнее. Дело в том, что на всей территории России с 1 января 2005 г. этот орган один-единственный - Федеральная регистрационная служба. В субъектах Федерации действуют различного рода соподчинения - структурные подразделения этого органа, но закон-то требует указывать наименование не структурного подразделения органа, зарегистрировавшего право залогодателя, а именно самого этого органа. Не имело сколько-нибудь существенного правового значения это наименование и до 1 января 2005 г., когда эти органы создавались субъектами Федерации и назывались по-разному: в каждом субъекте Федерации мог существовать только один такой орган, т.е. место регистрации абсолютно однозначно свидетельствовало и о наименовании этого органа. Требования п. 3 ст. 9 Закона об ипотеке посвящены оценке предмета ипотеки. Здесь вопросы возникают при рассмотрении каждого абзаца.
Так, в соответствии с требованиями абз. 1 "оценка предмета ипотеки определяется... с соблюдением при ипотеке земельного участка требований статьи 67 настоящего Федерального закона". Статья же 67 Закона об ипотеке устанавливает правила (причем разные) не только оценки земельного участка - "в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации", но и залоговую стоимость, которая устанавливается уже по соглашению залогодателя с залогодержателем. То есть залоговая стоимость земельного участка, передаваемого в залог по договору об ипотеке, может отличаться от его оценки. Чем обусловлено это требование, непонятно. Возможно, законодатель, устанавливая 5 февраля 2004 г. новую редакцию этой нормы, не мог освободиться от магии ранее действовавшего правила: "оценка земельного участка не может быть установлена в договоре об ипотеке ниже его нормативной цены". Во всяком случае, требования абз. 1 п. 3 ст. 9 Закона об ипотеке приходится применять в системной связи со ст. 67 Закона об ипотеке, и в договоре об ипотеке указывать не только залоговую стоимость земельного участка, но и его оценку, установленную оценщиком. Следовательно, тратить немалые средства на изготовление отчета об оценке <1>.
--------------------------------
<1> Подобное недоумение выражает также автор статьи "Удостоверение договоров об ипотеке земельных участков и прав аренды на них". Он приходит к выводу, что п. 1 ст. 67, вероятно, следует рассматривать как норму, устанавливающую случай обязательного проведения оценки земельного участка при его ипотеке. "Такая возможность предусмотрена ст. 7 Федерального закона "Об оценочной деятельности...", при этом в соответствии с указанной статьей установлению подлежит рыночная стоимость земельного участка. В то же время непонятно, зачем законодатель требует обязательного проведения рыночной оценки земельного участка, если залоговая стоимость устанавливается соглашением залогодателя и залогодержателя и никаким образом не зависит от рыночной стоимости". См.: Артемьева Н.В. Удостоверение договоров об ипотеке земельных участков и прав аренды на них // Нотариус. 2004. N 4.
Абзац 2 п. 3 ст. 9 Закона об ипотеке, в соответствии с которым при ипотеке государственного и муниципального имущества его оценка осуществляется согласно требованиям, установленным федеральным законом или в определенном им порядке, тоже вызывает вопросы. Прежде всего часть этой нормы "или в определенном им порядке" явно избыточна, так как ровно ничего к ней не прибавляет. Непонятно также, должны ли найти в тексте договора отражение не только общая сумма оценки, определенная в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом (т.е. Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"), но и сами эти требования, а также данные об отчете и самом оценщике.
Совершенно излишним представляется и абз. 3 п. 3 ст. 9 Закона об ипотеке, требующий в случае залога не завершенного строительством недвижимого имущества <2>, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществлять оценку рыночной стоимости этого имущества. То есть, как и в абз. 2, в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности. С учетом изложенного этот абзац просто избыточен <3>.
--------------------------------
<2> Здесь, ко всему прочему, еще и стилистическая неряшливость законодателя: едва ли можно говорить, что недвижимое имущество может быть построено или не завершено строительством. Вероятно, законодатель намеревался сказать о не завершенном строительством объекте недвижимого имущества.
<3> Трудно удержаться еще от одной придирки: почему законодатель понятия государственного и муниципального имущества в абз. 2 п. 3 ст. 9 Закона об ипотеке объединил соединительным союзом, а в абз. 3, в совершенно аналогичном контексте, - разделительным?
Существо, размер и сроки обязательств, обеспечиваемых ипотекой, в договоре об ипотеке определяются в соответствии с требованиями, указанными в п. 4 и 5 ст. 9 Закона об ипотеке. Здесь тоже усматриваются несуразности. Например, требование о том, чтобы обязательство, обеспечиваемое ипотекой, назвать в договоре об ипотеке с указанием оснований его возникновения, страдает некоторой неопределенностью. Столь же неопределенным является следующее требование: "в тех случаях, когда... обязательство основано на каком-то договоре, должны быть указаны стороны этого договора, дата и место его заключения". Здесь непонятно, какие элементы договора, устанавливающего обязательство, должны быть указаны в договоре об ипотеке. А как, с какой полнотой должны быть указаны в договоре об ипотеке стороны договора, устанавливающего обязательство? Кроме того, справедливым представляется мнение, согласно которому в случаях, если залогодателем и залогодержателем являются стороны по основному договору, в договоре об ипотеке достаточно указывать номер и дату основного договора <4>.
--------------------------------
<4> Этот вопрос разъясняет, например, Постановление Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", где говорится, что в случаях, когда залогодателем является должник в основном обязательстве, условия о существе, размере и сроках исполнения обязательства, обеспеченного залогом, следует признать согласованными, если в договоре залога имеется отсылка к договору, регулирующему основное обязательство и содержащему соответствующее условие. Однако на практике органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимость, считают недостаточным наличие подобной отсылки и требуют указания в договоре ипотеки всех условий кредитного договора. См.: Гришаев С.П. Комментарий к Федеральному закону "Об ипотеке (залоге недвижимости)" // Юристъ. 2003. N 4.
Неопределенностью страдает и такое требование п. 4 ст. 9 Закона об ипотеке: "Если сумма обеспечиваемого ипотекой обязательства подлежит определению в будущем, в договоре об ипотеке должны быть указаны ПОРЯДОК И ДРУГИЕ НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ (выделено нами. - Н.К., В.К.) ее определения". Как представляется, в этом случае лучше бы обязать стороны договора об ипотеке после определения этой суммы заключать дополнительные соглашения к договору об ипотеке и регистрировать их в действующем порядке.
Пункт 5 ст. 9 Закона об ипотеке требует: "Если обеспечиваемое ипотекой обязательство подлежит исполнению по частям, в договоре об ипотеке должны быть указаны сроки (периодичность) соответствующих платежей и их размеры либо условия, позволяющие определить эти размеры". В этом правиле обращает на себя внимание, что законодатель, требуя в императивном порядке указывать в договоре об ипотеке сроки (периодичность) платежей по обязательству, обеспечиваемому ипотекой, по-иному определяет свои требования в отношении размеров платежей: в договоре об ипотеке вместо этих размеров могут быть указаны условия, позволяющие определить эти размеры. То есть сроки (периодичность) платежей должны быть указаны в любом случае. Однако это требование трудно выполнить, когда договором об ипотеке обеспечивается такой популярный вид кредитного договора, как договор об открытии кредитной линии. В соответствии с этим договором указываются общая сумма кредитной линии, а также порядок выплаты траншей (частей общей суммы кредита). Причем чаще всего очередной транш выплачивается: а) по требованию заемщика и б) только после того, как предыдущий транш и (или) проценты за пользование им были погашены. Таким образом, в договоре об ипотеке, обеспечивающем такой вид кредитного договора, размеры очередных платежей определить можно, а их сроки - просто не получится. Очевидно, правильнее было бы предусмотреть другое правило - о возможности в договоре об ипотеке указывать не только условия, позволяющие определить размеры очередных платежей по кредитному договору, но и условия, позволяющие определить сроки (периодичность) этих платежей.
Наконец, уязвим со стороны требований юридической техники и п. 6 ст. 9 Закона об ипотеке: "Если права залогодержателя в соответствии со статьей 13 настоящего Федерального закона удостоверяются закладной, на это указывается в договоре об ипотеке, за исключением случаев выдачи закладной при ипотеке в силу закона". Слова "за исключением случаев выдачи закладной при ипотеке в силу закона" в нем явно излишни, так как ст. 9 устанавливает требования к содержанию договора об ипотеке, а ипотека в силу закона устанавливается другими договорами.
II. Федеральным законом от 30 декабря 2004 г. N 216-ФЗ отменена обязательная нотариальная форма договоров об ипотеке.
Простое сравнение абз. 1 и 3 п. 1 ст. 10 Закона об ипотеке в ранее действовавшей редакции ("Договор об ипотеке должен быть нотариально удостоверен и подлежит государственной регистрации... Несоблюдение правил о нотариальном удостоверении и государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность") и редакции, действующей в настоящее время ("Договор об ипотеке заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации... Несоблюдение правил о государственной регистрации договора об ипотеке влечет его недействительность"), показывает, что законодатель нотариальное удостоверение договоров об ипотеке посчитал излишним и удовлетворился лишь обязательным соблюдением правила о государственной регистрации этих договоров. Такой крутой поворот может быть объяснен чем угодно, но собственно к праву никакого отношения не имеет. Тем не менее он порождает проблемы и юридического характера, что, по нашему мнению, требует специального рассмотрения.
Анализ норм ГК РФ о форме сделок (ст. 158 - 165) показывает, что они имеют не столько формальное значение, сколько устанавливают некие дополнительные и строго определенные законом гарантии прав участников гражданского оборота: чем сделка значительнее, сложнее, тем форма, в которой она совершается, должна быть более квалифицированной.
Конструкция § 1 гл. 9 ГК РФ (главным образом ст. 158 - 165) создает впечатление (вероятно, в том числе и у самого законодателя), что той же цели, защите прав участников гражданского оборота, служит и требование государственной регистрации некоторых видов сделок. Более того, процедура этой государственной регистрации - наиболее совершенный способ защиты этих прав. Логика последних изменений в п. 1 ст. 10 Закона об ипотеке еще раз засвидетельствовала, что законодатель действительно считает, будто институт государственной регистрации сделок их нотариальное удостоверение делает просто излишним. С этим согласны и некоторые цивилисты <5>. Впрочем, можно отметить и противоположные мнения <6>. В целом же складывается впечатление, что у цивилистов-ученых отношение к этому нововведению в общем-то более осторожное, чем у юристов-чиновников.
--------------------------------
<5> См.: Сделки с недвижимостью - оформление без нотариуса: Государственная регистрация, образцы документов. 2-е изд., испр. М.: Юрайт-М, 2001; Кудашкин А.В. Жилищное право: Учебник. Изд-во РОД "За права военнослужащих", 2005; Толкушкин А.В. Комментарий (постатейный) к Федеральному закону от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".
<6> См.: Комментарий к Федеральному закону "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". М.: ЗАО "Юстицинформ", 2005; Скворцов О.Ю. Сделки с недвижимостью в коммерческом обороте (учебно-практическое пособие). М.: Волтерс Клувер, 2006; Стешенко Л.А., Шамба Т.М. Нотариат в Российской Федерации: Учебник для вузов. М.: ИНФРА-М, 2001. С. 259 - 260; Кузнецов А.В., Герман Г. Сравнительно-правовой анализ российской и германской государственной регистрации прав на недвижимость // Юридический мир. 2000. N 1. С. 42.
Нам же тезис об особой роли института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в обеспечении прав участников гражданского оборота, о его преимуществах перед нотариальной формой сделок представляется основанным на недоразумении. Или (что всего вероятнее) на откровенном лоббировании присутствия государственных структур в гражданском обороте. То есть на проявлениях этатизма в действующей правовой политике. Некоторые авторы говорят даже о нарастании в ней (правовой политике) элементов авторитаризма и (или) тоталитаризма <7>, в действительности же государственная регистрация вещных прав на недвижимое имущество и некоторых сделок с ним не имеет никакого отношения к обеспечению прав участников гражданского оборота. И уж вовсе никаких преимуществ перед нотариальной формой сделок.
--------------------------------
<7> См.: Шарафетдинов Н.Ф. Нотариальный феномен в позитивистском, либертарном и юснатуралистическом типах правопонимания. От феноменологической теории к эссенциальной метатеории. М.: Фонд развития правовой культуры, 2006. С. 41 - 45. См. также многочисленные статьи в журналах "Нотариус" и "Нотариальный вестник".
Чтобы согласиться с этой точкой зрения или отвергнуть ее, достаточно сравнить функции двух правовых институтов: нотариата и государственной регистрации. Нетрудно заметить некоторый параллелизм в их деятельности, который объясняется главным образом тем, что оба они действуют в сфере бесспорной гражданской юрисдикции. Однако несложно обнаружить и различия в способах исполнения этих функций <8>.
--------------------------------
<8> Теоретическое осмысление совокупности функций органов государственной регистрации, видимо, еще отсутствует, однако сравнить их с теми, которые отмечаются традиционно у нотариата, возможность имеется. См.: Гонгало Б.М., Зайцева Т.И., Крашенинников П.В. и др. Настольная книга нотариуса. Том I. Учебно-методическое пособие. М.: БЕК, 2003.
Так, предупредительно-профилактическая функция присуща обоим правовым институтам, но реализуется по-разному.
Органы государственной регистрации имеют дело только с уже заключенными сторонами сделками (точнее - подписанными договорами, но часто и исполненными, хотя бы частично) и имеют возможность предупреждать споры только путем отказа в государственной регистрации договоров, перехода прав и прав собственности на недвижимое имущество в случае тех или иных нарушений действующего законодательства. Нотариат же самим своим существованием ориентирован на предупреждение споров уже на стадии согласования условий сделки и ее заключения. Количество гражданско-правовых споров, таким образом, наиболее существенно снижается именно на стадии нотариального удостоверения сделок, а не их регистрации.
Оба института облегчают рассмотрение гражданско-правовых споров и процесс доказывания в суде, но тоже по-разному. В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона о госрегистрации "государственная регистрация является единственным доказательством зарегистрированного права". По сути дела, это не что иное, как банальная тавтология: государственная регистрация сделки и (или) права свидетельствует о том, что государственная регистрация сделки и (или) права осуществлена. И все. То есть само по себе наличие государственной регистрации вовсе не свидетельствует о законности сделки, об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о ее недействительности (ничтожности или оспоримости). Если в суде будет доказано, что стороны (или хотя бы одна сторона) действовали при совершении сделки с целью, противной основам правопорядка, или без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, или с целью прикрыть другую сделку, или под влиянием заблуждения, или под влиянием обмана, насилия, угрозы, стечения тяжелых обстоятельств, зарегистрированные сделка, переход права и право будут признаны недействительными, а их регистрация будет отменена.
Анализ как самого Закона о госрегистрации, так и подзаконных актов, принятых в его развитие, показывает, что система государственной регистрации направлена на выявление только сделок, не соответствующих по каким-то формальным основаниям закону, и лишь тех обстоятельств, которые могут быть обнаружены анализом документов, сопровождающих сделку, но отнюдь не действительных намерений сторон.
Нотариальное же удостоверение сделки ориентировано на выявление отсутствия всех оснований ее возможной недействительности. Более того, нотариальные акты в силу содержания обязанностей, выполняемых нотариусом, имеют особую доказательственную силу, позволяют суду выявить истинную волю сторон, менее опровержимы, чем документы в простой письменной форме, пусть даже прошедшие государственную регистрацию.
Существеннейшая разница между двумя рассматриваемыми органами в содержании страхования риска. В силу требований ст. 17 Основ нотариус несет особую, при определенных условиях, и личную имущественную (но только занимающийся частной практикой) ответственность перед клиентами за сделки, признанные судом недействительными. Статья 31 Закона о госрегистрации предусматривает ответственность органов регистрации несоизмеримо в более ограниченных случаях: "...за своевременное, полное и точное исполнение своих обязанностей... а также за полноту и подлинность предоставляемой информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, необоснованный... отказ в государственной регистрации прав или уклонение от государственной регистрации прав".
Правореализационную функцию нотариата традиционно подразделяют на исполнение, использование, соблюдение и применение права. Правомерным представляется продолжить наше сравнение и в этих сферах деятельности.
Участие обоих органов в правореализационной деятельности происходит различными путями, но главным образом путем обеспечения условий правомерного поведения участников гражданского оборота, совершающих сделку, и посредством исполнения, использования и соблюдения требований юридических норм материального и процедурного характера.
Поскольку компетенция и правомочия каждого из рассматриваемых органов различны, правореализационная функция осуществляется ими по-разному. Так, органами государственной регистрации она исполняется пассивными способами: участвовать непосредственно в имеющих правовое значение действиях участников гражданского оборота, выяснять их действительные намерения, помогать им выбирать наиболее оптимальные пути и способы достижения их целей они не могут, да и не управомочены на это. Наиболее ярким показателем такого характера компетенции органов государственной регистрации является Административный регламент..., утвержденный Приказом Минюста РФ от 14 сентября 2006 г. N 293, где все эти действия детальнейшим образом регламентированы и стандартизированы.
Отсюда совершенно естественно, что для сотрудников этих органов наиболее приемлемы и столь же стандартно оформленные правоотношения их клиентов. Текст договора, в котором права и обязанности сторон индивидуализированы применительно к конкретной ситуации, психологически вызывает неприятие: в нем нужно разбираться, осмысливать, соотносить с требованиями действующего законодательства и т.д. Установка же нотариуса иная, она направлена именно на индивидуализацию, но никак не на стандартизацию сделки. Именно поэтому (но не только поэтому) столь популярными в среде сотрудников органов государственной регистрации с самого начала их деятельности стали договоры в простой письменной форме, представляющие собой бездумную перелицовку примитивных образцов.
Как нотариату, так и органам государственной регистрации свойственно исполнение и правоохранительной функции. В качестве публично-правовых институтов они в пределах своих полномочий и присущими им средствами обеспечивают законность и правомерность юридических действий участников гражданского оборота, снижая тем самым уровень как гражданских, так и уголовных правонарушений. Поскольку сфера и возможности обеспечения законности совершаемых сделок, защиты прав их участников у нотариата существенно шире, постольку для участников гражданского оборота его деятельность объективно предпочтительнее.
Зато органы государственной регистрации имеют более широкие возможности в исполнении фискальной функции, тоже частично свойственной нотариату. Исходя из особенностей публично-правовой природы этих двух органов, следовало бы сосредоточить ее только в органах государственной регистрации.
Наше сравнение можно продолжить анализом тех функций, которые отражают содержание и специфику деятельности нотариата и органов государственной регистрации. Применительно к нотариату их связывают с правоустановительной, удостоверительной, охранительной и юрисдикционной деятельностью. Если присмотреться, то и в этой их части правомерно проводить параллель с органами госрегистрации. И тоже с учетом их специфики.
Правоустановительная функция нотариата обычно усматривается в необходимости установления определенных юридических фактов, чаще всего связанных между собой в фактические составы различной степени сложности. Но такая же обязанность лежит и на государственном регистраторе. Впрочем, поправимся, единственное, что устанавливает регистратор, - это наличие оснований для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и (или) сделки с ним. Если же быть совершенно точным - отсутствие оснований для отказа в такой регистрации. Правоустановительная функция нотариуса по своему содержанию существенно богаче. Логика нотариальных действий вообще иная. В интересующем нас аспекте она заключается в установлении всей совокупности фактов, дающих основания для заключения сторонами сделки.
Удостоверительная функция как государственного регистратора, так и нотариуса заключается в полномочиях обоих придавать от имени государства юридическим действиям участников гражданского оборота определенный правовой характер. Понятно, что любые юридически значимые действия участников гражданского оборота имеют правовой характер, но их взаимодействие в рамках как регистрационной, так и нотариальной удостоверительной процедуры придает им строго определенный характер. Причем разный: каждый из этих органов устанавливает необходимый и соответствующий содержанию выполняемой ими функции фактический состав и принимает соответствующее правовое решение.
При этом следует иметь в виду, что в точном соответствии со ст. 20 Закона о госрегистрации при реализации удостоверительной функции регистратора может быть отказано в государственной регистрации лишь прав на недвижимое имущество, но никак не сделок с ним. То есть любой договор, подлежащий государственной регистрации, должен быть зарегистрирован. Даже если он не соответствует закону. Даже если он предусматривает продажу чужого имущества. Или имущества, уже проданного по другому договору <9>. Отказано же может быть лишь в регистрации прав, вытекающих из такого рода договоров.
--------------------------------
<9> В информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2001 г. N 59 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" содержится утверждение, что в государственной регистрации договора может быть отказано по причине противоречий, которые образуются при регистрации повторной сделки, если по ранее зарегистрированной сделке не был зарегистрирован переход права. Но вот беда, в самом Законе такое основание для отказа в регистрации договора (именно договора, а не права) отсутствует. Судебная инстанция сочла возможным сослаться на ст. 12 Закона о госрегистрации как на основание для отказа в регистрации, хотя перечень таких оснований, приведенный в ст. 20 Закона о госрегистрации, является исчерпывающим.
Не предоставляет права (и не содержит обязанности!) отказать в государственной регистрации договора об ипотеке и ст. 21 Закона об ипотеке - лишь основания для отказа в регистрации самой ипотеки.
В свете сказанного выше охранительная функция органов государственной регистрации становится если не эфемерной, то весьма и весьма ущербной. В самом деле логика юридических норм, регулирующих сделки с недвижимым имуществом, ориентирует каждого осмотрительного участника сделки на то, чтобы сначала зарегистрировать сделку (т.е. подождать, когда она вступит в законную силу), а уж потом приступить к исполнению обязательств, взятых на себя по этой сделке. И в каком положении окажется этот осмотрительный участник сделки? Добавим также, что охранительная функция органов государственной регистрации осуществляется только на заключительном этапе сделки, а нотариата - на всех этих этапах.
Юрисдикционная функция вытекает из роли как органа государственной регистрации, так и нотариата как органов гражданской юрисдикции. При этом оба они осуществляют одновременно все формы юрисдикционной деятельности: они занимаются одновременно и оперативно-исполнительной, и правоустановительной деятельностью. Особенностью юрисдикционной деятельности регистраторов и нотариусов является не последующее разрешение уже возникших правовых конфликтов в сфере гражданского оборота, а в основном деятельность по их предупреждению.
Совокупность изложенного выше позволяет сделать вывод о том, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним не предназначается, да и не может заменить нотариат, каждый из них занимается своим делом и своими методами.
Неосновательность утверждений о какой-то особой роли органов государственной регистрации в гражданском обороте, похоже, становится очевидной. Приходит понимание того, что казуистичное, изменчивое и противоречивое российское законодательство требует особой правовой защиты участников гражданского оборота, столь значимого его фрагмента, как оборот недвижимого имущества. Действующее законодательство таково, что даже специалист в области гражданского права, но без специальных навыков в оформлении сделок с недвижимым имуществом, не сможет реализовать свои права без посторонней помощи. И очень важно, кто эту помощь ему будет оказывать - признанный по особой процедуре специалист (нотариус) или любой, кто отважится объявить себя таким специалистом.
В связи с этим предложения возложить полную имущественную ответственность за сделки с недвижимостью как на нотариусов (нотариально удостоверенные), так и на органы государственной регистрации (совершенные в простой письменной форме и зарегистрированные) представляются обоснованными <10>. Отмену же обязательного нотариального удостоверения договоров об ипотеке лучше всего было осуществить только после реализации этих предложений.
--------------------------------
<10> См.: Концепция развития гражданского законодательства о недвижимом имуществе / Совет при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства. М.: Статут, 2004. С. 82 - 85.
Особая роль института государственной регистрации в гражданском обороте обусловлена в основном п. 3 ст. 433 ГК РФ: "Договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом". Как конституционность этой нормы, так и ее соответствие принципам гражданского права представляются сомнительными.
Так, в соответствии с ч. 2 ст. 35 Конституции РФ "каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и РАСПОРЯЖАТЬСЯ (выделено нами. - Н.К., В.К.) им как единолично, так и совместно с другими лицами". Никаких ограничений распоряжаться этими правами Конституция не содержит. Эти ограничения начинаются только в Гражданском кодексе РФ. Пункт 1 ст. 8 ГК РФ в полном соответствии с Конституцией РФ среди оснований возникновения гражданских прав и обязанностей называет договоры и иные сделки, предусмотренные законом, а также договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему. Пункт 2 этой статьи уже существенно ограничивает эти права: "Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом".
То есть эти права зависят уже не только от тех или иных действий физических или юридических лиц, а от государственной регистрации оных. Фактически от действий государственных чиновников, каковые (действия) могут быть правомерными и противоправными, своевременными и запоздалыми, бескорыстными и не очень. Ну и так далее.
Безусловно, у государства есть право установить требование о государственной регистрации некоторых прав. Как, например, это сделано в п. 1 ст. 131 ГК РФ, но именно требование. Не обусловливать же этими требованиями само существование этих прав! Можно даже согласиться с ответственностью физических и юридических лиц за уклонение от государственной регистрации этих прав. Но в традициях ли правового государства ставить само наличие этих прав в зависимость от действий чиновников? <11>
--------------------------------
<11> Можно возразить, что некоторые виды имущества изъяты из гражданского оборота или ограничены в обороте, но в рассматриваемых нами нормах речь идет вовсе не об этом имуществе.
По точному смыслу п. 3 ст. 433 ГК РФ (договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации) стороны не только не обязаны, но и не вправе приступить к исполнению договора, подлежащего регистрации, но не прошедшего этой процедуры. Но позвольте, а как же правило, установленное п. 2 ст. 551 ГК РФ: "Исполнение договора продажи недвижимости сторонами до государственной регистрации перехода права собственности не является основанием для изменения их отношений с третьими лицами"? Значит, эти договоры могут-таки исполняться и без их государственной регистрации?
Эта норма очень любопытна еще в одном отношении: она устанавливает правило, в соответствии с которым основания для изменения сторонами договора их отношений с третьими лицами могут возникнуть только после государственной регистрации этого договора. В связи с этим еще более удачным представляется п. 7 ст. 20 Закона об ипотеке: "Для третьих лиц ипотека считается возникшей с момента ее государственной регистрации".
Вот по этому пути и следовало бы пойти законодателю: в соответствии с основополагающими принципами правового государства и гражданского законодательства приобретение прав на имущество (кроме изъятого из оборота или ограниченного в обороте), заключение сделок с ним (кроме прямо запрещенных законом) оставить на усмотрение сторон, а их отношения по поводу этого имущества с третьими лицами поставить в зависимость от государственной регистрации заключенной сделки.
М.Г. Пискунова права, когда, характеризуя институт государственной регистрации, признает, что по своей природе это институт административного, но никак не гражданского права <12>. Но насколько правомерно момент, да и сам факт возникновения прав граждан и юридических лиц на недвижимое имущество переносить из разряда гражданско-правовых отношений в административно-правовые?
--------------------------------
<12> Пискунова М.Г. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним как правоприменительная деятельность учреждений юстиции // Государственная регистрация прав на недвижимость: Проблемы регистрационного права. М., 2003. С. 196.
Но, может быть, и требования о соблюдении нотариальной формы сделок являются излишними? Не нарушают ли и они основополагающие принципы свободы договора и правовой государственности? Едва ли, ибо они, как уже говорилось, следуют общему (и имеющему разумные основания) правилу: чем существеннее сделка, тем более квалифицированной должна быть форма договора. И тем самым направлены на защиту участников гражданского оборота.
Читайте ещё по этой теме:
Авторы: Костылева Н., Костылев В.