На российском законодательном поле будут установлены общие "правила игры" по кадастровой оценке с перечнем требований к оценщикам, порядку утверждения ее результатов и досудебному урегулированию возможных споров. Председатель думского Комитета по собственности Виктор Плескачевский внес законопроект, призванный усовершенствовать Закон "Об оценочной деятельности в РФ" и ряд других законодательных актов.
"Оценочный" закон дополнится новой специальной главой - "Кадастровая оценка", содержащей общие положения о кадастровой оценке объектов недвижимости, перечень которых формируется органом кадастрового учета по запросу органа исполнительной власти субъекта РФ. Последний и станет привлекать оценщиков, имеющих заключенный договор страхования ответственности за ущерб, который может быть причинен в результате их деятельности, на страховую сумму в размере не менее 30 млн. рублей по каждому договору.
При этом законопроектом вводится четкое определение понятия "кадастровая стоимость недвижимости" (как определяемая методами массовой оценки рыночная стоимость объекта, утвержденная в установленном порядке). Определяется, что заказчиком является орган исполнительной власти субъекта РФ, а исполнителями - только оценщики, удовлетворяющие требованиям базового закона и дополнительно застраховавшие свою ответственность на сумму не менее 30 млн. рублей. По мнению В. Плескачевского, такой подход "позволит не только сохранить единую систему оценки имущества, но и учесть специфику массовой оценки, а также необходимость обеспечения дополнительной ответственности, которая возникает при оценке большого количества объектов для целей налогообложения, с учетом последствий данной оценки".
Отчет, составленный по результатам кадастровой оценки по специальным требованиям и единым стандартам, будет направляться в орган власти субъекта РФ, который в течение 30 дней должен принять решение о его утверждении либо отклонении. В первом случае в течение 15 дней информация об окончании определения кадастровой стоимости объектов и о порядке ознакомления с их результатами должна быть официально опубликована.
Неотъемлемым элементом, подчеркивает автор проекта, является процедура досудебного урегулирования споров - часть государственной кадастровой оценки, которая возможна в течение года после утверждения и опубликования результатов. Для данной процедуры предусмотрены четкие основания (например, ошибочность сведений при определении кадастровой стоимости объекта недвижимости или установление его рыночной стоимости на дату, когда была установлена его кадастровая стоимость).
К заявлению о пересмотре кадастровой стоимости нужно будет прикладывать кадастровый план объекта недвижимости, нотариально заверенную копию правоудостоверяющего документа, отчет об оценке объекта недвижимости и документы, подтверждающие ошибочность сведений. Все это даст возможность не только получить достоверную информацию о рыночной стоимости объектов недвижимости, но и уточнить их реальные характеристики.
Для вновь образуемых объектов недвижимости законопроектом предусмотрена специальная процедура. Она будет проводиться оценщиком, уже выполнявшим аналогичные работы в данном субъекте, который на основании ранее полученных моделей оценит новый объект. Как замечает депутат, данный подход позволит обеспечить методологическое единство при определении налогооблагаемой базы.
Другие поправки касаются саморегулируемой организации оценщиков (СОО), которая для обеспечения своей деятельности должна будет, в частности, сформировать (помимо уже обозначенных в Законе структур) экспертный совет. Обязанностью последнего станет экспертиза отчетов об оценке ценных бумаг, а также иных видов отчетов оценщиков. Положение об экспертном совете (куда должны войти не менее семи членов СОО), его образование или досрочный роспуск отнесены к исключительной компетенции общего собрания организации. При этом СОО несет солидарную с оценщиком ответственность за ущерб, причиненный третьим лицам из-за различных просчетов или сознательного мошенничества, утвержденных экспертным комитетом в отчете об оценке.
Кроме того, устанавливаются временные рамки, при которых кадастровая оценка должна проводиться не чаще одного раза в три года, но не реже одного раза в пять лет - со дня последней оценки.
Автор: С. Муравьев
Источник: газета "ЭЖ-Юрист"