20 июля 2017 г. Государственной Думой Российской Федерации был принят и далее одобрен Советом Федерации Федеральный закон N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации". Следствием чего вторая половина 2017 г., 2018, 2019 гг. ознаменованы так называемой реформой наследственного права в гражданском законодательстве России. Наряду с иными нововведениями указанный нормативно-правовой акт ввел ранее не закрепленный в российском праве институт наследственного фонда.
Как пояснил председатель Комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству П.В. Крашенинников, один из инициаторов реформы гражданского законодательства, "закон расширяет возможности граждан по распоряжению их имуществом на случай смерти. Введена совершенно новая для российского наследственного права конструкция - наследственный фонд. Наследственный фонд - это способ управления имуществом, бизнесом, капиталом, которые остаются после смерти наследодателя" <1>.
--------------------------------
<1> Крашенинников П.В. Наследство до востребования // Российская газета. 2017. 1 августа. Федеральный выпуск. С. 1, 3.
Наследование бизнеса часто сопряжено с трудностями: в процессе оформления наследственных прав на него наследникам необходимо обеспечить сохранность активов и надлежащее управление ими. Зачастую это достаточно непросто, особенно если наследники - престарелые родители или несовершеннолетние дети, не готовые или не способные управлять бизнесом. Для таких случаев и был создан новый механизм.
До принятия нормы о наследственных фондах в России не было способа, который бы в полной мере мог отвечать потребностям бизнесмена и учитывал особенности его бизнеса. Он мог бы воспользоваться, например, иностранными инструментами (трастами и частными фондами). Но манипуляция с бизнесом, в которой используется иностранный элемент в виде трастов или частных фондов, отличается высокими затратами и не всегда удобна - особенно если бизнесмен не обладает определенными юридико-экономическими знаниями в зарубежных правопорядках.
В соответствии со ст. 123.20-1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) наследственным фондом признается создаваемый в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом, во исполнение завещания гражданина и на основе его имущества фонд, осуществляющий деятельность по управлению полученным в порядке наследования имуществом этого гражданина бессрочно или в течение определенного срока в соответствии с условиями управления наследственным фондом <2>.
--------------------------------
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. М.: Проспект, 2019. 704 с.
Таким образом, имущественную основу наследственного фонда составляет часть наследственной массы, отведенная для этого распоряжением наследодателя. При этом сам фонд функционирует без лица, являющегося учредителем и собственником переданного фонду имущества и формирует волю фонда (наследодателя). Наследственный фонд сам, по сути, является одним из наследников наследодателя. Процедура учреждения такого фонда представляет собой одностороннюю сделку с отлагательным сроком действия <3>.
--------------------------------
<3> Турбина Е.В. Понятие и признаки наследственного фонда в правовой системе России // Молодой ученый. 2018. N 46. С. 202 - 204. URL: https://moluch.ru/archive/232/53745/ (дата обращения: 25.02.2019).
Если обозначить формально, наследственный фонд - это наследник его учредителя в соответствии с завещанием и наравне с другими наследниками. Но, по сути, это самостоятельный институт, отличающийся гибкостью и дающий возможность его учредителю установить свои правила игры при передаче активов наследникам. Наследодатель может назначить контролирующих лиц, определить круг выгодоприобретателей и условия осуществления им выплат. Наследственный фонд теперь является инструментом, обеспечивающим контроль над активами после смерти наследодателя и решающим вопросы распределения имущества или прибыли между последующими поколениями.
Как следует из требований, закрепленных в ГК РФ, регулирующих создание и функционирование наследственных фондов, в составе завещания об учреждении такого юридического лица должны быть решение о создании наследственного фонда, его устав и условия управления. В этих документах должно быть указано, как будет формироваться имущество фонда, а также лица, которые будут им управлять. В документах должно быть подробно описано, какое имущество и кому предназначается. Законодателем закреплена возможность установить наступление определенных обстоятельств для передачи имущества и определить порядок его передачи.
Институт наследственных фондов начал работать только с 1 сентября 2018 г., и, следовательно, нормы о них в настоящее время являются "сырыми" и порождают много споров в среде теоретиков и практиков, особенно в нотариальном корпусе. Это связано с компетенцией нотариуса в части документального оформления воли потенциального наследодателя, проверки на соответствие законодательству решения о создании наследственного фонда, его устава и условий его управления, извещения и предложения лицам, определенных наследодателем, войти в состав органов управления фондом и последующего направления документов на регистрацию наследственного фонда в качестве юридического лица.
При оформлении наследственных правоотношений, осложненных таким элементом, как наследственный фонд, нотариус будет выяснять следующее: какие объекты входят в состав наследственной массы, определит круг наследников, установит, является ли заявленное наследниками в наследственную массу имущество общей совместной собственностью наследодателя и его пережившего супруга (при наличии факта зарегистрированного между ними брака и подтверждения, что имущество приобреталось в период их совместного брака).
Исходя из смысла п. 1 ст. 123.20-1 ГК РФ учредителем наследственного фонда выступает исключительно одно физическое лицо. Но как быть, если, например, доля в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью является общим совместным имуществом супругов? Каким образом будет учреждаться наследственный фонд, если после смерти наследодателя, волеизъявлением которого было создание наследственного фонда, его переживший супруг (супруга) будет претендовать на выделение супружеской доли в уставном капитале обозначенного общества и будет выражать свое несогласие в отношении функционирования общества в составе имущества наследственного фонда? В таком случае могут возникнуть основания для признания в судебном порядке недействительным всего или части решения о создании наследственного фонда. Сохранность целостности имущественных активов юридического лица будет нарушена, что, как следствие, может не позволить эффективно функционировать этому субъекту гражданских правоотношений.
В качестве примера - следующая ситуация. Наличие одной или нескольких дорогостоящих квартир у наследодателя также может являться основанием для формирования наследственного фонда. Но выделение супружеской доли пережившему супругу может отрицательно повлиять как на благополучное функционирование наследственного фонда, так и на распоряжение долями имущества пережившего супруга. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день отсутствует тесная взаимосвязь института наследственного фонда с положениями семейного законодательства в области общей совместной собственности супругов и прав пережившего супруга.
Возможным решением этой проблемы было бы закрепление нормы, согласно которой наследственный фонд, учреждаемый в отношении имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, может быть создан исключительно на основании совместного завещания супругов.
В настоящее время, ввиду отсутствия законодательного разрешения этой проблемы, предусмотрительному нотариусу перед удостоверением завещания с условием о создании наследственного фонда остается рекомендовать супругам использовать конструкцию брачного договора или соглашения о разделе общего имущества супругов, где будет определена судьба имущества, которое в будущем будет формировать имущество наследственного фонда без угрозы выделения супружеской доли после смерти наследодателя с целью сохранения целостности бизнес-активов.
Также одним из недостатков наследственного фонда является невозможность прижизненного создания.
Закон исключает возможность создания прижизненных наследственных фондов. В условиях отсутствия не только судебной, но и превентивной практики в правоотношениях с участием наследственного фонда целесообразнее было бы начать с личного фонда, который стал бы функционировать при жизни наследодателя. Это позволило бы сформировать культуру наследования, бесконфликтно организовать некоторые специфические для фонда задачи, например, благотворительность или поддержание "дела жизни" наследодателя, использовать этот институт и для небольших, но развивающихся бизнес-активов <4>.
--------------------------------
<4> Артамонова А. Наследственный фонд. На пути к реформе наследственного права // Адвокатская газета. НАГ. 2018. Декабрь. URL: http://ka-advocat.ru/23-12-18-наследственный-фонд-на-пути-к-рефор/ (дата обращения: 25.02.2019).
Отдельного внимания в рамках новелл гражданского законодательства, введенных Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ <5>, заслуживает новая редакция ст. 1149 ГК РФ, а именно п. 5, согласно которому наследники, обладающие правом получения обязательной доли в наследстве и назначенные выгодоприобретателями в наследственном фонде, вправе по своему усмотрению либо отказаться от обязательной доли и сохранить статус выгодоприобретателя, либо отказаться от роли выгодоприобретателя с риском снижения размера причитающейся им доли в судебном порядке.
--------------------------------
<5> Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 259-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и третью Гражданского кодекса Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221221/ (дата обращения: 25.02.2019).
Можно с легкостью прогнозировать, что на практике возникнут ситуации, когда выгодоприобретателем в наследственном фонде, имущество которого составляет юридическое лицо, будет являться несовершеннолетний наследник. По статье 1149 ГК РФ, в случае сохранения за ним статуса выгодоприобретателя, он не будет иметь право на обязательную долю в наследстве. Но! Всегда в деятельности юридического лица присутствует риск неэффективного управления, что может повлечь утрату правоспособности такого юридического лица и, как следствие, прекращение его деятельности. В таком случае выгодоприобретатель - несовершеннолетний наследник лишится источника собственного благосостояния, одновременно утратив и право на выделение обязательной доли.
Таким образом, в недавно закрепленной норме о невозможности использования права на обязательную долю выгодоприобретателем в наследственном фонде (в частности, несовершеннолетним наследником первой очереди) законодатель обходит стороной правовой аспект защиты наследственных прав несовершеннолетних.
Резюмируя, можно отметить, что гражданско-правовое нововведение в сфере наследственных правоотношений в виде наследственных фондов - достаточно привлекательная конструкция, но требует существенной доработки. При всей гибкости и не малых возможностях нового механизма посмертного управления бизнес-активами у него присутствуют существенные минусы.
Представляется, что исправить их возможно посредством закрепления положений, которые исключат коллизию норм в гражданском и семейном законодательстве, урегулируют аспект защиты прав несовершеннолетних наследников-выгодоприобретателей и создадут возможность учреждения прижизненных наследственных фондов, направленных на сохранение бизнеса и наиболее продуктивное его функционирование.
Литература
1. Артамонова А. Наследственный фонд. На пути к реформе наследственного права // Адвокатская газета. 2018. 23 декабря.
2. Крашенинников П.В. Наследство до востребования / П.В. Крашенинников // Российская газета. Федеральный выпуск. 2017. 1 августа.
3. Турбина Е.В. Понятие и признаки наследственного фонда в правовой системе России / Е.В. Турбина // Молодой ученый. 2018. N 46. С. 202 - 204.
Автор: И.И. Короп