г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Споры наследников на дорогую недвижимость. Сложные случаи

Наследование - это переход после смерти гражданина принадлежащего ему имущества в порядке универсального правопреемства. Есть два основания наследования: по завещанию и по закону. По завещанию гражданин может передать свое имущество как родственникам, так и третьим лицам. Если наследодатель не составляет завещание либо завещает только часть своего имущества, выбранный им наследник отказывается от наследства или признается недостойным, то имущество умершего гражданина переходит к его родственникам - наследникам по закону.

Практика показывает, что судебные споры между наследниками возникают чаще всего, если в состав наследства входит дорогая недвижимость: квартиры, дома, земельные участки. Даже если наследодатель оставляет завещание, риск возникновения конфликта сохраняется, так как наследники, а также иные родственники наследодателя не соглашаются с его волей, выраженной в завещании. Решают отстаивать свои права через суд. Ситуация осложняется в тех случаях, когда по завещанию недвижимость наследуют посторонние лица.

Основания исков - требования о признании завещания недействительным по причине недееспособности наследодателя, введения его в заблуждение или нарушения правил составления завещания, требования о признании наследников недостойными.

Следует подчеркнуть, завещание имеет приоритет при рассмотрении дела. Однако необходимо помнить, что закон устанавливает круг лиц, которые имеют право на обязательную долю в наследстве. Это несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособный супруг и родители, нетрудоспособные иждивенцы. Размер их обязательной доли составляет не менее половины того, что они могли бы получить при наследовании по закону.

НАЛИЧИЕ ПСИХИЧЕСКОГО РАССТРОЙСТВА У НАСЛЕДОДАТЕЛЯ НЕ ДОКАЗАНО - ЗАВЕЩАНИЕ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО

Самое распространенное основание признания завещания недействительным - наличие психического расстройства у наследодателя в момент его составления. То есть неспособность завещателя понимать значение своих действий, руководить ими. Составленное при таких обстоятельствах завещание является оспоримым. Недействительным его признает суд. Стоит отметить, что иск о признании завещания недействительным вправе подать в суд любое заинтересованное лицо, чьи права нарушены в результате совершения завещания. Как правило, такие судебные процессы инициируют наследники по закону, которые по завещанию ничего не получили.

Сложность данной категории споров состоит в трудности доказывания того факта, что в момент составления завещания наследодатель находился в таком душевном и физическом состоянии, что не понимал значение своих действий.

Пункт 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.06.2008 N 11 "О подготовке гражданских дел к судебному разбирательству" указывает на необходимость проведения судебно-психиатрической экспертизы для установления психического состояния лица в момент совершения им определенного действия.

Поэтому ключевое доказательство признания завещания недействительным - результаты судебно-психиатрической экспертизы. Цель проведения такой экспертизы - установление у наследодателя хронических психических расстройств, слабоумия или иных болезненных состояний психики, лишающих его способности понимать значение своих действий и руководить ими в момент составления завещания. Однако возможности специалистов при проведении экспертизы ограниченны, так как непосредственно с завещателем они не контактируют. Эксперты исследуют материалы, свидетельствующие о психическом состоянии наследодателя в период составления завещания. Это медицинская документация, в том числе история болезни завещателя, данные о его состоянии на учете в психоневрологическом диспансере, сведения об обращении за медицинской помощью к врачам-психиатрам, показания соседей.

Общая тенденция судебной практики: суды отказывают в удовлетворении исковых требований о признании завещания недействительным. Основание - непредставление истцами доказательств, бесспорно свидетельствующих о том, что на момент составления завещания наследодатель не мог понимать значение своих действий и руководить ими. Судьи преимущественно руководствуются результатами посмертной судебно-психиатрической экспертизы наследодателя. Эксперты подчеркивают, даже при наличии признаков органического расстройства личности у наследодателя решить вопрос о его способности понимать значение своих действий и руководить ими при подписании завещания чаще всего не представляется возможным. Так как отсутствуют точные данные о психическом и психоэмоциональном состоянии наследодателя в юридически значимый период, то есть в момент составления завещания. В итоге судьи признают действительность завещания (Апелляционные определения Московского городского суда от 28.04.2016 N 33-17474/2016, от 12.11.2018 N 33-44649/2018). Аналогичный вывод сделал Московский городской суд в Апелляционном определении от 10.12.2018 N 33-54347, отказывая в удовлетворении исковых требований о признании завещания недействительным, предметом которого было распоряжение всем имуществом наследодателя, включая 1/2 доли квартиры в Москве и 1/2 жилого дома.

При этом судьи подчеркивают, что не могут служить основанием недействительности завещания описки и другие незначительные нарушения порядка его составления, подписания или удостоверения, если установлено, что они не влияют на понимание волеизъявления завещателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 10.12.2018 N 33-54347).

В другом деле суд, разрешая спор между дочерью и внучкой умершего гражданина о признании недействительным его завещания по распоряжению квартирами в г. Москве, подчеркнул, что сам по себе факт наличия психического расстройства у гражданина на момент составления завещания о пороке его воли не свидетельствует. При принятии решения необходимо учитывать доказательства, подтверждающие наличие или отсутствие у завещателя свободного волеизъявления на передачу принадлежащего ему имущества после смерти выбранному наследнику (Апелляционное определение Московского городского суда от 22.11.2018 N 33-46176/2018).

Если истец, оспаривая действительность завещания, приводит довод о том, что завещание подписал не наследодатель, а другое лицо, суды назначают почерковедческую экспертизу. Эксперты объясняют наличие признаков изменения почерка завещателя "сбивающими" факторами, не связанными с намеренным изменением почерка. Такими факторами являются необычное состояние писавшего. Например, болезненное состояние. При этом установить конкретный "сбивающий" фактор, влияющий на процесс письма, на основании существующей в настоящее время методики нельзя (Апелляционное определение Московского городского суда от 08.08.2018 N 33-30399/2018).

Представляет интерес дело N 33-8181/2014. Брат наследодателя оспаривал завещание, согласно которому постороннему человеку было завещано все недвижимое имущество - квартира, жилые дома и земельные участки. Верховный Суд РФ в Определении от 12.05.2015 N 46-КГ15-5 подчеркнул, что при разрешении споров о признании завещания недействительным юридически значимыми обстоятельствами являются наличие или отсутствие психического расстройства у наследодателя в момент составления завещания, степень его тяжести, а также степень имеющихся нарушений интеллектуального и волевого уровня гражданина. Результаты посмертной судебно-психиатрической экспертизы имеют первостепенное значение. При этом они должны оцениваться в совокупности с иными доказательствами по делу, включая фактические обстоятельства: должность наследодателя, его взаимоотношения с семьей наследника, отсутствие факта обращения завещателя по месту жительства за психиатрической помощью и даже наличие у него разрешения на оружие. Суд в данном деле опроверг результаты судебной почерковедческой экспертизы, установившей, что подписи от имени наследодателя в согласиях на лечение выполнены не им, а другим лицом. Обосновав свой вывод тем, что эксперт не исследовал вопрос о возможности постановки подписи в каком-то особом состоянии, в том числе в состоянии алкогольного опьянения или сильного душевного волнения. Примечательно, что, несмотря на то, что Верховный Суд РФ направил данное дело на новое рассмотрение, суды повторно отказали в удовлетворении исковых требований, признав действительность завещания.

ТРЕТЬЕ ЛИЦО ПОДПИСАЛО ЗАВЕЩАНИЕ. БЫЛО ЛИ ЭТО ОБЪЕКТИВНО НЕОБХОДИМО?

Пункт 3 ст. 1125 ГК РФ прямо указывает, завещатель должен сам подписать завещание. Если он в силу физических недостатков, тяжелой болезни или неграмотности не может собственноручно подписать завещание, оно по его просьбе может быть подписано другим лицом в присутствии нотариуса. При этом в завещании должны быть указаны причины, по которым наследодатель сам не подписал завещание, фамилия, имя, отчество и место жительства гражданина, подписавшего завещание.

Оценивает правильность составления оспариваемого завещания суд. Гражданское законодательство содержит только общие правила составления и оформления завещания. Поэтому несоблюдение данных правил не является основанием для признания документа недействительным, если это не оказывает влияния на волеизъявление наследодателя.

Практика показывает, что подпись на завещании постороннего человека, как правило, является одним из оснований оспаривания завещания. Особенно когда предметом спора является дорогая недвижимость. Московский городской суд в Апелляционном определении от 12.11.2015 N 33-41792/2015 пояснил, что привлечение рукоприкладчика к подписанию завещания возможно только при наличии у завещателя тяжелой болезни, объективно исключающей возможность лично подписать завещание. При этом в суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие, что наследодатель страдал тяжелой болезнью, имел физические недостатки, препятствующие личному подписанию завещания. Это, к примеру, могут быть медицинские документы.

В другом деле наследники "сражались" за квартиру в Санкт-Петербурге. Судьи признали завещание, подписанное посторонним человеком, недействительным. Основание: имеющиеся в материалах дела медицинские документы не содержали данных о наличии у завещателя каких-либо заболеваний в период оформления завещания. Тем более учитывая тот факт, что наследодатель, получая пенсию, самостоятельно расписывался во всех документах (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.07.2018 N 33-12660/2018).

НАСЛЕДОДАТЕЛЬ СОСТАВИЛ ЗАВЕЩАНИЕ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЗАБЛУЖДЕНИЯ ЛИБО ОБМАНА. КАК ДОКАЗАТЬ?

Данная категория споров вызывает сложности с точки зрения сбора и оценки доказательств. Истец, то есть лицо, которое оспаривает завещание - наследник по закону, должен представить суду неоспоримые доказательства, подтверждающие его доводы о том, что наследодатель составил завещание под влиянием заблуждения, обмана.

Например, если наследник по закону говорит, что наследник по завещанию обманул наследодателя, ввел его в заблуждение, он должен представить суду соответствующие доказательства, подтверждающие факт обмана и в чем конкретно он состоял. А также доказать, что при составлении завещания наследодатель заблуждался. Аргументировать, какие именно обстоятельства не соответствуют действительности. В частности, доказать намеренное искажение ответчиком действительных обстоятельств либо сокрытие им существенных фактов.

Доказательства в данной категории споров - показания свидетелей, в том числе лиц, которые общались с наследодателем в юридически значимый период жизни, то есть на момент составления завещания, результаты судебной комплексной психолого-психиатрической экспертизы.

Практика показывает, что главная сложность при проведении судебной психолого-психиатрической экспертизы, как и в случае установления у наследодателя психических расстройств, - недостаточность объективных сведений о психическом состоянии гражданина на момент составления завещания. Эксперты анализируют сведения о наличии у завещателя каких-либо выраженных личностно-мотивационных расстройств или иных неболезненных факторов, в том числе повышенной внушаемости, которые бы могли оказать существенное влияние на его способность к самостоятельному, свободному волеизъявлению. При подготовке заключения учитывают данные медицинских карт, данные о состоянии наследодателя на учете в психоневрологическом диспансере, показания сотрудников медицинских учреждений, соседей.

Суды отказывают в удовлетворении исковых требований, если в материалах дела отсутствуют объективные сведения о наличии у наследодателя личностно-мотивационных расстройств, в том числе повышенной внушаемости, пассивной подчиняемости. А также отсутствуют с учетом результатов судебной экспертизы неоспоримые доказательства, позволяющие сделать однозначный вывод о недействительности оспариваемого завещания и отсутствии воли наследодателя на завещание своей недвижимости, а также доказательства составления завещания под влиянием обмана или заблуждения (Апелляционные определения Московского городского суда от 10.08.2017 N 33-31313/2017, от 02.08.2018 N 33-33687/2018, Кассационное определение Московского городского суда от 21.11.2018 N 4г-14627/2018).

НАСЛЕДНИК ЯВЛЯЕТСЯ НЕДОСТОЙНЫМ. ЭТО ДОЛЖНЫ ПОДТВЕРДИТЬ НЕОСПОРИМЫЕ ФАКТЫ

Еще одним основанием судебных споров между наследниками о правах на квартиру или загородную недвижимость является признание наследника недостойным. Подать иск о признании одного из наследников недостойным возможно только по основаниям, прямо перечисленным в ст. 1117 ГК РФ. Так, наследники являются недостойными, если они:

  • злостно уклонялись от выполнения своих обязанностей по содержанию наследодателя;
  • совершали умышленные противоправные действиями против наследодателя и его наследников в целях получения наследства или увеличения своей доли наследства.

Практика показывает, что, заявляя требования о признании одного из наследников недостойным, истцы доказывают, что такой наследник не общался с тяжелобольным наследодателем, не помогал ему, не обеспечил его достойное содержание и уход. Либо заключил с наследодателем фиктивный брак с целью последующего получения его недвижимости. Однако достаточных доказательств в подтверждение своей позиции они, как правило, не представляют.

Суды отказывают в признании ответчика недостойным наследником, если в материалах дела отсутствуют неоспоримые доказательства совершения им умышленных противоправных действий, направленных против осуществления последней воли завещателя. А также доказательства умышленного противоправного поведения наследника, способствовавшего увеличению причитающейся ему доли наследства (Апелляционные определения Московского городского суда от 14.10.2016 N 33-38233/2016, от 10.11.2017 N 33-46635/2017). Аналогичный вывод сделал также Московский городской суд в Апелляционном определении от 02.03.2016 N 33-7614/2016, отказав в удовлетворении исковых требований в признании наследника недостойным и об отстранении его от наследования доли в трехкомнатной московской квартире.

В другом деле судьи отказали в удовлетворении требований о признании ответчика недостойным наследником, отстранении его от наследства - двух двухкомнатных квартир, признании брака, заключенного между ответчиком и наследодателем, фиктивным. Подчеркнули, что противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства. Доказательства фиктивности брака: факт обращения наследодателя при жизни в суд с требованием о признании брака недействительным, прекращение брака с ответчиком на день смерти завещателя. В ином случае наследник имеет права на недвижимость завещателя (Апелляционное определение Московского городского суда от 18.10.2018 N 33-33916/2018).

В заключение стоит еще раз подчеркнуть, что добросовестный наследник может оспорить завещание на квартиру или загородную недвижимость, отстоять свои права на наследство. Сделать это сложно, но возможно. Для этого он должен доказать недействительность завещания наследодателя или доказать, что один или несколько наследников являются недостойными, заявить в суде неоспоримые доводы в обоснование своей позиции.

Читайте еще по этой теме:

Автор: А. Жукова

0

Оставить комментарий