г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Ответственность граждан за проживание по месту пребывания или по месту жительства без регистрации

17 февраля 2021 года на официальном портале правовой информации был размещен Федеральный закон, расширяющий список лиц, которые могут проживать по месту своего пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации.

Согласно внесенным в статью 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях изменениям, помимо ранее существовавшего перечня лиц, которые были освобождены от административной ответственности по указанной статье, в список включены сестры, братья, усыновители, опекуны и подопечные собственника или нанимателя жилья.

Институт регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в 1993 году на основании Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" от 25.06.1993 N 5242-1 заменил ранее существовавший институт прописки.

В 1917 году советской властью была отменена паспортная система. Возродилась она только в 1932 году. Тогда же была создана Паспортно-визовая служба.

Первоначально система прописки имела разрешительный характер.

К 1974 году Положением о паспортной системе СССР был установлен порядок, при котором гражданин, изменивший место жительства или выбывший в другую местность на временное проживание на срок свыше полутора месяцев, обязан был выписаться перед выбытием, подтвердив при этом наличие жилплощади на новом месте, а при прибытии на новое место подать заявление с согласием лица на прописку на предоставляемой последнему жилой площади.

Без прописки находиться на любых территориях СССР запрещалось.

В 1990 году Комитет конституционного надзора СССР признал, что положения о прописке ограничивают право граждан на свободу передвижения и свободу выбора местожительства.

Законодательство о прописке было пересмотрено и его положения стали носить уведомительный (регистрационный) характер.

В целом регистрация и учет граждан по месту жительства или месту пребывания необходим для принятия управленческих решений и организации жизни городов, областей, краев и страны в целом. Использование информации о количестве зарегистрированных на определенной территории граждан связано с решением повседневных задач - на основании таких данных рассчитываются объемы пассажиропотоков, определяется потребность в школах, больницах, детских садах и тому подобное.

При этом система регистрации имеет и очень серьезный недостаток - она так или иначе привязана к имущественным правам: чтобы быть зарегистрированным по определенному адресу, нужно или иметь это жилье в собственности, или быть нанимателем жилья, либо надо иметь хорошие отношения с собственником или нанимателем, который будет готов пройти ради вас все бюрократические процедуры и поможет получить вам временную регистрацию.

Именно с этими ограничениями, зачастую связано то, что люди, переезжающие в другие города по работе или учебе, не уведомляют государственные органы о том, где они фактически проживают.

При решении вопроса о привлечении гражданина к ответственности уполномоченные органы и суды исходят из следующего.

Объектом правонарушения в данном случае являются общественные отношения в области порядка управления.

Объективная сторона этого правонарушения выражается в проживании гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении без регистрации, а также в допущении такого проживания нанимателем или собственником этого жилого помещения.

То есть к ответственности по статье 19.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть привлечено как лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, которое проживает в жилом помещении без регистрации, так и собственник или наниматель этого жилого помещения, который может являться гражданином Российской Федерации, а может и не быть им. Главным для квалификации действий по данной статье является правовой статус лица, допустившего такое проживание, - собственник или наниматель (по договору социального найма, например).

Приведенное выше разделение лиц по указанному критерию мы наблюдаем и в санкции части 1 статьи 19.15.1 КоАП РФ, которая влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на нанимателей, собственников жилого помещения (физических лиц) - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до семисот пятидесяти тысяч рублей.

Частью 2 статьи 19.15.1 Кодекса отдельно установлена ответственность за совершение такого правонарушения в городах федерального значения Москве или Санкт-Петербурге. Отличие состоит лишь в размере налагаемых на нарушителей штрафов.

В целях правильной квалификации действий потенциальных нарушителей установленного статьей 19.15.1 КоАП РФ запрета используются термины и определения (основные понятия), приведенные в статье 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1.

В соответствии с положениями указанной статьи местом пребывания является гостиница, санаторий, дом отдыха, кемпинг, медицинская организация или другое подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы либо не являющееся местом жительства гражданина Российской Федерации жилое помещение, в которых он проживает временно.

Местом жительства является жилой дом, квартира либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

В соответствии с частью 2 статьи 3 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

При этом прямо указано, что регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 5 того же Закона регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания производится в срок, не превышающий 90 дней со дня прибытия гражданина в жилое помещение, и производится без снятия гражданина с регистрационного учета по месту жительства.

Гражданину нет необходимости регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 этого Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Таким образом, сроки, в течение которых гражданин должен совершить определенные действия, направленные на постановку (и снятие) с регистрационного учета, приведены именно в Законе РФ от 25.06.1993 N 5242-1 и должны учитываться при решении вопроса о привлечении или отказе в привлечении к административной ответственности по статье 19.15.1 КоАП РФ.

Правонарушение по статье 19.15.1 КоАП РФ может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности. В подавляющем большинстве случаев особых проблем при квалификации правонарушений по статье 19.15.1 КоАП РФ не возникает - судебная практика вполне однородна.

Тем не менее вопрос привлечения к ответственности по указанной статье становился предметом рассмотрения Верховным Судом РФ (Постановление ВС РФ от 28 июня 2007 года по делу N 24-АД07-1).

Примечательным в данном Постановлении является следующее: гражданин был привлечен к ответственности (наложен административный штраф) по части 1 статьи 19.15 КоАП РФ за проживание по месту пребывания в поселке N без регистрации (статья 19.15.1 была внесена в КоАП РФ Федеральным законом от 21.12.2013 N 376-ФЗ, ранее ответственность за такое нарушение была установлена статьей 19.15 КоАП РФ).

Прокурором был заявлен протест, одним из оснований которого являлся факт регистрации привлеченного к ответственности гражданина в том же поселке, но по адресу своего постоянного проживания.

Верховный Суд РФ в своем Постановлении указал: исходя из положений статей 2, 5, 6 Закона РФ "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация граждан по месту пребывания или жительства осуществляется в конкретных помещениях (а не в населенном пункте), в которых гражданин постоянно или временно проживает.

Изменение в Закон РФ от 25.06.1993 N 5242-1 о праве гражданина не регистрироваться по месту пребывания в жилом помещении, если жилое помещение, в котором он зарегистрирован по месту жительства, находится в том же или ином населенном пункте того же субъекта Российской Федерации, было внесено только в 2013 году в соответствии с Федеральным законом N 376-ФЗ от 21.12.2013.

Содержание функции регистрации по месту жительства или месту пребывания однозначно меняется в правильном направлении, но очень медленно. Возможно, причиной этого является тот факт, что сам институт регистрации все-таки не может отойти от решения задач контроля за перемещением граждан по территории страны и продолжает в определенной степени являться инструментом ограничения свободы перемещения и выбора места проживания, создавая излишние административные барьеры.

Вместе с тем нельзя отрицать и положительные стороны института регистрации. Задача законодателя - прийти к полному балансу между свободой и контролем и постараться разорвать мешающие установлению этого баланса связи с имущественными правами участников таких правоотношений.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: А. Кирина

0

Оставить комментарий