Споры о детях охватывают различные категории гражданских дел: об определении места жительства ребенка при раздельном проживании родителей; об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка; об устранении препятствий к общению с ребенком его близких родственников; о лишении родительских прав; о восстановлении в родительских правах; об ограничении родительских прав; об отмене ограничения родительских прав и др.
Обстоятельства, имеющие юридическое значение для дела и входящие в предмет доказывания, применительно к каждой из указанных категорий дел определены в СК РФ и детализированы в разъяснениях ВС РФ.
Так, согласно п. 3 ст. 65 СК РФ при отсутствии соглашения о месте жительства детей при раздельном проживании его родителей спор между родителями относительно места жительства детей разрешается судом исходя из интересов детей и с учетом их мнения. При этом суд учитывает: привязанность ребенка к каждому из родителей, братьям и сестрам; возраст ребенка; нравственные и иные личные качества родителей; отношения, существующие между каждым из родителей и ребенком; возможность создания ребенку условий для воспитания и развития (род деятельности, режим работы родителей, материальное и семейное положение родителей и др.).
Иные обстоятельства, учитываемые судами при определении места жительства ребенка, указаны в п. 5 Постановления Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" <1> и в абз. 6 разд. 6 "Рассмотрение судами дел об определении места жительства детей при раздельном проживании родителей" Обзора практики разрешения споров, связанных с воспитанием детей, утв. Президиумом ВС РФ 20 июля 2011 г. <2> (далее также - Обзор ВС РФ от 20 июля 2011 г.), в том числе проявление одним из родителей большей заботы и внимания к ребенку; социальное поведение родителей; морально-психологическая обстановка, которая сложилась в месте проживания каждого из родителей; привлечение родителей ребенка к административной или уголовной ответственности, наличие судимости; состояние на учете в психоневрологическом, наркологическом диспансерах; климатические условия жизни ребенка, проживающего с родителем, при проживании родителей в разных климатических поясах; возможность своевременного получения медицинской помощи; наличие или отсутствие у родителей другой семьи; привычный круг общения ребенка (друзья, воспитатели, учителя); привязанность ребенка не только к родителям, братьям и сестрам, но и к дедушкам, бабушкам, проживающим с ними одной семьей, приближенность места жительства родственников (бабушек, дедушек, братьев, сестер и т.д.), которые реально могут помочь родителю, с которым остается проживать ребенок, в его воспитании; удобство расположения образовательных учреждений, спортивных клубов и учреждений дополнительного образования, которые посещает ребенок, и возможность создания каждым из родителей условий для посещения таких дополнительных занятий; цель предъявления иска (например, предъявление иска исключительно с целью получения пенсии на сына-инвалида).
--------------------------------
<1> Постановление Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10 "О применении судами законодательства при разрешении споров, связанных с воспитанием детей" // Бюллетень Верховного Суда РФ. 1998. N 7.
<2> Бюллетень Верховного Суда РФ. 2012. N 7.
Для установления указанных обстоятельств в порядке подготовки дела к судебному разбирательству судом направляются запросы:
- в органы внутренних дел для получения сведений о привлечении истца и ответчика к административной ответственности;
- в информационные центры УВД для получения сведений о привлечении родителей к уголовной ответственности;
- в наркологические и психоневрологические диспансеры для получения сведений о том, состоят ли родители на учете у психиатра или нарколога;
- в учреждения, в которых проходит обучение либо находится на воспитании ребенок, для получения педагогической характеристики на ребенка, а также расписания занятий;
- в организации, в которых работают родители, для получения характеристик с места работы родителей;
- участковым уполномоченным полиции для получения характеристик с места жительства родителей.
В качестве доказательств в деле должны находиться:
- копия свидетельства о рождении ребенка (при наличии - копия свидетельства об установлении отцовства, записи актов о рождении);
- копии правоустанавливающих документов на жилые помещения родителей, иных лиц, с которыми проживает ребенок или у которых одна из сторон просит определить его место жительства;
- справки о составе семьи (о зарегистрированных лицах) по месту жительства каждого из родителей, иных лиц, с которыми проживает ребенок или у которых одна из сторон просит определить его место жительства;
- благодарственные письма родителям по месту учебы ребенка (при наличии);
- выписка из протокола заседания органа опеки и попечительства по результатам рассмотрения заявления родителя об устранении препятствий в общении с ребенком (при наличии);
- распорядок дня ребенка, составленный в письменном виде родителем, с которым проживает ребенок;
- справки из кружков, секций, где занимается ребенок, о графике занятий;
- медицинские документы о состоянии здоровья ребенка и документы о том, какой ему необходим режим, выписки из истории болезни;
- графики работы родителей, заверенные по месту работы;
- справки о доходах родителей;
- административные материалы, если родители привлекались к административной ответственности.
Часто в материалы дела предоставляются фотографии (видеоматериалы) праздничных мероприятий, времени проведения досуга, иллюстрирующие характер взаимоотношений детей с членами семьи, а также переписка в социальных сетях.
Следует отметить, что исходя из интересов ребенка суду следует не только оказывать максимальное содействия лицам, участвующим в деле, в собирании доказательств, но и проявлять необходимую инициативу в их истребовании, причем начиная со стадии подготовки дела к судебному разбирательству.
Одним из юридически значимых обстоятельств в спорах о детях является мнение ребенка, которое, как указано в ст. 12 Конвенции о правах ребенка <1>, должно исследоваться по всем вопросам, затрагивающим права и интересы ребенка, если он способен сформулировать свои собственные взгляды.
--------------------------------
<1> Одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г., вступила в силу для России 15 сентября 1990 г.
Согласно ст. 57 СК РФ ребенок вправе выражать свое мнение при решении любого семейного вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста 10 лет, обязателен, если это не противоречит его интересам. В случаях, предусмотренных ст. ст. 59, 72, 132, 134, 136, 143, 145 СК РФ, органы опеки и попечительства или суд могут принять решение только с согласия ребенка, достигшего возраста 10 лет.
Отдельные процессуальные аспекты, связанные с выявлением мнения детей при рассмотрении судами споров об их воспитании, частично раскрываются в Постановлении Пленума ВС РФ от 27 мая 1998 г. N 10, а также в Обзоре ВС РФ от 20 июля 2011 г.
При выявлении мнения ребенка необходимо учитывать следующие процессуальные особенности <1>:
--------------------------------
<1> Якушев П.А. Выявление мнения ребенка в спорах о воспитании детей: некоторые ценностно-теоретические и практические аспекты // Вопросы российского и международного права. 2017. Т. 7. N 12А. С. 89 - 97.
- ребенок, достигший 10-летнего возраста, в целях выявления его мнения должен опрашиваться в судебном заседании, если нет заключения органа опеки и попечительства о том, что его присутствие в суде способно оказать на него отрицательное воздействие;
- опрос ребенка в суде должен проводиться с обязательным участием педагога, а также при необходимости - психолога;
- как правило, ребенок должен опрашиваться в отсутствие родителей в целях исключения их влияния на ребенка в процессе опроса;
- в протоколе судебного заседания, в котором опрашивался ребенок, должна содержаться информация о том, в присутствии каких лиц, участвующих в деле, производился опрос;
- если ребенок не достиг 10-летнего возраста, его мнение может быть выявлено органом опеки и попечительства, воспитателями и педагогами детских учреждений, социальными работниками школы, в ходе проведения судебной экспертизы;
- выявляя мнение ребенка, важно устанавливать, не является ли мнение ребенка следствием влияния на него родителей либо иных заинтересованных лиц, а также насколько осознает ребенок свои интересы, выражая мнение, и как он его мотивирует;
- для выявления мнения ребенка в необходимых случаях возможно использование систем видео-конференц-связи.
Избираемый судом способ выявления мнения ребенка должен максимально соответствовать интересам ребенка. При этом судья наряду с неукоснительным соблюдением норм процессуального права должен оперировать знаниями в области педагогики, психологии, психиатрии, руководствоваться не только нормами права, но и представлениями о семейных ценностях, моральными установками и знаниями традиций и обычаев.
При рассмотрении дел по спорам о детях доказательствами, которые в обязательном порядке подлежат исследованию судом, являются акты обследования жилищных условий и заключение, подготавливаемые органами опеки и попечительства, привлекаемыми к участию в деле в порядке ст. 47 ГПК РФ.
Так, при рассмотрении дела об осуществлении родительских прав родителем, проживающим отдельно от ребенка, в заключении органа опеки и попечительства должен предлагаться конкретный порядок общения. Если родители проживают в разных муниципальных образованиях, в каждом из которых деятельность осуществляет свой орган опеки и попечительства, то к участию в деле должны привлекаться как орган опеки и попечительства по месту жительства истца, претендующего на воспитание ребенка, так и орган опеки и попечительства по месту жительства ответчика, с которым проживает ребенок (либо орган опеки и попечительства по месту нахождения ребенка в детском учреждении), каждый из которых должен дать заключение по существу спора, основанное как на представленном органом опеки и попечительства акте обследования условий жизни по месту проживания истца, претендующего на воспитание ребенка, так и на акте обследования условий жизни по месту проживания ответчика.
При рассмотрении споров о детях в целях всестороннего и полного исследования доказательств и обстоятельств дела в необходимых случаях суд назначает экспертизу (психолого-психиатрическую, психолого-педагогическую, психолого-валеологическую, социально-психологическую) для диагностики внутрисемейных отношений, выявления психологических особенностей каждого из родителей, определения наличия или отсутствия психологического влияния на ребенка со стороны одного из родителей.
Специалисты в области психологии и психиатрии рекомендуют ставить перед экспертами следующие вопросы <1>:
--------------------------------
<1> См., например: Ишков Ю.В., Никонова О.А. Некоторые проблемы судебно-психологической экспертизы при бракоразводном процессе на современном этапе развития общества в России // Вестник Астраханского государственного технического университета. 2014. N 1(57). С. 71 - 76; Мардер Л.Д. Опыт судебно-психологической экспертизы по вопросам о воспитании и месте жительства детей: измерение рисков // Психология и право. 2013. N 1. С. 77 - 87.
- каковы индивидуально-психологические особенности каждого из родителей (а также имеются ли у них психические расстройства) и их влияние на поведение, связанное с воспитанием ребенка;
- каковы индивидуально-психологические особенности ребенка, уровень его психического развития (в том числе имеется ли патология или отставание в психическом развитии), связаны ли они с ситуацией семейного конфликта и как влияют на взаимоотношения с родителями;
- каково восприятие ребенком семейной ситуации и отношений, сложившихся между его родителями;
- каковы отношения отца и матери к ребенку;
- каковы отношения ребенка к каждому из родителей, а также к другим членам семьи (проживающим с отцом и матерью);
- что является причиной отказа ребенка от общения с отцом (матерью);
- является ли мнение ребенка по вопросу об определении его места жительства самостоятельным;
- могут ли индивидуально-психологические особенности каждого из родителей оказать негативное влияние на психическое состояние и особенности психического развития ребенка.
Недопустимо ставить перед экспертами правовые вопросы (например, с кем из родителей следует проживать ребенку), поскольку разрешение таких вопросов относится к компетенции не эксперта, а суда.
При определении места жительства ребенка одним из существенных обстоятельств, имеющих значение для дела, является сложившийся образ жизни ребенка, который может быть подтвержден различными доказательствами (объяснениями лиц, участвующих в деле, свидетельскими показаниями, сведениями из акта органа опеки и попечительства об обследовании жилищных условий и др.).
Так, Фрунзенский районный суд г. Владимира при рассмотрении дела по иску С. к К. об определении места жительства ребенка и по встречному иску К. к С. о том же, определяя место жительства ребенка с отцом (с которым ребенок проживал около года на момент рассмотрения дела), указал, что в целях сохранения стабильного психоэмоционального состояния ребенка, готовящегося к поступлению в первый класс школы в сентябре 2016 г., менять сложившийся образ жизни несовершеннолетнего и его место жительства суд признает не соответствующим интересам ребенка <1>.
--------------------------------
<1> Решение Фрунзенского районного суда г. Владимира от 18 мая 2016 г. по делу N 2-453/2016 // Архив Фрунзенского районного суда г. Владимира.
Определяя место жительства малолетнего ребенка, суд должен тщательно проанализировать доказательства, подтверждающие наличие или отсутствие исключительных обстоятельств разлучения ребенка с матерью: определить место жительства малолетнего ребенка с отцом можно лишь при наличии таких обстоятельств, которые следуют из содержания принципа 6 Декларации прав ребенка, принятой Резолюцией от 20 ноября 1959 г. N 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН. Данное правило не всегда учитывается судами. Так, решением Судогодского районного суда Владимирской области место жительства семилетнего П. было определено с его отцом М. <1>. Отменяя это решение, судебная коллегия по гражданским делам Владимирского областного суда указала <2>, что жилое помещение, в котором проживает отец ребенка, ему на каком-либо праве не принадлежит. Рабочий день отца ненормированный. Бабушка, которая, по утверждению отца ребенка, будет заниматься его воспитанием, на момент рассмотрения дела находилась в больнице. Жилищно-бытовые условия проживания матери являются более благоприятными для проживания и воспитания ребенка. Школа, в которой обучается ребенок, находится в шаговой доступности от места жительства матери. Отношения между матерью и ребенком нормальные. Суд первой инстанции не учел наиболее значимую роль матери в воспитании и обучении малолетнего сына. Из характеристики на ребенка из детского сада следовало, что мать всегда интересуется ребенком, его успехами и проблемами. Напротив, отец никогда не интересуется сыном. Мальчик у мамы всегда ухожен, опрятен. От отца ребенок может прийти не по погоде одетым, неопрятным. Отцом на протяжении длительного времени ребенку не прививается должное отношение к чистоте и порядку, что является значительным недостатком в воспитании ребенка. В беседах со специалистами органа опеки и попечительства ребенок выразил одинаковое желание проживать как с отцом, так и с матерью. Из заключения психолого-педагогической экспертизы усматривается, что индивидуально-психологические особенности личности отца и матери в совокупности с отсутствием патологизирующего стиля воспитания (тотального нарушения воспитательного процесса) по отношению к своему сыну и сформировавшимся однозначно позитивным отношением ребенка к обоим родителям не могут оказывать негативного влияния на психологическое состояние ребенка. По делу было принято новое решение, которым в удовлетворении требований отца ребенка М. отказано, место жительства ребенка определено с его матерью - Н.
--------------------------------
<1> Решение Судогодского районного суда Владимирской области от 9 декабря 2016 г. по делу N 2-750/2016 // Архив Владимирского областного суда.
<2> Апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Владимирского областного суда в определении от 22 марта 2017 г. по делу N 33-607/2017 // Архив Владимирского областного суда.
Рассматривая споры о детях, судья должен помнить, что его основной задачей является не только юридически безупречное разрешение спора, но и прежде всего снижение уровня конфликтности в отношениях родителей, принятие исчерпывающих мер для примирения сторон и, если примирение не состоится, разрешение юридического спора с максимальным учетом интересов ребенка и семейных ценностей с целью создания наилучших условий для развития ребенка, с тем чтобы не навредить ему, по возможности "сгладить" негативные последствия расставания родителей.
Читайте ещё по этой теме:
- Спор о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей (на основании судебной практики Московского городского суда)
- Права детей на жилые помещения в случае расторжения брака их родителей
Автор: П.А. Якушев