Налоги и налоговый механизм в целом, являются одним из основных экономических регуляторов, с помощью которого государство должно управлять доходами - процессами их формирования, распределения и использования. Налоги являются важнейшим источником формирования государственного бюджета. Уровень налогов определяется размером государственных расходов и уровнем социально-экономического развития общества. Налоги в значительной степени влияют на прибыль хозяйствующих субъектов. Они снижают покупательскую способность налогоплательщиков и тем самым влияют на уровень жизни каждого индивидуума. Поэтому изменение налоговых ставок или введение новых налогов привлекает к себе внимание широких масс населения. Недостатки налоговой системы прежде всего сказываются на прибыли предприятий и доходах граждан. Именно налоги должны стимулировать предприятия к развитию.
Усиление фискальной политики государства только на первых этапах дает возможность увеличить поступления в бюджет, поскольку в любой стране существуют легальные возможности минимизации налоговых платежей за счет использования механизма налогового планирования, результатом которого является признание за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые законом средства, приемы и способы для оптимального сокращения своих налоговых обязательств.
В мировой практике выделяют две системы налогового планирования.
В англосаксонской системе права оно определяется как организация деятельности фирмы таким образом, чтобы минимизировать налоговые обязательства на определенный период времени без нарушения закона, но не предусматривая применения альтернативных вариантов по налогам и сборам.
В романо-германской системе права, наоборот, предусматривается выбор между различными вариантами осуществления деятельности в целях достижения максимально низкого уровня налоговых обязательств.
В России присутствуют элементы двух систем налогового права. Соответственно налоговое планирование представляет собой совокупность плановых действий, объединенных в единую систему и направленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического, в том числе финансового, планирования фирмы.
Налоговое планирование неотделимо от общей предпринимательской деятельности хозяйствующего субъекта и должно осуществляться в ходе хозяйственной деятельности на всех ее уровнях и этапах и должно быть непременным и непосредственным ее элементом.
Налоговое планирование достаточно сложно поддается описанию из-за того, что налоговая схема работы каждого предприятия и финансовая схема каждой сделки во многом индивидуальны и практические советы можно дать лишь после предварительного исследования.
Однако можно выделить ряд общих и необходимых для каждого предприятия этапов.
I. На первом этапе на основании существующих или планируемых (т.е. тех, которые находятся в стадии разработки) договорных обязательств, а также реальных перспектив предприятия прогнозируется объем реализации по каждой группе товаров или выпускаемой продукции.
II. На втором этапе необходимо решение вопроса о правовой форме предприятия и ее структуре с учетом характера и целей деятельности.
III. На третьем этапе необходимо постатейное прогнозирование совокупных затрат. Их планирование должно осуществляться по направлениям налогового планирования, т.е. необходимо разделение налогов: на имущественные, от фонда заработной платы, от результатов деятельности, от выполнения определенных мероприятий и прочие налоги. Данная градация налогов позволит выявить направления оптимизации (но не обязательно минимизации) различных элементов затрат. Главной задачей является получение промежуточного плана, который в конечном счете должен быть сбалансирован по всем налогам. Это связано с возможным обратным эффектом некоторых налогов от оптимизации затрат.
IV. Четвертый этап относится непосредственно к налоговому планированию. Этот этап заключается в выявлении всех возможностей (для предприятия) налогового законодательства и налоговых льгот при определении облагаемого дохода.
V. Пятый этап - это расчет намеченных на четвертом этапе оптимизационных решений. На этом этапе подводятся итоги оптимизационного процесса, на основе которых составляется окончательный прогноз основных экономических показателей хозяйственной деятельности.
Налоговое планирование возможно, при прочих равных условиях, за счет:
- оптимизации совокупных затрат;
- выбора оптимальной финансовой структуры сделки, договора или, может быть, организации;
- правильного и полного использования всех установленных законом льгот, учета специфики объекта и субъекта налогообложения;
- использования преимуществ размещения предприятий, их подразделений и руководящих органов в офшорных зонах и центрах, свободных экономических зонах и закрытых административно-территориальных образованиях;
- учета основных направлений налоговой, бюджетной и инвестиционной политики государства;
- правильного составления учетной политики предприятия.
При оптимизации налогообложения следует разделять текущее налоговое планирование (применительно к каждой конкретной ситуации) и стратегическое налоговое планирование (совокупность плановых действий, объединенных в единую систему, направленных на максимальный учет возможностей оптимизации и минимизации налоговых платежей в рамках общего стратегического планирования организации).
Принятие учетной политики предприятия является важнейшим этапом текущего налогового планирования на предприятии.
Учетная политика должна строиться не для упрощения ведения бухгалтерского учета, а прежде всего в целях оптимизации налогов и сборов, уплачиваемых предприятием, и снижения налогового давления.
С учетом этих факторов необходимо каждому предприятию подходить к обоснованию и выбору своей учетной политики, альтернативы которой можно представить в таблице 1.
Практически все положения, содержащиеся в учетной политике, имеют налоговые последствия и позволяют оптимизировать налоговые платежи (например, отражение процесса приобретения и заготовления материальных ресурсов, расчет фактической себестоимости ресурсов, списываемых в производство, влияет на налог на прибыль и налог на имущество).
К приказу по учетной политике целесообразно прилагать следующие основные документы:
- утвержденный рабочий план счетов бухгалтерского учета по счетам, применяемым на предприятии для ведения синтетического и аналитического учета;
- утвержденные формы первичных учетных документов, используемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов;
- формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- утвержденный перечень лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов;
- положение о бухгалтерской службе, должностные инструкции главного бухгалтера, работников бухгалтерии;
- договор со специализированной организацией (бухгалтером-специалистом);
- положение о филиале (обособленном подразделении);
- перечень применяемых организацией бланков строгой отчетности, порядок их учета, хранения и использования;
- порядок выдачи наличных денежных средств под отчет и оформления отчетов по их использованию;
- номенклатура учета материально-производственных запасов;
- положение о проведении инвентаризации имущества и обязательств;
- номенклатура дел бухгалтерской службы.
Использование механизма налогового планирования требует от предприятия неукоснительного соблюдения налогового законодательства, так как в противном случае хозяйствующего субъекта могут ожидать значительные штрафные санкции, а в определенных случаях и уголовная ответственность виновных лиц (ст. 198 и 199 УК РФ).
В связи с этим процесс налогового планирования - это:
- во-первых, совместная работа бухгалтера, юриста и менеджера;
- во-вторых, постоянный поиск оригинальных решений и схем работы предприятия;
- в-третьих, постоянное изучение специальной литературы и законодательства РФ, изучение и анализ опыта других предприятий этого профиля и смежных сфер бизнеса.
Развитие института налогового планирования не только оказывает при прочих равных условиях позитивное влияние на развитие хозяйственной деятельности предприятий, но и позволяет государству максимизировать поступления в бюджет.
Поэтому на государственном уровне необходимо изучать вопросы, связанные с налоговым планированием, для того чтобы:
- перекрыть существующие возможности по сокращению (или уклонению) части доходов от налогообложения (любая налоговая система не идеальна, и она должна корректироваться и дополняться);
- определить степень законности того или иного варианта налоговой оптимизации (существуют сомнительные (с точки зрения законности) варианты налогового планирования);
- повысить собираемость налогов.
Таким образом, в налоговом планировании заинтересованы как государство, так и предприятия в целях наполнения доходной части бюджета, с одной стороны, и оптимизации налоговых платежей - с другой.
Таблица 1. Содержание учетной политики предприятия
Основные элементы учетной
политики |
Альтернативные способы учета
|
1
|
2
|
1. Начисление
амортизации по основным средствам. |
1. По основным средствам, приобретенным до 1 января
1998 г.: а) по законодательно установленным нормам; б) ускоренная амортизация; в) замедленная амортизация. 2. По основным средствам, купленным после 1 января 1998 г. (по группам объектов): а) линейный способ; б) пропорционально объему продукции; в) способ уменьшающегося остатка; г) способ суммы чисел лет срока полезного использования. 3. Определение состава основных средств, не подлежащих амортизации. |
2. Применение
коэффициентов к нормам амортизации по объектам для целей бухучета и налогообложения. |
1. Применение повышающих коэффициентов.
2. Применение понижающих коэффициентов 3. Применение стандартных норм амортизации. |
3. Применение субъектом
малого предпринимательства дополнительного списания первоначальной стоимости объектов основных средств. |
1. Применение дополнительного списания (в пределах
50%). 2. Неприменение. |
4. Учет нематериальных
активов и амортизации по ним. |
1. Определение состава нематериальных активов,
подлежащих амортизации линейным способом, и срока их полезного использования. 2. Определение состава нематериальных активов, стоимость которых списывается пропорционально объему продукции (с 1 января 1999 г.). 3. Определение состава нематериальных активов, по которым невозможно определить срок полезного использования и нормы амортизационных отчислений, устанавливаются на 20 лет, но не более срока деятельности организации (в том числе организационных расходов и деловой репутации). 4. Определение состава нематериальных активов, не подлежащих начислению на них амортизационных отчислений. |
5. Оценка материальных
ресурсов и расчет фактической себестоимости материальных ресурсов в производстве. |
1. Списание материальных ресурсов по себестоимости
единицы продукции (с 1 января 1999 г.). 2. Списание по средней себестоимости. 3. Списание по цене первых по времени закупок (метод ФИФО). 4. Списание по цене последних по времени закупок (метод ЛИФО). |
6. Оценка товаров.
|
1. По розничным продажным ценам (для розничной
торговли) с использованием счета 42 «Торговая наценка» и определением суммы наценки на остаток нереализованных товаров в конце каждого месяца процентным методом. 2. По покупной стоимости (для розничной и оптовой торговли) без применения счета 42. 3. По цене возможной реализации. |
7. Учет расходов по
заготовке и доставке товаров со складов. |
1. В составе издержек обращения (счет 44).
2. В покупной стоимости товаров с отнесением непосредственно на счет 41. |
8. Расходы будущих
периодов (для каждого вида расходов). |
1. Списание на себестоимость равномерно.
2. Списание пропорционально объему продукции, работ, услуг. |
9. Резервы предстоящих
расходов и платежей. |
1. Создавать резервы:
а) на оплату отпусков; б) за выслугу лет; в) по ремонту основных средств; г) по итогам работы за год; д) прочие (производственные затраты по подготовительным работам в связи с сезонным характером производства, предстоящие затраты на рекультивацию земель и осуществление иных природоохранных мероприятий, гарантийный ремонт и гарантийное обслуживание и др.). 2. Не создавать резервы. |
10. Создание резервов
сомнительных долгов, под обесценение вложений в ценные бумаги. |
1. Создавать соответствующие резервы.
2. Не создавать резервы. |
11. Учет затрат на
ремонт основных средств. |
1. Включение затрат в себестоимость отчетного
периода (в момент проведения ремонта). 2. Создание резерва предстоящих расходов (ремонтного фонда) для равномерного их включения в себестоимость в разных отчетных периодах. 3. Накопление затрат предварительно в составе расходов будущих периодов без создания ремонтного фонда. |
12. Группировка и
списание затрат на производство. |
1. Группировка затрат на прямые и косвенные;
формирование полной себестоимости товаров путем включения в нее затрат традиционным способом. 2. Группировка затрат на условно постоянные и условно переменные: формирование сокращенной себестоимости товаров, работ, услуг с использованием способа Direkt-costing. |
13. Способ распределения
косвенных расходов, связанных с обслуживанием производства (счет 25 «Общепроизводственные расходы») между счетами 20 и 23. |
1. Пропорционально:
— величине заработной платы производственных рабочих; — величине прямых материальных затрат; — величине общих прямых затрат; — величине выручки от реализации товаров, работ, услуг. 2. Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания по обычным видам деятельности. |
14. Способ распределения
косвенных расходов, связанных с управлением организацией (счет 26 «Общехозяйственные расходы») между счетами 20, 23, 44. |
1. Пропорционально:
величине заработной платы производственных рабочих; величине прямых материальных затрат; величине общих прямых затрат; величине выручки от реализации товаров, работ, услуг. 2. Коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания по обычным видам деятельности. |
15. Метод определения
выручки от реализации продукции, работ, услуг. Метод должен быть единым для расчета всех налогов: НДС, налога на прибыль и распространяется на реализацию основных средств и прочих активов. |
1. По мере отгрузки продукции, выполнения работ,
оказания услуг (метод начисления). 2. По мере оплаты продукции, работ, услуг - поступления денежных средств за отгруженную продукцию (работы, услуги) в кассу или на счета предприятия, в том числе по договору об отступном, по договору новации, переуступки права требования, с применением векселей и на иных основаниях передачи права собственности (кассовый метод). |
16. Методы корректировки
себестоимости реализованной продукции (если выручка для целей налогообложения определяется по оплате). |
1. Методом прямого включения (при позаказном,
пообъектном и т.п. учете). 2. По удельному весу себестоимости отгруженной продукции (работ, услуг) в выручке, определяемой «по отгрузке», умноженной на выручку, определяемую «по оплате». 3. Коэффициентный метод. |
17. Отражение получаемой
арендной платы. |
1. В составе выручки от реализации ввиду ее
существенности и исходя из приоритета содержания над формой. 2. В составе внереализационных доходов. |
18. Отражение
сопутствующих аренде платежей от арендаторов за коммунальные услуги и услуги связи. |
1. В составе арендной платы.
2. Как транзитных платежей. |
19. Учет сомнительных
долгов. |
1. Создание резерва по сомнительным долгам (только
в том случае, если выручка определяется по отгрузке). 2. Без создания резерва. |
20. Учет рыночной
стоимости ценных бумаг. |
1. Создание резерва под обесценение вложений в
ценные бумаги. 2. Без создания резерва. |
21. Фонды специального
назначения. |
1. Создание фондов за счет нераспределенной прибыли.
2. Без создания фондов. |
22. Учет готовой
продукции. |
1. По фактической себестоимости.
2. По плановой себестоимости. 3. По прямым статьям затрат. |
23. Учет инвентаризации
имущества и обязательств. |
Определяются сроки инвентаризаций, их количество в
отчетном году; перечень имущества и обязательств, проверенных при каждой из них, кроме случаев обязательных по законодательству РФ инвентаризаций. Инвентаризация обязательна перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, при смене материально-ответственных лиц, при реорганизации или ликвидации предприятия и др. |
24. Переоценка основных
средств. |
1. Путем применения соответствующих индексов.
2. Путем прямого пересчета. |
25. Приобретение
материальных ресурсов. |
По фактической себестоимости.
|
26. Приобретение
имущества. |
1. По рыночной стоимости.
2. По фактически произведенным затратам. 3. По стоимости изготовления. |
27. Оценка
незавершенного производства. |
1. По нормативно-производственной себестоимости.
2. По фактической себестоимости. 3. По прямым статьям затрат. 4. По стоимости сырья, материалов и полуфабрикатов. |
28. Методика ведения
раздельного учета по видам деятельности, облагаемым налогом на прибыль по разным ставкам. |
1. Учет прямых затрат на отдельных субсчетах.
2. Обособленный учет отдельных видов доходов и выручки (в том числе у субъектов малого предпринимательства). 3. Исчисление косвенных расходов пропорционально соответствующей выручке. |
29. Методика ведения
раздельного учета по видам деятельности, облагаемым налогом на добавленную стоимость по разным ставкам, по облагаемым и необлагаемым операциям. |
1. Обособленный учет отдельных видов доходов и
выручки. 2. Раздельный учет выручки от реализации продукции (работ, услуг), облагаемой и не облагаемой НДС (эти же методы ведения раздельного учета целесообразно использовать и для налога с продаж). 3. Раздельный учет по прямым затратам. По затратам, относимым на необлагаемые виды деятельности, НДС, как правило, подлежит списанию на эти затраты. По затратам, относящимся на облагаемые виды деятельности, НДС возмещается из бюджета. 4. По косвенным расходам НДС принимается к зачету в размере, соответствующем удельному весу выручки, полученной от реализации облагаемой НДС продукции (работ, услуг) в общей сумме выручки за отчетный период. |
30. Методика ведения
раздельного учета по торговому подразделению. |
1. В разрезе продукции собственного производства и
покупных товаров. 2. Посредством либо реализации через разные отделы, либо применения штрих-кодов, либо путем применения мягких чеков и др. |
31. Исчисление доли
прибыли, приходящейся на различные территориально обособленные структурные подразделения. |
1. Исходя из средней величины удельного веса
среднесписочной численности работников и стоимости основных производственных фондов. 2. Исходя из средней величины удельного веса фонда оплаты труда и стоимости основных производственных фондов. |
32. Форма ведения
бухгалтерского учета. |
1. Журнально-ордерная.
2. Мемориально-ордерная. 3. Автоматизированная. 4. Упрощенная. |
33. Организация
бухгалтерского учета. |
1. Осуществляется самостоятельно структурным
подразделением предприятия или бухгалтерией. 2. Осуществляется специализированной профессиональной организацией на договорной основе. 3. Осуществляется уполномоченным представителем налогоплательщика исходя из требований первой части Налогового кодекса. |