г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Квалификационный экзамен на должность судьи

Автор статьи полагает, что актуальным направлением улучшения порядка кадрового отбора на должность судьи является совершенствование квалификационного экзамена на должность судьи. Чтобы убедиться в пригодности претендента к судейской работе, необходимо включить в экзаменационные вопросы помимо вопросов о действующем законодательстве вопросы из судебной практики, судейской этики и культуры поведения и из области общей и юридической психологии. В этой связи необходимо увеличить количество аудиторного времени, отводимого претенденту на подготовку к экзамену, и несколько изменить порядок формирования экзаменационной комиссии, которую предлагается формировать конференцией судей субъектов РФ. При таком подходе, по мнению автора, можно будет осуществить более тщательный отбор наиболее высокообразованных юристов, чей профессионализм будет адекватен высокой должности судьи.

Выступая на VII Всероссийском съезде судей, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ А. Иванов подчеркнул важность кадровой проблемы формирования судейского корпуса, заявив: "Дальнейшее экстенсивное развитие судебной системы не поможет нам ответить на запросы общества. Мы должны заняться интенсификацией - брать лучших, избавляться от неквалифицированных кадров, провести ревизию процессуального законодательства и вернуть уважение общества к судам" <1>. Нацеленность на лучшие людские ресурсы для подбора из них судей является правильной и неоспоримой.

--------------------------------

<1> Российский судья. 2009. N 1.

Путь к судейской карьере начинается со сдачи претендентом квалификационного экзамена на должность судьи, и очень важно этот экзамен построить таким образом, чтобы уже на данном этапе можно было бы выявить лучших кандидатов. Определенные резервы для совершенствования работы экзаменационных комиссий, несомненно, существуют, и они должны быть задействованы.

Согласно Положению об экзаменационных комиссиях по приему квалификационного экзамена на должность судьи, утв. Высшей квалификационной коллегией судей РФ 15 мая 2002 г. (далее - Положение) <2>, при квалификационной коллегии судей субъекта РФ создается экзаменационная комиссия, которая принимает экзамены у претендентов на должности мирового судьи, федерального судьи и судьи арбитражного суда.

--------------------------------

<2> Российская юстиция. 2002. N 8.

Из пункта 3.1 названного Положения следует, что содержание экзаменационных билетов и письменного задания предопределяется тем, на должность судьи суда какого вида и уровня претендует кандидат; согласно пункту 4.2 Положения экзамен на должность судьи проводится по экзаменационным билетам, каждый из которых содержит 3 вопроса по различным отраслям права и 2 задачи из судебной практики. По решению экзаменационной комиссии экзамен может быть дополнен письменным заданием по подготовке проекта процессуального документа.

Как показывает практика работы экзаменационной комиссии при Квалификационной коллегии судей Ульяновской области, экзаменующиеся нередко затрудняются с составлением проектов процессуальных документов по разным причинам, в том числе в связи с дефицитом времени, отведенного на экзамен, поэтому ответ на вопрос, содержащий предписание составить такой проект, зачастую ограничивается составлением лишь его резолютивной части. Однако до непосредственной проверки написанного претендентом текста дело не доходит, поэтому его грамотность остается за пределами проверки.

Между тем, если исходить из Положения, цель квалификационного экзамена - установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в суде определенного вида и уровня.

В этой связи, чтобы иметь возможность дать объективную оценку знаний и умений лица, претендующего на занятие должности судьи, необходимо помимо вопросов, нацеленных на проверку знания претендентом российского законодательства, включить вопросы, направленные на проверку знаний претендента еще как минимум в трех областях: а) судебной практики; б) судейской этики и культуры поведения; в) общей и юридической психологии.

Что касается знаний претендента на должность судьи в области судебной практики, это весьма актуально и заслуживает отдельного разговора, особенно в условиях постоянно меняющегося законодательства, когда без соответствующих разъяснений судебных органов и выяснения их позиции просто не обойтись не только судье, но и любому другому практикующему юристу.

Более подробно хотелось бы остановиться на других направлениях совершенствования работы экзаменационной комиссии.

Судейская этика и культура поведения представляют собой важную область знаний, без которой претенденту на должность судьи не обойтись. Здесь речь должна идти не только о знании им содержания Кодекса судейской этики, утв. VI Всероссийским съездом судей 02.12.2004 <3>, что, конечно же, должно найти отражение в перечне вопросов в экзаменационных билетах, но и о проверке правильного понимания претендентом роли и места судьи в обществе, о публичности этой профессии, накладывающей отпечаток на все стороны жизни судьи, а также о культуре поведения судьи во всех ее проявлениях, начиная от культуры устной и письменной речи до общего уровня развития и правильного понимания происходящих в мире процессов и явлений.

--------------------------------

<3> Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. 2005. N 2.

С целью выявления правильного понимания указанных моментов можно включать в экзаменационные вопросы вопросы оценочного характера, предлагающие претенденту обозначить линию поведения судьи применительно к конкретной ситуации, задания по правильному построению предложений в документе, отысканию ошибок в написании тех или иных слов; можно предложить найти ошибки в тексте какого-либо судебного решения. К сожалению, уровень грамотности наших судей (и претендентов на эти должности) не проверяется вообще, поэтому их решения нередко изобилуют множеством ошибок и описок. Однажды довелось увидеть судебное решение, где мировой судья на трех страницах текста допустил 117 ошибок (отсутствие или наличие лишних запятых, других знаков препинания, несогласование слов в предложении, незаконченные предложения и т.п.). В этой связи представляется очень важной проверка в первую очередь именно культуры письменной речи претендента.

Но и на устную речь необходимо обратить внимание. Процессуальные кодексы не регламентируют некоторые моменты, сопряженные с культурой проведения судебных заседаний, в этой связи можно встретить самые разные варианты обращений судьи к гражданам, являющимся участниками судебного заседания. Один из судей районного суда г. Саратова, например, так обращался к участникам процесса по делу о разводе: "мужчина", "женщина". Позже на недоуменные вопросы студентов, присутствовавших в зале заседаний с учебной целью, этот судья пояснил, что так он обращается к участникам процесса только по бракоразводным делам, поскольку считает, что здесь важны именно эти качества человека. В другом случае один из судей районного суда г. Ульяновска, будучи значительно моложе подсудимого по уголовному делу, тем не менее обращался к нему на "ты", что производило неприятное впечатление на присутствовавших в зале суда лиц. И тот и другой вариант представляются неприемлемыми, но оба они свидетельствуют об определенном уровне культуры устной речи этих судей.

В этой связи имеет смысл протестировать претендентов на должность судьи и в отношении культуры поведения судьи в судебном заседании.

Уровень общей культуры нередко выявляется в ходе собеседования с претендентом при его ответах на дополнительные вопросы, которые члены экзаменационной комиссии, как правило, задают после его ответа по конкретному вопросу экзаменационного билета. Из ответов претендента можно сделать вывод, владеет ли он необходимой юридической лексикой (помню, один претендент надолго задумался и так и не дал ответа на вопрос о том, что такое "реституция"), знаком ли с основами правовой доктрины. Тем не менее ряд простейших вопросов, которые позволили бы выявить уровень общей подготовленности претендента к исполнению профессиональных обязанностей судьи, можно включить и непосредственно в перечень экзаменационных вопросов. Иначе нам не избежать анекдотичных случаев, описанных в прессе, когда судья одного из московских судов вынесла решение, которым выдворила гражданина Чувашии за пределы Российской Федерации.

В круг экзаменационных вопросов необходимо включить также вопросы общей и юридической психологии. Поскольку работа судьи связана с необходимостью постоянного общения с людьми как в судебном заседании, так и вне его, важно уметь найти, что называется, правильный тон для такого общения. В этой связи отдельные вопросы, касающиеся тактики взаимоотношений судьи и участников процесса по гражданскому или уголовному делу, а также взаимоотношений судьи с коллегами (председателем суда, секретарем судебного заседания, специалистом суда и др.), также могли бы найти отражение в экзаменационных вопросах. Кроме того, на судью возлагается в ряде случаев решение вопросов примирения спорящих сторон (в гражданском и арбитражном процессах, например, примирение сторон выдвигается в качестве самостоятельной задачи на стадии подготовки гражданского дела к судебному разбирательству), обойтись без элементарных знаний психологии судье здесь просто невозможно.

Важно также выявить внутреннюю мотивацию самого претендента, которой он руководствуется, идя на экзамен. Случается, серьезных намерений работать судьей претендент не имеет, и для него экзамен - всего лишь проба своих сил для придания уверенности в себе. Экзамен бесплатный, почему бы не попробовать? Между тем работа судьи очень важна и ответственна, даже тяжела физически, учитывая ту огромную нагрузку по количеству рассматриваемых гражданских и уголовных дел, которую сегодня несут судьи, и морально, что выражается прежде всего в необходимости каждодневно принимать решения, непосредственно влияющие на судьбы людей. Выявить внутреннюю психологическую готовность претендента принять на себя такую ношу необходимо. В какой-то мере это позволяет сделать психодиагностическое обследование будущих судей, предпринимаемое в соответствии с Постановлением Совета судей РФ от 26 декабря 2002 г. "О психологическом обеспечении судебной деятельности и использовании методов психодиагностического обследования личности кандидата на должность судьи" <4>.

--------------------------------

<4> Российская юстиция. 2003. N 5.

Поскольку психология в качестве фундаментальной науки о психике человека исследует наиболее общие закономерности психической деятельности людей в целом, а юридическая психология изучает те же закономерности психики человека, различные психические явления, но не вообще, а в сфере различных (уголовно-правовых, гражданско-правовых и пр.) правоотношений, представляется необходимым вопросы как общей, так и юридической психологии включить в перечень экзаменационных вопросов для лиц, претендующих на должность судьи.

В этой связи необходимо увеличить количество времени, которое отводится экзаменационной комиссией на каждого претендента, изменив соответствующие нормативы.

Представляется, что только при таком дополнении требований, предъявляемых к квалификационному экзамену на должность судьи, он станет серьезным испытанием для каждого претендента на должность судьи и будет непреодолимым барьером для тех, кто в силу тех или иных причин еще не готов работать в суде.

Завершая разговор о путях совершенствования квалификационного экзамена на должность судьи, нельзя не отметить, что и статус самих экзаменационных комиссий нуждается в повышении.

Повышению статуса экзаменационных комиссий могло бы способствовать изменение их правового положения как "придатка" соответствующей квалификационной коллегии. На сегодняшний день экзаменационная комиссия существует при квалификационной коллегии судей, что, по большому счету, исключает ее объективность и независимость. Между тем если судейское сообщество как самое заинтересованное в сохранении своего статуса как своего рода юридической элиты общества желает получить объективное суждение об уровне знаний и степени подготовленности того или иного претендента на должность судьи, необходимо придать большую самостоятельность экзаменационным комиссиям.

Настало время изменить и порядок формирования экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Закона РФ от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 07.05.2009 N 83-ФЗ) "О статусе судей в РФ" <5> и ст. 19 Федерального закона от 14.03.2002 N 30-ФЗ (ред. от 25.12.2008 N 274-ФЗ) "Об органах судейского сообщества в РФ" <6> состав экзаменационных комиссий по приему квалификационного экзамена у кандидатов на должность судьи соответствующего суда утверждает квалификационная коллегия судей субъекта РФ.

--------------------------------

<5> Российская газета. 1992. 29 июля; 2009. 13 мая.

<6> Российская газета. 2002. 19 марта; 2008. 30 декабря.

Было бы целесообразно вопрос о формировании экзаменационной комиссии и ее персональном составе включать в повестку дня конференций судей субъекта РФ, поскольку это - наиболее представительное собрание членов судейского сообщества, работающих на территории конкретного субъекта. Судьи прекрасно осведомлены о деловых и профессиональных качествах работающих рядом с ними судей и потому могут наиболее правильно осуществить выдвижение кандидатур тех лиц, которые, по их мнению, смогут осуществить правильную оценку знаний претендентов на должность судьи. Одним словом, выдвижение наиболее достойных судей в состав экзаменационной комиссии - это вопрос, который можно и нужно решать именно на конференциях судей субъекта РФ. С одной стороны, доверие коллектива повысит ответственность избранных в состав экзаменационной комиссии судей за недопущение в судейское сообщество малограмотных, профессионально непригодных юристов, с другой стороны, позволит "заполучить" в состав комиссии наиболее достойных и грамотных судей. Ведь на самом деле, к сожалению, не всегда в составе комиссии оказываются судьи, менталитет которых соответствует прогрессивному во многих отношениях уровню нашего законодательства. Вспоминается случай, произошедший в работе экзаменационной комиссии несколько лет тому назад, когда претендент на должность судьи правильно ответил на вопрос предложенной ему задачи, есть ли основания к отмене приговора, оглашенного в отсутствие переводчика, а член комиссии, судья областного суда, сказал при обсуждении результатов экзамена, что он никогда бы не отменил такой приговор.

Что касается ученых-правоведов, включаемых в состав экзаменационной комиссии, их кандидатуры могут предлагаться (как, впрочем, и кандидатуры судей) советом судей субъекта РФ с краткой характеристикой, а то и с личным представлением этих кандидатур судьям. Особенно это актуально, когда в состав комиссии вводятся "молодые" кандидаты юридических наук, мало известные в юридических кругах. К тому же предлагаемые кандидаты, по возможности, должны иметь разные научные специальности. Представляется, что судьи субъекта способны оценить необходимость и важность наличия в составе экзаменационной комиссии авторитетного специалиста в той или иной области права.

Кроме того, при таком подходе обеспечивается необходимая гласность в деятельности органов судейского сообщества.

Думается, при внесении соответствующих изменений в законы, регулирующие статус судей и органов судейского общества, в Положение об экзаменационных комиссиях можно будет рассчитывать и на более тщательный отбор из числа претендентов на должность судьи наиболее достойных юристов, чей профессионализм будет адекватен высокой роли судьи, и на более успешную работу самих экзаменационных комиссий, осуществляющих такой отбор.

Читайте ещё по этой теме:

Автор: Л.Н. Ракитина

0

Оставить комментарий