г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Характеристика преступлений, совершаемых при строительстве и реализации жилья

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ЖИЛЬЯ

Обеспечение граждан достойными жилищными условиями, доступными по способу приобретения, - одно из основных направлений социальной политики Российского государства.

Возведение квартир в составе многоквартирного жилого дома застройщик осуществляет подрядным или хозяйственным способами. При наличии необходимых производственных мощностей и лицензий <1> строительная организация может совместить функции застройщика и подрядчика (хозяйственный способ). Подрядчик осуществляет строительство и проводимые работы в соответствии с технической документацией. Для выполнения работ любой подрядчик может привлечь субподрядчика. В этом случае он становится генеральным подрядчиком и согласно условиям договора несет ответственность за строительство объекта перед застройщиком.

--------------------------------

<1> Лицензирование деятельности по проектированию, строительству и инженерным изысканиям для строительства зданий и сооружений, за исключением сооружений сезонного или вспомогательного назначения, было установлено в Федеральном законе от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ, затем прекращалось с 1 июля 2007 г. в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 252-ФЗ. С 25 июля 2007 г. в соответствии с ФЗ от 19 июля 2007 г. N 136-ФЗ оно было возобновлено и вновь прекращается с 1 июля 2008 г.

До 2005 г. ни Гражданский кодекс РФ (далее - ГК РФ), ни какой-либо специальный закон или подзаконный акт не выделяли наиболее распространенный тип договора, практикуемый в рассматриваемой сфере правоотношений, - договор долевого участия. В связи с этим в своей практической деятельности, связанной со строительством тех или иных объектов недвижимости (к числу которых в первую очередь относятся квартиры в многоквартирных жилых домах), хозяйствующие субъекты при разработке соответствующих схем привлечения денежных средств граждан использовали различные договоры: долевого финансирования (инвестирования), о совместной деятельности (простого товарищества) и т.д.

Это означало, что, превратившись в кооператора, пайщика или товарища, человек становился не собственником будущей квартиры, а участником предприятия по строительству дома и нес все риски предпринимательской деятельности, связанной со строительством жилья.

В связи с таким положением многие регионы России буквально захлестнула волна афер и мошенничеств в сфере жилищного строительства. Чтобы привлечь как можно больше средств вкладчиков, мошенники предлагали построить квартиры по цене ниже среднерыночной, регистрировали инвестиционные фирмы для аккумулирования денег инвесторов, но сами финансовыми средствами для жилищного строительства не располагали. Появились так называемые жилищно-финансовые пирамиды, внешне схожие с финансовыми пирамидами 90-х годов, распространенным явлением стали двойные, а порой и тройные продажи одних и тех же квартир и другие злоупотребления.

Руководители даже крупных строительных компаний, понимая, какую крупную выгоду они могут извлечь из привлечения денежных средств субинвесторов - физических и юридических лиц, занялись обманом последних. Получив чужие деньги, они использовали их в личных корыстных целях и не выполняли договорных обязательств.

В результате тысячи граждан, полностью выполнивших свои обязательства по договорам инвестирования, продавших старое жилье, чтобы приобрести новое, такового не получили, а свои деньги потеряли. Никакой правовой защиты эти граждане от государства не получали, за исключением права обжалования действий контрагента по договору в суд в порядке гражданского судопроизводства и, таким образом, были лишены гарантий получения жилплощади, даже в том случае, если они заплатили за него деньги.

Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 214-ФЗ), вступивший в силу с 1 апреля 2005 г., должен был устранить отмеченные недостатки, защитить права граждан и выступить в качестве регулятора правоотношений, связанных со строительством многоквартирных домов. В соответствии с указанным Законом дольщик квалифицируется как покупатель или заказчик услуг, а не инвестор и, следовательно, застройщик является продавцом жилья.

Отныне компания-застройщик вправе привлекать средства участников долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов только после получения в установленном порядке разрешения на строительство, опубликования и (или) размещения проектной документации и государственной регистрации права собственности или права аренды застройщика на земельный участок, предоставленный для строительства.

Договор участия в долевом строительстве подлежит обязательной государственной регистрации; в нем должны содержаться срок передачи жилья участнику долевого строительства, цена договора, сроки и порядок ее уплаты и гарантийный срок на объект долевого строительства.

В порядке, установленном Гражданским кодексом РФ, по договору участия в долевом строительстве допускается уступка участником долевого строительства прав требований к застройщику. Уступка права требования также подлежит государственной регистрации.

Таким образом, данный Закон вместе с некоторыми положениями нового Градостроительного кодекса РФ должен предотвратить двойную-тройную продажу одних и тех же квартир. Вместе с тем Закон издан сегодня, а свои деньги люди потеряли (вернее, их у них украли) вчера. Бомба замедленного действия, заложенная несколько лет назад, только теперь сработала и выявила неприглядную картину в жилищном строительстве.

Наряду с этим все стройки начинались еще до издания нового нормативного акта, а его положения распространяются только на сделки по новостройкам, разрешение на которые получены после 1 апреля 2005 г. Помимо этого, по мнению юристов, компании-застройщики могут обойти Закон N 214-ФЗ, в том числе путем заключения с гражданами так называемых альтернативных договоров.

Например, пунктом 2 ст. 3 Закона N 214-ФЗ устанавливается безусловное право застройщика привлекать денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, а у граждан, отдавших свои деньги застройщику и выполнивших свои обязательства по договору о долевом строительстве, только "может возникнуть право собственности на жилое помещение в строящемся доме".

Подобные нечеткие, неоднозначно толкуемые положения в Законе являются лазейкой для правонарушителей. Последние именно с подобными, ни к чему не обязывающими выражениями могут оформить договоры и подсунуть их на подпись гражданам.

В последние годы началось активное развитие ипотечного жилищного кредитования. Постановлением Правительства РФ от 11 января 2000 г. N 28 (в ред. от 8 мая 2002 г.) "О мерах по развитию системы ипотечного жилищного кредитования в Российской Федерации" утверждена Концепция развития системы ипотечного жилищного кредитования.

5 сентября 1997 г. создано Агентство по ипотечному жилищному кредитованию <2> (АИЖК). Основная цель его деятельности - развитие федеральной системы ипотечного жилищного кредитования. По стандартам агентства ипотечные кредиты выдают 119 организаций из 66 регионов Российской Федерации. По состоянию на 26 января 2007 г. АИЖК рефинансировано 70,6167 тыс. ипотечных кредитов на общую сумму 45,514 млрд. руб. Получение ипотечного кредита осуществляется в банке - партнере ипотечного агентства, работающем по его программе. Однако в отличие от обращения напрямую в банк при заключении договора ипотеки через агентство залогодержателем выступает не банк, а агентство.

--------------------------------

<2> См.: Постановление Правительства РФ от 26 августа 1996 г. N 1010 "Об Агентстве по ипотечному жилищному кредитованию".

Наряду с этим приняты также различные нормативные правовые акты в части развития ипотечного жилищного кредитования <3>, жилищных накопительных кооперативов <4> и др.

--------------------------------

<3> См., например: Постановление Правительства РФ от 13 мая 2006 г. N 285 "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы" и др.

<4> См.: Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" (в ред. Федерального закона от 16 октября 2006 г. N 160-ФЗ).

Существуют несколько видов ипотеки:

  • кредитование граждан на покупку жилья на вторичном рынке;
  • кредитование граждан на покупку жилья в строящемся доме (долевое строительство);
  • кредитование граждан на улучшение жилищных условий (кредит берется на разницу в стоимости имеющейся и приобретаемой квартиры);
  • социальная ипотека (кредитование малоимущих граждан при финансовой поддержке государства);
  • потребительский ипотечный кооператив - ПИК (накопительная кооперативная система).

Раскроем сущность некоторых из них.

Социальная ипотека - это покупка жилья с использованием ипотечного жилищного кредитования при финансовой поддержке со стороны государства. В роли государства, например в московской ипотеке, выступает правительство Москвы. Москвичи приобретают квартиру на льготных условиях с использованием ипотечного жилищного кредитования. Город оплачивает часть ее стоимости за счет бюджетных субсидий или непосредственно финансирует и организует строительство ипотечного жилья.

Департамент жилищной политики разработал две основные схемы социальной ипотеки для москвичей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Схема первая: покупка жилья, строящегося по городскому заказу, по себестоимости строительства с оплатой 70% стоимости квартиры за счет кредитных средств. Квартира по социальной ипотеке примерно в два раза дешевле коммерческого жилья. Схема вторая: субсидирование первоначального взноса. Можно получить безвозмездную субсидию, добавить к ней банковский ипотечный кредит и собственные средства, после чего приобретается подходящее жилье.

Потребительский ипотечный кооператив (ПИК). В отличие от банка кооператив - некоммерческая организация. Это добровольное объединение физических и юридических лиц, связанных общей целью - приобретением недвижимости. Суть кооператива - взаимное последовательное кредитование его участниками (пайщиками) покупки жилья для каждого. Деньги всех членов кооператива накапливаются в общем фонде. Размер взносов зависит от стоимости приобретаемой пайщиком квартиры. Как только набирается сумма, необходимая очередному пайщику, кооператив выделяет ссуду и покупает для него квартиру. Пайщик вселяется в квартиру, прописывается в ней, оформляет ее в собственность (по желанию) и начинает в рассрочку возвращать одолженные у кооператива деньги. Тем временем процесс накопления продолжается, покупается квартира для следующего пайщика и т.д. При сопоставимых условиях удорожание квартиры в ПИК в два-три раза меньше, чем при банковской ипотеке.

В настоящее время общее количество жилищных кооперативов, построенных по принципам касс взаимопомощи, составляет около 40 тысяч, они объединяют почти 100 миллионов пайщиков.

До недавнего времени ипотека для большинства банков не являлась важным направлением развития бизнеса, так как была им невыгодна: ипотечный кредит - один из наиболее рисковых, поскольку выдается на длительный период. В настоящее время из-за роста конкуренции на рынке ипотеки банки, чтобы привлечь больше заемщиков, выдают кредиты на покупку жилья, увеличивают сроки погашения кредита до 30 лет.

Анализ рынка ипотечного кредитования показывает: кредит предоставляется, как правило, на 10 - 15 лет под 11 - 13% годовых в долларах США или 14 - 18% в рублях при первоначальном взносе 20 - 30% стоимости квартиры. При этом следует иметь в виду, что значительных отклонений от среднестатистических условий не бывает: при низкой ставке за кредит может быть высокая комиссия за открытие и ведение ссудного счета. Если банк не требует подтверждения официальных доходов, ставка будет значительно выше или первоначальный взнос достигнет 50%. Таким образом, при покупке жилья с помощью ипотечного кредитования средняя стоимость квартиры возрастает на 50 - 70%.

Завышенные требования многих банков к обеспечению кредитных ресурсов по ипотечному кредитованию, а также высокие процентные ставки привели к росту цен и стали препятствием на пути распространения среди населения этого перспективного вида банковских услуг. В связи с этим лишь 7% граждан имеют возможность получить ипотечный кредит.

Решение задачи обеспечения граждан жилищными условиями в настоящее время осуществляется в рамках приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Его основу составляет принятая Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 Федеральная целевая программа (ФЦП) "Жилище" (с последующими изменениями и дополнениями), рассчитанная на 2002 - 2010 годы.

В ее состав входят различные подпрограммы, выполнение которых предусматривалось в два этапа. На первом этапе (2002 - 2005 годы) предусматривалось выполнение таких подпрограмм, как:

  • "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
  • "Обеспечение жильем беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации";
  • мероприятия по реализации Федерального закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей";
  • мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан, в том числе по обеспечению жильем молодых ученых и др.

Второй этап реализации указанной Программы предусматривает две стадии: первая стадия - 2006 - 2007 годы; вторая - 2008 - 2010 годы. На этом этапе должны быть выполнены:

  • подпрограмма "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства";
  • подпрограмма "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры";
  • подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей";
  • подпрограмма "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
  • мероприятия по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.

Кроме того, на втором этапе осуществляются мероприятия по реализации Концепции развития унифицированной системы рефинансирования ипотечных жилищных кредитов в России, одобренной на заседании Правительства РФ 30 июня 2005 г. По данному вопросу почти в каждом регионе были приняты свои законы, другие нормативные правовые акты, программы.

Для реализации национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" из средств федерального бюджета, например, в 2006 г. выделено 21,9 млрд. руб. Кроме того, предусмотрены государственные гарантии на предоставление ипотечных жилищных кредитов гражданам в объеме 26,5 млрд. руб.

Большее количество преступлений совершается при бюджетном финансировании объектов, строительство которых осуществляется в рамках национальных проектов. Нередко такие преступления совершаются и при проведении конкурсов (тендеров) на выполнение строительных работ.

Конкурсы проводятся с целью выбора исполнителей для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг для федеральных государственных нужд <5>, в том числе при реализации приоритетных национальных проектов.

--------------------------------

<5> О порядке проведения конкурсов см.: Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказания услуг для государственных и муниципальных нужд"; Федеральный закон от 27 декабря 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе"; Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд" и др.

При размещении заказа путем проведения конкурса создается комиссия. Ее состав определяется заказчиком, а общее число членов не должно быть менее пяти человек. О проведении конкурса организация-заказчик дает объявление, описывает условия участия в конкурсе, представляет проект контракта, который должен быть заключен с победителем. Участники, изъявившие желание участвовать в конкурсе, вносят залог (возвращаемый в случае проигрыша) или предоставляют банковскую гарантию. Затем фирмам дается определенный срок для подготовки своих предложений.

На заключительном этапе заказчик должен рассмотреть все представленные проекты с точки зрения их соответствия критериям, содержащимся в тендерной документации, и выбрать победителя. Однако на практике при проведении конкурса совершаются различные злоупотребления.

НАИБОЛЕЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ВИДЫ И СПОСОБЫ ПРЕСТУПЛЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ ПРИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ И ПОЛУЧЕНИИ ЖИЛЬЯ

Внушительные объемы денежных средств, находящиеся в обороте в строительной сфере, масштабное финансирование приоритетного национального проекта не остались без внимания со стороны преступных групп. Анализ состояния преступности в строительной сфере свидетельствует о тенденциях роста количества совершаемых преступлений, следствие по которым обязательно. Так, в 2004 г. в строительной сфере было выявлено 5869 преступлений, в 2005 г. - 6677, в 2006 г. - 9217.

Наиболее распространенными видами преступлений в данной сфере являются мошенничества. Устойчивый высокий спрос на жилье, значительно опережающий предложение, позволяет строительным компаниям привлекать денежные средства граждан, не заботясь о реализации инвестиционных контрактов. Причем в отличие от иных хищений, совершаемых путем мошенничества, когда преступники, совершив обман, похищенные деньги и имущество сразу обращают в свою пользу, при долевом строительстве они чаще действуют иначе. В целях привлечения наибольшего числа вкладчиков будущим участникам долевого строительства демонстрируются "пока пустая" строительная площадка, чертежи дома либо незаконченный "нулевой цикл" - вырытый котлован под фундамент или уже готовый фундамент.

При этом деньги берутся по "полной программе" в размере стоимости готовой квартиры. Таким образом, мошенники имеют "в запасе" значительное время (до нескольких лет), пока потерпевшие не поймут, что обмануты, а их деньги многократно "прокручиваются", с лихвой окупая затраты, даже если иски потерпевших будут удовлетворены в порядке гражданского судопроизводства. Деньги частично расходуются для удовлетворения нужд некоторых вкладчиков за счет взносов других (как в обычных финансовых пирамидах 90-х годов), вкладываются в строительство домов, фигурирующих в договорах совместного инвестирования, и других объектов, а также тратятся на иные нужды. В результате преступники получают за счет средств обманутых граждан значительную прибыль, оставляя последних без квартир, и отказываются возвращать внесенные за эти квартиры деньги.

И в настоящее время уголовные дела возбуждаются в отношении лиц, обманным путем получивших денежные средства граждан на приобретение жилья до вступления в силу Закона N 214-ФЗ (т.е. стройки эти начинались до 1 апреля 2005 г.). Анализ уголовных дел показывает: с целью хищения мошенники прибегали к различным способам и вариантам совершения преступлений.

Около 50% общего количества изученных уголовных дел по статье 159 Уголовного кодекса РФ (далее - УК РФ) возбуждены по фактам привлечения денежных средств дольщиков на проекты с неоформленной проектно-сметной и разрешительной документацией при отсутствии возможности осуществления строительства с последующим невыполнением договорных обязательств. Организациями, осуществляющими строительство жилых домов, а также органами местного самоуправления уже на первоначальном этапе строительства допускается большое количество нарушений земельного, градостроительного и экологического законодательства. Наиболее распространенные из них - предоставление земельных участков под строительство жилых домов без надлежащего оформления и получения заключения экологической экспертизы, производство строительных работ без необходимой разрешительной документации, а также несоблюдение порядка приема жилых домов в эксплуатацию.

Так, прокуратура Московской области расследует уголовное дело в отношении руководителей ООО "Компания "Стройиндустрия". Компания, не являясь соинвестором строительства шести и семи корпусов жилого дома в микрорайоне "Центральный" г. Долгопрудного Московской области, неправомерно заключала с физическими лицами договоры о привлечении денежных средств для строительства. При этом земельный участок ООО не выделялся, экологическая экспертиза не проводилась, необходимые документы не оформлялись.

За последние два года в отношении руководителей недобросовестных строительных компаний в Москве и Московской области возбуждено 86 уголовных дел. Практически по каждому из них потерпевшими признаются по несколько сотен пострадавших граждан. Мошеннические действия, как правило, совершаются по одинаковой схеме. Компании заключают договоры с физическими лицами о долевом участии в строительстве жилых домов или инвестиционные контракты на строительство. Получая от граждан значительные денежные средства, принятые на себя обязательства не выполняют, а деньги тратят на свои нужды.

"Лидером" в данном случае выступает коммандитное товарищество "Социальная инициатива и Компания". Свою деятельность данная организация строила по принципу пирамиды. Ее сотрудники осуществляли сбор денежных средств от граждан на приобретение жилья и земельных паев с правом ежеквартального получения процентов по ним (в том числе в филиалах, расположенных на территории Российской Федерации), заведомо зная, что финансово-хозяйственная деятельность по строительству жилья осуществляться не будет в связи с отсутствием у товарищества достаточных оборотных средств для исполнения договорных обязательств. Часть денежных средств, передаваемых товариществу, направлялась на счет головной организации в г. Москву, а оставшаяся часть использовалась на текущие расходы филиала.

Головная организация разработала схему деятельности по инвестированию строительства недвижимости, в соответствии с которой были определены объекты для инвестирования строительства. У филиалов товарищества земельные участки в собственности не находились, договоры аренды не заключались. При этом руководство филиалов вводило в заблуждение граждан при привлечении от них денежных средств относительно целей вложения, реальности строительства недвижимости, сроков постройки и сдачи объектов в эксплуатацию. Нанесенный ущерб гражданам по всей России составляет более 15 млрд. руб. По уголовному делу признаны потерпевшими свыше 8 тыс. человек. В ходе расследования уголовного дела установлено, что похищенные денежные средства вкладчиков направлялись на приобретение недвижимости на территории Кипра, Испании и различных городов Российской Федерации.

По материалам УБЭП МВД РБ возбуждено и расследуется уголовное дело в отношении директора ООО "Уфамонолитстрой" г. Уфы В., который в апреле 2005 г. без получения необходимой разрешительной и проектной документации заключил договор долевого участия в строительстве жилого дома в г. Уфе с ООО "Магик-2" (г. Агидель), по которому получил в качестве долевого взноса денежные средства в сумме 30 млн. руб. Однако данные средства были использованы им не по целевому назначению (в том числе на погашение кредиторской задолженности по налогам и сборам, задолженностей перед поставщиками и подрядчиками и т.п.).

В последнее время крупные строительные и инвестиционные компании, деятельность которых, на первый взгляд, вполне укладывается в рамки правового поля, стали ориентироваться при возведении жилых домов не на свои финансовые средства или банковские кредиты, а на привлечение денежных средств дольщиков, в основном граждан. Они вступают в договорные отношения с последними на строительство жилья, в том числе по "альтернативной" системе (вексельной, предварительного договора, о совместной инвестиционной деятельности и т.д.) и получают от них деньги под будущие квартиры. Однако со строительством не спешат, открывая все новые строительные площадки и выставляя будущие новостройки на продажу. Эти компании, аккумулируя в своих руках огромные средства, не вкладывают их в строительство объектов, обусловленных договорами, превращая его в долгострой, а расходуют нецелевым образом. Заработав на этом, спустя несколько лет компания "безболезненно" возвращает какой-то части дольщиков их деньги, разумеется, без процентов и штрафных санкций.

Для привлечения денежных средств граждан существуют многообразные формы обмана. Так, некоторые организации заключали со строительными компаниями, ведущими строительство жилых комплексов, агентские договоры по подысканию граждан для участия в долевом строительстве, вступали с последними в договорные отношения, заведомо не имея намерения выполнять свои обязательства как перед застройщиком, так и перед гражданами. При этом договор с застройщиком использовался как прикрытие для демонстрации гражданам своих полномочий по сбору денег и возможности предоставления вкладчикам построенных квартир.

В некоторых случаях с этой целью риелторская фирма заключала договоры с организациями-соинвесторами о том, что от их имени и за их счет будет привлекать денежные средства физических лиц (граждан) в качестве долевого участия в этом строительстве. Затем такая фирма оформляла с гражданами соответствующие договоры, однако часть полученных от граждан денежных средств по кассе не приходовала, в банк не сдавала, на расчетные счета организаций-соинвесторов не перечисляла.

В других случаях инвестиционная фирма заключала договор с организацией-застройщиком об инвестировании строительства нескольких жилых домов, после чего привлекала денежные средства граждан на долевое участие в строительстве, однако свои обязательства как перед застройщиком, так и гражданами-соинвесторами не выполняла. Значительную часть денежных средств она использовала в своих личных корыстных целях, в связи с чем финансирование стройки прекращалось, а застройщик подыскивал новых инвесторов, заканчивал строительство и реализовывал квартиры третьим лицам.

Порой строительные фирмы, заключившие договоры на долевое участие в строительстве жилых домов с физическими лицами - гражданами, вкладывали в строительство лишь часть полученных денежных средств, а остальные средства переводились на счета подставных, фиктивных фирм, обналичивались и присваивались. В результате объекты строительства оказывались замороженными.

Случаются ситуации, когда риелторская компания заключает договор со строительной организацией о долевом участии в инвестировании строительства жилого дома, оговаривая в качестве условия выделение для себя в этом доме определенного количества квартир. Затем данная компания привлекает денежные средства граждан и заключает с ними договоры по уступке права требования указанных квартир в строящемся доме. В связи с невыполнением компанией своих обязательств, а также по другим причинам застройщик в одностороннем порядке расторгал договор с этой компанией, о чем заблаговременно уведомлял ее руководителей. Несмотря на это компания продолжала осуществлять сбор денег с граждан, которые никаких квартир не получали.

Рассмотрим одну из разновидностей этого способа. Фирма-инвестор привлекает к договору риелторскую компанию, а та продает путем уступки прав по этому договору квартиры гражданам. Далее фирма-инвестор расторгает договор с риелтором под различными предлогами, например, что в момент передачи квартиры риелтору якобы произошла арифметическая ошибка при учете площади и пересчитанная цена оказалась вдвое больше, в связи с чем недостроенный объект продавался третьим лицам. На жалобы граждан руководители фирмы-инвестора заявляли: по долгам они не отвечают, поскольку в договорные отношения с ними не вступали, поэтому все претензии должны предъявляться риелтору.

При этом возникает цепочка "двойных", а порой и "тройных" продаж. Так, была прекращена деятельность ЗАО "ИСПК "Стройсервис", которое осуществляло строительство 14-этажного жилого дома в г. Химки Московской области. На основании договоров об уступке прав на участие в инвестировании строительства либо долевого участия в строительстве фирма продала физическим лицам 57 квартир в строящемся доме, получив от вкладчиков 44,9 млн. руб. Заключив договор о переуступке прав, ЗАО "ИСПК "Стройсервис" передало указанные квартиры третьей организации, которая, в свою очередь, перепродала их другим гражданам.

Наряду с этим мошенники порой создают организации, зарегистрированные по утраченным паспортам, и после сбора денежных средств граждан скрываются.

Для привлечения денежных средств мошенники применяют различные уловки и ухищрения, в частности:

  • обещание безвозмездной финансовой субсидии. Так, исполнительный директор одного ООО и старший менеджер при заключении с гражданами договоров инвестирования строительства жилья разъясняли клиентам, что они должны перевести на расчетный счет фирмы не менее 21% стоимости приобретаемого жилья, после чего по решению кредитного комитета ООО "Русское инвестиционное строительное общество", находящегося в Москве, в течение 30 дней перечислить клиенту недостающую сумму инвестиций. Инвестиции давались под небольшие проценты (6 - 7% годовых) на продолжительные сроки (до 29 лет). В период с февраля по апрель 2005 г. от клиентов на расчетный счет фирмы поступило более 1,500 млн. руб. Ни одного кредита выдано не было.

По аналогичной схеме действовало и ООО "Норд Инвестмент СПб." (г. С.-Петербург) в городах Омске, Новосибирске, Красноярске, Иркутске, Барнауле. Клиентам объяснялось, что существует скандинавский холдинг "Nord Investment", который долгое время работал за рубежом на рынке жилья, и сейчас его руководство решило освоить российский рынок. Интересы холдинга в России представляет ООО "Норд Инвестмент". Инвестиции будут выдаваться на срок от шести месяцев до 25 лет под 9,5 - 10% годовых, но до этого на счет фирмы необходимо внести не менее 20% стоимости приобретаемого жилья, после чего головная организация, находящаяся в С.-Петербурге, в течение 30 дней примет решение о выдаче инвестиций;

  • злоупотребление доверием граждан путем ссылки на имеющиеся правоотношения с крупнейшими строительными фирмами, администрацией территориальных образований, другими государственными органами. В частности, региональный общественный фонд "Содействие финансированию социальных программ", обещая гражданам безвозмездную субсидию в размере от 5 до 20% стоимости квартиры в домах-новостройках, привлекал денежные средства граждан в размере от 20 до 60 тыс. долл. США, которые были предназначены для инвестирования в строительный комплекс города, а фактически руководителями фонда присваивались. При этом руководители фонда ссылались на якобы имеющиеся правоотношения с Департаментом строительства правительства Москвы, крупнейшими строительными организациями Москвы, в частности ОАО "ДСК-1", ОАО "СУ-155", ОАО "ХК Главмосстрой". Кроме того, руководители указанного фонда вводили в заблуждение граждан заявлениями, что осуществляют свою деятельность при поддержке правительства Москвы и под патронажем Управления юстиции Москвы.

В ходе проведенных мероприятий было установлено: деятельность указанного фонда никакого отношения к программам правительства Москвы по предоставлению безвозмездных субсидий гражданам для приобретения жилья не имеет, какие-либо правоотношения со строительными организациями г. Москвы у руководителей фонда отсутствуют, Управление юстиции по г. Москве указанному фонду никакой поддержки не оказывает и к его деятельности не имеет никакого отношения. Денежные средства, предназначенные для выплаты безвозмездных субсидий гражданам, планировалось получать от последующих вкладчиков фонда;

  • предъявление потенциальным покупателям чужих строительных площадок и домов в качестве своих;
  • предъявление фиктивного договора между инвестором и застройщиком;
  • предъявление гражданам, вносившим денежные средства на приобретение жилья, уже реализованных квартир застройщиком. Например, в Республике Марий Эл было возбуждено уголовное дело по части 3 ст. 159 УК РФ в отношении директора ОАО "Автомобилист", который незаконно вторично реализовывал квартиры, тем самым причинил настоящим собственникам материальный ущерб на сумму 1893 тыс. руб.

Для проведения своих махинаций мошенники нанимают по объявлениям в газетах менеджеров и обучают, что и как нужно говорить клиентам. В своей деятельности они используют различные поддельные документы: паспорта, военные билеты, карточки медицинского страхования, различные виды рекламы, в том числе в Интернете. В качестве рекламы используется также банк, где открыт расчетный счет, который якобы выступает гарантом при выплате инвестиций клиентам. Как правило, банку об этом ничего не известно.

При увеличении количества недовольных клиентов и вероятности обращения их в правоохранительные органы организаторы жилищно-финансовых пирамид под благовидным предлогом покидают город, оставляя вместо себя обученных менеджеров. Таким образом, после их исчезновения фирма еще какое-то время продолжает работать. Деньги с расчетного счета фирмы переводятся по системе "Клиент-Банк" на банковские карточки, открытые по поддельным паспортам. Наряду с этим для маскировки присвоения собранных сумм осуществлялось перечисление денежных средств другим фирмам при отсутствии подтверждающих документов, возврат денежных средств гражданам, не сдававшим их, и т.п. Например, в Нижегородской области директор одного ООО Б. организовал сбор денежных средств с физических и юридических лиц на строительство жилого дома. Всего было собрано 27 млн. руб., при том что фактически на строительство истрачено лишь 5,3 млн. руб. Из проведенного анализа договоров и иной финансово-хозяйственной документации был выявлен ряд сделок, свидетельствующих о регулярном совершении Б. противоправных действий, а именно:

  • с целью хищения денежных средств дольщиков при строительстве жилого дома он регулярно списывал приобретенные на средства дольщиков строительные материалы как использованные на строительство указанного дома;
  • заключил два договора на квартиру N 47 с двумя разными физическими лицами, которые внесли денежные средства по договорам;
  • не оприходовал в кассу предприятия денежные средства, полученные от некоторых дольщиков;
  • перечислял денежные средства различным фирмам за транспортные услуги, хотя подтверждающих документов об их оказании не было;
  • осуществлял возврат денег некоторым гражданам по договору долевого участия, хотя ранее поступление денежных средств от них не отражено, и др.

При всех вышеуказанных и иных способах хищений их участники тщательно вуалируют свою незаконную деятельность, создают видимость форс-мажорных обстоятельств невыполнения ими договорных обязательств перед вкладчиками, пытаясь перевести таким образом правоотношения в рамки гражданского законодательства.

Так, в случае прямого присвоения части денежных средств вкладчиков либо их хищения путем вложения в другие строительные объекты, иной бизнес, не предусмотренный договором, мошенники из числа руководителей строительных и посреднических коммерческих структур, чтобы избежать ответственности, чаще всего действуют следующим образом:

  • сменяют директоров компаний или реорганизуют их в новые структуры с другим руководством (договоры, мол, заключались с иными лицами, с них и спрашивайте);
  • убеждают вкладчиков внести доплату, поскольку стоимость строительства якобы резко возросла (в связи увеличением цен на строительные материалы, необходимостью дополнительных расходов, постройкой квартир улучшенной планировки и т.п.), деньги вкладчиков кончились, в результате незавершенного строительства либо всего дома, либо самих квартир;
  • преднамеренно затягивают строительство дома, превращают его в долгострой и, показывая потерпевшим соинвесторам его плачевные результаты, в частности так называемые квартиры (одни стены, даже без межэтажных перекрытий либо внутренних перегородок, входных дверей, с незаделанными проемами для подведенных коммуникаций, а иногда и вообще без таковых), предлагают произвести доплату для окончания строительства, причем в размерах, которые явно не по карману подавляющему большинству дольщиков.

Расчет мошенников простой:

  • во-первых, потерпевшие не смогут или не захотят вновь нести большие затраты и потребуют обратно деньги через суд. Гражданские судебные разбирательства преступников не пугают, поскольку длятся месяцами, и пока потерпевшим придется возвращать какие-то суммы, они уже получат крупную наживу в результате многократного оборота чужих денег;
  • во-вторых, на уже возведенный, но недостроенный дом нетрудно найти новых инвесторов, в результате через некоторое время квартиры в нем приобретут "товарный" вид и с прибылью будут проданы другим лицам;
  • в-третьих, для придания видимости легитимности своей деятельности нескольким особенно "настырным" инвесторам можно купить квартиры.

Возрастающие объемы ипотечного кредитования вовлекают в свой оборот огромные денежные средства, также провоцируя активизацию преступных посягательств на эту сферу. Например, СУ при УВД г. Салавата было возбуждено уголовное дело по части 4 ст. 159 УК РФ в отношении директора ООО "Региональный фонд экономического развития" г. Уфы Л., который путем обмана завладел денежными средствами в сумме млн. руб., выделенными в качестве кредита из бюджета г. Уфы в МУП "Инвестиционное агентство г. Салавата" для осуществления жилищного строительства в г. Салавате.

СУ при Автозаводском РУВД г. Тольятти возбуждено уголовное дело в отношении директора ООО "Гарант-Финанс" Д., который по предварительному сговору с финансовым директором ООО "Гарант-Финанс" С., путем обмана составив договоры займа, завладел денежными средствами граждан, вложивших деньги для приобретения квартир с целью улучшения жилищных условий по программе ипотечного кредитования, причинив последним ущерб в сумме 15 млн. руб.

Еще одним примером совершения мошеннических действий на рынке жилищного кредитования является уголовное дело в отношении Т. Являясь индивидуальным предпринимателем, он заключил договор с ООО "ТД "ТКЗ", согласно которому должен был продать полученные по договору от ООО "ТД "ТКЗ" квартиры гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий по программе ипотечного кредитования. Вырученные от реализации квартир денежные средства в сумме 715 тыс. руб. не были внесены Т. в ООО "ТД "ТКЗ", причинив последнему ущерб в размере 715 тыс. руб.

Распространены мошеннические действия и в потребительских ипотечных кооперативах, которые часто по своей сути являются финансовыми пирамидами. При отсутствии должного контроля там наиболее часто совершаются преступления, связанные с хищением денежных средств пайщиков, в том числе мошенничеством, присвоением или растратой и др. Так, гражданином Г. в г. Кемерово был создан и зарегистрирован в инспекции Федеральной налоговой службы жилищный кооператив "Общество взаимной поддержки". С помощью средств массовой информации граждан приглашали вступать в данный кооператив с целью приобретения жилья в рассрочку по ипотечному кредитованию.

Частично квартиры приобретались первоначально вступившим гражданам на деньги других пайщиков с целью привлечения большего количества граждан, а также для придания своей деятельности видимости законной. Однако по истечении срока договора жилье не предоставлялось, так как руководители и участники преступной организации, являвшиеся членами кооператива, не имели намерения выполнять взятые на себя обязательства. Ими были похищены денежные средства у 88 граждан на сумму более 15 млн. руб.

Мошеннические действия в рамках национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" в основном связаны с действиями должностных лиц, имеющих отношение к выполнению различных подпрограмм, в том числе:

  • "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда";
  • "Обеспечение жильем молодых семей";
  • "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством";
  • мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан и др.

Например, МВД Республики Башкортостан разоблачена преступная деятельность организованной группы, состоящей из жителей г. Уфы (ранее судимой Ф., Б. и П.). С целью хищения денежных средств граждан они представлялись сотрудниками ГУП "Фонд жилищного строительства РБ", которое в соответствии с Указом президента РБ "О дополнительных мерах по реализации приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье" являлось уполномоченной организацией по развитию в республике жилищного строительства. Участники преступной группы вводили в заблуждение граждан в том, что они могут оказать содействие в ускоренном приобретении через ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" жилья в строящихся домах в микрорайоне "Южный" г. Уфы по ценам ниже рыночных и на льготных условиях.

При этом участники преступной группы принимали меры к сокрытию своей преступной деятельности путем обмана граждан. Их убеждали: в случае самостоятельного обращения в ГУП "Фонд жилищного строительства РБ" все льготы по получению жилья с них будут сняты. В результате мошеннических действий у 90 граждан были похищены денежные средства на общую сумму около 20 млн. руб.

Ведущий специалист управления инвестиций и риелторской деятельности комитета по строительству и архитектуре г. Зеленодольска Г. в сговоре с кассиром расчетно-кассового центра при заключении договоров по предоставлению гражданам новой жилой площади в обмен на старые квартиры (с доплатой за разницу в жилой площади) получали от граждан денежные средства и выдавали приходно-кассовые документы о якобы их зачислении на расчетный счет КСА г. Зеленодольска. На самом деле денежные средства присваивались фигурантами.

Имеют место факты мошеннического завладения бюджетными средствами, выделенными по федеральной целевой программе, путем представления фиктивных документов (актов приемки выполненных работ на строительство жилых домов) в администрацию и казначейство районов.

Распространенное преступление в строительной сфере - присвоение или растрата. Характерными способами совершения этого вида преступления являются:

  • присвоение или растрата строительных материалов;
  • присвоение или растрата денежных средств, полученных от граждан на строительство жилья;
  • присвоение или растрата денежных средств путем завышения стоимости строительных материалов, техники и др.;
  • присвоение или растрата денежных средств путем завышения физических объемов работ;
  • присвоение или растрата бюджетных средств, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта.

Присвоение или растрата строительных материалов может совершаться на складе (базе), а также на самих строительных объектах. Наиболее распространенными способами создания неучтенных излишков для хищения стройматериалов на складе (базе) с последующим их присвоением или растратой являются:

  • неполное оприходование строительных материалов, поступивших от поставщиков, путем составления фиктивных актов о недостачах и потерях и т.п.;
  • обман получателей при отпуске строительных материалов путем обвеса, неправильного применения коэффициента при замере кубатуры леса и пиломатериалов, неправильного перерасчета веса кровельного железа, шифера в квадратные и погонные метры и т.д.;
  • необоснованное завышение потерь в процессе хранения материальных ценностей по сравнению с нормами естественной убыли путем фиктивного списания материалов в отходы, на порчу и т.п.;
  • создание так называемой "прибыльной" пересортицы путем выдачи со склада более дешевых материалов по сравнению с выписанными;
  • частичное или полное неоприходование материалов, поступивших со строительных объектов (после разбора временных сооружений, сноса старых зданий).

Как пример таких преступлений можно отметить уголовное дело, возбужденное в отношении кладовщика ООО "СтройМикс", который в период с мая по сентябрь 2005 г. похитил вверенные ему строительные материалы на сумму 250 тыс. руб.

На строительных объектах присвоение или растрата совершается путем:

  • списания стройматериалов в завышенном размере по сравнению с установленными нормами (перерасход строительных материалов сверх нормы должен оформляться актом с вызовом технической комиссии, однако в результате бесконтрольности это не делается либо преступники вовлекают в преступление членов комиссии, а иногда используют их некомпетентность или неопытность);
  • списания материалов по норме при наличии экономии, т.е. путем укрытия от учета не израсходованных при строительстве объекта ценностей;
  • необоснованного списания стройматериалов на потери в связи с якобы устранением брака, на порчу, потери при перевозке, хранении и т.п.;
  • списания материалов более высокого качества, чем фактически израсходованы;
  • списания в производство собственных материалов при фактическом использовании материалов заказчика.

Изъятие созданных излишков строительных материалов осуществляется путем:

  • вывоза строительных материалов со склада (базы) или из цеха стройкомбината (завода) по подложным документам под видом доставки их на стройобъект;
  • вывоза со склада (базы) по сговору с работниками охраны;
  • отчуждения в пути следования при доставке материалов на строящиеся объекты;
  • вывоза с объекта под видом доставки на склад или другой объект, а также в другую организацию.

Сбыт созданных излишков строительных материалов производится независимо от места и способа их хищений путем:

  • реализации частным лицам за наличный расчет;
  • использования в личных целях;
  • продажи другим организациям по фиктивным документам;
  • продажи через сообщников, работающих в торговой сети, и др.

Присвоение или растрата денежных средств, полученных от граждан на строительство жилья, осуществляется путем:

  • неоприходования наличной выручки, полученной на строительство квартир, а также документального занижения выручки при реализации построенных объектов;
  • завышенного списания денежных средств на строительство и т.д.

Так, 23 апреля 2007 г. городским судом г. Зарайска Московской области к штрафу в размере 100 тыс. руб. за совершение преступления, предусмотренного частью 3 ст. 160 УК РФ, был приговорен руководитель фирмы "Вента-трейд" Ш., заключивший договор о совместной деятельности с Комитетом по управлению имуществом Зарайского района на завершение строительства 55-квартирного жилого дома. Ш., не имея собственных денежных средств и материально-технической базы, заключил ряд договоров о долевом строительстве с физическими лицами. Получив от дольщиков 6 млн. руб., он для создания видимости благополучного течения строительного процесса и возможности привлечения новых дольщиков построил два этажа жилого дома, а оставшиеся 880 тыс. руб. присвоил и использовал в личных целях, не завершив строительство.

СУ при ГУВД Новосибирской области возбуждено уголовное дело в отношении председателя гаражно-строительного кооператива "Автокомфорт" В., который, злоупотребляя должностными полномочиями, совершил хищение денежных средств пайщиков ГСК "Автокомфорт" на общую сумму 1,3 млн. руб.

Присвоение или растрата денежных средств путем завышения стоимости строительных материалов, техники, а также завышения физических объемов работ осуществляется вследствие:

  • включения подрядчиком в затратную часть сметы оплаты по фиктивным договорам за работы и услуги, которые в действительности не выполнялись, а также проведения финансовых взаимозачетов без отражения по счетам;
  • завышения стоимости строительных материалов, техники и др. (например, приобретаются бывшие в употреблении материалы, которые оформляются по цене новых, и т.д. в целях последующего хищения завышенной суммы фактических затрат);
  • списания денежных средств на материалы, не связанные со строительством;
  • включения в затратную часть сметы стоимости материалов заказчика;
  • составления подрядчиком фиктивных договоров о долевом участии в строительстве для реализации жилья, возведенного на собственные средства;
  • завышения накладных расходов. С этой целью производят увеличение расходов по обслуживанию рабочих путем неправильного применения доплат за руководство бригадой, незаконного включения расходов по переделкам и исправлениям качественно выполненных работ;
  • завышения объема и стоимости выполненных работ в актах приемки работ, калькуляции, нарядах и др.;
  • дублирования того или иного вида выполняемых работ на одном и том же объекте, заменяя наименование самого вида работы с целью придания ему другого назначения;
  • увеличения фонда заработной платы. Сумма денежных средств, необходимых для строительства, заложена в сметной стоимости строительства. Основой для его формирования являются законодательно утвержденные сметные нормы и правила (СНиПы), определяющие нормативное количество ресурсов, необходимых для выполнения соответствующего вида работ. Сметными нормами и правилами предусмотрено производство работ в нормальных (стандартных) условиях, не осложненных внешними факторами. При производстве работ в особых условиях к сметным нормам применяются соответствующие коэффициенты. Завышение стоимости работ происходит вследствие неправильного применения сметных норм и расценок, поправочных коэффициентов пересчета сметной стоимости в уровень текущих цен, норм накладных расходов и других нормативов, формирующих договорную цену строительной продукции. Практикуется и увеличение затрат на эксплуатацию строительных машин и механизмов путем завышения расходов по заработной плате рабочих, занятых обслуживанием этих машин и механизмов. Как правило, делается это посредством оформления подставных лиц на работы, которые дублируются другими операциями либо вообще не влияют на производственный процесс.

Создание резерва для присвоения или растраты или сокрытие похищенных денежных средств нередко осуществляется непосредственно счетно-бухгалтерскими работниками путем:

  • необоснованного начисления отпускных, авансов, различных пособий рабочим и служащим;
  • завышения в платежных ведомостях итоговых сумм в целях присвоения разницы между завышенной и фактической суммами;
  • составления фиктивных документов с целью сокрытия похищенных денежных средств, выданных для приобретения строительных материалов, техники, оборудования, инвентаря и на другие расходы;
  • полного или частичного неоприходования по кассе денежных средств, полученных в банке, от других организаций, граждан;
  • оформления подложных расходных кассовых ордеров по депонентским организациям;
  • обналичивания похищенных государственных денежных средств одним из вышеуказанных способов через фиктивные предприятия.

При бюджетном финансировании присвоение или растрата бюджетных средств, выделенных на реализацию приоритетного национального проекта, осуществляется путем завышенных смет стоимости, строительства вместо утвержденных, переутверждения смет задним числом и т.п., в связи с чем часть денежных средств расхищается, например, путем списания денежных средств на переделку объектов, на работы, которые вообще не выполнялись, и т.д. Порой хищение бюджетных денежных средств совершается иным образом. Так, часть бюджетных средств г. Москвы была перечислена на счет одной корпорации в качестве оплаты за строительство квартиры одному высокопоставленному чиновнику. В назначении платежа было указано, что денежные средства перечислены согласно задолженности за ремонтно-эксплуатационные работы, хотя фактически такие работы не производились.

В сельском строительстве распространенной разновидностью данного преступления является противоправное завладение бюджетными средствами посредством заключения фиктивных договоров на производство строительных работ и т.п.

Так, СУ при Автозаводском РУВД г. Тольятти возбуждено уголовное дело в отношении председателя ЖСК "10-й квартал" Ч., который в рамках мероприятий по обеспечению жильем инвалидов, детей-сирот, ветеранов и семей, имеющих детей-инвалидов, используя служебное положение, заключал договоры с гражданами и Департаментом мэрии г. Тольятти на строительство квартир и присваивал указанные денежные средства.

В сфере строительства жилья совершаются различные виды должностных преступлений. В частности, имеют место случаи злоупотребления должностными полномочиями либо их превышение при оформлении необходимых документов на строительство жилых домов со стороны различных должностных лиц органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъектов Федерации.

Злоупотребления совершаются при оформлении документов, на основании которых формируются списки граждан, подлежащих переселению из ветхого и аварийного фонда, путем:

  • включения в списки лиц, не относящихся к категориям граждан, указанных в программе;
  • подделки и предоставления для получения кредита и субсидий фиктивных документов (залоговых документов, справок о фактическом месте проживания и праве собственности на домовладения, документов о необходимости улучшения жилой площади (по санитарно-гигиеническим требованиям, при отсутствии собственного жилья и т.п.) лицам, которые фактически в улучшении жилищных условий не нуждаются, имеют собственное жилье, и др.).

Так, должностное лицо Волковской сельской администрации Амурской области в целях получения субсидии для своего родственника в рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" в размере 192,5 тыс. руб. составил недостоверный акт.

В Болховском районе Амурской области возбужденно уголовное дело в отношении местного фермера по факту незаконного получения 225 тыс. руб. из федерального бюджета в рамках национального проекта "Комфортное и доступное жилье". Согласно правилам этой программы кредитование на постройку или приобретение жилья по льготным процентным ставкам имеют право семьи с ограниченными доходами. Чтобы получить кредит, подозреваемый представил в банк поддельные справки, в которых его доходы были значительно преуменьшены. В ходе следствия было установлено, что полученные денежные средства использованы не на улучшение жилищных условий, а на развитие собственного бизнеса.

Председатель СПК "Шуварский", являющийся депутатом Шайговского района Республики Мордовия, Н., проживающий в отдельном благоустроенном доме, выделенном ему в 1998 г. администрацией хозяйства, незаконно получил субсидию на строительство жилья в сумме 222,7 тыс. руб. Для получения субсидии Н. и его женой подготовлены поддельные документы (акт проверки жилищных условий, справка о постановке в очередь на улучшение жилищных условий, акты приемки выполненных строительных работ и проч.), на основании которых была выделена субсидия. Строительство Н. на полученные средства не вел.

В сфере строительства нередки факты получения взяток. Указанные преступления совершаются должностными лицами различных уровней власти. Проведенное исследование показало, что взятки в строительной отрасли получаются за:

  • выделение органами исполнительной власти либо органами местного самоуправления земельных участков под строительство (22,2% общего количества уголовных дел, возбужденных по статьям 290, 291 УК РФ в строительной сфере);
  • выдачу ордеров под строительство (11,1%);
  • выдачу лицензий на проектирование зданий и сооружений, строительство зданий и сооружений, инженерные изыскания для строительства зданий и сооружений (11,1%);
  • выдачу разрешений на производство строительно-монтажных работ (5,6%);
  • осуществление архитектурно-строительного, авторского и технического надзора (5,6%);
  • осуществление контроля и надзора над ходом строительства (11,1%);
  • приемку госкомиссией в строй завершенных объектов строительства (5,6%);
  • возможность заключения договора подряда по выполнению работ по федеральным и областным целевым программам (5,6%) и др.

Так, прокуратурой ЮАО г. Москвы в отношении заместителя руководителя административно-технической инспекции (АТИ) по Южному административному округу г. Москвы Е. было возбуждено уголовное дело по фактам вымогательства взяток от руководителей коммерческих организаций в размере от 500 до 2000 долл. США за выдачу ордеров на строительство, уменьшение штрафных санкций и решение различных вопросов, входящих в компетенцию АТИ.

В ходе оперативно-розыскных мероприятий сотрудниками УБЭП УВД Ивановской области установлены факты вымогательства со стороны лицензирующих органов от соискателей лицензий на осуществление строительной деятельности под угрозой волокиты или невыдачи лицензии.

В Нижегородской области глава местного самоуправления одного района, пользуясь полномочиями, предоставленными ему пунктом 2 ч. 2 ст. 38 устава района, статьей 30 Земельного кодекса РФ (участвовать в решении задач муниципального управления в районе в сфере земельных отношений, принимать решения о выделении земельных участков), получил взятку в размере 50 тыс. долл. США за выделение земельного участка площадью 1 га в целях использования для строительства жилищно-социально-бытового комплекса ООО "Агбел".

В Пермском крае глава администрации одного района г. Перми М. через сотрудников отдела строительства администрации района осуществлял контроль над строительством на территории района жилых домов, инженерных сооружений и т.п. Используя свои полномочия, он потребовал от директора ООО "ПКФ "Проектстрой" взятку, а именно: заключить с ним и его сыном договор об их долевом участии в инвестировании строительства жилья - однокомнатной квартиры с суммой их долевого участия в размере 240 тыс. руб., зная что рыночная стоимость такой квартиры составляет не менее 540 тыс. руб.

Свое требование он мотивировал тем, что не позволит ООО "ПКФ "Проектстрой" своевременно сдать дом в эксплуатацию, что, в свою очередь, повлечет для предприятия крупные убытки, т.е. потребовал передачи ему выгоды имущественного характера под угрозой совершения им действий, способных причинить ущерб законным интересам ООО "ПКФ "Проектстрой" и его учредителям.

Такие преступления совершаются и при бюджетном финансировании объектов строительства, предусмотренных федеральными национальными проектами и региональными программами, в первую очередь, при проведении тендеров и конкурсов на строительные работы. По разным оценкам, для обеспечения победы в тендере на получение договора подряда на строительство объекта строительные фирмы дают членам тендерной (конкурсной) комиссии или другим лицам, от которых зависит принятие решение, взятки в размере до 20% стоимости строительства (так называемый "откат"). Для этого придумано немало простых, но эффективных (и при этом формально законных) способов.

Так, привлечен к уголовной ответственности глава администрации одного района Астраханской области, вымогавший незаконные денежные вознаграждения с физических и юридических лиц, осуществляющих работы по федеральным и областным целевым программам на территории Володарского района, за возможность заключения договора подряда. В частности, при подписании или согласовании договора подряда с одним обществом глава администрации выдвинул требование о передаче ему 10% общей суммы договора.

Строительство - один из наиболее криминогенных секторов финансово-хозяйственной деятельности с точки зрения налогообложения юридических и физических лиц. Строительство привлекает преступные элементы как либеральными правовыми нормами, действующими в сфере налогообложения данного вида деятельности, так и высоким уровнем доходности. Поэтому на строительных предприятиях налоговая преступность из года в год остается на достаточно высоком уровне. Проведенное исследование показало, что среди налоговых преступлений:

  • уклонение от уплаты налогов или сборов с физического лица составило 18% общего количества изученных уголовных дел, возбужденных по фактам совершения налоговых преступлений в строительной отрасли;
  • уклонение от уплаты налогов или сборов с организации - 59%;
  • неисполнение обязанностей налогового агента - 8%;
  • сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов, - 15%.

К специфическим способам сокрытия выручки в сфере жилищного строительства относятся:

  • схема реализации предприятием-подрядчиком своей доли, которую оно получает в качестве оплаты за работу на объекте строительства. Строительные фирмы передают жилье частным лицам по договорам дарения, переуступки прав собственности по взаимозачетам, призванным замаскировать состоявшуюся сделку купли-продажи;
  • ликвидация действующих предприятий и создание теми же учредителями новых коммерческих структур, не являющихся их правопреемниками, в целях уклонения от уплаты налогов с организации и финансовой задолженности по бюджетным платежам;
  • ведение малыми предприятиями основного вида деятельности под видом строительства и некоторых других видов деятельности для последующего получения льгот по налогу на прибыль;
  • занижение налогооблагаемой прибыли с незаконным использованием широкого спектра льгот при выполнении строительных программ по жилью;
  • умышленное нарушение сроков регистрации в финансовом (бухгалтерском) учете предприятия возводимых и реализуемых строительных объектов;
  • уклонение от уплаты налогов на поступившие дотации, субсидии и безвозмездную помощь, а также временно полученную финансовую помощь;
  • отнесение на расчеты с бюджетом НДС, уплаченного фирмами-поставщиками по товарам, работам и услугам, списанным на строительство объекта в рамках реализации условий договора о совместной деятельности;
  • неправомерное получение из бюджетных средств суммы НДС по товарам, работам, услугам, используемым при осуществлении операций, которые не облагаются НДС;
  • уклонение организаций-застройщиков от уплаты налога на имущество путем несвоевременной государственной регистрации жилого дома либо иного построенного объекта недвижимости, а также неначисление НДС при выполнении работ хозяйственным способом;
  • сокрытие налогооблагаемой базы по налогу на прибыль путем завышения подрядчиком объемов выполненных работ;
  • занижение прибыли посредством заключения фиктивных договоров на выполнение субподрядных работ по объектам, где организация выполнила строительно-монтажные работы самостоятельно;
  • занижение прибыли подрядными организациями путем включения в себестоимость реализованных работ материалов и услуг, приобретенных за наличный расчет у физических лиц по завышенным ценам;
  • использование в качестве дешевой рабочей силы граждан, не имеющих официального статуса, с последующим оформлением на эти работы фиктивных договоров подряда. Строительные фирмы для занижения налогооблагаемой базы используют дешевую рабочую силу (временно безработных, иностранных лиц из ближнего зарубежья, полулегальные строительные бригады и т.п.) и реквизиты "фирм-прокладок". Руководители строительных предприятий оформляют на "фирмы-прокладки" выполненные гастарбайтерами работы и перечисляют на расчетные счета денежные средства, в дальнейшем выводящиеся из оборота предприятия путем обналичивания. При этом стоимость фактически проведенных строительных работ и закупленных материалов завышается в несколько раз.

Наряду с этим в сфере строительства совершаются и многие другие преступления. Одно из них - незаконное предпринимательство, т.е. осуществление строительства без регистрации либо без специального разрешения (лицензии) или нарушение условий обязательного лицензирования.

По результатам изучения уголовных дел установлено, что наибольшее распространение получили преступления, связанные с:

  • представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения (25% общего количества изученных уголовных дел, возбужденных по статье 171 УК РФ). Так, в марте 2004 г. директор ЗАО "Тавра" предоставил в Федеральный лицензионный центр Госстроя России по Республике Татарстан ложные сведения о количестве сотрудников, имеющих высшее специальное образование (обязательное требование для получения лицензии), получил специальное разрешение (лицензию) на осуществление деятельности по выполнению строительно-монтажных работ зданий и сооружений 2-го уровня ответственности и выполнял строительно-монтажные работы на объектах г. Буинска (детские сады, котельные, школы и т.д.), в результате чего получил неконтролируемый доход в сумме 2,073 млн. руб.;
  • осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно (32,1%). Для этого представляются поддельные документы о наличии лицензии, осуществляются работы с законченным сроком действия лицензии и др.;
  • осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением лицензионных требований и условий (39,3%).

В настоящее время незаконная предпринимательская деятельность нередко осуществляется при добыче полезных ископаемых, в том числе песка, для производства строительных работ.

В этой сфере имеют место и факты криминальных банкротств предприятий строительного комплекса.

Криминальное банкротство, выявляемое в отрасли, как правило, сопряжено с другими преступлениями и правонарушениями. Здесь распространено не только преднамеренное и фиктивное банкротство, но и неправовая ликвидация предприятий в результате деятельности организованных преступных группировок. Материалы уголовных дел показали, что к стандартным способам изъятия собственности и преднамеренного доведения строительных предприятий до банкротства относятся:

  • фальсификация документов о смене руководства акционерного общества и реестра акционеров, в том числе коммерческих договоров между бывшими и новыми акционерами, скупка мелких пакетов или контрольного пакета акций предприятия и его долговых обязательств;
  • умышленное снижение стоимости предприятия и его активов, а также подкуп менеджеров предприятия для заключения заведомо невыгодных для него сроков и (или) способов оплаты по реализованному или приобретенному имуществу;
  • любые формы отчуждения или обременения обязательствами имущества предприятия-должника, если они не сопровождаются эквивалентным сокращением его задолженности.

Так, в ходе проверки информации, поступившей в отношении Ч. (директора ЗАО "ПМК-605" Алтайского края, специализирующегося на строительстве коммуникаций связи), установлено следующее. Ч. в сговоре с генеральным директором ООО "Фирма "НИС" В. инициировал процедуру банкротства ЗАО "ПМК-605" путем составления подложных документов. В частности, были подготовлены фиктивные договоры подряда, акты приемки выполненных работ, создавшие видимость задолженности ЗАО в сумме свыше 500 тыс. руб. Решением арбитражного суда "ПМК-605" было признано банкротом. По собранным материалам ГСУ при ГУВД Алтайского края возбуждено уголовное дело по статье 196 УК РФ.

Отдельного внимания заслуживает вопрос банкротства строительных организаций - подрядчиков муниципальных органов. Так, одна из строительных фирм, получив от правительства Москвы заказ на строительство жилого дома и средства для этого в виде векселей правительства столицы, начала проведение работ. После того как потребовались деньги для расчетов с субподрядчиками и закупки материалов, руководство фирмы реализовало векселя, понизив их цену на 30%. На оплату расходов следующего финансового периода средств не было, и предприятие попало в разряд банкротов.

Возросло количество неправомерных действий при банкротстве (ст. 195 УК РФ). Например, по материалам УБЭП ГУВД Нижегородской области прокуратурой Канавинского района возбуждено уголовное дело по части 1 ст. 195 и статье 196 УК РФ по фактам неправомерных действий при банкротстве ОАО "Волговяттрансстрой" ("ВВТС"). В ходе проверки установлено: ООО "ГОРЕМ-НН" по договору купли-продажи приобрело у ОАО "ВВТС" производственные помещения, подъездные железнодорожные пути, а также строительную технику по явно заниженным ценам. Кроме того, были заключены другие заведомо невыгодные для ОАО "ВВТС" фиктивные бестоварные сделки, которые подорвали его платежеспособность.

Широкое распространение получили инициации банкротства третьими лицами с целью захвата земли, принадлежащей предприятию с ее последующей продажей. Таким образом, строительный рынок России является весьма криминализированным и изобилует многочисленными и разнообразными преступлениями.

Авторы: Ларичев В.Д., Ильин И.В., Светличный А.В.

0

Оставить комментарий