В современных условиях реформирование института нотариата вызвано необходимостью создания механизмов, направленных на эффективную защиту прав и законных интересов российских граждан, а также на реализацию прав иностранных граждан в России. Следует отметить, что нотариат выполняет от имени государства публично-правовые функции посредством удостоверения бесспорных прав и фактов, осуществляя тем самым охрану субъективных прав физических и юридических лиц. Сказанное позволяет охарактеризовать деятельность нотариусов как особую форму участия в осуществлении государственной власти путем составления удостоверенных актов, подлежащих обязательному исполнению. Следовательно, нотариат выступает как одно из важнейших средств гарантирования публичной защиты частных прав как отечественных, так и иностранных субъектов.
Одним из вопросов, требующих законодательного решения в процессе реформирования, является вопрос выявления нотариусом дееспособности граждан, а точнее - механизм осуществления данной процедуры и правовые основания выполнения ряда необходимых для этого действий.
Как известно, при возбуждении нотариального производства нотариусу необходимо осуществить проверку дееспособности граждан и правоспособности юридических лиц (ст. 43 Основ законодательства о нотариате) <1>.
--------------------------------
<1> Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. Верховным Советом РФ 11.02.1993 N 4462-1) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. N 10. Ст. 358.
В соответствии с Основами законодательства о нотариате нотариус именно выявляет дееспособность, так как Гражданским кодексом РФ <2> (далее - ГК РФ) (п. 1 ст. 29, 30) и Гражданским процессуальным кодексом РФ <3> (глава 31) полномочия по установлению дееспособности возлагаются на суд. Проверка дееспособности осуществляется на основании представленных документов, удостоверяющих личность, а также в личной беседе нотариуса с гражданином.
--------------------------------
<2> Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ.
<3> Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N 138-ФЗ.
Устный порядок выяснения дееспособности закреплен в п. 8 Методических рекомендаций по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания: "Способность завещателя отдавать отчет в своих действиях проверяется путем проведения нотариусом беседы с завещателем. В ходе беседы нотариус выясняет адекватность ответов завещателя на задаваемые вопросы, на основании чего нотариусом делается вывод о возможности гражданина понимать сущность своих действий.
Не подлежит удостоверению завещание от имени гражданина, хотя и не признанного судом недееспособным, но находящегося в момент обращения к нотариусу в состоянии, препятствующем его способности понимать значение своих действий или руководить ими (например, вследствие болезни, наркотического или алкогольного опьянения и т.п.), что делает невозможным выполнение нотариусом возложенной на него законом обязанности" <4>.
--------------------------------
<4> Методические рекомендации по удостоверению завещаний, принятию нотариусом закрытого завещания, вскрытию и оглашению закрытого завещания (утверждены решением Правления ФНП от 01-02.07.2004, Протокол N 04/04). URL: http://www.base.consultant.ru (дата обращения: 10.02.2019).
Таким образом, нотариус только на основании субъективных данных (поведение человека, беседа с ним) может прийти к выводу о том, что обратившийся к нему гражданин не осознает значения своих действий.
Некоторые ученые высказывают идею о том, что для нотариусов необходимо создать экспресс-тесты проверки психолого-психиатрического состояния обратившегося к нему гражданина <5>. О.А. Серова предлагает разработать некий список вопросов (близкий по алгоритму действия к шкале PANSS), который позволил бы выявить отсутствие патологических изменений личности у гражданина в том случае, если у нотариуса возникли сомнения в адекватности его поведения <6>. Однако, на наш взгляд, для выяснения дееспособности с помощью психологических тестов нотариусы должны обладать специальными знаниями в области психиатрии, что не представляется возможным. Основы законодательства о нотариате также не относят к числу полномочий нотариуса проведение экспертизы, в том числе и психиатрической.
--------------------------------
<5> Проверка нотариусами дееспособности физических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. URL: https://zakon.ru/blog/2012/3/14 (дата обращения: 13.02.2019).
<6> Серова О.А. О проблеме оценки нотариусами дееспособности гражданина // Нотариус. 2016. N 3. С. 20.
Актуальной проблемой является проверка дееспособности иностранных граждан, которые в соответствии со ст. 62 Конституции РФ <7> обладают равными правами с гражданами Российской Федерации, следовательно, имеют право обращаться к российским нотариусам за совершением нотариальных действий на территории России <8>. При этом если за совершением нотариального действия обратился иностранный гражданин, то в силу ст. 1195, 1197 и 1191 ГК РФ устанавливается, что нотариус при проверке дееспособности обязан руководствоваться нормами иностранного права <9>. Следует учесть, что возраст наступления дееспособности физического лица в разных странах может варьироваться от 18 лет до 21 года. В целях облегчения работы нотариуса Федеральной нотариальной палатой 22 июля 2016 г. были приняты Методические рекомендации по удостоверению доверенностей, в приложении к которым указан возраст совершеннолетия в различных странах мира <10>. Проблема может заключаться в том, что если иностранный гражданин ограничен или лишен дееспособности на территории своего государства, то получить информацию об этом российскому нотариусу будет затруднительно. При этом определение психической адекватности иностранного гражданина представляется весьма затруднительным из-за языкового барьера и разницы в менталитете.
--------------------------------
<7> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.
<8> Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СЗ РФ. 2014. N 30. Ст. 4042.
<9> Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья // СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4552.
<10> Письмо ФНП от 22 июля 2016 г. N 2668/03-16-3 "О Методических рекомендациях по удостоверению доверенностей" (вместе с "Методическими рекомендациями по удостоверению доверенностей", утв. решением Правления ФНП от 18.07.2016, протокол N 07/16).
В ст. 21 ГК РФ устанавливается презумпция дееспособности гражданина, достигшего установленного законом возраста, сказанное относится и к иностранным субъектам. Однако, если в ходе беседы с нотариусом гражданин заявляет о своей полной дееспособности, но имеются основания полагать, что лицо не в полной мере осознает значение своих действий, руководит ими и не осознает их последствия, нотариус вправе на 1 месяц отложить совершение нотариальных действий с целью истребования дополнительных сведений о дееспособности лица (ст. 41 Основ законодательства о нотариате).
Законодательно не установлен механизм получения сведений о недееспособных и ограниченно дееспособных гражданах, а также обязанность соответствующих органов предоставлять такую информацию. До недавнего времени у нотариуса отсутствовал доступ к каким-либо официальным источникам информации о психическом состоянии граждан. Единственным доказательством дееспособности была справка из психоневрологического диспансера. Причем отсутствие такого документа не могло расцениваться как достаточное основание для отказа в совершении нотариального действия.
В настоящее время для выяснения вопроса о том, имеется ли решение суда о признании гражданина недееспособным и об установлении над ним опеки, нотариус может воспользоваться единой информационной системой нотариата (ЕИС), созданной на основании Приказа Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. N 129 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" <11>.
--------------------------------
<11> Приказ Министерства юстиции РФ от 17 июня 2014 г. N 129 "Об утверждении Порядка ведения реестров единой информационной системы нотариата" // Российская газета. 2014. 20 июня.
В рамках системы межведомственного электронного взаимодействия нотариат сотрудничает с Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестром). К полномочиям Росреестра относится внесение сведений о признании граждан недееспособными или ограниченно дееспособными, а также сведений о проживающих в жилом помещении членах семьи собственника данного жилого помещения, находящихся под опекой или попечительством, в Единый государственный реестр недвижимости (ст. 38 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости") <12>. Названные сведения направляются уполномоченным работником аппарата суда в орган регистрации прав в срок не более чем три рабочих дня со дня вступления в силу судебного акта о признании гражданина ограниченным в дееспособности или признанным недееспособным <13>.
--------------------------------
<12> Федеральный закон "О государственной регистрации недвижимости" от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ.
<13> Приказ Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 9 января 2018 г. N 2 "О внесении изменений в Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде, утвержденную Приказом Судебного департамента от 29 апреля 2003 г. N 36".
В Росреестре информация о признании правообладателя недееспособным, ограниченно дееспособным вносится в запись о вещном праве посредством указания в ней: слов "Ограничен в дееспособности" или "Признан недееспособным", наименования суда, реквизитов вступившего в законную силу решения суда <14>.
--------------------------------
<14> Приказ Минэкономразвития России от 16 декабря 2015 г. N 943 "Об установлении порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, формы специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, состава сведений, включаемых в специальную регистрационную надпись на документе, выражающем содержание сделки, и требований к ее заполнению, а также требований к формату специальной регистрационной надписи на документе, выражающем содержание сделки, в электронной форме, порядка изменения в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ земельного участка при исправлении реестровой ошибки" (зарегистрирован в Минюсте России 25.03.2016 N 41548) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.
Таким образом, наиболее полные сведения об ограничении и лишении дееспособности в настоящее время содержатся в единственной организации - Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, куда и может обратиться нотариус через ЕИС.
Сложнее обстоит дело с получением информации об ограничении дееспособности иностранных граждан. Естественно, что в очевидных случаях, когда в отношении лица имеются достоверные сведения о признании его недееспособным или ограниченно дееспособным, нотариус не вправе совершать нотариальное действие. Такие сведения могут содержаться в решении иностранного суда или выданных на его основе документах (о назначении опекуна, о помещении на лечение и т.д.), отметках в документах, удостоверяющих личность, свидетельстве о рождении, выписках из публичных реестров (актов гражданского состояния, регистрации прав на недвижимое имущество и др.) <15>.
--------------------------------
<15> Гонгало Б.М. Нотариат и нотариальная деятельность: Учебное пособие для курсов повышения квалификации нотариусов / Под ред. В.В. Яркова, Н.Ю. Рассказовой. М.: Волтерс Клувер, 2009. 423 с.
Если с соответствующим иностранным государством заключен международный договор о правовой помощи при установлении дееспособности иностранных граждан, нотариусу следует обращаться в компетентные органы соответствующего государства. При осуществлении нотариальных действий должны соблюдаться правила, установленные во внутреннем законодательстве государства и международных договорах о территориальной и предметной компетенции.
Порядок выяснения нотариусом дееспособности иностранных граждан заключается в следующем. При необходимости получения информации нотариусами оформляется запрос о правовой помощи в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, которое в свою очередь направляет в компетентные органы иностранных государств непосредственно или через Минюст России запросы о правовой помощи в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации. Запросы в компетентные учреждения иностранных государств, с которыми нет международных соглашений о правовой помощи, направляются на основании международных принципов вежливости и взаимности.
В настоящее время на сайте Федеральной нотариальной палаты содержатся ссылки на Список реестров иностранных государств (Белоруссии, Украины, Казахстана, Литвы), куда можно обращаться за информацией при осуществлении нотариальных действий.
Некоторые иностранные государства ведут работу по созданию единых информационных баз недееспособных лиц. Например, в Казахстане на основании Правил ведения учета лиц, признанных судом недееспособными и ограниченно дееспособными, ведется учет названных граждан. Данные поступают из канцелярий районных и приравненных к ним судов в территориальные органы Комитета по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан ежедекадно посредством Единой автоматизированной информационно-аналитической системы судебных органов Республики Казахстан <16>. Для хранения информации о недееспособных и ограниченно дееспособных гражданах в Казахстане создана автоматизированная информационная система "Специальные учеты".
--------------------------------
<16> Правила ведения учета лиц, признанных в установленном порядке недееспособными либо ограниченно дееспособными (утверждены Приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 01.06.2012 N 69, зарегистрированы в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25.06.2012 N 7758). URL: http://normativ.uchet.kz (дата обращения: 13.02.2019).
В России проблема создания реестра недееспособных граждан решена в Нижегородской области, где Министерством социальной политики принят Приказ от 24 марта 2016 г. N 147 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестров совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, состоящих на учете в органе опеки и попечительства" <17>. Полномочия по формированию и ведению районных реестров совершеннолетних граждан возлагаются на государственные казенные учреждения "Управление социальной защиты населения". Учреждения обеспечивают своевременное включение в районный реестр сведений:
- о гражданах, впервые признанных недееспособными или ограниченно дееспособными и поставленных на учет в органе опеки и попечительства;
- совершеннолетних гражданах, поставленных на учет в органе опеки и попечительства в связи с переменой места жительства;
- выявленных совершеннолетних гражданах, по каким-либо причинам ранее не поставленных на учет в органе опеки и попечительства.
--------------------------------
<17> Приказ Министерства социальной политики Нижегородской области от 24 марта 2016 г. N 147 "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестров совершеннолетних граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, и совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности, состоящих на учете в органе опеки и попечительства". URL: http://docs.cntd.ru (дата обращения: 13.02.2019).
В рамках обсуждения вопросов проверки дееспособности физического лица, обратившегося к нотариусу за совершением нотариального действия, было предложено создать официальный реестр судебных решений о лишении (ограничении, восстановлении) дееспособности, а также решений об эмансипации, который был бы открыт для строго определенного круга органов и должностных лиц (нотариусы, органы ЗАГСа) <18>.
--------------------------------
<18> Проверка нотариусами дееспособности физических лиц, обратившихся за совершением нотариального действия. URL: https://zakon.ru/blog/2012/3/14 (дата обращения: 13.02.2019).
В настоящее время в связи с формированием единого информационного пространства уже созданы все необходимые условия для формирования реестра недееспособных граждан на федеральном уровне. Считаем целесообразным полномочия по ведению реестра возложить на Судебный департамент при Верховном Суде РФ. Реестр о признании гражданина недееспособным (ограниченно дееспособным) следует сформировать в виде электронной базы данных и включить в Банк судебных решений Государственной автоматизированной системы Российской Федерации (ГАС) "Правосудие". Создание единой информационной базы недееспособных и ограниченно дееспособных и обеспечение доступа к ней в рамках системы межведомственного электронного взаимодействия облегчит работу нотариусов, будет способствовать стабильности и законности гражданского оборота.
Также в Государственную Думу внесено предложение о подключении нотариусов к биометрической системе удаленной идентификации граждан. Единая биометрическая система (ЕБС) начала работу в России 1 июля 2018 г. К концу 2019 г. все банки будут оснащены технологией сбора данных, а именно, биометрическая система будет в комплексе использовать два параметра для идентификации человека - голос и фотоизображение лица.
Подключение нотариусов к биометрической системе удаленной идентификации граждан, с одной стороны, позволит нотариусу максимально эффективно идентифицировать личность лица, обратившегося за совершением нотариальных действий. Но в то же время введение в российскую практику дистанционного удостоверения сделок породит новую проблему - выявление лиц, не признанных судом недееспособными, но в момент обращения к нотариусу не способных понимать значение своих действий или руководить ими (например, страдающих психическим заболеванием или находящихся в состоянии алкогольного опьянения). Для решения этого вопроса считаем необходимым изучить практику применения цифровых технологий европейскими нотариусами при совершении нотариальных действий.
Литература
1. Гонгало Б.М. Нотариат и нотариальная деятельность: Учебное пособие для курсов повышения квалификации нотариусов / Б.М. Гонгало; Под ред. В.В. Яркова, Н.Ю. Рассказовой. М.: Волтерс Клувер, 2009. 423 с.
2. Серова О.А. О проблеме оценки нотариусами дееспособности гражданина / О.А. Серова // Нотариус. 2016. N 3. С. 18 - 20.
Автор: Г.В. Костикова