Подход к земле как к объекту правоотношений основан на принятии ее не только в качестве охраняемого природного объекта, важнейшей составной части природы, природного ресурса, используемого в качестве средства производства (ст. 1 ЗК РФ). Она представляет особую ценность для участников хозяйственного оборота как объект недвижимого имущества.
Поэтому все, что связано с землей (сделки, ее использование, виды прав и др.), всегда требовало повышенного внимания заинтересованных лиц.
На рассмотрение Круглого стола "Актуальные проблемы земельно-имущественных отношений: Практика и пути решения", который проходил 21 - 22 мая 2008 года, были вынесены сложные и спорные ситуации, разрешение которых возможно с учетом практики рассмотрения аналогичных споров. На встрече обсуждались проблемы, возникающие при предоставлении земельных участков, касающиеся специфики оформления земли под строительство, планирования и комплексного освоения территорий, высказывались мнения по разрешению других проблем, интересовавших слушателей и участников. В рамках настоящей статьи дается анализ некоторых моментов встречи, на которых были затронуты актуальные проблемы земельного законодательства.
1. Предоставление земельных участков
В зависимости от цели использования земельного участка можно выделить два варианта предоставления земли, находящейся в государственной или муниципальной собственности:
- для целей, не связанных со строительством (на основании ст. 34, 35, 36 ЗК РФ, ст. 10 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 14, ст. 28 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан", Лесного кодекса РФ N 200-ФЗ от 4 декабря 2006 г.).
В ст. 34 ЗК РФ определен порядок действий граждан, заинтересованных в предоставлении или передаче им земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Они подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления соответствующее заявление, в котором должны быть определены: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, а также испрашиваемое право на землю.
Затем в установленные сроки изготавливается и утверждается проект границ земельного участка, принимается решение о его предоставлении в собственность (за плату или бесплатно) либо о передаче в аренду земельного участка с приложением проекта его границ, заключается соответствующий договор (купли-продажи или аренды);
- для строительства. В соответствии со ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:
- без предварительного согласования мест размещения объектов;
- с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Если предоставление земельных участков для строительства в собственность осуществляется без предварительного согласования мест размещения объектов, то, в свою очередь, также возможно 2 варианта:
- на торгах (конкурсах, аукционах);
- без проведения торгов - в случае если земельный участок, который не предоставлен в пользование и (или) во владение гражданам или юридическим лицам, предоставляется для строительства в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о развитии, при условии, что с правоприобретателем заключен договор о развитии застроенной территории. Более того, этот земельный участок по выбору лица, с которым заключен договор о развитии застроенной территории, предоставляется в собственность или в аренду бесплатно.
Порядок предоставления земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта:
1) проведение работ по формированию земельного участка:
- подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;
- определение разрешенного использования земельного участка;
- определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения;
- принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
- публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);
2) государственный кадастровый учет земельного участка;
3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) или предоставление земельного участка без их проведения;
4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Порядок предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта:
1) выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;
2) проведение работ по формированию земельного участка;
3) государственный кадастровый учет земельного участка;
4) принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства.
Таким образом, предоставление участка с предварительным выбором осуществляется из земель, которые не обременены правами на других лиц, то есть свободных государственных и муниципальных земель или из земель, находящихся в пользовании, аренде, владении других лиц или даже в частной собственности, если в последующем допускается изъятие таких земельных участков (о чем говорилось на круглом столе).
Хотелось бы также обратить внимание на п. 10 Обобщения практики рассмотрения споров, связанных с предоставлением земельных участков для строительства. В соответствии с ним, поскольку заявителю предоставлен земельный участок для строительства двух пятиэтажных домов, закрепление за ним земельного участка большей площадью, чем необходимо для строительства двух пятиэтажных домов, противоречит нормам земельного законодательства (дело N А60-26872/04-С9).
2. Установление и изменение разрешенного использования земельных участков, перевод земель из одной категории в другую
Согласно абз. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства. Как известно, земли в РФ по целевому назначению подразделяются на следующие категории (ст. 7 ЗК РФ):
1) земли сельскохозяйственного назначения;
2) земли населенных пунктов;
3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
5) земли лесного фонда;
6) земли водного фонда;
7) земли запаса.
Земли, отнесенные к той или иной категории, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к ним и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. По мнению лектора, деление земель на категории ничего не дает, так как в пределах земель различных категорий допускается осуществление практически одних и тех же видов деятельности. То есть отнесение земли к конкретной категории перестает определять разрешенное использование.
Представление о том, что можно делать на участке, дает в настоящее время зонирование, которое выполняется в соответствии с градостроительным законодательством.
В соответствии с Методическими рекомендациями по разработке схем зонирования территории городов МДС 30-1.99, одобренными Госстроем РФ Протоколом от 10 июня 1999 г. N 01-НС-15/7, зонирование представляет собой деление территории на зоны при градостроительном планировании развития территорий и поселений с определением видов градостроительного использования установленных зон и ограничений на их использование. Согласно ст. 35 ГСК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться следующие зоны:
1) жилые - в их состав могут включаться зоны застройки индивидуальными жилыми домами, а также малоэтажными, среднеэтажными, многоэтажными жилыми домами, жилой застройки иных видов;
2) общественно-деловые состоят из зон делового, общественного и коммерческого назначения; размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения; обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности; зоны иных видов;
3) производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур - к ним отнесены коммунальные зоны (для размещения коммунальных и складских объектов, объектов жилищно-коммунального хозяйства, объектов транспорта, оптовой торговли); зоны размещения производственных объектов с различными нормативами воздействия на окружающую среду; иные виды;
4) зоны сельскохозяйственного использования - это зоны сельскохозяйственных угодий (пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями); зоны, занятые объектами сельскохозяйственного назначения и предназначенные для ведения сельского хозяйства, дачного хозяйства, садоводства, личного подсобного хозяйства, развития объектов сельскохозяйственного назначения;
5) зоны рекреационного назначения - к ним относятся зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом;
6) зоны специального назначения - в их состав включаются зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах;
7) зоны размещения военных объектов, иные виды территориальных зон.
В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий. В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.
На Круглом столе говорилось о том, что для каждой зоны должен быть установлен определенный вид разрешенного использования. И тогда предшествующее отнесение к той или иной категории, в принципе, никому будет не нужно, потому что оно само по себе в настоящее время уже ничего не определяет. Это важно учитывать при переводе земель из одной категории в другую.
Для того чтобы добиться установления необходимого разрешенного использования земли, нужно не просто изменить категорию, но также произвести соответствующие изменения зоны. Вопросы перевода земель также рассматривались на встрече. В связи с этим необходимо остановиться на следующих моментах. В соответствии со ст. 8 ЗК РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ;
2) земель, находящихся в собственности субъектов РФ, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, - органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности: земель сельскохозяйственного назначения, - органами исполнительной власти субъектов РФ;
5) земель иного целевого назначения - органами местного самоуправления.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов.
То есть, как было замечено при проведении Круглого стола, установление границ населенных пунктов и является соответственным переводом в земли населенных пунктов. Порядок перевода земель из одной категории в другую, сроки выполнения необходимых действий установлены Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
Согласно ст. 2 указанного Федерального закона для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом (кто таковым является - неизвестно) подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую - в соответствующий исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Исходя из общеправовых положений, закрепленных ст. 5 ЗК РФ, лицом, заинтересованным в переводе земли, может быть лицо, имеющее право собственности на землю, либо право пользования на землю. К таким лицам относятся:
- землепользователи - лица, использующие земельный участок на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
- землевладельцы - лица, владеющие и использующие земельный участок на праве пожизненного наследуемого владения;
- арендаторы земельных участков - лица, владеющие и пользующиеся земельным участком по договору аренды, договору субаренды.
К ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую прилагаются:
1) выписка из государственного земельного кадастра относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
2) копии документов, удостоверяющих личность заявителя - физического лица, либо выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей или выписка из ЕГРЮЛ;
3) выписка из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
4) заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
5) согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую;
6) расчеты потерь сельскохозяйственного производства.
Интересен следующий факт: несмотря на то, что к ходатайству должно быть приложено согласие правообладателя, в числе оснований для отказа в переводе несогласие указанного лица не названо.
3. Планировка территории, комплексное освоение территории
Планировка территории представляет собой этап градостроительной деятельности после планирования территории и градостроительного зонирования.
В соответствии со ст. 41 ГСК РФ подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий. При этом может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Строительными нормами и правилами СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденными Постановлением Госстроя СССР N 78 от 16 мая 1989 г., определена концепция развития и общая организация территории городских и сельских поселений. В частности, их необходимо проектировать на основе градостроительных прогнозов и программ, генеральных схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил РФ; схем расселения, природопользования и территориальной организации производительных сил крупных географических регионов и национально-государственных образований; схем и проектов районной планировки административно-территориальных образований; территориальных комплексных схем охраны природы и природопользования зон интенсивного хозяйственного освоения и уникального природного значения, включающих мероприятия по предотвращению и защите от опасных природных и техногенных процессов.
По своей сути, речь идет о правильной и рациональной организации территории. По словам лектора, для территорий, подлежащих явно в будущем застройке, все-таки магистральный путь решений - это составление проектов планировки территории, чтобы было понятно, как отдельные объекты будут между собой взаимодействовать.
Наиболее реально это предусмотреть в случае комплексного освоения территории. Поэтому в случаях комплексного освоения территории законодатель дает существенные поблажки. Например, для комплексной застройки возможно на весьма выгодных льготных условиях получить земельный участок (п. 2.1. ст. 30 ЗК РФ) без предварительного согласования мест размещения объектов и без торгов (конкурсов, аукционов), при условии, что был заключен договор о развитии застроенной территории. В целом планировка территории осуществляется в целях применения градостроительных решений (стратегии) применительно к территории конкретных планировочных элементов (разработка тактических решений).
4. Разграничение собственности на землю
Разграничение государственной собственности на землю влечет возникновение права собственности на земельные участки либо у Российской Федерации, либо у субъектов РФ, либо у муниципальных образований. В соответствии с п. 2 ст. 16 ЗК РФ разграничение государственной собственности на землю на собственность РФ (федеральную собственность), собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований (муниципальную собственность) осуществляется в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами.
Так, в ст. 3.1 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие ЗК РФ" говорится о том, что в целях разграничения государственной собственности на землю - к федеральной собственности относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности РФ;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти РФ, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
К собственности субъектов РФ относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности субъектов РФ;
- земельные участки, предоставленные органам государственной власти субъектов РФ, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным органами государственной власти субъектов РФ;
- иные предусмотренные федеральными законами земельные участки и предусмотренные федеральными законами земли.
К собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные, предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, земельные участки и, предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, земли.
Согласно ст. 30.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица.
Перечень необходимых документов утверждается Правительством РФ.
При возникновении спора по вопросам разграничения государственной собственности на землю следует руководствоваться Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ N 12204/05 от 18 апреля 2006 г. В соответствии с ним эти споры возможны только между публично-правовыми образованиями: Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. Указанные споры носят экономический характер, так как собственность публично-правового образования составляет одну из экономических основ его деятельности. Рассмотрение подобных споров на основании п. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 27 АПК РФ входит в компетенцию арбитражных судов.
В судебных процессах от имени публично-правовых образований выступают уполномоченные органы. Подобные дела подсудны арбитражному суду субъекта РФ по месту нахождения земельного участка.
На заседании Круглого стола был задан сложный вопрос: "Если земля пока в праве собственности не зарегистрирована ни за Федерацией, ни за субъектом федерации, ни за муниципальным образованием, но она относится, т.е. это считается разграничением?"
По мнению лектора, это зависит от многих обстоятельств. В Постановлении Правительства РФ N 404 от 30 июня 2006 г. утвержден Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю:
1. Заявление о государственной регистрации права собственности на земельный участок, содержащее указание на нормативный акт, являющийся основанием для регистрации права собственности на земельный участок.
2. Правоустанавливающие документы на земельный участок.
3. Правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
4. Иные документы - в случаях, установленных федеральными законами.
Интересно в данной связи обратиться к судебной практике разрешения данной проблемы.
Согласно п. 1 Обобщения практики рассмотрения споров, связанных с предоставлением земельных участков для строительства, утвержденной Президиумом Арбитражного суда Свердловской области 30.10.2006, распоряжение земельными участками до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий (дело N А60-4666/06-С9).
5. Права на землю собственников помещений в многоквартирных домах
В соответствии с п. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме, в частности, принадлежит на праве общей долевой собственности земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.
Аналогичное положение установлено ст. 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие ЖК РФ" (далее - Вводный закон), согласно которому в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. То есть собственники этих помещений в многоквартирных домах признаются собственниками в силу закона. Они являются участниками долевой собственности на земельный участок под этим зданием.
Порядок оформления определен в зависимости от следующего:
- если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, был сформирован до введения в действие ЖК РФ, в отношении него был проведен государственный кадастровый учет, то он переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме;
- если же указанный земельный участок сформирован не был, то на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о его формировании. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета он переходит в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно нормам ст. 36 ЗК РФ (п. 5 - 8) для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастровой карты (плана). В свою очередь, соответствующий орган в двухнедельный срок со дня поступления этого заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (п. 2 ст. 28 ЗК РФ, п. 2, п. 3 ст. 16 Вводного закона).
Но, как верно было указано на Круглом столе, невозможно заявить о выкупе неизвестно чего. Сначала нужно "сделать" участок с точными границами. В этом случае при отсутствии кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
После представления проекта границ земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в двухнедельный срок принимает решение о предоставлении этого участка заинтересованным лицам, а также направляет им копию решения с приложением указанного проекта.
На основании проекта границ за счет указанных лиц устанавливаются границы земельного участка на местности, и обеспечивается изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка.
Таким образом, установлен перечень необходимых при оформлении земли документов (об этом также говорилось на Круглом столе).
Во-первых, сведения, подтверждающие статус и полномочия заявителя.
Далее - подтверждающие исключительное право заявителя на получение данного земельного участка. Для этого необходимо предоставить подтверждение своих прав на данный объект недвижимости (выписка из ЕГРП, другие документы, подтверждающие возникновение права собственности, - разделительный баланс, акт о передаче имущества, договор о приватизации и т.д.).
Кроме этого, также нужна выписка из кадастра (кадастровый паспорт) приобретаемого участка.
В случае если соответствующим органом (например, Департаментом земельных отношений) не выполняются предусмотренные законодательством действия (в частности, определение границ под многоквартирными домами) ответственность за неоплату налога нельзя возлагать на собственников помещений в многоквартирных домах, так как у них до момента приобретения земли в собственность нет оснований для оплаты.
Но, по словам лектора, некоторые судебные решения сводятся к тому, что если эти участки хоть каким-то образом можно считать ранее учтенными, т.е. были проекты планировки территории, занесли сведения кадастра, то указанные лица, собственники, и должны платить земельный налог. В данном случае отсутствуют неправомерные действия органа власти. Напротив, имеется уклонение от оплаты со стороны потенциального собственника, фактически пользующегося земельным участком.
Рассмотрим ситуацию подробнее, так как имеются различные точки зрения по данной проблеме. В соответствии со ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, в частности, на праве собственности.
Ранее в силу ст. 15 Закона РФ от 11.10.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления земельного налога был документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком. Отсутствие такого документа являлось обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии у заинтересованного лица обязанности по уплате земельного налога.
Письмом Федеральной налоговой службы от 11 января 2006 г. N 21-4-04/2 "О земельном налоге" установлено следующее. Имея в виду положение ст. 387 НК РФ об обязательности уплаты земельного налога, организации и физические лица, не оформившие правоустанавливающие документы на фактически используемые земельные участки, в том числе и по договорам аренды, с 1 января 2005 года обязаны уплачивать земельный налог.
Одновременно сообщается, что правовая позиция применительно к фактическим землепользователям, в частности, нашла отражение в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 7644/03 от 14.10.2003.
Остановимся на этом Постановлении. Статьей 1 Закона РФ "О плате за землю" предусмотрено, что использование земли в РФ является платным. Ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи, кроме арендаторов. В соответствии с указанным Постановлением отсутствие документа о праве пользования землей, получение которого зависит исключительно от волеизъявления самого пользователя, не может служить основанием для освобождения его от уплаты налога на землю. Иное толкование ст. 15 Закона позволило бы землепользователю уклоняться от получения государственного акта на право пользования землей и осуществлять бесплатное землепользование. Таким образом, правовые основания для возложения обязанности по оплате налога на лиц, не оформивших надлежащим образом фактическое использование земельного участка, имеются.
Поэтому, по мнению лектора, все судебные решения о платности землепользования были основаны хотя бы на том, что объект был. И судья в постановляющей части указывал на этот факт, а также на то, что налицо уклонение от заключения договора аренды.
Письмо Минфина РФ N 03-06-02-02/65 от 17 мая 2006 г. разрешает проблемы налогообложения земельным налогом земель, занятых многоквартирными домами (в соответствии с гл. 31 "Земельный налог" НК РФ). Так, Минфин России разъясняет следующее. На основании ст. 389 НК РФ объектом налогообложения земельным налогом признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В соответствии с п. 2 ст. 6 ЗК РФ земельный участок как объект земельных отношений представляет собой часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. В ст. 16 Вводного закона определен порядок перехода земельного участка, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 2 января 2000 г. N 28-ФЗ "О государственном земельном кадастре" государственный кадастровый учет земельных участков - это описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. На основании п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
При этом согласно разъяснениям Минюста России (письмо N 04/3201-ЕЗ от 21.04.2006), если права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации (п. 2 ст. 8, ст. 223 ГК РФ), то государственная регистрация этих прав носит правообразующий характер. В случае, когда право на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает в соответствии с федеральным законом - не с момента государственной регистрации (например, на основании п. 5 ст. 16 Вводного закона), государственная регистрация носит правоподтверждающий характер.
В соответствии с п. 2 ст. 23 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация возникновения, перехода, ограничения (обременения) или прекращения права на жилое или нежилое помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество.
Налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков (ст. 390 НК РФ). Но если земельные участки находятся в общей долевой собственности (ст. 392 НК РФ), она определяется для каждого из налогоплательщиков (собственника доли данного земельного участка) пропорционально его доле в общей долевой собственности.
Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, включающее земельный участок, на котором расположен данный дом (п. 1 ст. 36 ЖК РФ). Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения (п. 1 ст. 37 ЖК РФ).
Учитывая изложенное, в том случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, сформирован и в отношении него проведен государственный кадастровый учет, а также имеются правоподтверждающие документы о государственной регистрации данного земельного участка, а при их отсутствии - документы, подтверждающие право собственности на жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме (документы о государственной регистрации прав, правоустанавливающие документы), то налогоплательщиками земельного налога должны признаваться собственники жилых и нежилых помещений этого дома. При этом налог должен исчисляться в порядке, предусмотренном ст. 392 НК РФ. Порядок исчисления налога:
- налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога самостоятельно;
- налогоплательщики - физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно в отношении земельных участков, используемых ими в предпринимательской деятельности;
- сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу), подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, исчисляется налоговыми органами. Исчисленная сумма налога (сумма авансовых платежей по налогу) доводится до физических лиц - собственников жилых помещений в многоквартирном доме - уведомлением, направляемым налоговыми органами.
При отсутствии кадастрового учета земельных участков, на которых расположены многоквартирные дома, органам государственной власти или органам местного самоуправления в целях обеспечения полноты поступлений платежей по земельному налогу в бюджеты муниципальных образований необходимо принять меры по формированию земельных участков под многоквартирными домами и проведению их кадастрового учета. Таким образом, момент возникновения у собственников помещений в многоквартирном доме прав на земельные участки связывается с:
- наличием права собственности на помещения в многоквартирных домах, так как государственная регистрация права на помещение в многоквартирных домах одновременно является государственной регистрацией неразрывно связанного с ним права общей долевой собственности на общее имущество, в том числе - на земельный участок;
- формированием и государственным кадастровым учетом таких земельных участков.
Интересна ситуация, когда права на земельный участок зарегистрированы, например, за застройщиком. С одной стороны, ст. 16 Вводного закона не допускает исключений из правила о переходе земельного участка в общую долевую собственность жильцов. С другой - до государственной регистрации прекращения права собственности обязанность по уплате земельного налога сохраняется за застройщиком.
При этом основания для прекращения права собственности на землю установлены ст. 44 ЗК РФ:
- при отчуждении собственником своего земельного участка другим лицам;
- при отказе собственника от права собственности на земельный участок;
- в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.
И даже с учетом норм ст. 35 ЗК РФ потребуется прекращение прав первоначального собственника.
Таким образом, процедура оформления земельного участка собственниками помещений в многоквартирном доме кажется, на первый взгляд, законодательно урегулированной, но при этом порождает большое число вопросов и проблем в каждом конкретном случае.
6. Изменение отдельных законодательных актов РФ в целях совершенствования земельных отношений
На заседании Круглого стола говорилось о перспективах правового регулирования и правовой природе объединения, раздела, перераспределения земельных участков, а также выдела рассматриваемых в качестве основания для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки. Важно отметить в связи с этим тот факт, что Государственной Думой принят во втором чтении проект N 330901-4 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования земельных отношений".
О некоторых поправках, которые будут внесены указанным законопроектом, говорилось на встрече. В частности, был поставлен вопрос о том, какими должны быть действия заинтересованных лиц, когда делится новый участок, либо документы на него не сохранились. Как при этом устанавливаются границы фактически сложившихся участков.
На основании действующей пока ст. 38 (п. 9) Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется с учетом сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок, и фактического землепользования. В этом случае при определении границ земельного участка возникают серьезные проблемы.
Исходя из положений указанного проекта Федерального закона, п. 9 ст. 38 изложен в следующей редакции:
"9. При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в правоустанавливающем документе на земельный участок или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка".
По словам лектора, в этом случае необходимо доказать, что заинтересованное лицо 15 лет владело участком в каких-то границах (забор, живая изгородь, канава, овраг и т.д.), которые воспринимаются в качестве ограничителя "вашего" от "не вашего". Результат - приобретательная давность (по аналогии со ст. 234 ГК РФ) или отстаивание своих прав на владение.
Автор: Афонина А.В.