г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Виндикационное охранительное правоотношение

К числу охранительных гражданских правоотношений относится правовая связь, в рамках которой реализуется такая мера защиты, как виндикация. Согласно ст. 301 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) собственник вправе потребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Следует отметить, что виндикация и виндикационное правоотношение - категории взаимосвязанные, но не тождественные (они соотносятся как часть и целое). Субъективное гражданское право собственности существует в рамках вещного гражданского правоотношения, которое является регулятивным. Как и любое право, право собственности может нарушаться, что влечет применение мер правового воздействия. В таком смысле виндикационное правоотношение является производным от вещной правовой связи. Правоотношение, в котором реализуется виндикация, возникает всегда на основе вещного правоотношения. Если требование лица о возврате вещи основано на договоре, то применяется обязательственно-правовой иск. Виндикационный иск в таких случаях предъявляться не может.

Виндикационное правоотношение является самостоятельным правоотношением, оно возникает помимо воли его участников в результате нарушения права собственности. Несмотря на то что предметом виндикационной правовой связи является индивидуально-определенная вещь, оно, как представляется, относится к числу обязательственных правоотношений. Собственник в этом правоотношении имеет субъективное право требования к незаконному владельцу, а последний имеет субъективную обязанность возвратить вещь.

Виндикация по традиции относится к вещно-правовым способам защиты права собственности, но реализуется данная мера принуждения в охранительном обязательственном правоотношении.

Виндикационная правовая связь не может быть вещным правоотношением, поскольку для последнего характерен неопределенный круг обязанных лиц. Трудно себе представить неопределенный круг нарушителей (незаконных владельцев) в виндикационном правоотношении. Нарушителем может быть одно или несколько определенных лиц, которые должны передать вещь собственнику.

С возникновением виндикационного правоотношения у потерпевшего лица появляется право требования возврата вещи из чужого незаконного владения (а у нарушителя - охранительный долг), которое реализуется с помощью меры принуждения - виндикации по нормам ст. 301, 302 и 303 ГК РФ. Однако могут применяться и нормы обязательственного права глав 22, 23, 24, 25, 26 ГК при исполнении, нарушении, прекращении обязательства.

Данные обстоятельства должны учитываться в правоприменительной практике, а также при неисполнении правоотношения по возврату вещи из чужого незаконного владения. В этом случае может возникать новая охранительная правовая связь при нарушении виндикационного правоотношения. Например, обязательство по возмещению убытков, возникающее при уничтожении вещи.

Вещное правоотношение представляет собой статику гражданско-правовых отношений (осуществляется право на собственное поведение). В рамках же виндикационного правоотношения, возникающего при нарушении вещного, имеет место движение (передача) материальных ценностей от одного лица к другому (динамика), что также, по моему мнению, говорит об обязательственной природе анализируемой правовой связи (здесь реализуется право требования определенного поведения от других лиц). Таким образом, в противоположность вещному правоотношению, собственнику в виндикационном обязательственном правоотношении противостоит одно конкретное обязанное лицо (или несколько лиц), что говорит о его обязательственной, а также о его односторонней и относительной природе.

Виндикационное правоотношение возникает на основе охранительной нормы, предусмотренной ст. 301 ГК, и направлено на защиту субъективного гражданского права собственности, поэтому оно не может относиться к числу регулятивных правоотношений.

Виндикационное охранительное правоотношение - это самостоятельная правовая связь, возникающая на основе охранительной нормы между собственником (обладателем иного вещного права) и правонарушителем в случае незаконного завладения вещью, содержанием которой является субъективное охранительное право на виндикацию и субъективная охранительная обязанность по восстановлению права собственности или иного вещного права.

Исходя из данного определения, можно утверждать, что целью виндикационного правоотношения является обеспечение защиты права собственности (вещного права), а основной функцией - восстановительная.

Управомоченной стороной правоотношения является собственник (иной обладатель вещного права), а обязанной - незаконный владелец. В случае если вещь находилась в общей собственности либо незаконных владельцев несколько, возникает соответственно активная или пассивная множественность виндикационного правоотношения.

При пассивной множественности по общему правилу обязательство носит долевой характер. Каждый из долевых незаконных владельцев должен исполнить охранительную обязанность в определенной доле только в том случае, когда вещь относится к числу делимых или сложных (т.е. когда физически можно выделить долю). Во всех остальных случаях любой из содолжников, к которому предъявлено требование, обязан возвратить вещь. Думается, данная особенность исполнения пассивного виндикационного обязательства должна быть отражена в законе, где необходимо закрепить солидарный характер обязательства во избежание сложностей исполнения решения суда в случае с делимой вещью. Обязанность нести неблагоприятные последствия в рассматриваемом обязательстве возникает с достижением возраста полной способности к несению мер защиты, в противном случае обязанность по возврату незаконно удерживаемой вещи будут нести законные представители малолетнего.

Основанием возникновения виндикационного обязательства является противоправное поведение, которое состоит в нарушении права собственности или иных вещных прав. Данное право является объектом неправомерных действий нарушителя. Возникшее при этом субъективное право на виндикацию имеет своим объектом индивидуально-определенную вещь, которой владеет должник обязательства. Кроме того, данная вещь составляет предмет виндикационного обязательства. Поскольку правонарушитель должен возвращать конкретную вещь, можно утверждать, что предмет обязательства и предмет исполнения обязательства совпадают (в отличие, например, от кондикционного правоотношения, при исполнении которого может быть возвращена не та же самая, а другая вещь, обладающая родовыми признаками с первой). С учетом обязательственной природы правовой связи объектом виндикационной охранительной связи, по моему мнению, следует считать действия правонарушителя по восстановлению нарушенного вещного права, выражающиеся в возврате вещи ее законному владельцу. После того как обязанное лицо совершает указанное действие, наступает результат правоотношения - восстановление нарушенного гражданского права. Если вещь погибает по вине должника правоотношения, то возникает другое обязательство - субохранительное по возмещению вреда. Объектом виндикации как меры принуждения является защита (восстановление) нарушенного права. Таким образом, статика виндикационного правоотношения осложнена наличием (помимо объекта правовой связи) объекта права на виндикацию, объекта виндикации, объекта противоправного поведения.

Содержание виндикационного охранительного правоотношения, как отмечалось, составляют право на виндикацию и охранительная обязанность, заключающаяся в необходимости возврата незаконно удерживаемой вещи.

В ст. 301 ГК сказано, что собственник ВПРАВЕ (выделено мной. - Д.К.) истребовать свое имущество из чужого незаконного владения. Законодатель обращает внимание на то, что возможность использования данного способа защиты гражданских прав облекается в форму самостоятельного субъективного гражданского права. Данное право до нарушения существует в качестве одного из правомочий вещного права (в регулятивном правоотношении). С момента, когда вещь поступает в незаконное владение, у данного права появляется объект, которого не было в регулятивной правовой связи (он существовал в абстрактном виде).

Право на виндикацию представляет собой возможность истребовать вещь из чужого незаконного владения. Представляется, что в охранительном правоотношении указанная возможность представляет собой самостоятельное субъективное право (разновидность права на защиту, охранительного права).

Содержание виндикационной связи ограничивается правом требования собственника и обязанностью нарушителя возвратить имущество, поэтому оно относится к числу односторонних правоотношений. Последнее подобно праву на защиту является самостоятельной субъективной обязанностью должника, которая появляется с момента нарушения (возникновения виндикационного правоотношения). Особенность анализируемого правоотношения состоит в том, что стороны своим соглашением не могут изменить размер охранительного долга, что говорит об императивном характере регулирования правоотношения.

Виндикационное правоотношение в своей динамике проходит три стадии: возникновение, развитие и реализация. Юридическим фактом, влияющим на возникновение виндикационного обязательства, является неправомерное действие. Оно выражается в незаконном владении чужой вещью, т.е. в нарушении субъективного права собственности и норм права (ст. 209 ГК). В большинстве случаев для возникновения правоотношения достаточно одного указанного сложного юридического факта. Но в ряде случаев правоотношение возникает при совершении нескольких действий (действие, способствовавшее выбытию вещи из обладания собственника, и собственно завладение вещью), образующих состав. После возникновения виндикационная связь может изменяться. Основанием изменения может быть уступка права требования, перевод долга, увеличение или уменьшение размера охранительного долга и т.д.

В ходе реализации (исполнения) правоотношения достигается его цель - восстановление права. Прекращение обязательства (с достижением данной цели) может происходить с помощью оснований, указанных в главе 26 ГК.

Исполнение виндикационного обязательства может быть в добровольной или принудительной форме (путем применения виндикации). Виндикация, по сути, представляет собой способ исполнения охранительного (виндикационного) обязательства. Как при добровольном возврате вещи, так и после удовлетворения виндикационного иска общим правилом является то, что правонарушитель должен вернуть вещь в место жительства должника (нахождения организации). Исполнение виндикационного обязательства осуществляется только должником, незаконно владеющим вещью, и не может быть возложено на третье лицо. Представляется, что следует признать ненадлежащим исполнение, произведенное в ситуации, когда значительно снижены потребительские свойства вещи, препятствующие использованию ее по назначению, либо когда вещь уничтожена по вине незаконного владельца. В такой ситуации возникает субохранительное правоотношение по возмещению имущественного вреда. Срок исполнения виндикационного обязательства в законе не установлен, поэтому следует руководствоваться положениями ст. 314 ГК РФ. Виндикационное обязательство не подлежит принудительному исполнению в случае, когда вещь выбыла из обладания собственника по его воле (была передана другому лицу) и в дальнейшем поступила во владение добросовестному приобретателю на возмездной основе. В таком случае в силу ст. 302 ГК виндикационное обязательство не может быть исполнено с помощью виндикации. Добросовестный приобретатель не обязан возвращать вещь собственнику, но в добровольном порядке может вернуть ее. В противном случае нарушенное право собственности останется не восстановленным, а правоотношение не реализованным.

Исполнение виндикационного обязательства осуществляется путем вручения вещи собственнику (простая структура исполнения). Но в ряде случаев требуется совершить несколько действий (сложная структура), например возвращать вещь по частям или сначала передать на ответственное хранение, перевезти вещь и затем вручить собственнику.

Надлежащее исполнение является основанием прекращения обязательства. Помимо исполнения, виндикационное правоотношение может прекратиться предоставлением взамен вещи другого имущества или денежной суммы по соглашению сторон обязательства об отступном. При этом основанием прекращения будет юридический состав из двух действий: заключение соглашения и передача вещи.

Виндикационная охранительная связь может прекратиться путем новации в другое охранительное или регулятивное обязательство. Основанием прекращения анализируемой охранительной связи может быть зачет встречного однородного требования. Если должник имеет требование к кредитору о передаче вещи по другому обязательству (кондикционному, виндикационному, деликтному и т.д.), то такие правоотношения могут быть прекращены зачетом. Главное условие, чтобы предметы исполнения обязательств, прекращаемых зачетом, имели однородный предмет - вещи. Таким образом, могут быть зачтены два виндикационных, виндикационное и другое охранительное либо виндикационное и регулятивное обязательства. Юридическая природа двух правоотношений, прекращаемых зачетом, по моему мнению, не должна приниматься во внимание. Собственник (обладатель вещного права) может освободить незаконного владельца от охранительной обязанности возвратить принадлежащую ему вещь (прощение долга). В этом случае охранительная правовая связь прекращается. Прощение долга в виндикационном правоотношении может быть полным или частичным. Последнее возможно в ситуации, когда вещь является делимой. Исполнение, принятое после прекращения обязательства, является неосновательным обогащением, влекущим возникновение кондикционного охранительного правоотношения.

Виндикационное обязательство может прекращаться также невозможностью исполнения вследствие гибели вещи, ее потребления или невозможности использовать по назначению. Прекращение связано с тем, что индивидуально-определенную вещь невозможно заменить в отличие от вещей, определенных родовыми признаками. Ликвидация правовой связи возможна только при окончательной невозможности исполнения. Юридическая невозможность исполнения может наступить в результате изъятия вещи государственными органами (например, в качестве вещественного доказательства). Прекращение рассматриваемого охранительного обязательства может быть вследствие совпадения должника и кредитора в одном лице, смерти гражданина или ликвидации организации.

Автор: Кархалев Д.Н.

0

Оставить комментарий