Одной из первых в ряду организационных проблем деятельности Федеральной службы судебных приставов стоит проблема административно-правового статуса судебного пристава, и суть ее не только в достаточности или в нехватке кадров и уровне оплаты труда, а намного шире. Главный вопрос здесь заключается в том, каким мы хотим видеть судебного пристава, какими должны быть его полномочия для осуществления возложенных на него задач? По своему статусу, компетенции и властным полномочиям судебный пристав является правоприменителем, во многом схожим с судьей. Следовательно, это должен быть грамотный, образованный юрист с высшим образованием. Однако ни место в иерархии государственных органов, ни уровень оплаты труда, ни степень социальной защищенности судебных приставов не соотносятся с предъявляемыми к ним требованиями. Статус судебного пристава не позволяет ему авторитетно выглядеть на фоне других должностных лиц государства. В то же время судебный пристав - это проводник воли суда, и его статус должен быть равен статусу работников прокуратуры и иных правоохранительных органов.
Существует целый ряд факторов, делающих профессию судебного пристава непривлекательной на рынке труда для квалифицированных специалистов. Прежде всего этого недопустимо низкий уровень оплаты труда в условиях большой нагрузки, высокой степени ответственности, наличия сложной системы представления регулярной статистической отчетности, отсутствия автоматизации и необходимости выполнения большого объема технической работы. Кроме этого, профессия судебного пристава сопряжена с риском для жизни и здоровья, социальной непрестижностью в силу исполнения специфических функций.
Начавшая формироваться система выплаты предусмотренного законом 5-процентного вознаграждения в настоящее время отменена. Следствием изложенного является постоянная текучесть кадров и трудность принять на работу квалифицированных специалистов. В большинстве регионов судебными приставами работают потенциальные пенсионеры и молодежь, недавно окончившая вузы и не имеющая опыта работы. Привлечь на работу судебными приставами квалифицированных специалистов в настоящее время практически невозможно. Таким образом, для исполнительного производства первостепенной задачей сейчас является улучшение качественного состава работающих сотрудников, а не их количества.
К лицу, назначаемому на должность судебного пристава, законодательством предъявляются следующие требования: судебным приставом может быть только гражданин РФ, достигший двадцатилетнего возраста, имеющий полное среднее или среднее профессиональное образование. Для старшего судебного пристава необходимо высшее юридическое образование. Судебный пристав должен быть способен по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья выполнять возложенные на него обязанности, связанные с государственной службой. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость.
Несмотря на значительное различие в функциональных обязанностях двух групп судебных приставов (судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов выполняют охранные функции, а судебные приставы-исполнители - процессуальные), законодательство предъявляет к судебным приставам требования без учета различий возложенных на них задач и функций, что представляется не совсем правильным.
Для повышения эффективности исполнительного производства необходимо предъявлять более высокие требования к судебному приставу-исполнителю, в частности предусмотреть для него высшее юридическое образование.
Что касается полномочий судебного пристава-исполнителя, то при исполнении своих обязанностей он имеет право:
- получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;
- проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;
- давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам совершения конкретных исполнительных действий;
- входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими лицами или принадлежащих им;
- арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом;
- налагать арест на денежные средства и иные ценности должника, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, в размере, указанном в исполнительном документе; использовать нежилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, а при согласии собственника - помещения, находящиеся в иной собственности, для временного хранения изъятого имущества;
- возлагать на соответствующих лиц обязанность по его хранению, использовать транспорт взыскателя или должника для перевозки имущества с отнесением расходов за счет должника;
- в случае неясности требований, содержащихся в исполнительном документе, на основании которого совершаются исполнительные действия, просить суд или другой орган, выдавший исполнительный документ, о разъяснении порядка его исполнения;
- объявлять розыск должника, его имущества или розыск ребенка;
- вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в производстве; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом об исполнительном производстве.
При этом Федеральный закон "Об исполнительном производстве" устанавливает правила об ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве. Действия субъектов исполнительного производства и в особенности должника во многом определяются наличием мер ответственности за нарушение законодательства об исполнительном производстве. Ответственность состоит в обязанности субъекта исполнительного производства претерпевать неблагоприятные последствия в случае нарушения этим субъектом императивных предписаний норм, регулирующих исполнительное производство. Неправомерная деятельность участников исполнительного производства может повлечь применение мер ответственности личного, имущественного, организационного характера.
Ответственность в исполнительном производстве характеризуется следующими отличительными признаками:
- наступает при нарушении законодательства об исполнительном производстве;
- необходимость установления вины нарушителя;
- обязанность нарушителя претерпевать неблагоприятные последствия своих действий (бездействия);
- использование мер государственного принуждения.
Случаи применения мер ответственности прямо предусмотрены соответствующим законодательством. По структуре норма ст. 113 Федерального закона "Об исполнительном производстве" является бланкетной и отсылает к ответственности, установленной законодательством об административных правонарушениях. В соответствии с ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ судебные приставы наделены правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.3 КоАП РФ (неисполнение распоряжения судьи или судебного пристава), ст. 17.4 КоАП РФ (непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи), ст. 17.8 КоАП РФ (воспрепятствование законной деятельности судебного пристава-исполнителя), ст. 17.9 КоАП РФ (заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод), ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)), ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (невыполнение в срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)), ст. 19.6 КоАП РФ (непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения), ст. 19.7 КоАП РФ (непредставление сведений (информации)).
Согласно положениям ст. 23.68 КоАП РФ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по принудительному исполнению исполнительных документов, рассматривает дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 и ч. 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП РФ.
В случае неисполнения банком или иной кредитной организацией в установленный Федеральным законом об исполнительном производстве срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, судебный пристав-исполнитель обращается в арбитражный суд с заявлением о привлечении виновного лица к административной ответственности.
Закон регламентирует наложение штрафа на должника за невыполнение требований неимущественного характера.
Федеральный закон "Об исполнительном производстве" 2007 г. предусматривает при неисполнении должником требований неимущественного характера не кратное увеличение, а наложение новых штрафов на должника за каждый случай неисполнения должником требования в установленный срок. Следует учитывать, что взыскать указанный штраф судебный пристав-исполнитель имеет право только после взыскания исполнительского сбора. При наличии в действиях лица, нарушающего законодательство Российской Федерации об исполнительном производстве, признаков состава преступления судебный пристав-исполнитель вносит в соответствующие органы представление о привлечении указанного лица к уголовной ответственности. Следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 40 УПК к органам дознания относятся главный судебный пристав Российской Федерации, главный судебный пристав субъекта Российской Федерации, их заместители, старший судебный пристав, а также старшие судебные приставы Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии со ст. 151 УПК к подследственности дознавателей Федеральной службы судебных приставов отнесены следующие составы преступлений:
- злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей (ст. 157 УК РФ);
- злостное уклонение от погашения кредиторской задолженности (ст. 177 УК РФ);
- воспрепятствование осуществлению правосудия (ч. 1 ст. 294 УК РФ);
- неуважение к суду (ст. 297 УК РФ);
- разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении судьи и участников уголовного процесса (ч. 1 ст. 311 УК РФ);
- незаконные действия в отношении имущества, подвергнутого описи или аресту либо подлежащего конфискации (ст. 312 УК РФ);
- неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315 УК РФ).
В отличие от положений ст. 86 Федерального закона "Об исполнительном производстве" 1997 г. ст. 114 нового Закона очень детально регламентирует порядок привлечения банков и иных кредитных организаций к ответственности за неисполнение требований, установленных законодательством об исполнительном производстве. Закон наделяет судебного пристава-исполнителя полномочиями по составлению протокола об административном правонарушении в отношении банков и иных кредитных организаций, не исполняющих требования, установленные законодательством об исполнительном производстве, и вправе требовать списание денежных средств со счета должника для погашения его задолженности.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, ст. 17.14 КоАП, предусматривающая административную ответственность за неисполнение банком или иной кредитной организацией содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств с должника, объяснение законного представителя банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела. При составлении протокола об административном правонарушении законному представителю банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП, о чем делается запись в протоколе.
Законному представителю банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. В случае неявки законного представителя банка или иной кредитной организации, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.
Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, законным представителем банка или иной кредитной организации, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, а также в случае неявки законного представителя банка или иной кредитной организации в нем делается соответствующая запись.
Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации подписанное им и заверенное печатью (штампом) подразделения судебных приставов заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности. Положения Закона устанавливают обязательные реквизиты, которые должно содержать заявление судебного пристава-исполнителя.
Закон устанавливает обязанность судебного пристава-исполнителя по направлению копии заявления и прилагаемых к нему документов в банк или иную кредитную организацию, в отношении которых составлен протокол об административном правонарушении. В соответствии со ст. 23.1 КоАП судьи арбитражных судов рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 17.14, совершенных юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями. Пункт 1 ст. 115 Федерального закона "Об исполнительном производстве" устанавливает специальный порядок привлечения к административной ответственности. Частью 1 ст. 28.6 КоАП РФ определены случаи назначения административного наказания в виде предупреждения или административного штрафа на месте совершения административного правонарушения без составления протокола об административном правонарушении. При этом в случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 и ч. 3 ст. 17.14 и ст. 17.15 КоАП, протокол об административном правонарушении не составляется. Рассмотрение дел об административных правонарушениях, назначение и исполнение административного наказания осуществляются в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, с учетом особенностей, установленных Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В этом случае судебный пристав-исполнитель выносит постановление о наложении штрафа без составления протокола об административном правонарушении и без возбуждения отдельного дела об административном правонарушении. Указанное постановление должно соответствовать требованиям, установленным ч. 2 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве", и содержать сведения о конкретном случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя или нарушения требований законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве, за которые виновное лицо подвергается штрафу.
Постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа утверждаются старшим судебным приставом. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа может быть оспорено в суде. Таким образом, законодательство устанавливает значительные рычаги воздействия судебного пристава на процесс принудительного исполнения. Главная задача на сегодняшний день - повышение качественного уровня судебных приставов, который позволил бы реализовать все полномочия, предоставленные законом, при этом не допустить нарушения прав и законных интересов лиц, вовлеченных в исполнительное производство.
Читайте ещё по этой теме:
- Про службу судебных приставов
- Защита прав взыскателя, должника и других лиц в рамках исполнительного производства. Исполнение решений иностранных судов
Автор: Павин Д.В.