Рост преступности в сфере финансово-экономических взаимоотношений связан с наличием разнообразных постоянно совершенствующихся механизмов ухода от ответственности, сложностями в доказывании и отграничении преступлений от гражданско-правовых споров. Не является исключением и использование векселей, с помощью которых в последнее время совершается большая часть преступлений в кредитно-финансовой области.
Рост числа преступлений с использованием векселей обусловлен тем, что этот вид ценных бумаг активно применяется в нашей стране только с начала 90-х годов прошлого века и характеризуется недостаточным уровнем законодательной базы, регулирующей порядок сделок в сфере вексельных отношений, большой общественной опасностью данных преступлений и т.п. Потерпевшими от преступлений с векселями могут стать юридические лица, государственные и частные предприятия, имеющие значительные финансовые активы.
Расследование таких преступлений связано с рядом процессуальных, организационных и тактических проблем: сложность выявления и раскрытия преступлений, проблемы, возникающие при взаимодействии правоохранительных органов с другими контролирующими государственными органами, возбуждение уголовных дел и первоначальный этап расследования, определение предмета доказывания и сам процесс доказывания и т.д.
Еще до принятия решения о возбуждении уголовного дела по заявлению одного из хозяйствующих субъектов, чьи права нарушены, необходимо изучить как суть оспариваемых финансово-экономических требований, которые впоследствии не были исполнены, так и финансово-экономическое состояние деятельности сторон на момент начала финансово-экономических взаимоотношений и на момент предъявления требований в связи с неисполнением ранее достигнутых договоренностей.
Приемы обманщиков
Нередки случаи, когда юридические лица (потенциальные векселедатели), фактически являющиеся несостоятельными (банкротами) уже на стадии формирования финансово-экономических взаимоотношений с контрагентами (потенциальными векселедержателями), путем привлечения денежных средств дружественных или заинтересованных физических и юридических лиц в течение длительного времени входят в доверие с целью введения в заблуждение своих возможных контрагентов, привлечения их денежных средств и реализации своего преступного умысла. Подобные юридические лица зачастую осуществляют первоначальные выплаты процентов по ранее выданным векселям, тем самым пытаясь заверить в своей добросовестности.
Обычно после привлечения максимально возможных денежных средств контрагента такой векселедатель под любым предлогом прекращает какие-либо взаимоотношения с контрагентом (векселедержателем). После чего начинаются многолетние судебные тяжбы, в ходе которых векселедатель оспаривает законность нахождения векселей у векселедержателя, пытается истребовать их из якобы незаконного владения или обращается в суд с требованиями о признании векселей утраченными на основании заранее поданного в отделение милиции заявления о краже или утере, одновременно всячески мешая судебным органам в наложении ареста на денежные средства в целях обеспечения иска, в том числе путем внесения оспариваемых денежных средств на депозит нотариуса, открытый в дружественном или подконтрольном банке. Использование дружественных или подконтрольных банков часто является одним из способов совершения экономических преступлений, особенно когда речь идет о крупных денежных средствах.
Пока тянутся бесконечные судебные заседания по рассмотрению исковых требований, привлеченные таким способом денежные средства используются по их прямому назначению с целью получения прибыли. И в случае последующего их взыскания судом в пользу истца, даже с учетом начисляемых процентов и упущенной выгоды, чаще всего юридические лица, привлекшие таким способом немалые денежные средства, не остаются внакладе, ведь все это время деньги работали на них, так как были включены в общую денежную массу банковского учреждения.
Хитроумная схема
Имеют место и случаи использования более развернутых схем, когда упомянутые юридические лица осуществляют первоначальные выплаты процентов по ранее выданным векселям, тем самым пытаясь заверить в своей добросовестности, одновременно используя привлеченные денежные средства в целях получения прибыли. К моменту погашения векселей в силу сложившихся доверительных отношений векселедателя с векселедержателем последний уведомляется о невозможности их погашения и ему предлагаются новые векселя на ту же сумму на новый срок.
Такая схема может реализовываться на протяжении длительного времени, до тех пор пока кредит доверия векселедержателя не иссякнет. После чего мы снова возвращаемся к описанному ранее длительному и сложному процессу рассмотрения исковых требований в судебных инстанциях.
Стоит отметить, что фактическое нахождение юридического лица (потенциального векселедателя), привлекающего денежные средства, в состоянии банкротства на стадии формирования финансово-экономических взаимоотношений с контрагентами не является обязательным условием для совершения им в последующем мошеннических действий в отношении лиц, доверивших свои денежные средства (векселедержателей). Это никак не влияет на возможность дальнейшего выбора или отказа от ранее описанных схем преступного поведения, а влияет только на определение в последующем момента возникновения умысла на хищение привлеченных денежных средств при совершении мошеннических действий и служит серьезным сигналом для лиц, пытающихся наиболее выгодно разместить свои денежные активы.
Лицо, ищущее наиболее выгодное место для размещения своих денежных средств, знающее о том, что векселедержатель фактически является банкротом, и все-таки принявшее решение о размещении своих денег у такого векселедателя, действует на свой страх и риск, сознательно предполагая, что в дальнейшем привлеченных денежных средств либо хватит для финансового оздоровления деятельности векселедателя и получения им прибыли, достаточной для погашения векселей и процентов по ним, либо векселедатель откажется от исполнения финансовых обязательств по векселям в связи с недостаточностью имеющихся у него денежных средств, после чего может последовать процедура банкротства и судебные тяжбы.
Как отличить мошенника?
Проблема разграничения всех указанных ситуаций неисполнения гражданско-правовых обязательств и совершения преступления в сфере экономики (мошенничества) связана и с финансово-экономическим состоянием (положением) юридического лица, привлекшего денежные средства (векселедателя) на момент предъявления векселей к оплате. Так, обязательному исследованию при решении вопроса об отграничении неисполнения обязательств, возникших в процессе гражданско-правовых отношений, от уголовно наказуемого деяния подлежит фактическая возможность или невозможность оплаты векселей векселедателем в день их предъявления к оплате, а также весь комплекс причин сложившегося финансово-экономического состояния векселедателя в случае невозможности оплаты векселей при их предъявлении.
Если векселедатель не может оплатить векселя, предъявленные к оплате, в связи с объективно возникшими причинами, имеющими место в процессе ведения финансово-экономической деятельности, то можно говорить о существовании неисполненных гражданско-правовых обязательств.
Если же векселедатель способен оплатить векселя (что следует из полученных документов, отражающих его финансово-экономическое состояние), но по каким-либо причинам уклоняется от исполнения этих обязательств и предпринимает различные действия, направленные на затягивание оплаты либо полный отказ от нее, то речь может идти о наличии у него умысла на хищение чужого имущества путем обмана или злоупотребления доверием, то есть о наличии признаков состава преступления, предусмотренного ст. 159 УК РФ (мошенничество), и использовании привлеченных денежных средств по своему усмотрению с целью последующего обогащения.
Одним из способов разрешения возникшей проблемы разграничения гражданско-правовых отношений и уголовного преступления на стадии проведения проверки в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ и принятия решения о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении такового является, помимо прочих следственных действий, проведение документальных ревизий и аудиторских проверок финансово-хозяйственной и экономической деятельности предприятий. Однако это связано также с проблемой соблюдения процессуальных сроков проведения проверки в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК РФ, ведь зачастую их невозможно осуществить в течение 30 суток.
Наиболее существенными доказательствами по уголовным делам такого рода, кроме допросов свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, являются:
- массив собранных финансово-экономических документов, подтверждающих факт возникновения финансовых взаимоотношений между контрагентами и отражающих финансово-экономическое состояние (положение) сторон на момент до возникновения обязательств и на момент предъявления требований по оплате (выписки по банковским счетам контрагентов о движении денежных средств, бухгалтерская и налоговая отчетность);
- результаты документальных ревизий и аудиторских проверок финансово-хозяйственной и экономической деятельности, основанные на совокупных данных финансово-экономических документов, собранных в ходе расследования по уголовному делу, а также заключения судебной бухгалтерской и финансово-экономической экспертиз, основывающиеся на всем объеме полученных в ходе предварительного следствия финансово-экономических и иных данных.
В заключение считаем необходимым отметить, что интерес к векселям в России постоянно растет. Соответственно будут видоизменяться и совершенствоваться уже имеющиеся, а также создаваться новые, ранее не известные схемы мошеннической деятельности. Однако правовое регулирование оборота векселей весьма непоследовательно и отрывочно, что приводит к высоким правовым рискам и издержкам при осуществлении краткосрочных займов организаций как в реальном секторе экономики, так и в финансовом.
Увеличивающаяся популярность векселей и, как следствие, рост числа преступлений, совершаемых в кредитной сфере при их помощи, требуют более адекватной реакции со стороны государства в целом и правоохранительных органов в частности.
Автор: Иванов А.