г. Москва, ул. Марксистская, д. 3, стр. 1, офис 421

Основы правового положения ООО

Уставный капитал

Доли в уставном капитале общества

Статья 14 Закона, определяющая основные положения об уставном капитале общества, применяется в редакции Закона N 312-ФЗ. В предыдущей редакции пункта 1 ст. 14 было предусмотрено, что размер уставного капитала общества должен быть не менее 100-кратной величины минимального размера оплаты труда, установленного на дату представления документов для государственной регистрации общества. В настоящее время минимальный размер уставного капитала определен в твердой денежной сумме: не менее 10 тыс. руб.

Уставный капитал общества составляется из номинальной стоимости долей его участников и определяется в рублях.

Уставный капитал при его формировании имеет целью создание минимально необходимых материальных условий для начала предпринимательской деятельности общества и представляет собой в этом смысле часть имущества общества с ограниченной ответственностью. Однако уставный капитал не следует отождествлять со всем имуществом общества, стоимость которого уже при создании общества может отличаться от размера его уставного капитала.

Размер уставного капитала в денежном выражении устанавливается в уставе общества как величина, отражающая номинальную стоимость долей его учредителей (при создании общества) и других участников при последующем увеличении уставного капитала. Уставный капитал хозяйственного общества потому и называется уставным, что его денежная величина, а также номинальная стоимость каждой из его составляющих определяются в учредительном документе, т.е. размер уставного капитала всегда четко определен.

Уставный капитал определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Таким образом, юридическое значение уставного капитала заключается в том, что его размер определяет пределы минимальной имущественной ответственности общества по своим обязательствам. Экономическое и практическое значение создания уставного капитала путем оплаты долей его участниками состоит в возможности оперативного привлечения финансовых средств, необходимых для начала реальной предпринимательской деятельности.

Определение минимального размера уставного капитала общества продиктовано необходимостью имущественного обеспечения обязательств общества, защиты интересов его участников и контрагентов. В соответствии с пунктом 1 ст. 20 Закона общество не вправе уменьшать уставный капитал, если в результате этого его размер станет меньше минимального размера, определенного в соответствии с Законом.

Согласно пункту 2 ст. 1 Закона общества с ограниченной ответственностью в сферах банковской, инвестиционной и страховой деятельности создаются с учетом особенностей, определяемых для них соответствующим специальным законодательством.

Для обеспечения экономических условий устойчивого функционирования банковской системы Российской Федерации ЦБ РФ на основании статьи 11 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в ред. от 3 февраля 1996 г.) устанавливает, в частности, норматив минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации, предельные размеры неденежных вкладов в уставный капитал кредитной организации, а также перечень видов имущества в неденежной форме, вносимого в оплату уставного капитала. Таково, например, указание ЦБ РФ от 11 декабря 2006 г. N 1755-У "О порядке определения рублевого эквивалента минимального размера уставного капитала вновь регистрируемой кредитной организации и минимального размера собственных средств (капитала) кредитной организации" <1>.
--------------------------------
<1> Вестник Банка России. 2006. N 73; 2008. N 11.

Одной из основ финансовой устойчивости страховщиков является наличие у них оплаченного уставного капитала. Согласно пункту 3 ст. 25 Закона РФ от 27 ноября 1992 г. "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (в ред. от 31 декабря 1997 г.) страховщики обязаны обладать полностью оплаченным уставным капиталом, размер которого не должен быть ниже установленного указанным законом минимального размера. При этом минимальный размер уставного капитала страховщика определяется на основе базового размера его уставного капитала, равного 30 млн. руб., и коэффициентов, перечисленных в пункте 3 ст. 25 этого Закона. Изменение минимального размера уставного капитала страховщика допускается только федеральным законом не чаще одного раза в два года при обязательном установлении переходного периода. Внесение в уставный капитал страховщика заемных средств и находящегося в залоге имущества не допускается.

В соответствии с пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 1999 г. N 90/14 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью" орган, осуществляющий государственную регистрацию, не вправе отказать в регистрации изменений в устав общества по причине несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений, если на момент государственной регистрации общества при его создании размер уставного капитала соответствовал установленному действовавшими в то время правовыми актами минимальному размеру.

Размер доли участника общества в уставном капитале общества определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли участника общества должен соответствовать соотношению номинальной стоимости его доли и уставного капитала общества (п. 2 ст. 14 Закона).

Номинальная стоимость доли участника общества с ограниченной ответственностью равна денежной сумме, вносимой при оплате доли в уставном капитале общества, или денежной стоимости иных вещей либо имеющих денежную оценку прав, вносимых при оплате доли. Отношение номинальной стоимости доли к уставному капиталу в процентах или в виде дроби определяет размер доли участника общества. Например, если уставный капитал составляет 10 тыс. руб., разделенные на четыре равные доли, размер доли каждого из четырех участников определяется либо в процентах (25%) либо в виде дроби (1/4). При этом номинальная стоимость доли каждого из участников равна 2500 руб.

Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли.

Рыночная (или действительная) стоимость доли - подвижная величина, ее размер в конечном счете определяется экономическими результатами функционирования общества как субъекта предпринимательской деятельности. Как отмечают специалисты в области бухгалтерского учета, понятие "чистые активы" в общем виде представляет собой балансовую стоимость имущества организации, уменьшенную на сумму ее обязательств. Иными словами, чистые активы - это нетто-активы организации, не обремененные обязательствами.

Стоимость чистых активов является расчетной величиной, определяемой на основе данных бухгалтерского баланса и совпадающей с бухгалтерской стоимостью собственного капитала организации. Соответственно величина чистых активов организации полностью зависит от бухгалтерской оценки различных статей активов и пассивов бухгалтерского баланса <2>.
--------------------------------
<2> См.: Орлова Е.В. Чистые активы организации: размер имеет значение // Налоговый вестник. 2008. N 7.

В соответствии с пунктом 3 ст. 20 Закона стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами. Однако применительно к данному виду хозяйственных обществ общий порядок определения стоимости чистых активов до настоящего времени не установлен.

В связи с этим судебно-арбитражная практика исходит из следующего: если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, арбитражные суды применяют к таким правоотношениям нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таковых рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Поэтому общества с ограниченной ответственностью могут руководствоваться Порядком оценки стоимости чистых активов акционерных обществ, утвержденным Приказом Минфина России от 29 января 2003 г. N 10н и Приказом ФКЦБ России от 29 января 2003 г. N 03-6/пз "Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ" <3>. В пункте 1 данного Порядка чистые активы определяются как величина, полученная путем вычитания из суммы активов суммы пассивов общества.
--------------------------------
<3> БНА. 2003. N 18.

Кроме того, в ведомственных актах определяется порядок определения стоимости чистых активов организаций, осуществляющих некоторые специфические направления деятельности (см., например, Приказ Минфина России от 2 мая 2007 г. N 29н "Об утверждении Порядка расчета стоимости чистых активов организаторов азартных игр" <4>, Приказ ФСФР России от 26 декабря 2006 г. N 06-155/пз-н "Об утверждении Порядка расчета рыночной стоимости активов и стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений" <5> и др.).
--------------------------------
<4> Российская газета. 2007. 26 мая.
<5> БНА. 2007. N 13.

Уставом общества может быть ограничен максимальный размер доли участника общества, а также возможность изменения соотношения долей участников общества. Ограничения не могут быть установлены в отношении отдельных участников общества. Указанные положения могут быть предусмотрены уставом общества при его учреждении, а также внесены в устав общества, изменены и исключены из устава по решению общего собрания участников.

Приведенные правила абзаца первого п. 3 ст. 14 Закона установлены в диспозитивных нормах, предоставляющих участникам общества возможность ограничить возможность концентрации значительной части уставного капитала у одного или нескольких участников. При этом максимальный размер долей может быть установлен только для всех участников общества: нельзя ограничить доли только одного участника или отдельных участников.

Введение в устав ограничений, связанных с установлением максимального размера доли, их изменение или отмена производятся по решению участников общества, принятому единогласно. Данное положение, содержащееся в специальной норме, обладает приоритетом по отношению к общему правилу, согласно которому изменение устава общества производится по решению общего собрания, принятому большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников (п. 8 ст. 37 Закона).

Помимо права определения максимального размера доли, которая может принадлежать одному участнику общества, в пункте 3 ст. 14 Закона участникам предоставляется право ограничения изменения соотношения долей (размера долей) участников. По мнению некоторых специалистов, такое ограничение вовсе не означает запрета на изменение соотношения долей. Участники вправе разработать либо механизм, ограничивающий изменение соотношения долей, либо определить максимальную величину, на которую может быть изменено соотношение долей <6>.
--------------------------------
<6> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007 - 2009. С. 118 (//www.urkniga.ru).

Новый абзац второй п. 3 ст. 14 Закона определяет правила голосования для участника общества, если он приобрел долю в уставном капитале общества, размер которой превышает максимальный размер доли, установленной уставом для всех участников общества.

Если устав общества содержит ограничения, предусмотренные пунктом 3 ст. 14 Закона, лицо, которое приобрело долю в уставном капитале общества с нарушением требований данного пункта и соответствующих положений устава общества, вправе голосовать на общем собрании участников частью доли, размер которой не превышает установленный уставом максимальный размер.

Оплата долей в уставном капитале

Статья 15 Закона изложена в новой редакции, введенной Законом N 312-ФЗ. В пункте 1 законодатель более не употребляет понятие "вклады в уставный капитал", а говорит об "оплате долей" в уставном капитале. Новая терминология позволяет избежать имевшей прежде место двусмысленности.

Вклад в уставный капитал (в данном контексте) являлся оплатой доли участника в уставном капитале. Поскольку эта оплата осуществляется в денежной и неденежной формах, законодатель прежде называл ее вкладом. Образование уставного капитала необходимо на начальном этапе создания общества. Далее следует формирование имущественной базы созданного общества, которое осуществляется различными путями, среди которых есть и такой, как вклады участников в имущество общества (ст. 27 Закона) <7>.
--------------------------------
<7> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". С. 120.

Пункты 1 и 2 ст. 15 Закона предоставляют участникам общества возможность самостоятельно определять форму оплаты своих долей в уставном капитале и единогласно устанавливать денежную оценку имущества, вносимого для оплаты долей. При учреждении общества решение об утверждении денежной оценки вещей или прав, вносимых учредителями для оплаты своих долей, также принимается собранием учредителей единогласно (п. 3 ст. 11 Закона).

В соответствии с пунктом 1 ст. 15 доли могут оплачиваться деньгами, ценными бумагами, другими вещами (о вещах в гражданско-правовом смысле см. ст. 128 ГК РФ), а также имущественными и иными правами, имеющими денежную оценку. При этом уставом общества могут быть установлены виды имущества, которое не может быть внесено для оплаты долей в уставном капитале.

Кроме того, оплата долей в уставном капитале не может осуществляться имуществом, изъятым из гражданского оборота и ограниченным в обороте. К нему относятся, например, лесные участки в составе земель лесного фонда, находящиеся в федеральной собственности (ст. 8 Лесного кодекса РФ), водные объекты, находящиеся в собственности Российской Федерации (ч. 1 ст. 8 Водного кодекса РФ), гражданское и служебное оружие (ст. 6 Федерального закона от 13 декабря 1996 г. "Об оружии" <8>), музейные ценности (Федеральный закон от 26 мая 1996 г. "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" <9>) и другие объекты, определяемые законодательством.
--------------------------------
<8> СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 5681; 1998. N 30. Ст. 3613; N 31. Ст. 3834; N 51. Ст. 6269; 1999. N 47. Ст. 5612; 2000. N 16. Ст. 1640; 2001. N 31. Ст. 3171; N 33. Ст. 3435; N 49. Ст. 4558; 2002. N 26. Ст. 2516; N 30. Ст. 3029; 2003. N 2. Ст. 167; N 27. Ст. 2700; N 50. Ст. 4856; 2004. N 18. Ст. 1683; N 27. Ст. 2711; 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3420; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21; N 32. Ст. 4121; 2008. N 10. Ст. 900; N 52 (ч. I). Ст. 6227; 2009. N 7. Ст. 769; N 11. Ст. 1261.
<9> СЗРФ. 1996. N 22. Ст. 2591; 2003. N 2. Ст. 167; 2004. N 35. Ст. 3607; 2007. N 27. Ст. 3213; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.

Ограничения видов имущества, принимаемого в оплату долей, могут быть также предусмотрены специальными нормами федеральных законов. Например, статья 34 Федерального закона от 22 июля 2005 г. "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" <10> запрещает резиденту особой экономической зоны - арендатору земельного участка, находящегося в государственной и (или) муниципальной собственности, вносить свои арендные права в качестве вклада в уставный капитал любых хозяйственных обществ. В соответствии с пунктом 6 ст. 3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" <11> не допускается внесение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками в уставные (складочные) капиталы коммерческих организаций.
--------------------------------
<10> СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. II). Ст. 3127; 2006. N 23. Ст. 2383; N 52 (ч. I). Ст. 5498; 2007. N 45. Ст. 5417; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616.
<11> СЗРФ. 2001. N 44. Ст. 4148; 2003. N 28. Ст. 2875; N 50. Ст. 4846; 2004. N 41. Ст. 3993; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 17; N 25. Ст. 2425; 2006. N 1. Ст. 3, 17; N 17 (ч. I). Ст. 1782; N 27. Ст. 2881; N 52 (ч. I). Ст. 5498; 2007. N 7. Ст. 834; N 31. Ст. 4009; N 43. Ст. 5084; N 46. Ст. 5553; N 48 (ч. II). Ст. 5812; N 49. Ст. 6071; 2008. N 30 (ч. I). Ст. 3597; 2009. N 1. Ст. 19; N 19. Ст. 2181.

Передача имущественных прав (требований) также является одной из возможных форм оплаты доли участника в уставном капитале общества. Однако не все имущественные права подлежат передаче.

Согласно статье 383 ГК РФ нельзя передать имущественные права, неразрывно связанные с личностью или положением, в частности, требование об алиментах, о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, возмещении ущерба, взыскиваемого на основании специальной нормы закона.

Часто имущественное право путают с разрешением на осуществление того или иного вида деятельности. Лицензия на право осуществлять определенную деятельность своим названием смущает и вводит в заблуждение, так как по своей природе это не правоустанавливающий документ, а разрешение на ведение какой-либо деятельности, подлежащей лицензированию. Данное разрешение выдается конкретному лицу, отвечающему всем установленным требованиям. Причем передаче эти разрешения (лицензии) не подлежат <12>.
--------------------------------
<12> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". С. 123.

В Постановлении Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ от 1 июня 1996 г. N 6/8 разъяснено: вкладом в (уставном капитале) имущество хозяйственного товарищества или общества не может быть объект интеллектуальной собственности (патент, объект авторского права, включая базы данных и программы для ЭВМ, топологии интегральных микросхем и т.п.) или ноу-хау. В качестве вклада может быть признано право пользования таким объектом, передаваемое обществу или товариществу в соответствии с лицензионным договором, который должен быть зарегистрирован в порядке, предусмотренном законодательством.

Денежная оценка имущества, вносимого для оплаты долей в уставном капитале общества, утверждается решением общего собрания участников общества, принимаемым всеми участниками единогласно.

Если номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника в уставном капитале общества, оплачиваемой неденежными средствами, составляет более 20 тыс. руб., в целях определения стоимости этого имущества должен привлекаться независимый оценщик при условии, что иное не предусмотрено федеральным законом. Номинальная стоимость или увеличение номинальной стоимости доли участника общества, оплачиваемой такими неденежными средствами, не может превышать сумму оценки указанного имущества, определенную независимым оценщиком.

Таким образом, абзац второй п. 2 ст. 15 Закона в императивной норме предусматривает случай, когда к денежной оценке имущества, вносимого в оплату долей, в обязательном порядке привлекается независимый оценщик.

Результатом оценочной деятельности должно стать установление рыночной стоимости объекта оценки - наиболее вероятной цены, по которой данный объект может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, т.е. когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о ее предмете и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме (ст. 3 Федерального закона от 29 июля 1998 г. "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" <13>).

--------------------------------
<13> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3813; 2002. N 4. Ст. 251; N 12. Ст. 1093; N 46. Ст. 4537; 2003. N 2. Ст. 167; N 9. Ст. 805; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 2. Ст. 172; N 31 (ч. I). Ст. 3456; 2007. N 7. Ст. 834; N 29. Ст. 3482; N 31. Ст. 4016; 2008. N 27. Ст. 3126; 2009. N 19. Ст. 2181.

Субъектами оценочной деятельности (оценщиками) признаются физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями указанного выше Закона. Оценщик может осуществлять деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным статьей 15.1 Закона об оценочной деятельности. Независимость оценщика определяется императивными нормами, установленными в статье 16 этого Закона.

Имеются исключения из общего правила, установленного в абзаце втором п. 2 ст. 15 Закона. Например, в случаях, когда хозяйственные общества создаются бюджетными научными и образовательными учреждениями, в соответствии с пунктом 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. "О науке и государственной научно-технической политике" <14> денежная оценка права, вносимого в качестве вклада в уставный капитал общества по лицензионному договору, утверждается решением общего собрания учредителей (участников) общества, принимаемым единогласно. Если номинальная стоимость (увеличение номинальной стоимости) доли в уставном капитале, оплачиваемых таким вкладом, составляет более чем 500 тыс. руб., такой вклад должен оцениваться независимым оценщиком. Подобные правила установлены также в пункте 8 ст. 27 Федерального закона от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" <15>.
--------------------------------
<14> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137; 1998. N 30. Ст. 3607; N 51. Ст. 6271; 2000. N 2. Ст. 162; 2001. N 1 (ч. II). Ст. 20; N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 27. Ст. 2715; 2006. N 1. Ст. 10; N 50. Ст. 5280; 2007. N 49. Ст. 6069; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; 2009. N 7. Ст. 786; Российская газета. 2009. 4 авг.

<15> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4135; 2000. N 29. Ст. 3001; N 33. Ст. 3348; 2001. N 53 (ч. I). Ст. 5030; 2002. N 26. Ст. 2517; 2003. N 2. Ст. 163; N 14. Ст. 1254; N 28. Ст. 2888; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 17. Ст. 1481; 2006. N 1. Ст. 10; N 30. Ст. 3289; N 43. Ст. 4412; N 45. Ст. 4627; 2007. N 1 (ч. I). Ст. 21; N 2. Ст. 360; N 7. Ст. 838; N 17. Ст. 1932; N 29. Ст. 3484; N 43. Ст. 5084; N 44. Ст. 5280; N 49. Ст. 6068-6070, 6074; 2008. N 9. Ст. 813; N 17. Ст. 1757; N 29 (ч. I). Ст. 3419; N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 52 (ч. I). Ст. 6236, 6241; 2009. N 7. Ст. 786, 787; Российская газета. 2009. 4 авг.

В случае оплаты долей в уставном капитале общества неденежными средствами участники общества и независимый оценщик солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере завышения стоимости имущества, внесенного для оплаты долей в уставном капитале в течение трех лет с момента государственной регистрации общества или внесения в устав предусмотренных статьей 19 Закона изменений.

В случае прекращения у общества права пользования имуществом до истечения срока, на который такое имущество было передано в пользование обществу для оплаты доли, участник, передавший имущество, обязан предоставить обществу по его требованию денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока пользования им. Денежная компенсация должна быть предоставлена единовременно в разумный срок с момента предъявления обществом требования о ее предоставлении, если иной порядок не установлен решением общего собрания участников. Данное решение принимается общим собранием без учета голосов участника, передавшего обществу для оплаты своей доли право пользования имуществом, которое прекратилось досрочно (п. 3 ст. 15 Закона).

Право пользования имуществом, как правило, носит срочный характер. Прекращение у общества права пользования имуществом может иметь место как в связи с истечением срока, на который это право предоставлялось, так и в связи с возникновением обстоятельств, в силу закона или договора являющихся основаниями досрочного прекращения права пользования.

Абзац первый п. 3 ст. 15 включает как императивную, так и диспозитивные правовые нормы. Обязанность участника, передавшего имущество, право пользования которым у общества прекратилось, предоставить обществу денежную компенсацию, равную плате за пользование таким же имуществом на подобных условиях в течение оставшегося срока пользования им носит императивный характер. Данная обязанность не может быть исключена ни уставом, ни договором об учреждении общества, ни решением о его учреждении, ни иным способом, так как она установлена в императивной норме Закона.

Способы и порядок предоставления указанной компенсации установлены во втором и третьем предложениях абзаца первого п. 3 ст. 15, которые состоят из диспозитивных правовых норм. По смыслу абзаца второго данного пункта указанные нормы применяются только в случаях, когда договором об учреждении общества или решением об учреждении общества одним лицом не предусмотрены иные способы и порядок предоставления компенсации. Договором об учреждении или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества могут быть предусмотрены иные способы и иной порядок предоставления участником компенсации досрочного прекращения права пользования имуществом, переданным им в пользование обществу для оплаты доли в уставном капитале общества.

Абзац третий п. 3 ст. 15 Закона является новым. В нем в императивной норме установлена своеобразная санкция на случай неисполнения в установленный срок участником общества своей обязанности, предусмотренной абзацем первым данного пункта. В случае непредставления в установленный срок компенсации доля или часть доли в уставном капитале общества, пропорциональные неоплаченной сумме (стоимости) компенсации, переходят к обществу. Такая доля или часть доли должна быть реализована обществом в порядке и сроки, которые установлены статьей 24 Закона.

Для того чтобы доля или часть доли, пропорциональные неоплаченной сумме (стоимости) компенсации, перешли к обществу, достаточно факта нарушения установленного срока предоставления компенсации.

Доля или ее часть переходит к обществу с даты истечения срока ее оплаты в уставном капитале общества или предоставления компенсации, предусмотренной пунктом 3 ст. 15 Закона (п. 7 ст. 23 Закона). Иными словами, начиная со дня, следующего за последним днем срока, когда компенсация должна была быть предоставлена, в случае ее непредоставления (предоставления не в полном объеме) право на неоплаченную долю (часть доли) переходит к обществу в силу Закона.

В диспозитивной норме пункта 4 ст. 15 Закона установлены положения, призванные обеспечить имущественную стабильность общества с ограниченной ответственностью в случае изменения состава его участников. Имущество, переданное участником в пользование обществу для оплаты своей доли, в случае его выхода или исключения из общества остается в пользовании общества в течение срока, на который данное имущество было передано, если иное не предусмотрено договором об учреждении общества. Прежняя редакция данного пункта позволяла установить такие иные правила в учредительном договоре.

Порядок оплаты долей в уставном капитале при учреждении общества

Порядок оплаты долей в уставном капитале общества при его учреждении определяется статьей 16 Закона. Данная статья применяется в редакции Закона N 312-ФЗ.

Во-первых, как и в других случаях, новые правила регулируют порядок "оплаты долей" в уставном капитале, а не "внесения вкладов" в него, как было прежде.

Во-вторых, согласно новой редакции срок для оплаты долей в уставном капитале в настоящее время определяется договором об учреждении общества (если у него несколько учредителей) или решением об учреждении общества (если учредитель один), а не учредительным договором. В остальном в новой редакции пункта 1 ст. 16 Закона сохранены общая конструкция и смысл действовавших прежде правовых норм.

Каждый учредитель должен оплатить полностью свою долю в уставном капитале общества в течение срока, определенного договором об учреждении или в случае учреждения общества одним лицом решением об учреждении общества и не может превышать один год с момента государственной регистрации общества. Доля каждого учредителя может быть оплачена по цене не ниже ее номинальной стоимости.

Не допускается освобождение учредителя от обязанности оплатить долю в уставном капитале общества, в том числе путем зачета его требований к обществу.

Договором или решением об учреждении общества может быть установлен любой срок для оплаты долей в уставном капитале, не превышающий в целом одного года с момента государственной регистрации общества (даты внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц - ЕГРЮЛ). Договор и решение об учреждении общества не могут содержать положения, противоречащие императивной норме пункта 2 ст. 16 Закона (см. также п. 5 ст. 11 Закона).

Уставный капитал общества должен быть сформирован в установленном размере за счет реальных денежных средств, других вещей или прав, имеющих денежную оценку. Только в этом случае он сможет обеспечить начало предпринимательской деятельности общества и служить гарантией прав его возможных кредиторов. Поэтому оплата каждой доли в уставном капитале производится по цене не ниже номинальной стоимости доли. По этой же причине императивная норма абзаца второго п. 1 ст. 16 категорически запрещает освобождение любого учредителя общества от обязанности оплатить долю в уставном капитале. Оплата долей должна производиться только способами, перечисленными в пункте 1 ст. 15 Закона.

К дате государственной регистрации учредителями общества должны быть оплачены не менее 50% уставного капитала. Законом не предусмотрено, что каждый из учредителей обязан оплатить к моменту государственной регистрации половину своей доли. Поэтому оплата 50% уставного капитала может осуществляться на этом этапе как путем оплаты каждым участником половины своей доли, так и путем оплаты одними учредителями большей, а другими - меньшей части долей и т.п. Соответствующие правила необходимо установить в договоре об учреждении общества (п. 5 ст. 11 Закона).

В соответствии с подпунктом "а" ст. 12 Федерального закона от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в подписанном заявителем заявлении о государственной регистрации подтверждается, в частности, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала на момент государственной регистрации.

Пункт 3 ст. 16 Закона дополнен Законом N 312-ФЗ; в предыдущей редакции указанной статьи соответствующие правила отсутствовали.

В абзаце первом п. 3 ст. 16 установлены правовые последствия на случай неполной оплаты доли в течение срока, установленного договором об учреждении общества или решением об учреждении общества в соответствии с пунктом 1 ст. 16 Закона: неоплаченная часть доли переходит к обществу. Она должна быть реализована обществом в порядке и сроки, которые установлены статьей 24 Закона.

Таким образом, юридическая судьба неоплаченной части доли определяется по правилам статьи 24 Закона. Правовые последствия для учредителя в аналогичной ситуации могут быть установлены договором об учреждении общества по правилам абзаца второго п. 3 ст. 16 Закона.

Договором об учреждении общества может быть предусмотрено взыскание неустойки (штрафа, пени) за неисполнение обязанности по оплате долей в уставном капитале общества.

Последний абзац п. 3 ст. 16 содержит диспозитивную норму: доля учредителя общества, если иное не предусмотрено уставом, предоставляет право голоса только в пределах оплаченной части принадлежащей ему доли. Однако если устав соответствующих положений не содержит, в обязательном порядке применяются приведенные правила участия учредителя общества в голосовании.

Увеличение уставного капитала

В соответствии с пунктом 1 ст. 17 Закона увеличение уставного капитала общества допускается только после его полной оплаты. Принципы, установленные данной статьей, имеют общее значение для случаев увеличения уставного капитала общества за счет его имущества (ст. 18) и за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество (ст. 19 Закона).

Основное условие, без выполнения которого увеличение уставного капитала общества невозможно, - полная оплата долей в уставном капитале его участниками. Участники вправе оплатить свои доли раньше срока, определенного в договоре об учреждении общества, и тем самым выполнить требование, обязательное для увеличения уставного капитала. Увеличение уставного капитала повлечет за собой внесение изменений в учредительный документ общества, которые подлежат регистрации в установленном порядке <16>.
--------------------------------
<16> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". С. 128.

В пункте 2 ст. 17 перечислены способы увеличения уставного капитала общества, которые более детально регламентированы в статьях 18 и 19.

Увеличение уставного капитала общества может осуществляться за счет имущества общества, и (или) дополнительных вкладов участников общества, и (или), если это не запрещено уставом общества, за счет вкладов третьих лиц, принимаемых в общество.

Прием в общество новых участников (третьих лиц) обязательно влечет изменение долей прежних участников и иные правовые последствия, зачастую нежелательные для общества и его учредителей. Поэтому прием в общество третьих лиц уставом общества может быть запрещен. В таком случае по правилам статьи 19 Закона увеличение уставного капитала общества может осуществляться только за счет дополнительных вкладов его прежних участников.

Увеличение уставного капитала за счет имущества общества регулирует статья 18 Закона. В пункты 1 - 3 данной статьи в последние годы изменения не вносились, однако Законом N 312-ФЗ указанная статья дополнена новым пунктом 4.

Увеличение уставного капитала общества за счет его имущества осуществляется по решению общего собрания участников, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом.

Решение об увеличении уставного капитала за счет имущества общества может быть принято только на основании данных бухгалтерской отчетности за год, предшествующий году, в течение которого принято такое решение.

Следовательно, увеличение уставного капитала общества с ограниченной ответственностью за счет его имущества возможно при наличии двух основных условий:

  • общество успешно осуществляло предпринимательскую деятельность и его бухгалтерская отчетность отражает реальную разницу между стоимостью чистых активов и суммой уставного капитала (и резервного фонда, если он образован);
  • уставный капитал общества полностью оплачен до принятия решения об увеличении уставного капитала.

Поскольку увеличение уставного капитала требует внесения изменений в устав общества, соответствующее решение принимается общим собранием участников (подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона). Уставом может быть предусмотрена необходимость большего, чем установлено в пункте 1 ст. 18, количества голосов, необходимого для принятия решения об увеличении уставного капитала. Правила принятия решения общего собрания, установленные в абзаце первом указанного пункта, дублируют общие нормы, установленные в пункте 8 ст. 37 Закона.

Определить истинный состав имущества общества возможно только на основании данных его бухгалтерской отчетности. Имеется в виду отчетность за последний отчетный год, предшествующий году принятия решения об увеличении уставного капитала, т.е. бухгалтерская отчетность за предыдущий год. Поэтому нельзя увеличить уставный капитал за счет имущества общества, первый год деятельности которого не истек.

К собственному имуществу общества относится, в частности:

  • имущество, приобретенное самим обществом по гражданско-правовым сделкам;
  • имущество, созданное работниками общества, полученные плоды, доходы от имущества, находящегося в пользовании общества (в порядке, предусмотренном статьей 136 ГК РФ);
  • имущество, иным способом перешедшее в собственность общества (согласно статье 218 ГК РФ).

Не относится к имуществу общества (п. 1 ст. 1012 ГК РФ):

  • имущество, находящееся в его доверительном управлении;
  • имущество, хранящееся у общества по договору хранения, даже если по этому договору общество имеет право пользоваться хранимым имуществом;
  • арендованное имущество независимо от срока аренды.

Имущество, не принадлежащее обществу на праве собственности, не относится к категории собственного имущества общества. Иные вещные права общества (сервитуты, залог и т.п.) не увеличивают объем имущественной массы общества, а лишь предоставляют ему право пользоваться чужим имуществом <17>.
--------------------------------
<17> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". С. 129.

Пункт 2 ст. 18 в императивной норме определяет максимальную денежную сумму, на которую может быть увеличен уставный капитал общества за счет его имущества. Эта сумма не должна превышать разницу между стоимостью чистых активов общества и суммой уставного капитала и резервного фонда общества.

В изложенной формуле определения суммы увеличения уставного капитала резервный фонд - это не постоянная величина (в одних обществах согласно статье 30 Закона такой фонд образуется, а в других - нет, в зависимости от содержания устава соответствующего общества). Понятие чистых активов общества было рассмотрено выше.

Сумма, на которую увеличивается уставный капитал за счет имущества общества, может быть равна или меньше разницы между стоимостью чистых активов и размером уставного капитала (и резервного фонда, если он образован).

При увеличении уставного капитала общества в соответствии со статьей 18 Закона (за счет имущества общества) пропорционально увеличивается номинальная стоимость долей всех участников общества без изменения размеров их долей.

В подпункте "в" п. 9 Постановления N 90/14 указано: при увеличении уставного капитала общества не изменяются размеры и соотношения долей его участников. Таким образом, размер доли (в процентах или в виде дроби) остается прежним, но номинальная стоимость долей всех участников общества увеличивается пропорционально увеличению уставного капитала.

Новый пункт 4 ст. 18 Закона в императивной норме определяет лицо, которое подписывает заявление о государственной регистрации изменений устава общества в случае увеличения уставного капитала за счет имущества общества и дополняет требования к заявлению, предусмотренному для таких случаев Федеральным законом от 8 августа 2001 г. "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в устав в связи с увеличением уставного капитала, должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества. В заявлении подтверждается соблюдение обществом требований пунктов 1 и 2 ст. 18 Закона.

Данное заявление и иные документы для государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества в связи с увеличением уставного капитала общества, а также изменений номинальной стоимости долей участников общества должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об увеличении уставного капитала общества за счет его имущества.

Такие изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

Согласно статье 17 Закона о государственной регистрации для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются:

  • подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица (кроме того, в заявлении о государственной регистрации изменений, вносимых в устав общества с ограниченной ответственностью в связи с увеличением его уставного капитала, подтверждается соблюдение требований пунктов 1 и 2 ст. 18 Закона);
  • решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Для внесения в устав общества изменений в случае, предусмотренном статьей 18 Закона, действует общее правило о моменте вступления таких изменений в силу для третьих лиц, установленное в абзаце третьем п. 4 ст. 12 Закона.

Порядок увеличения уставного капитала общества за счет дополнительных вкладов его участников и вкладов третьих лиц, принимаемых в общество, определяет статья 19 Закона, применяемая в редакции Закона N 312-ФЗ. Указанные в статье способы увеличения уставного капитала общества могут быть реализованы только при условии, что уставный капитал полностью оплачен (ст. 15, п. 1 ст. 17 Закона). Кроме того, увеличение уставного капитала за счет дополнительных взносов третьих лиц, принимаемых в общество, возможно только, если прием таких лиц в общество не запрещен уставом.

Пункт 1 ст. 19 определяет обязательные требования к порядку принятия и содержанию решения общего собрания об увеличении уставного капитала за счет дополнительных взносов участников общества. В отличие от пункта 2 данной статьи он регулирует увеличение уставного капитала за счет дополнительных взносов всех участников общества, а не одного или нескольких участников.

Общее собрание участников общества большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников общества, если необходимость большего числа голосов для принятия такого решения не предусмотрена уставом общества, может принять решение об увеличении уставного капитала общества за счет внесения дополнительных вкладов участниками общества. Таким решением должна быть определена общая стоимость дополнительных вкладов, а также установлено единое для всех участников общества соотношение между стоимостью дополнительного вклада участника общества и суммой, на которую увеличивается номинальная стоимость его доли. Указанное соотношение устанавливается исходя из того, что номинальная стоимость доли участника общества может увеличиваться на сумму, равную или меньшую стоимости его дополнительного вклада.

Требования к содержанию решения общего собрания, предусмотренные во втором предложении абзаца первого п. 1 ст. 19 Закона, сформулированы в императивной норме. Поэтому они не могут быть изменены или отменены положениями устава, договора об учреждении общества или решением общего собрания его участников.

Каждый участник общества вправе внести дополнительный вклад, не превышающий части общей стоимости дополнительных вкладов, пропорциональной размеру доли этого участника в уставном капитале. Дополнительные вклады могут быть внесены участниками общества в течение двух месяцев со дня принятия общим собранием участников общества решения, указанного в абзаце первом п. 1 ст. 19, если уставом общества или решением общего собрания участников общества не установлен иной срок.

Не позднее месяца со дня окончания срока внесения дополнительных вкладов общее собрание участников общества должно принять решение об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества и о внесении в устав общества изменений, связанных с увеличением размера уставного капитала общества. При этом номинальная стоимость доли каждого участника общества, внесшего дополнительный вклад, увеличивается в соответствии с указанным в абзаце первом п. 1 ст. 19 Закона соотношением.

Увеличение уставного капитала требует реальной оплаты его части, которая образуется за счет дополнительных вкладов участников. Поэтому абзац третий п. 1 ст. 19 обязывает общее собрание утвердить итоги внесения дополнительных вкладов. Такое решение и решение о внесении в устав общества изменений, связанных с увеличением уставного капитала, должны быть приняты в установленный в данном пункте срок. Несоблюдение этого срока может влечь правовые последствия, указанные в пункте 2.2 ст. 19.

Общее собрание участников общества может принять решение об увеличении его уставного капитала на основании заявления участника (заявлений участников общества) о внесении дополнительного вклада и (или), если это не запрещено уставом общества, заявления третьего лица (заявлений третьих лиц) о принятии его в общество и внесении вклада. Такое решение принимается всеми участниками общества единогласно.

Таким образом, уставный капитал общества с ограниченной ответственностью может быть увеличен за счет дополнительных взносов не всех, а одного или нескольких его участников и (или), если это не запрещено уставом, за счет дополнительных взносов третьего лица (или третьих лиц), принимаемых в общество.

Юридическим основанием для принятия общим собранием решения об увеличении уставного капитала по правилам пункта 2 ст. 19 является заявление соответствующего лица, указанного в первом абзаце данного пункта. Требования к содержанию заявления установлены в абзаце втором п. 2 ст. 19 Закона.

В заявлении участника общества и в заявлении третьего лица должны быть указаны размер и состав вклада, порядок и срок его внесения, а также размер доли, которую участник общества или третье лицо хотели бы иметь в уставном капитале. В заявлении могут быть указаны и иные условия внесения вкладов и вступления в общество.

Поскольку увеличение доли участника (участников) общества и приобретение доли третьим лицом (третьими лицами) могут нарушить баланс интересов в обществе, решение об увеличении уставного капитала за счет дополнительных взносов отдельных участников или третьих лиц должно быть принято всеми участниками единогласно. Поэтому на общем собрании должны присутствовать все участники общества (в соответствующих случаях их представители).

Третий и четвертый абзацы п. 2 ст. 19 Закона в императивных нормах определяют перечень и порядок принятия решений, принимаемых одновременно с решением об увеличении уставного капитала соответственно за счет дополнительных вкладов участника (участников) общества и третьего лица (третьих лиц), принимаемых в общество.

Одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления участника общества или заявлений участников общества о внесении им или ими дополнительного вклада должно быть принято решение о внесении в устав общества изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, а также об увеличении номинальной стоимости доли участника общества или долей участников общества, подавших заявления о внесении дополнительного вклада, и в случае необходимости - об изменении размеров долей участников общества. Такие решения принимаются всеми участниками общества единогласно. При этом номинальная стоимость доли каждого участника общества, подавшего заявление о внесении дополнительного вклада, увеличивается на сумму, равную или меньшую стоимости его дополнительного вклада.

Одновременно с решением об увеличении уставного капитала общества на основании заявления третьего лица или заявлений третьих лиц о принятии его или их в общество и внесении вклада должны быть приняты решения о принятии его или их в общество, о внесении в устав общества изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, об определении номинальной стоимости и размера доли или долей третьего лица или третьих лиц, а также об изменении размеров долей участников. Такие решения принимаются всеми участниками единогласно. Номинальная стоимость доли, приобретаемой каждым третьим лицом, принимаемым в общество, не должна быть больше стоимости его вклада.

Следовательно, номинальная стоимость доли каждого участника общества, вносящего дополнительный вклад, увеличивается, но не более чем на сумму, равную стоимости его вклада. Номинальная стоимость доли, приобретаемой третьим лицом, может быть равна или меньше стоимости вносимого им вклада.

Внесение дополнительных вкладов участниками общества и вкладов третьими лицами должно быть осуществлено не позднее чем в течение шести месяцев со дня принятия общим собранием участников общества предусмотренных пунктом 2 ст. 19 решений.

Указанный максимальный срок для внесения вкладов, установленный в абзаце пятом п. 2 ст. 19 Закона, не может быть изменен уставом или другими документами общества. Его нарушение влечет последствия, указанные в пункте 2.2 этой же статьи.

В пункте 2.1 ст. 19 установлены дополнительные требования к содержанию заявления о государственной регистрации изменений в уставе общества, вносимых в соответствии с этой статьей.

Заявление о государственной регистрации предусмотренных статьей 19 Закона изменений в уставе общества должно быть подписано лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества. В заявлении подтверждается внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами. В течение трех лет с момента государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества участники общества солидарно несут при недостаточности имущества общества субсидиарную ответственность по его обязательствам в размере стоимости невнесенных дополнительных вкладов.

Указанное заявление и иные документы для государственной регистрации предусмотренных статьей 19 Закона изменений в связи с увеличением уставного капитала общества, увеличением номинальной стоимости долей участников общества, внесших дополнительные вклады, принятием третьих лиц в общество, определением номинальной стоимости и размера их долей и в случае необходимости с изменением размеров долей участников, а также документы, подтверждающие внесение в полном объеме участниками общества дополнительных вкладов или вкладов третьими лицами, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения об утверждении итогов внесения дополнительных вкладов участниками общества в соответствии с пунктом 1 ст. 19 либо внесения дополнительных вкладов участниками общества или третьими лицами на основании их заявлений. Для третьих лиц такие изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации.

Дополнительная солидарная ответственность участников по обязательствам общества ограничивается стоимостью невнесенных дополнительных вкладов и наступает только при недостаточности имущества самого общества для удовлетворения требований кредиторов.

В соответствии с пунктом 2.2 ст. 19 в случае несоблюдения сроков, предусмотренных абзацем третьим пункта 1, абзацем пятым п. 2 и пунктом 2.1 ст. 19 Закона, увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся. Увеличение уставного капитала общества признается несостоявшимся независимо от причин, по которым было допущено нарушение указанных сроков.

Пункт 3 ст. 19 устанавливает обязанность общества вернуть участникам общества и третьим лицам их вклады, если увеличение уставного капитала не состоялось, и гражданско-правовую ответственность на случай невыполнения этой обязанности.

Если увеличение уставного капитала не состоялось, общество обязано в разумный срок вернуть участникам и третьим лицам, которые внесли вклады деньгами, их вклады, а в случае невозврата вкладов в указанный срок также уплатить проценты в порядке и в сроки, которые предусмотрены статьей 395 ГК РФ.

Участникам общества и третьим лицам, которые внесли неденежные вклады, общество обязано в разумный срок вернуть их вклады, а в случае невозврата вкладов в указанный срок также возместить упущенную выгоду, обусловленную невозможностью использовать внесенное в качестве вклада имущество.

В пункте 18 Постановления N 90/14 обращено внимание судов на то, что при рассмотрении споров между обществом и его участниками, а в соответствующих случаях - между обществом и третьими лицами, связанных с несвоевременным выполнением денежных обязательств, в том числе по возврату участникам и третьим лицам внесенных ими денежных вкладов при фактически несостоявшемся увеличении размера уставного капитала (ст. 19 Закона), суд вправе удовлетворить наряду с требованием о взыскании суммы долга и требование о взыскании процентов за неправомерное пользование чужими денежными средствами в порядке, предусмотренном статьей 395 ГК РФ.

Однако ни Закон, ни судебная практика не дают ответа на вопрос, какой срок следует считать разумным применительно к случаям, указанным в пункте 3 ст. 19. Если предположить, что сроки, установленные Законом для внесения дополнительных вкладов (абзац второй п. 1, абзац пятый п. 2 ст. 19), являются разумными, по нашему мнению, и для возврата вкладов в соответствующих случаях могут применяться такие же сроки.

Следует согласиться и с высказывавшимся в юридической литературе мнением, что в связи с неоднозначным толкованием понятия "разумный срок" целесообразно точно определить срок возврата денежных средств и имущества, внесенных в оплату увеличения уставного капитала, в решении общего собрания, фиксирующего намерение участников увеличить уставный капитал за счет дополнительных вкладов участников и (или) принятия третьих лиц, либо в решении общего собрания, подводящего итоги внесения всеми участниками дополнительных вкладов в уставный капитал. Поскольку ответственность общества за несвоевременный возврат денежных средств и имущества сформулирована очень точно и конкретно в рассматриваемой статье, то разумно и сроки оплаты определить более конкретно решением общего собрания участников во избежание установленной ответственности <18>.
--------------------------------
<18> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". С. 139.

Уменьшение уставного капитала

Уменьшению уставного капитала общества с ограниченной ответственностью посвящена статья 20 Закона. Законом N 312-ФЗ в эту статью были внесены изменения и дополнения: пункт 2 признан утратившим силу, пункт 4 дополнен третьим и четвертым абзацами. Согласно пункту 1 ст. 20 общество вправе, а в случаях, предусмотренных Законом, обязано уменьшить свой уставный капитал.

Общество вправе уменьшить свой уставный капитал по своему усмотрению в любых случаях, когда сочтет это необходимым, за исключением случая, указанного в абзаце третьем п. 1 ст. 20. Уменьшение уставного капитала по правилам статьи 20 Закона производится по решению общего собрания участников общества (подп. 2 п. 2 ст. 33 Закона).

Общество обязано уменьшить уставный капитал до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, в случае, указанном в пункте 3 ст. 20. Кроме того, если разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала недостаточно для выплаты действительной стоимости доли или части доли, общество обязано уменьшить свой уставный капитал на недостающую сумму (п. 8 ст. 23 Закона). Уменьшение уставного капитала общества в силу указания Закона также производится на основании решения общего собрания участников общества.

Изменение уставного капитала банка временно (до 31 декабря 2011 г.) регулирует статья 7 Федерального закона от 27 октября 2008 г. N 175-ФЗ "О дополнительных мерах для укрепления стабильности банковской системы в период до 31 декабря 2011 года" <19>. Согласно пункту 8 указанной статьи при уменьшении размера уставного капитала банка до величины собственных средств (капитала) по решению ЦБР не применяются положения статьи 20 Закона.
--------------------------------
<19> СЗ РФ. 2008. N 44. Ст. 4981.

Способы уменьшения уставного капитала общества исчерпывающим образом перечислены в абзаце втором п. 1 ст. 20. Уменьшение уставного капитала общества может осуществляться путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества в уставном капитале общества и (или) погашения долей, принадлежащих обществу. На практике каждый из этих способов может применяться отдельно, но допускается также сочетание обоих способов одновременно при уменьшении уставного капитала. В любом случае уменьшения уставного капитала (по усмотрению общества или в силу указания Закона) и при любом допускаемом Законом способе уменьшения уставного капитала должно соблюдаться главное правило: уменьшенный в результате этого уставный капитал не должен быть меньше минимального размера, который определяется по правилам статьи 14 Закона.

Уменьшение уставного капитала общества путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества должно осуществляться с сохранением размеров долей всех участников общества.

Иными словами, если производится уменьшение уставного капитала путем уменьшения номинальной стоимости долей всех участников общества, то это уменьшение должно осуществляться пропорционально, без нарушения первоначально установленного соотношения долей участников в уставном капитале. В таком случае размер долей участников (в процентах или в виде дроби) обязательно должен быть сохранен. Соответствующие правила абзаца четвертого п. 1 ст. 20 сформулированы в императивной норме, поэтому они не могут быть изменены или отменены положениями устава, решением общего собрания участников или других органов общества.

Общество не вправе уменьшать свой уставный капитал, если в результате такого уменьшения его размер станет меньше минимального размера уставного капитала, определенного в соответствии с Законом на дату представления документов для государственной регистрации соответствующих изменений в уставе общества, а если в соответствии с Законом общество обязано уменьшить свой уставный капитал, на дату государственной регистрации общества.

В соответствии с пунктом 3 ст. 20 если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше его уставного капитала, оно обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, и зарегистрировать такое уменьшение в установленном порядке. Если по окончании второго и каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества окажется меньше минимального размера уставного капитала, установленного Законом на дату государственной регистрации общества, то общество подлежит ликвидации.

Стоимость чистых активов общества определяется в порядке, установленном федеральным законом и издаваемыми в соответствии с ним нормативными актами.

Пункт 3 ст. 20 Закона почти полностью воспроизводит положения пункта 4 ст. 90 ГК РФ. Как уже отмечалось, в настоящее время отсутствуют нормы федеральных законов и подзаконных правовых актов, устанавливающие универсальные правила о чистых активах обществ с ограниченной ответственностью. О содержании понятия "чистые активы" и подлежащих применению нормативных правовых актах говорилось выше.

Все правила пункта 3 ст. 20 Закона и пункта 4 ст. 90 ГК РФ установлены в императивных правовых нормах. Поэтому они не могут быть изменены или отменены иначе, чем федеральным законом.

Определение соотношения чистых активов общества и его уставного капитала направлено на обеспечение интересов кредиторов общества. Стоимость чистых активов всегда должна быть выше или равна размеру уставного капитала. Уменьшение стоимости чистых активов создает необходимость уменьшения уставного капитала (исключая первый год существования общества). Нормы статьи 20, устанавливающие соотношение уставного капитала и чистых активов общества, тем самым регулируют величину чистых активов общества <20>.
--------------------------------
<20> См.: Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью". С. 143.

В течение 30 дней с даты принятия решения об уменьшении своего уставного капитала общество обязано письменно уведомить об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере всех известных ему кредиторов общества, а также опубликовать в органе печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о принятом решении. При этом кредиторы общества вправе в течение 30 дней с даты направления им уведомления или в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о принятом решении письменно потребовать досрочного прекращения или исполнения соответствующих обязательств общества и возмещения им убытков. При уменьшении уставного капитала уменьшается размер имущества общества, предназначенного для первоочередного обеспечения интересов его кредиторов. Поэтому общество после принятия решения об уменьшении уставного капитала должно в сроки, указанные в пункте 4 ст. 20 Закона, оповестить своих кредиторов о новом размере уставного капитала.

Государственная регистрация уменьшения уставного капитала общества осуществляется только при представлении доказательств уведомления кредиторов в порядке, установленном пунктом 4 ст. 20.
Кредитором в гражданском праве считается сторона в обязательстве, имеющая право требования, обращенное к другой стороне (должнику) <21>. Имеется и более широкое толкование понятия "кредитор", которое используется, например, в целях Федерального закона от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" <22>. Данный Закон определяет кредитора как лицо, имеющее по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Между тем поскольку в пункте 4 ст. 20 Закона предусмотрено право кредиторов потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств, постольку в данном случае нет оснований для расширительного толкования понятия "кредитор". Следовательно, в указанном пункте статьи 20 имеются в виду только кредиторы общества, имеющие права требования по денежным и иным гражданско-правовым обязательствам.
--------------------------------
<21> См.: Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 6-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2008 - 2009 (//www.urkniga.ru).
<22> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190; 2004. N 35. Ст. 3607; 2005. N 1 (ч. I). Ст. 18, 46; N 44. Ст. 4471; 2006. N 52 (ч. I). Ст. 5497; 2007. N 7. Ст. 834; N 18. Ст. 2117; N 30. Ст. 3754; N 41. Ст. 4845; N 49. Ст. 6079; 2008. N 30 (ч. II). Ст. 3616; N 49. Ст. 5748; 2009. N 18 (ч. I). Ст. 2153.

Требование Закона об уведомлении кредиторов общества можно считать выполненным только при условии, что соответствующая информация доведена до сведения кредиторов обоими способами, предусмотренными пунктом 4 ст. 20 Закона.

Для государственной регистрации изменений устава общества, связанных с уменьшением его уставного капитала, в регистрирующий орган помимо документов, предусмотренных для таких случаев Законом о государственной регистрации, потребуется представить также письменные доказательства уведомления кредиторов общества в порядке, установленном пунктом 4 ст. 20 Закона.

Доказательствами персонального письменного уведомления всех известных обществу его кредиторов могут быть, в частности, копии текстов всех уведомлений, направленных кредиторам с приложением документов, подтверждающих их отправку, - почтовых квитанций, почтовых уведомлений о вручении заказного или ценного письма с описью вложения, выписок из книги регистрации отправлений средствами электронной связи и т.п.

Функцию общего уведомления кредиторов общества и иных лиц об уменьшении уставного капитала общества выполняет публикация соответствующего сообщения в органе печати, указанном в рассматриваемом пункте. Согласно Приказу ФНС России от 16 июня 2006 г. N САЭ-3-09/355@ "Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации" <23> сведения, подлежащие опубликованию в соответствии с законодательством о государственной регистрации, публикуются в журнале "Вестник государственной регистрации". Доказательством публикации может служить соответствующий выпуск (номер) данного издания.
--------------------------------
<23> БНА. 2006. N 6.

Документы для государственной регистрации вносимых в устав общества изменений в связи с уменьшением уставного капитала общества и изменения номинальной стоимости долей участников общества должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение одного месяца с даты направления кредиторам последнего уведомления об уменьшении уставного капитала общества и о его новом размере.

Для третьих лиц такие изменения приобретают силу с момента их государственной регистрации. Если в случаях, предусмотренных статьей 20 Закона, общество в разумный срок не примет решение об уменьшении своего уставного капитала или о своей ликвидации, кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств общества и возмещения им убытков. Орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, либо иные государственные органы или органы местного самоуправления, которым право на предъявление такого требования предоставлено федеральным законом, в этих случаях вправе предъявить требование в суд о ликвидации общества.

Кредиторы вправе потребовать от общества досрочного прекращения или исполнения обязательств и возмещения убытков, если не приняты решения об уменьшении уставного капитала или ликвидации общества в тех случаях, когда оно обязано принять соответствующее решение в соответствии с требованиями императивных норм статьи 20 Закона. Поэтому если не принято решение об уменьшении уставного капитала, когда такое решение должно быть принято, например, в соответствии с пунктом 8 ст. 23, приведенные правила пункта 5 ст. 20 Закона применяться не должны.

Право предъявить требование в суд о ликвидации общества в случаях, установленных статьей 20 Закона, предоставлено органу, осуществляющему государственную регистрацию юридических лиц и другим органам в предусмотренных законом случаях. Например, антимонопольные органы в соответствии со статьей 23 Федерального закона от 26 июля 2006 г. "О защите конкуренции" <24> вправе обращаться в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством. Налоговые органы в соответствии с подпунктом 16 п. 1 ст. 31 НК РФ имеют право предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации.
--------------------------------
<24> СЗРФ. 2006. N 31 (ч. I). Ст. 3434; 2007. N 49. Ст. 6079; 2008. N 18. Ст. 1941; N 27. Ст. 3126; N 45. Ст. 5141.

В пункте 27 Постановления N 90/14 указано: решая вопрос о принятии заявления по делу, связанному с применением Закона, необходимо исходить из субъектного состава возникших правоотношений. При этом разрешение исков о ликвидации обществ по основаниям, установленным в пункте 5 ст. 20 Закона, относится к компетенции арбитражного суда.

Библиография

Комментарий к Федеральному закону "Об обществах с ограниченной ответственностью" / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 4-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2007 - 2009.
Орлова Е.В. Чистые активы организации: размер имеет значение // Налоговый вестник. 2008. N 7.
Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. 6-е изд., доп. и перераб. М.: Изд-во Тихомирова М.Ю., 2008 - 2009 (//www.urkniga.ru).

Читайте ещё по этой теме:

Автор: М. Ю. Тихомиров

0

Оставить комментарий