Суд признал неправомерным отказ Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в предоставлении права выкупа жилого помещения по остаточной стоимости.
К Московским юристам обратилась гражданка Колмыкова с просьбой помочь в решении нижеследующей проблемы. В настоящий момент семья Колмыковых в составе шести человек (Колмыкова, ее муж, дочь, два сына и четыре внука) являются нанимателями комнаты жилой площадью 19,1 кв.м в девятикомнатной коммунальной квартире по адресу. Кроме них в вышеуказанной коммунальной квартире проживают гражданка Родина (в комнате жилой площадью 11,2 кв.м) и гражданин Колесов (в комнате жилой площадью 18,8 кв.м).
Летом 2004 года в связи с освобождением в вышеуказанной коммунальной квартире комнат жилой площадью 7,2 кв.м, 11,3 кв.м, 11,7 кв.м, 19,9 кв.м и двух комнат жилой площадью 9,7 кв.м каждая, семья Колмыковых обратилась в окружное Управление Департамента жилищной политики и жилищного фонда г.Москвы с просьбой о присоединении освободившихся комнат жилой площадью 7,2 кв.м, 11,7 кв.м, 19,9 кв.м и одной комнаты жилой площадью 9,7 кв.м. Однако вплоть до сентября 2006 года им не было дано никакого ответа по существу поданного заявления.
В сентябре 2006 года семьей Колмыковых было получено письмо из окружного Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, согласно которому наш их был рассмотрен на заседании общественной жилищной комиссии округа и рекомендовано предложить нам выкуп комнат по рыночной стоимости. При этом, само право на выкуп нами комнат жилой площадью 7,2 кв.м, 11,7 кв.м, 19,9 кв.м и одной комнаты жилой площадью 9,7 кв.м, в коммунальной квартире, было подтверждено Распоряжением Префекта округа.
В октябре 2006 года семьей Колмыковых было получено письмо из окружного Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, согласно которому им предлагалось в соответствии с решением окружной общественной жилищной комиссии для рассмотрения вопроса о цене продажи четырех освободившихся комнат жилой площадью 48,5 кв.м (19,9 кв.м, 9,7 кв.м, 11,7 кв.м и 7,2 кв.м) предоставить справку БТИ о стоимости и заключение независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых комнат.
Московские юристы помогли семье Колмыковых в составлении искового заявления в районный суд против Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании неправомерным отказа в предоставлении права выкупа освободившихся комнат в коммунальной квартире по цене БТИ, и представляли их интересы в районном суде по данному судебному спору. В ст.15 Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. N 6 "Основы жилищной политики города Москвы" сказано буквально следующее:
“2. Освободившееся изолированное жилое помещение в коммунальной квартире должно предоставляться проживающим в этой квартире гражданам, признанным в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. При отсутствии в квартире вышеуказанных граждан освободившееся жилое помещение должно предоставляться гражданам, проживающим в данной квартире и занимающим жилые помещения по договору социального найма размером менее установленной нормы предоставления на каждого члена семьи, с учетом права на пользование дополнительной площадью в соответствии с законодательством.
3. При принятии решения об улучшении жилищных условий граждан путем предоставления по договору социального найма освободившегося изолированного жилого помещения в коммунальной квартире учитываются жилые помещения (доли в праве на жилые помещения), в отношении которых граждане и члены их семей обладают самостоятельным правом пользования, а также гражданско-правовые сделки, совершенные гражданами и членами их семей с принадлежащими им жилыми помещениями (долями в праве на жилые помещения) за период, установленный законодательством города Москвы.
4. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в части 2 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение должно предоставляться иным гражданам, проживающим в этой квартире, по договору найма или передаваться по договору купли-продажи, в том числе с рассрочкой платежа.
5. При отсутствии в квартире граждан, перечисленных в частях 2, 4 настоящей статьи, иные граждане, проживающие в этой квартире, вправе обратиться в исполнительные органы государственной власти города Москвы с предложением о ликвидации коммунальной квартиры. Исполнительные органы государственной власти города Москвы обязаны информировать граждан о возможности ликвидации коммунальной квартиры.
6. Граждане, желающие воспользоваться своим правом, установленным частями 2, 4, 5 настоящей статьи, должны в течение 30 дней со дня получения информации об освобождении жилого помещения подать заявление в исполнительные органы государственной власти города Москвы.
7. При отсутствии в квартире граждан, указанных в частях 2, 4, 5 настоящей статьи, освободившееся жилое помещение предоставляется другим гражданам в установленном законом порядке, за исключением граждан, проживание которых в коммунальных квартирах не допускается законодательством”.
Таким образом, действующим московским законодательством четко установлена очередность предоставления освободившихся комнат в коммунальных квартирах. Семья Колмыковых проживала в этой квартире уже длительное время и являются нанимателями комнаты в данной девятикомнатной коммунальной квартире. Таким образом они имели право на предоставление освободившихся комнат в этой коммунальной квартире по договору купли-продажи. Порядок выкупа освободившихся комнат в коммунальных квартирах четко расписан в Положении о порядке и условиях продажи свободных жилых помещений в коммунальных квартирах, находящихся в собственности г. Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 706-ПП).
Согласно п.10 Положения о порядке и условиях продажи свободных жилых помещений в коммунальных квартирах, находящихся в собственности г. Москвы (утв. постановлением Правительства Москвы от 27 августа 2002 г. N 706-ПП) “При поступлении в управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы в административных округах информации об освобождении жилого помещения в коммунальной квартире они письменно уведомляют граждан, проживающих в данной квартире на условиях социального найма, либо имеющих в указанной квартире жилые помещения в собственности, об освобождении жилой площади”.
Согласно п.12 вышеуказанного Положения о порядке и условиях продажи свободных жилых помещений в коммунальных квартирах, находящихся в собственности г. Москвы “Цена продажи свободных жилых помещений утверждается в каждом конкретном случае Городской комиссией по приватизации и управлению жилищным фондом в г.Москве по одному из трех вариантов расчета цены продажи жилого помещения, произведенного БТИ в соответствии с методикой, утвержденной распоряжением Мэра Москвы от 24.06.96 N 15/1-РМ (I вариант - цена продажи с учетом удорожания строительной продукции; II вариант - цена продажи жилья с учетом технических характеристик дома и квартиры; III вариант - цена продажи жилья с учетом месторасположения дома)”.
Таким образом, по состоянию на момент рассмотрения вопроса окружной общественной жилищной комиссией в сентябре 2006 года семья Клмаковых имела право на выкуп освободившихся комнат в коммунальной квартире по цене БТИ, т.е. остаточной стоимости. Требование о выкупе комнат по рыночной стоимости семья Колмыковых считала неправомерным, поскольку оно основано на п.6 ст.38 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", т.е. на нормативном акте, не имеющем обратной силы и вступившем в силу уже после возникновения у них права на выкуп освободившихся комнат по цене БТИ. Решением районного суда исковые требования семьи Колмыковых были удовлетворены в полном объеме.
Читайте ещё по этой теме:
Источник: Московские юристы